Социалистические страны и их развитие

Социалистический лагерь возник тогда, когда в странах, освобожденных от фашизма Красной Армией, СССР стал насаждать коммунистическиеправительства. Это было в 1945-48 годах, но еще в годы войны СССР избирательно оказывал союзническую помощь прокоммунистическим силам и отказывал в поддержке антикоммунистическим (знаменитый случай с подавлением Варшавского восстания, которое не получило поддержки от СССР из-за своей буржуазной направленности). К концу 1940-х к соцлагерю присоединился Китай, а после Корейской войны - Северная Корея.

Затем, после формирования СЭВ и ОВД, соцлагерь стали понимать в более узком смысле: как блок социалистических стран, ориентированных на СССР во внешней политике. Сюда не вошел Китай, Югославия. Албания какое-то время числилась в советском блоке, но затем вышла из него. Таким образом, соцлагерь стали понимать как страны Восточной и Центральной Европы, входившие в ОВД и СЭВ.

75 Становление Российской государственности.

Россия в 1992—1993гг. Экономическая ситуация, сложившаяся к концу 1991 г., была катастрофической: спад производства, острейший дефицит товаров, отсутствие золотых и валютных резервов, разрыв традиционных хозяйственных связей, огромное количество не обеспеченных материальными ценностями денег на руках населения. С 1 января 1992 г. правительство, фактическим руководителем которого был Е. Т. Гайдар, приступило к осуществлению программы так называемой шоковой терапии. Были отпущены цены, решение о том, по какой цене продавать тот или иной товар, отныне устанавливал производитель и продавец. Началась ваучерная приватизация государственной собственности: каждый гражданин России получил приватизационный чек (ваучер), который мог быть вложен в акции предприятий.

Первые итоги состояли в том, что удалось насытить рынок минимальным набором необходимых товаров, но при этом цены к середине года выросли в сотни раз, тогда как доходы населения — в 10—15 раз. Денежные накопления граждан фактически обесценились. Спад промышленного производства остановлен не был. Во второй половине 1992 г. под давлением парламентской оппозиции и директорского корпуса правительство увеличило денежные вливания в экономику, но эти уступки привели к подстегиванию инфляции.

В этой ситуации резко обострилось противостояние Президента Ельцина и Верховного Совета, реформаторски настроенной исполнительной власти и противившейся реформам власти законодательной. Последняя опиралась на поддержку так называемой непримиримой оппозиции (коммунисты и национал-патриоты). Вопрос стоял о продолжении или прекращении рыночных преобразований, о том, отойдет ли Россия от советской политической системы, утвердится ли она на демократическом пути развития. К весне 1992 г. Ельцину удалось добиться подписания почти всеми субъектами Федерации (за исключением Чечни и Татарстана) Федеративного договора. Это был шаг к новому конституционному устройству. Президентский проект предусматривал превращение России в президентскую республику. Верховный Совет такой вариант не устраивал, парламентарии вели дело к созданию парламентской республики с номинальным, не обладающим реальной властью президентом. Всенародный референдум в апреле 1993 г. показал, что общество твердо поддерживает Президента, проводимые социально-экономические преобразования и президентский вариант конституционной реформы. Однако референдум не прекратил противостояния: на вопрос о необходимости досрочных выборов парламента избиратели ответили отрицательно. Открытое столкновение становилось неизбежным.

76.

Конституция Российской Федерации была принята на всенародном референдуме 12 декабря 1993 года, который был признан состоявшимся, в нем приняло участие 54,8 процента избирателей. За Конституцию из них проголосовало 58,4 процента, против - 41,6 процента. Таким образом, новая Конституция РФ была принята примерно 30 процентами избирателей. Это был очень важный шаг в конституционной реформе.

Конституция России состоит из преамбулы и двух разделов. Основным является первый раздел, состоящий из 9 глав, второй предусматривает ряд норм, которые носят временный характер.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

В Конституции РФ получила закрепление новая концепция организации государственной власти, в основу которой положена идея разделения властей, в главе об основах конституционного строя утверждаются основные принципы организации и деятельности государства. Частная собственность признается и находится под защитой государства наряду с государственной и муниципальной. Признается многопартийность, идеологическое многообразие.

Во второй главе Конституции установлены основные права и свободы человека и гражданина в точном соответствии с общепризнанными нормами и принципами международного права. Вполне определенно утверждается приоритет прав и свобод граждан над интересами государства. Эта идея является одной из основополагающих в Конституции.

В третьей главе закреплено федеративное устройство России. После подписания Федеративного договора 31 марта 1992 года Российское государство стало федеративным не только по форме, но и по содержанию. В настоящее время территория РФ состоит из территорий ее субъектов, которыми являются: республики в составе РФ, края, области, города Москва и Санкт-Петербург, автономные округа, автономная область. Субъектам федерации удалось найти компромиссную формулу сочетания общих и частных интересов, каждый из них получает конституционные возможности для своего полноценного развития. Россия остается единой для всех россиян.

Остальные главы посвящены организации государственной власти:

Глава 4 Президент РФ.

Глава 5 Федеральное собрание.

Глава 6 Правительство РФ.

