К 70-м годам XIX века появилась потребность в том, чтобы разрозненные знания о психике для изучения объединить в особую научную дисциплину. Превращение психологии в самостоятельную науку стало возможным потому, что психология постепенно превращалась из науки описательной в науку экспериментальную. Начало в построении психологии как самостоятельной науки положили В. Вундт (1832 – 1920 гг.) и Ф. Брентано (1838 – 1917 гг.).
В. Вундт организовал в Лейпциге первый психологический институт (1875 г.). В связи с этим очень важным был выход в свет его труда "Основы физиологической психологии". В нём предметом психологии был признан "непосредственный опыт" — содержание сознания; главным методом — интроспекция (наблюдение субъекта за процессами в своём сознании, что требовало специальной длительной тренировки).
Одновременно с В. Вундтом философ Ф. Брентано изложил программу изучения психологии в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874 г.). Согласно Ф. Брентано, область психологии — это не содержание сознания (ощущения, восприятия, мысли, чувства), а его акты, психические действия, благодаря которым оно появляется. Например, одно явление — свет, другое — акт видения света. По мышлению философа, изучение актов и есть уникальная сфера психологии.
|
|
В научных разработках уровень теоретических представлений о предмете психологии отличался от уровня конкретной эмпирической работы, где под власть эксперимента подпадал всё более широкий круг явлений.
Методы экспериментальной психологии начал разрабатывать немецкий психолог Г. Эббингауз (1850 – 1909 гг.).
Структурная психология Э.Титченера.
Э.Титченер (1867-1927) развивал вундтовские традиции и его понимание психологии как науки о непосредственном опыте. Свою науку он назвал структурной психологией. Ее задачи: 1) разложить душевное состояние на простейшие составные части; 2) найти законы соединения этих частей; 3) привести эти законы в связь с физиологической организацией.
Основоположником функционализма выступает У.Джемс (1842-1910). Джемс приходит к выводу, что психическая жизнь есть постоянная смена качественностей. В сознании нет связок. Оно течет непрерывно. Постоянная смена качественностей составляет поток сознания. В его непрерывном потоке выделяются некоторые переходные состояния. Характерной чертой потока сознания является наличие психических обертонов, неопределенных образов, смутных и неотчетливых явлений сознания. Сознание отличается селективностью, т.е. избирательностью: в нем всегда одно состояние выдвигается вперед, другое, наоборот, отходит на задний план в соответствии с тем, что нужно, важно, интересно данному индивиду.
|
|
Все душевные процессы являются функцией мозговой деятельности.
Идеи Джемса дали начало новому направлению американской психологии — функционализму.
Наиболее ярко и последовательно это широко распространенное в США в начале XX в. направление представлено психологами Чикагской школы (Дж. Дьюи, Дж.Р. Энджелл, А.У. Мур, Дж.Г. Кэрр и др.). Существовало до 1916 г., после чего перешло в бихевиоризм.
Функционализм вместо анализа сознания со стороны содержания требовал рассмотрения сознания со стороны его функции в поведении. Предметом изучения объявляется функция, т.е. операция. Изучить функцию — значит раскрыть ее координацию, с одной стороны, с организмом, с состоянием потребности, которую она удовлетворяет, и с внешней средой, на которую эта функция направлена. Психическая функция, рассматриваемая со стороны ее полезности в практических ситуациях, является инструментом приспособления к окружению.
Сторонниками функциональной психологии были швейцарский психолог Э.Клапаред (1873—1940), англо-американский психолог У.Мак-Дугалл (1871-1938), Г.Ф. Стаутаи. В России сочувственно к психологии функций относились А.Ф. Лазурский (1874—1917), Н.Н.Ланге (1858-1921).