Глава 7 Судебная власть.

Глава 8 Местное самоуправление.

Глава 9 Конституционные поправки и пересмотр Конституции.

Констатируется, что Конституция РФ принимается многонациональным народом РФ, в ней называются цели, реализация которых является основной задачей государства:

- утверждение прав и свобод человека,

- утверждение гражданского мира и согласия в РФ,

- сохранение исторически сложившегося государственного единства,

- возрождение суверенной государственности России,

- утверждение незыблемости демократических основ Российского государства,

- обеспечение благополучия и процветания России.

77.

· 28 октября 1991 — на V съезде народных депутатов РСФСР Ельцин объявляет о переходе к рынку с января 1992 года.

· 6 ноября 1991 — Ельцин формирует новое правительство, которое должно воплотить в жизнь грядущие реформы. Во главе правительства Ельцин встаёт сам, а первым заместителем назначает не имеющего широкой известности учёного-экономиста, убеждённого рыночника Е. Т. Гайдара. Новым председателем Госкомимущества России стал ленинградский экономист Анатолий Чубайс.

· 19 декабря 1991 — постановление Правительства РСФСР № 55 «О мерах по либерализации цен».

· январь 1992 — либерализация цен, гиперинфляция, начало ваучерной приватизации.

· 29 января 1992 — Указ о свободе торговли.

· 11 июня 1992 — постановлением Верховного Совета Российской Федерации № 2980-I утверждена «Государственная программа приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 г.».

· июль-сентябрь 1993 — падение темпов инфляции, отмена рубля СССР (денежная реформа).

· ноябрь-декабрь 1995 — приватизация крупнейших государственных предприятий путём залоговых аукционов.

· 1 января 1998 — 1000-кратная деноминация рубля.

· с 17 августа 1998 — экономический кризис, дефолт по внутренним обязательствам (ГКО, ОФЗ), четырёхкратный обвал курса рубля.

Результат:

· В результате реформы 1990-х годов в России не была создана полноценная рыночная экономика.[38] Созданная экономическая система скорее носила черты государственного капитализма, её называют, в частности, «квазирыночной». По мнению академика РАН А. Д. Некипелова, особенностями данной системы, созданной в результате максимальной либерализации экономической деятельности, произвольного распределения госсобственности, финансовой стабилизации за счёт жёсткого ограничения совокупного спроса, были «беспрецедентная натурализация хозяйственной деятельности, устойчивое значительное превышение процентной ставкой уровня отдачи капитала в реальном секторе и неизбежная в этих условиях ориентация всей экономики на финансово-торговые спекуляции и растаскивание ранее созданного богатства, хронический фискальный кризис, вызванный возникновением „дурной последовательности“: „дефицит бюджета — сокращение государственных расходов — спад производства и разрастание неплатежей — сокращение налоговых поступлений — дефицит бюджета“».[39]

· Под влиянием гиперинфляции произошла глубокая деформация всех стоимостных пропорций и соотношения цен на продукцию отдельных отраслей, изменившая стоимостные основания финансовой, бюджетной и кредитно-денежной системы. Индекс потребительских цен с 1992 г. по 1995 г. увеличился в 1187 раз, а номинальная зарплата — в 616 раз. Тарифы на грузовые перевозки увеличились за те годы в 9,3 тыс. раз, а индекс цен реализации продукции сельского хозяйства производителями продукции повысился всего в 780 раз, в 4,5 раз меньше, чем в промышленности. Неравновесие доходов и расходов достигло за годы преобразований такого уровня, что механизм неплатежей перестал справляться с его сбалансированием.[40]

· Заметное обеднение практически большинства населения России в начале 90-х годов: жизненный уровень основной массы населения снизился по многим характеристикам в 1,5—2 раза — до показателей 60—70-х годов[41]. Как отмечал в 2002 году академик Д. С. Львов, зарплата в реальном исчислении сократилась с 410 рублей (1990 г.) до 168 рублей (2000 г.)[42].

· Структура промышленного производства за годы преобразований также изменилась. Произошло снижение наукоёмких производств, техническая деградация экономики, свёртывание современных технологий.[43] За 15 лет, прошедших с начала рыночных реформ в России, один из наиболее существенных спадов по сравнению с другими отраслями промышленности испытало судостроение[44].

· При переходе к рыночной экономике появился рынок труда, увеличилась безработица. По методологии Международной организации труда (МОТ), на начало 2003 г. безработными были 7,1 % экономически активного населения (без учёта скрытой безработицы). Разрыв между минимальными и максимальными уровнями безработицы по регионам составил 36 раз.

· В конце 1998 и начале 1999 годов обозначилась тенденция к экономическому росту. После девальвации августа 1998 г. была резко снижена конкурентоспособность импорта, что увеличило спрос на отечественные товары пищевой промышленности и других отраслей. Важнейшим фактором экономического роста являлся рост объёмов производства на всех предприятиях топливно-энергетического комплекса, где стремились компенсировать убытки от падения цен на мировых рынках — экспорт по стоимости сокращался в течение 1998 г., в физических объёмах — увеличивался.

· Либерализация ценообразования сняла проблемы товарного дефицита конца 80-х, но вызвала снижение жизненного уровня большинства населения, гиперинфляцию (ликвидации сбережений).

· Как полагает доктор экономики, профессор Гарвардского университета Янош Корнаи, в России произошло развитие «абсурдной, извращённой и крайне несправедливой формы олигархического капитализма»[45]. Руслан Гринберг, член-корреспондент РАН, директор Института экономики РАН также отмечал, что в результате политики Ельцина и реформаторов сформировался «олигархический капитализм»[46].

· Либерализация цен и новая налоговая политика оказали разрушительное воздействие на частное предпринимательство.[47] За 1992 год в России число малых предприятий в сфере производства резко сократилось.[47]

· Либерализация цен и либерализация внешней торговли привели к высоким темпам роста цен в российской экономике, а также к кардинальным и негативным для развития экономики изменениям ценовых пропорций.[48]

· Тем не менее, ряд экономистов полагает, что причиной экономического подъёма в России (и других странах бывшего СССР) начиная с 1999 года является, прежде всего, переход от плановой к рыночной экономике, осуществлённый в 1990-е годы[49].

 

79.

К концу 90-х годов произошли радикальные перемены в экономике и социальной структуре российской общества. В стране сложилось рыночное хозяйство, мало отличающееся от экономики среднеразвитых капиталистических государств. Однако данная социально-экономическая система имела ряд недостатков. Отсутствовала юридическая защита прав собственности и отечественных производителей. Не был разработан план социальной защиты населения. Не уменьшились размеры внешнего долга.

Производство находилось в депрессивном состоянии. Руководство страны обладало недостаточной компетентностью. Все это привело в августе 1998 г. к финансовому кризису. Кризис поразил все отрасли хозяйства. Потери банковской системы составила 100 – 150 млрд. руб.

Финансово-экономический кризис тяжело отразился на положении российского населения. Стали привычными задержки выплат заработной платы и пенсий. В 1999 г. насчитывалось 8,9 млн. безработных, что составляло 12,4% трудоспособного населения страны: за 1989 – 1999 гг. его численность сократилась на 2 млн. человек.

Только во второй половине 1999 г. были преодолены негативные последствия кризиса. Начался медленный подъем производства.

В политической жизни отчетливо проявился кризис власти. Падал авторитет Б.Н. Ельцина. Участились кадровые перестановки в правительстве, министерствах и ведомствах. С апреля 1998 г. по март 2000 г. на должности Председателя Правительства РФ сменились 5 человек: С.В. Кириенко, В.С. Черномырдин, Е.М. Примаков, С.В. Степашин, В.В. Путин. В апреле 2000г. главой правительства стал М.М. Касьянов. В 2004 г. его сменил Фрадков. Однако смена лидеров правительства не меняла положения в стране. По-прежнему не проводилась стратегия развития реформы в экономике и политике. В республиках и областях принимались законы, противоречащие федеральному законодательству.

В середине 1999 г. вновь обострилась обстановка в Чечне. Усилилось сепаратистское движение во главе с президентом Асланом Масхадовым. Участились террористические акты чеченских боевиков. Чечня стала центром международного терроризма. Все это стало причинами второй чеченской войны (август 1999 г.), гибелью А. Масхадова.

В декабре 1999 г. состоялись очередные выборы в Государственную Думу. В избирательной кампании приняли участие многие объединения и партии: «Наш дом - Россия», КПРФ, ЛДПР, «Яблоко». Проявились новые политические движения: «Отечество – вся Россия» (лидеры – Е.М. Примаков, Ю.М. Лужков), «Союз правых сил» (С.В. Кириенко, Б.Е. Немцов, И. Хакамада), «Единство» (С. Шойгу). В результате выборов в составе III Государственной Думы лидирующим фракциями стали «Единство» и КПРФ, а в IV Государственной Думе (декабрь 2003 г.) большинство принадлежит «Единой России».

31 декабря 1999 г. о своем досрочном уходе в отставку объявил первый Президент РФ Б.Н. Ельцин. Временно исполняющим президентские обязанности он назначил В.В. Путина На выборах 26 марта 2000 г. В.В. Путин был избран президентом РФ., а в 2004 г. Путин В.В. был переизбран на второй срок.

80.

Программа приоритетных национальных проектов была сформулирована президентом России Владимиром Путиным 5 сентября 2005 года в обращении к правительству, парламенту и руководителям регионов.

В качестве приоритетных направлений «инвестиций в человека» глава государства выделил: здравоохранение, образование, жильё, сельское хозяйство.

Первый вице-премьер Дмитрий Медведев 27 ноября 2005 заявил, что этот список может в будущем быть дополнен наукой и культурой.

В 2006 году ряд политиков и СМИ называли меры по улучшению демографической ситуации «новым национальным проектом».

На сайте Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике (rost.ru) расположен архив документов по реализации НП. Оперативная информация на сайте (новости, стенограммы и пр.) перестала обновляться в мае 2009 года. Позднее на сайте появился документ «Уточненные направления реализации приоритетного национального проекта „Доступное и комфортное жилье — гражданам России“ на 2009—2012 годы», принятый 1 июля 2009 года.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: