Национальный проект «Здоровье»

Основная статья: Национальный проект «Здоровье»

Национальный проект в сфере здравоохранения предусматривает повышение приоритетности первичной медико-санитарной помощи, повышение зарплаты некоторым категориям врачей (например, участковым терапевтам).

· Денежные выплаты врачам, медсестрам, акушерам

· Вакцинация

· Обследование новорожденных

· Проф переподготовка

«Родовые сертификаты»

В рамках национального проекта «Здоровье» проводится дополнительный проект — «Родовые сертификаты». Его цель — улучшить качество обслуживания в женских консультациях и родильных домах. Делается это путём выдачи талонов родовых сертификатов, по которым:

· Женская консультация получает 3000 рублей

· Родильный дом получает 6000 рублей

Родовые сертификаты введены с 1 января 2006 года. С 1 января 2007 года выплаты по каждому сертификату были увеличены на 1000 рублей.

На стимулирование инновационных программ в 2006—2007 из бюджета будет выделено 26 млрд руб., на поощрение лучших учителей — 1 млрд руб. в год, на закупки учебного оборудования — 2,3 млрд руб., 3500 школьных автобусов — 1 млрд руб., подключение 18 000 школ к Интернету — 1,5 млрд руб. Всего из бюджета 2006 на проект «Образование» выделено 31 млрд руб.

81.

 В 2014 году был принят фундаментальный документ №172-ФЗ "О стратегическом планировании в Российской Федерации". В соответствии с ним осенью 2016 года был создан "Федеральный проектный офис". Догадаетесь, что стало причиной его создания?

Весь 2017 год офис подготавливал методические рекомендации, определял требования и разрабатывал необходимые материалы для воплощения результатов Проектной деятельности в работу Правительства и другие ведомства. Сейчас полным ходом в Правительстве идет оформление Приоритетных направлений развития

С созданием "Федерального проектного офиса" изменился центр власти и принятия решений. Правительство теперь обязано не только исполнять законы, но и достигать результатов конкретных проектов, причем в ограниченные сроки. Каждый проект достигает определенной цели и контролируется чёткими понятными результатами. Работа чиновника регулируется достижением этих результатов.

Проектный подход был отрепетирован при подготовке к Олимпиаде в Сочи 2014, и ЧМ-2018. Но на полную мощность должен выйти в период с 2018 по 2025 годы.

В соответствии с тем же законом "О стратегическом планировании в РФ" в регионах в 2017 году начали разработку "Стратегии социально-экономического развития до 2030 г." В некоторых регионах такие стратегии уже утверждены и ждут согласования на федеральном уровне к концу года. Эти стратегии аккуратно вписываются в другой проект федерального уровня "Стратегию пространственного развития России до 2025 г." Это важнейшая стратегия на данный момент. Именно она должна стать локомотивом Путинского "Прорыва".

Уже сделано в рамках еще не принятой (есть концепт) стратегии пространственного развития:
- в пограничном регионе юга страны(Краснодарский край) утверждено создание семи (7) экономических зон развития.
- муниципалитеты 6 районов подписали соглашение о межмуниципальном взаимодействии. Ведутся консультации по созданию Советов экономических зон, каждому из которых выделят своего куратора.
- каждая зона будет воплощать свои 12 приоритетных проекта до 2030 г.

Проекты с конечным временем исполнения, чёткими показателями достижения, становятся нормой жизни российской сферы управления. Эффективность такого подхода впервые была опробована в Тюменской области (при Собянине). Тогда также создавались объединения межмуниципального взаимодействия на основе пространственно-экономического обоснования. То есть в первую очередь смотрели на реальные ресурсы и возможности территории, а не на административные границы этих территорий. Подход оказался успешным, но проект был закрыт в виду неблагоприятной общей ситуации в стране (начало 00-х).

Сегодня в нашей стране проектный подход перехватывает управление чиновничьего аппарата. Полезность обществу и вписанность их деятельности в общие нужды страны и людей выходит на первый план. Происходит сшивание муниципалитетов и регионов в единую систему экономического взаимодействия. Так весь Кавказский регион сшивается проектом Шелкового Пути через Каспий. Строительство Каспийского Хаба предрешено. Недавний договор в Актау лишний раз это подтверждает. Скоростная дорога через регионы от Каспия до Черного моря - дело времени. И даже самая дорогая трасса от Джубги до Сочи так же будет построена. Это есть во всех вышеприведенных проектах развития, а значит будет. Почему? Потому что это стратегический план.

Выстраивается новая система управления. Она использует чиновников и заставляет их работать прозрачно и выгодно для всех. Раньше главы муниципалитетов и главы регионов чувствовали себя хозяевами на вверенной им земле. Сейчас же они становятся исполнителями планов Стратегического развития. Единая стратегия России вписывает в себя стратегии регионов и муниципалитетов не по административным границам, а по ресурсным возможностям. Например, уже подписано соглашение между Краснодарским краем и Республикой Адыгея о создании Краснодарской агломерации в которую войдет г.Краснодар и несколько районов Адыгеи. У этой агломерации будет свой управляющий Совет. Неожиданно? Согласен. Но и они вписаны в более крупный Южный макрорегион. И это всё без изменения административных границ.

Основная задача Стратегии пространственного развития России до 2025 года - выравнивание качества жизни во всех регионах страны с учетом природных, социокультурных особенностей. В дополнение к федеральному контролю и проектному контролю, создаётся система общественного, народного контроля. Проект "За честные закупки" уже показал отличные результаты. Сейчас реализуется проект контроля за качеством дорог. С каждым годом народного контроля будет становится больше и больше. Цифровизация делает это неизбежным.

82.

Распад СССР привёл к серьёзному изменению расстановки сил на международной арене и места и роли России в мире.

На западе рубежи России на сотни километров были отодвинуты в глубь страны, они вернулись к границам середины XVII в. По периметру границ вместо прежнего «пояса безопасности» из дружественных и союзных стран возникли новые угрозы. Они были связаны с приходом к власти в ряде соседних стран Восточной Европы, а также в постсоветских государствах (Эстонии, Латвии, Литве и др.) политиков-националистов, враждебно настроенных к России и русскоязычному населению собственных стран.

Серьёзный удар был нанесён по обороноспособности страны. Основные ударные силы Советской армии находились вдоль границ СССР. Теперь укрепления и самая современная техника перешли в руки других стран — соседей России. Военно-морской флот России лишился своих хорошо оборудованных баз в Эстонии, Латвии, Литве, на Украине, в Грузии, Азербайджане, Туркменистане.

Оказалась разрушенной единая система противовоздушной (а самое главное — противоракетной) обороны страны. Были демонтированы станции раннего обнаружения средств ракетного нападения вероятного противника на территории Латвии, на Украине, в Красноярском крае.

Единый прежде военно-промышленный комплекс страны также перестал существовать. В результате к лету 1998 г. техника новейших образцов в российской армии составляла лишь 20% от общего числа, а к концу 1999 г. — лишь 7%.

Военная реформа в России, неподготовленный и ускоренный вывод российских войск с территорий стран Восточной Европы привели к значительному сокращению численности Вооружённых сил, в первую очередь на западном направлении. За 1992—1998 гг. была сокращена на 52 % численность военнослужащих Ленинградского военного округа, на 57 % — военнослужащих Калининградского особого района, на 29 % — личного состава Балтийского и на 19 % — Северного флота.

Вместе с тем если к середине 1980-х гг. соотношение обычных видов вооружений в Европе было 3: 1 в пользу СССР, то к середине 1990-х гг. оно составило 1: 3 в пользу стран НАТО, а после принятия в эту организацию Польши, Венгрии и Чехии — 1:4.

К концу 1990-х гг. только европейские страны НАТО превосходили Россию по военным расходам в 20 раз, а по ВВП более чем в 50 раз.

Россия впервые за долгие годы практически лишилась военно-политических союзников, оказавшись в международной изоляции.

Разрастались военные конфликты вблизи границ России. Отсутствовали фиксированные границы со странами СНГ.

России предстояло выработать внешнеполитическую концепцию, отвечавшую её национальным интересам.

Результаты внешней политики страны в 1990-е гг.

Внешняя политика России в 1990-е гг. имела противоречивый характер. Были и серьёзные достижения. Снизился уровень военного противостояния со странами Запада. Стала менее острой угроза мировой ракетно-ядерной войны. Россия, преодолев прежнюю изолированность от западных стран, включилась в деятельность ведущих международных организаций. Во второй половине 1990-х гг. активизировалось восточное направление российской внешней политики. Наша страна заняла центральное место в СНГ.

Однако выявились новые опасности и проблемы. Ведущие страны Запада, заявляя о союзнических отношениях с Россией, в меньшей, чем в прежние годы, степени учитывали её позицию и интересы. Так, в частности, было при принятии решений о расширении НАТО на Восток и включении в повестку дня вопроса о приёме в эту военную организацию некоторых бывших советских республик.

Усилилось отставание России от стран Запада и Японии в научно-техническом отношении.

Всё это требовало постоянной корректировки внешнеполитического курса, выработки новой концепции, определяющей место России в мире, её национальные интересы.

ИТОГИ

С распадом СССР положение России в мире серьёзно осложнилось. Перед страной вновь встала задача укрепления своей обороноспособности и отстаивания национальных интересов.

 

83.

Разработка новой внешнеполитической стратегии.

К началу тысячелетия российская внешняя политика завершила стадию своего становления. Результатом осмысления роли и места в мировом сообществе и путях реализации долгосрочных национальных интересов нашей страны на международной арене стало появление в 2000 г. трех новых важных базовых документов. Концепция национальной безопасности содержит анализ внешних угроз интересам Российского государства. На ее основе принята Военная доктрина, развивающая положения Концепции применительно к оборонному строительству. Концепция внешней политики (2000 г., июнь) решает ту же задачу применительно к конкретным областям внешнеполитической деятельности страны.

Реализуя идею разновекторной политики, Россия в 2000—2004 гг. поддерживала связи со многими странами мира на разных континентах. Продолжался интенсивный диалог по самой широкой проблематике с США и другими государствами Запада. Наряду с двусторонними контактами сотрудничество осуществлялось в рамках многосторонних форумов и организаций («Большая восьмерка», НАТО, ОБСЕ, ЕС, МВФ и др.). Помимо визитов в западные страны, российский президент посетил Китай, Индию, Японию, Северную и Южную Корею, Вьетнам, Кубу, участвовал в региональных форумах Азиатско-Тихоокеанского региона.

Огромное влияние на состояние международных отношений оказали террористические акты в США 11 сентября 2001 г. Они привели к консолидации мирового сообщества в борьбе против мирового терроризма. Сентябрьские события объективно способствовали осознанию той важной роли, которую призвана играть Россия в формировании новой системы международной безопасности, где на первый план выдвигаются противостояние терроризму и борьба за нераспространение средств массового поражения.

Интенсивными были многосторонние и двусторонние контакты России со странами, входящими в СНГ. И хотя уровень взаимодействия с различными государствами был разным, концентрация внимания на решении конкретных проблем (безопасность, совместные экономические проекты) способствовала прагматизации отношений между ними. Наша страна стала уделять больше внимания поддержке российской диаспоры за рубежом. Этой теме посвящался Конгресс соотечественников в Москве в октябре 2001 г.

Важную роль в российской внешней политике начала XXI века играла «личная дипломатия» Путина, благодаря которой он устанавливал близкие отношения с лидерами ведущих мировых держав.

В результате западные лидеры увидели в лице Путина современного, прагматичного российского политика, который соответствовал новому стилю международной политики.

С начала 2000-х годов внешняя политика России была направлена на повышение её международного престижа и укрепление статуса великой державы.

Кроме этого, необходимо было обеспечить безопасность государства за счёт установления дружественных отношений с соседними странами и наладить плодотворное сотрудничество с Западом.

На отношение международного сообщества к России в первую очередь влиял её огромный внешний долг, неустойчивое экономическое положение, а также слабость государственной власти.

Зарубежные партнёры, в частности, Международный валютный фонд, не были уверены в стабильном внутриполитическом развитии России и сомневались, что ей удастся своевременно решить долговую проблему.

Поэтому выплаты по внешнему долгу, предпринятые российским руководством в 2000–2006 годах, существенно повысили уровень доверия к России.

Однако сложившаяся международная обстановка требовала переосмысления приоритетов российской внешней политики.

Поэтому 10 января 2000 года указом президента была утверждена новая концепция внешней политики Российской Федерации. При составлении концепции руководство страны исходило из того, что Россия продолжает сохранять статус великой державы.

Было отмечено, что с этого момента внешняя политика России будет проводиться исходя из принципов обеспечения надёжной безопасности государства,

а также сохранения и укрепления её суверенитета, территориальной целостности и прочных позиций в мировом сообществе.

В новой концепции внешней политики Путин обозначил следующие приоритеты: ставка на формирование многополярной системы международных отношений со справедливым и демократическим миропорядком; решительное противодействие принижению роли ООН и Совета Безопасности в мировых делах; формирование пояса добрососедства по периметру российских границ; защита прав и интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за границей; содействие позитивному восприятию Российской Федерации в мире, популяризация русского языка и культуры народов России.

В начале XXI века одной из важнейших задач была борьба с терроризмом. На территории России активнее всего представители международных террористических организаций действовали на Северном Кавказе.

Чечня стала плацдармом для дестабилизации обстановки в России. Чеченские бандформирования зачастую финансировались из-за границы, а кроме местных боевиков в них действовали и иностранные наёмники.

После терактов в США 11 сентября 2001 года Россия присоединилась к антитеррористической коалиции западных стран и поддержала операцию Североатлантического альянса против талибов в Афганистане, начатую в ответ на теракты.

В рамках этого сотрудничества Россия предоставила НАТО свою территорию для транзита военных грузов и военнослужащих в Афганистан, а также согласилась на размещение американских военных баз в Средней Азии.

Такие действия российского правительства стали весомой помощью в борьбе с движением Талибан. Россия же своими действиями в рамках участия в коалиции пыталась обезопасить свои южные границы.

Однако важнейшим направлением внешней политики по-прежнему оставались отношения с США, которые в 2000-2003 годах были нестабильными.

Администрация Джорджа Буша-младшего пришла к власти с обновлённой внешнеполитической концепцией, в которой Россия вновь позиционировалась в качестве потенциальной угрозы.

Более того, внешняя политика США выстраивалась с позиции однополярного мира, в котором США – единственная оставшаяся сверхдержава.

Поэтому новым американским руководством был взят курс на изменение баланса сил на мировой арене в свою пользу.

Первым шагом в этом направлении стал выход США из договора по ПРО 1972 года. В США создавалась национальная система противоракетной обороны.

Это разрушило систему стратегической стабильности в мире, которая существовала в течение 30 лет.

Трагические события 11 сентября 2001 года временно вывели отношения России и США на новый уровень. Общий враг в лице международного терроризма сблизил позиции двух стран.

Однако сокращать стратегические наступательные вооружения США начали только под давлением России. В 2002 году между ними был заключён Договор о сокращении стратегических наступательных потенциалов.

Тем не менее США продолжали менять стратегический баланс в свою пользу. Важнейшей составляющей этого процесса стало расширение НАТО на Восток.

В 2004-м году в Североатлантический альянс были приняты Болгария, Румыния, Словакия, Словения, Латвия, Литва и Эстония. В 2009 году в НАТО вошли Албания и Хорватия. Были озвучены планы по принятию в организацию Грузии и Украины.

Кризис российско-американских отношений явственно проявился в 2003 году после того, как США и их союзники, проигнорировав позицию ООН, под надуманным предлогом вторглись в Ирак. В ответ на это российская сторона официально заявила, что военные действия США против Ирака не имеют правовых оснований.

В 2006 году обострилась ситуация вокруг Ирана. США обвиняли Тегеран в сотрудничестве с террористами.

Джордж Буш-младший объявил о планах развёртывания американской системы ПРО в Польше и Чехии «для борьбы с иранской угрозой». Это создавало прямую военную угрозу России.

Односторонние действия США вызвали ответные шаги со стороны российского руководства. В частности, в 2007 году Россия ввела мораторий на исполнение Договора об ограничении вооружённых сил в Европе (ДОВСЕ).

Важную роль во внешней политике России играли отношения со странами ближнего зарубежья, которые выстраивались с учётом процессов, происходивших внутри этих государств.

Например, экономические и культурные связи между Россией и прибалтийскими странами значительно сократились.

Это было связано с несколькими факторами. Среди них: вступление Латвии, Литвы и Эстонии в НАТО, попытки добиться от России возмещения ущерба за «советскую оккупацию», переписывание общей истории, нарушение прав русскоязычного населения, глумление над памятью павших в годы Великой Отечественной войны.

Кроме этого, в начале XXI века в некоторых государствах, входивших в состав СНГ, в ходе «цветных революций» произошла смена политического руководства.

«Цветная революция» – смена правящих режимов, осуществляемая с преимущественным использованием методов ненасильственной политической борьбы (обычно массовых уличных акций протеста).

Зачастую подобные революции проходили при непосредственной поддержке из-за рубежа, в результате чего к власти приходили прозападно настроенные политики. Из-за этого в 2000-х годах самыми напряжёнными были взаимоотношения России с Украиной и Грузией.

Так, в 2003 году в Грузии произошла так называемая «революция роз». В её ходе действующий президент Эдуард Шеварднадзе сложил свои полномочия и руководство страной перешло к оппозиционерам во главе с Михаилом Саакашвили.

Новый грузинский президент выступал с антироссийских позиций, а своей главной задачей ставил вступление Грузии в ЕС и НАТО.

В 2004 году произошла украинская «оранжевая революция». Она была спровоцирована оппозицией, которая была недовольна результатами президентских выборов. После повторного проведения второго тура выборы выиграл Виктор Ющенко. Он также выступал за вступление страны в НАТО.

Новое украинское руководство начало сворачивать культурные контакты с Россией. Русский язык усиленно вытеснялся из системы образования, кинопроката, средств массовой информации.

Ещё больше российско-украинские отношения ухудшились в 2005–2006 годах. Украинская сторона не желала платить за российский газ по рыночной цене. Из-за чего возникали перебои со снабжением европейских стран энергоносителями из России.

В 2005 году в результате «революции тюльпанов» был свергнут президент Киргизии Аскар Акаев. В этом же году была предпринята попытка свержения президента Ислама Каримова в Узбекистане.

Ситуация в Прибалтике и «цветные революции» заставили руководство России уделить большее внимание отношениям с другими странами СНГ и расширить сотрудничество с ними.

В начале XXI века усилились контакты России с русской диаспорой за рубежом.

В общей сложности к этому времени за пределами Российской Федерации проживало около 30 миллионов русских и их потомков.

В 2006 году была принята программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.

Переселенцам полагался ряд льгот. Среди них: компенсация затрат на переезд, единовременное пособие на обустройство, выделение ипотечных кредитов, упрощённое получение российского гражданства.

Впервые за многие годы российское общество стало вновь ощущать общность, единство с соотечественниками за рубежом.

Российское руководство предприняло усилия по развитию союзнических отношений с ближайшими соседями на Востоке. Особенно эффективными становились отношения между Россией и Китаем.

В июле 2001 года Россия подписала Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве с КНР. Согласно его условиям стороны обязывались не участвовать в союзах и блоках, наносящих ущерб суверенитету, безопасности, территориальной целостности обеих стран. В договоре было также закреплено отсутствие взаимных территориальных претензий.

Кроме этого, российско-китайские отношения активно развивались в рамках Шанхайской организации сотрудничества (ШОС).

Она была основана в июне 2001 года и объединила Россию, Китай, Казахстан, Киргизию, Таджикистан и Узбекистан. В качестве наблюдателей к ШОС также присоединились Индия, Иран, Монголия, Пакистан. Эта организация выступала за укрепление стратегической стабильности и поддержание международного правопорядка.

Помимо укрепления отношений с Китаем, Россия активно развивала сотрудничество с такими государствами, как Бразилия и Индия.

Новым направлением российской внешней политики стала Латинская Америка. Появилась практика регулярных встреч президента России с лидерами Бразилии, Аргентины, Венесуэлы, Кубы, Перу, Боливии, Никарагуа.

Постепенно экономические и культурные связи были дополнены военно-политическим сотрудничеством. Например, осенью 2008 года в Венесуэле были проведены совместные учения венесуэльских и российских вооружённых сил. Был введён безвизовый режим для российских граждан, выезжающих в Бразилию. Также был подписан ряд контрактов на разработку месторождений полезных ископаемых в Латинской Америке.

Сотрудничество России с другими динамично развивающимися государствами создавало дополнительные возможности для реализации идеи многополярного мира.

Открытое провозглашение приоритета национальных интересов России, а также твёрдый и независимый курс во внешней политике привели к укреплению международного авторитета России.

Об этом свидетельствуют многие факты и события, среди которых можно выделить посещение ведущими мировыми лидерами мероприятий, посвящённых празднованию 300-летия Санкт-Петербурга и 60-летия Победы Советского Союза в Великой Отечественной войне; проведение саммита «Большой восьмёрки» в 2006 году в Санкт-Петербурге; выбор Международным олимпийским комитетом города Сочи столицей Олимпийских игр 2014 года.

В начале XXI века международный авторитет и влияние России в мире укрепились. Была успешно реализована концепция российской внешней политики, которая исходила из национальных интересов страны. России удалось внести важный вклад в борьбу с международным терроризмом, предотвратить угрозу нарушения территориальной целостности страны. Ключевой чертой российского внешнеполитического курса была его многовекторность. Россия заняла жёсткую позицию в отношениях с США и способствовала становлению многополярной модели современного мира. Победы «цветных революций» привели к большей координации действий между странами СНГ.    Усилиями силовых структур, всего общества России удалось внести важный вклад в борьбу с международным терроризмом, предотвратить угрозу территориальной целостности страны.

Участие России в ШОС и других международных организациях, развитие её отношений со странами Европы, Азии, Африки, Латинской Америки во многом способствовали становлению многополярной модели современного мира.

84.

Россия в начале XXI в. В начале XXI в. произошло укрепление центральной власти. Было создано семь федеральных округов во главе с представителями президента. Законодательство республик, краев, областей приводится в соответствие с федеральными законами. Утверждение Думой в декабре 2000 г. герба, гимна и флага России было призвано консолидировать общество, так как в них соединены символы дореволюционной, советской и современной России. На парламентских выборах 2003 г. победу одержала пропрезидентская партия «Единая Россия». Она же завоевала подавляющее большинство в Думе на выборах в декабре 2007 г. В марте 2004 г. В. В. Путин был второй раз избран Президентом Российской Федерации.

Осуществлялись налоговая, судебная, пенсионная, военная и другие реформы, был решен вопрос об обороте сельскохозяйственных и других земель. До 2008 г. продолжался рост российской экономики. Успехи в экономике позволили В. В. Путину выступить инициатором принятия национальных проектов: «Здоровье», «Качественное образование», «Доступное и комфортное жилье», «Развитие аграрно-промышленного комплекса». На реализацию этих проектов были выделены значительные средства. Главным смыслом новых программ является повышение качества жизни и социальной защиты жителей России.

Большое внимание уделялось решению демографической проблемы — быстрой убыли населения России в результате повышенной смертности и малой рождаемости («русский крест»). По инициативе В. В. Путина с 2007 г. были увеличены пособия на детей, а за рождение второго ребенка женщинам будут начислять так называемый «материнский капитал».

Реальной угрозой для России оставался терроризм. О серьезности проблемы свидетельствовали захват в заложники зрителей спектакля «Норд-Ост» в октябре 2002 г., взрыв в метро зимой 2004 г. в Москве, другие террористические акты. Чудовищный теракт произошел в сентябре 2004 г. в городе Беслан в Северной Осетии, где террористы захватили школу. В результате этого погибли 330 человек, в большинстве дети. Эти события вызвали решения президента В. В. Путина по дальнейшему усилению центральной власти. В конце 2004 г. был изменен порядок избрания глав регионов России. Теперь они избираются членами региональных законодательных органов по представлению президента. В Государственную думу стали избирать только по партийным спискам, проходной барьер увеличен до семи процентов. В феврале 2009 г. президент РФ Д. А.Медведев внес на рассмотрение Государственной думы законопроект, согласно которому часть депутатских мандатов будет передаваться «малым» партиям, набравшим менее семи, но не менее пяти процентов голосов. Соответствующий закон был принят в мае 2009 г.

Удалось нормализовать ситуацию в Чечне. Наряду с военными мероприятиями там предпринимались меры по налаживанию мирной жизни. На референдуме в 2003 г. население республики приняло Конституцию, закрепляющую нахождение Чечни в составе России. В Чечне прошли выборы президента, парламента.

На президентских выборах в марте 2008 г. поддержанный В. В. Путиным Д. А. Медведев набрал более 70 % голосов пришедших на выборы избирателей. В. В. Путин стал премьер- министром России. Со второй половины 2008 г. Россия ощутила на себе последствия мирового экономического кризиса. В условиях резкого спада производства, роста безработицы, падения цен на нефть и газ власти принимают меры по преодолению последствий кризиса.

Россия на международной арене в конце XX — начале XXI в. После распада СССР международное положение России резко ухудшилось. Страна практически вернулась к границам XVII в., уменьшились ее население, экономический и военный потенциал. Российское руководство во главе с Б. Н. Ельциным стремилось к укреплению отношений с США и другими западными странами. При этом продолжалась практика односторонних уступок со стороны России. Проводником этой политики был министр иностранных дел А. В. Козырев. В январе 1993 г. между Россией и США был подписан Договор СНВ-2. По нему обе стороны обязывались сократить свой ядерный потенциал на две трети, однако по факту Россия сокращала больше, чем США.

Тем временем США все более явно претендовали на роль мирового лидера. Было принято решение о расширении НАТО на Восток. В 1999 г. страны НАТО под надуманными предлогами напали на Югославию. Одновременно ряд международных организаций при поддержке западных правительств пытались вмешиваться во внутренние дела России, в частности в ситуацию вокруг Чечни.

Все это вело к переменам во внешней политике России. Руководство страны заявило о приверженности идее многополярного мира. Расширялись связи с Китаем, Индией, Ираном, странами Юго-Восточной Азии, Латинской Америки. Отношения же с США и НАТО в 1999 г. значительно ухудшились. Премьер-министр России Е. М. Примаков, летевший с визитом в США, узнав о начале бомбардировки Югославии, приказал развернуть свой самолет назад.

Совместное противостояние международному терроризму после терактов 11 сентября 2001 г. способствовало улучшению отношений России с США, НАТО. Однако Россия в начале XXI в. строит свои отношения с западными, как и со всеми иными странами, исходя, прежде всего из своих национальных интересов.

Политика Джорджа Буша-младшего, нацеленная на усиление гегемонии США, подрыв роли ООН и норм международного права (вторжение в Ирак без решения ООН), вызывала возражение российского руководства, настаивавшего на мирном урегулировании конфликтов.

Расширение НАТО, решение о размещении элементов американской системы противоракетной обороны в Чехии и Польше, вынудили Россию объявить в 2007 г. мораторий на исполнение Договора об ограничении вооруженных сил в Европе. Нормализация российско-американских отношений началась лишь после прихода к власти в США президента Б. Обамы.

Российская дипломатия при В. В. Путине продолжала действовать на всех направлениях. В 2001 г. был подписан российско-китайский договор о дружбе и сотрудничестве. Отношения партнерства установлены с Вьетнамом, Индией и Ираном. Большое влияние приобрела Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), созданная Россией, Китаем, Казахстаном, Киргизией и Таджикистаном в 2001 г.

Во взаимоотношениях со странами СНГ России пришлось решать запутанный клубок проблем. После образования самостоятельных государств на постсоветском пространстве между ними начались конфликты (армяно-азербайджанская война), во многих из них вспыхнули гражданские войны (Таджикистан, Молдавия, Грузия). Во многом благодаря усилиям российской дипломатии большинство конфликтов удалось пригасить. В рамках СНГ было заключено немало договоров о сотрудничестве. Однако большинство из них оказались нереализованными. Со второй половины 90-х гг. между отдельными странами стали заключаться отдельные союзы.

Серия так называемых «цветных революций» или их попыток, осуществленных спецслужбами США в ряде стран СНГ (Грузия, Украина, Узбекистан, Киргизия), заставила российское руководство искать новые подходы в решении проблем в рамках СНГ. Нападение Грузии на Южную Осетию в 2008 г. было отражено вооруженными силами России. После этого Российская Федерация признала независимость Южной Осетии и Абхазии.

Культура России в конце XX — начале XXI в. С 90-е гг. XX в. резко сократилась государственная поддержка культуры, падал культурный уровень населения. Вместе с тем появились новые возможности для творчества и самовыражения.

Для литературы начала 90-х гг. во многом характерны растерянность, ностальгия по прежней жизни, сильному государству, каким был Советский Союз. В литературе появляются новые герои: безработные, беженцы, бомжи, «новые русские», бандиты. «Серьезную литературу» все более теснили произведения «легкого жанра»: детективы, женские романы, фэнтези. Вместе с тем продолжали выходить произведения признанных авторов: В.Г.Распутина («Россия молодая»), Л.М.Леонова («Пирамида»), В.П.Астафьева («Прокляты и убиты») и др. Популярностью пользовались и произведения некоторых писателей-модернистов, например В.О.Пелевина «Чапаев и Пустота», «Generation “П”».

В 90-е гг. острейший кризис, связанный с отсутствием финансирования и конкуренцией со стороны американских фильмов, переживал российский кинематограф. Лишь не- многие картины, снятые в тот период, пользовались популярностью у зрителей. Среди них «Окно в Париж» Ю. Б. Мамина, «Ширли-мырли» В.В.Меньшова, «Брат» и «Брат-2» А.О.Балабанова и др. В 1995 г. премии «Оскар» Американской киноакадемии был удостоен фильм Н.С. Михалкова «Утомленные солнцем», а в 1996 г. призом Каннского кинофестиваля отмечен фильм С.В.Бодрова «Кавказский пленник».

В начале XXI в. наметилось возрождение ряда сфер культуры. Особенно наглядно это видно на примере кинематографа. Российские режиссеры, использовав новые приемы создания кинопродукции, сумели вернуть зрителей в кинотеатры на отечественные фильмы. Первым российским блокбастером стал «Ночной дозор» (2004 г., реж. Т. Н. Бекмамбетов), следом появился «Турецкий гамбит» (2005, реж. Д.Файзиев) и др.

85.

Роль информационных технологий в развитии общества состоит в увеличении процессов получения, распространения и использования обществом полученных знаний.

В истории развития человечества было несколько информационных революций, когда кардинальные изменения в обработки информации привели к преобразованиям общественных отношений и к получению человеческим обществом нового качества.

Увеличились и научные исследования по осмыслению роли и значения информации на перспективы развития нашего общества.

В эти годы была сформулирована концепция информационного общества. Изобретение самого термина "информационное общество" приписывается Ю. Хаяши, профессору Токийского технологического института, который возглавил исследовательскую группу, созданную японским правительством для разработки перспектив развития экономики страны. В представленном отчёте, информационное общество определялось как такое, где процесс компьютеризации даст людям доступ к надежным источникам информации, избавит их от рутинной работы, обеспечит высокий уровень автоматизации производства. При этом изменится и само производство – продукт его станет более «информационно емким», что означает увеличение доли инноваций, дизайна и маркетинга в его стоимости. Японский вариант концепции информационного общества разрабатывался, прежде всего, для решения задач экономического развития Японии, что обусловило его ограниченный и прикладной характер, но концепция оказалась настолько плодотворной, что практическая её реализация потом была названа "японским экономическим чудом".

Сегодня под информационным обществом понимается общество, в котором информация является ключевым компонентом экономической и социальной жизни.

Информационное общество – это общество, в котором большинство работающих занято производством, сохранением, переработкой и реализацией информации, особенно высшей ее формы – знаний[1].

Производство информационного продукта, а не продукта материального, служит движущей силой развития общества. Информация приобрела статус товара и сравнялась по значимости для общества с другими материальными ресурсами.

Информационные ресурсы – это отдельные документы и отдельные массивы документов, документы и массивы документов в информационных системах (библиотеках, архивах, фондах, банках данных, других информационных системах).

То, что связано с приобретением новых знаний об окружающем мире, ранее не известных человечеству, – называют наукой, а то, что связано с реализацией этих знаний в процессе создания и использования материальных и духовных ценностей, - называют технологией.

Информационная технология – это процесс, использующий совокупность методов и программно-технических средств, для сбора, обработки, хранения, передачи и представления информации с целью получения информации нового качества, снижения трудоемкости и повышения эффективности процессов использования информационных ресурсов.

При работе с информацией всегда имеется источник и потребитель. Пути и процессы, обеспечивающие передачу информации от источника к потребителю, называются каналами связи или информационными коммуникациями.

Достижения и тенденции развития в сфере информационных технологий и информационных систем. В настоящее время мы наблюдаем бурный рост информационных систем в самых различных областях человеческой деятельности. Это обусловлено с одной стороны – изменениями в экономике, а с другой стороны – новыми возможностями информационных технологий[2].

Наиболее значимые достижения в сфере информационных технологий.

С момента создания персонального компьютера ничто так не потрясло компьютерный мир, как широкое распространение сети Интернет и службы World Wide Web (всемирной паутины). Новые технологии принесли в однообразный мир текста звук, мультипликацию и видео. Хотя саму сеть трудно назвать чем-то революционным, в последние годы выросла не только интенсивность ее использования, но и число предоставляемых услуг.

Современное общество находится на таком этапе развития, когда практически все сферы общественной жизни и государственной деятельности зависят от качества и безопасности, информационных технологий и ресурсов. Особое место в ряду технологий, играющих важную роль в развитии общества, занимают наиболее современные, так называемые новые информационные технологии. Существующие информационные технологии формально можно разделить на два крупных взаимосвязанных класса: программно-математические инструментальные средства информатизации, предназначенные для проектирования современных НИТ, и прикладные информационные технологии, обеспечивающие принятие и поддержку решений. Следует выделить инструментальные НИТ, получившие распространение в последнее время. К их числу можно отнести гипертекстовые технологии, машинную графику, телекоммуникационные методы доступа, CASE-технологии, системы искусственного интеллекта, мультимедиа, возникновение которых связано главным образом с новыми техническими возможностями средств вычислительной техники. При создании прикладных информационных систем стоит опираться только на эти более совершенные технологии, которые позволят выйти на современный уровень компьютеризации и во многом повлиять на развитие общества.

Информационные технологии можно рассматривать как элемент и функцию информационного общества, направленную на регулирование, сохранение, поддержание и совершенствование системы управления нового сетевого общества. Если на протяжении веков информация и знания передавались на основе правил и предписаний, традиций и обычаев, культурных образцов и стереотипов, то сегодня главная роль отводится технологиям.

Информационные технологии упорядочивают потоки информации на глобальном, региональном и локальном уровнях. Они играют ключевую роль в формировании повышения роли образования и активно внедряются во все сферы социально-политической и культурной жизни, включая домашний быт, развлечения и досуг.

Свойства информационных технологий:

1. Информационные технологии позволяют активизировать и эффективно использовать информационные ресурсы общества, которые сегодня являются наиболее важным стратегическим фактором его развития.

2. Информационные технологии позволяют оптимизировать и во многих случаях автоматизировать информационные процессы, которые в последние годы занимают все большее место в жизнедеятельности человеческого общества.

3. Информационные процессы являются важными элементами других более сложных производственных или же социальных процессов.

Формирование в стране информационного общества неразрывно связано с образованием в данном обществе.

Умение применять в своей деятельности современные информационные технологии становится одним из основных компонентов профессиональной подготовки любого специалиста, в том числе и специалиста социальной сферы.

Информационные технологии вошли во все сферы нашей жизни. Компьютер является средством повышения эффективности процесса обучения, участвует во всех видах человеческой деятельности, незаменим для социальной сферы.

Настоящее время характеризуется небывалым ростом объема информационных потоков. Это относится практически к любой сфере деятельности человека. Наибольший рост объема информации наблюдается в промышленности, торговле, финансово-банковской и образовательной сферах.

Информация представляет собой один из основных, решающих факторов, который определяет развитие технологии и ресурсов в целом.

Следует также отметить, что исключительная роль информации в современном научно - техническом прогрессе привела к пониманию информации как ресурса, столь же необходимого и важного, как энергетические, сырьевые, финансовые и другие ресурсы. Информация стала предметом купли - продажи, т. е. информационным продуктом, который наравне с информацией, составляющей общественное достояние, образует информационный ресурс общества.

В качестве товара информация не может отчуждаться подобно материальной продукции. Ее купля-продажа имеет условное значение. Переходя к покупателю, она остается и у продавца. Она не исчезает в процессе потребления.

Становление и развитие информационного сектора, движение многих видов информации в качестве товара повлияло на формирование особого рынка - рынка информации.

В настоящее время распространение информации в информационном секторе экономики невозможно представить без применения новых информационных технологий. Уже прошел тот момент времени, когда новые информационные технологии разрабатывались в основном для внутренних потребностей той или иной организации. Сейчас информационные технологии превратились в самостоятельный и довольно прибыльный вид бизнеса, который направлен на удовлетворение разнообразных информационных потребностей широкого круга пользователей.

Использование современных информационных технологий обеспечивает почти мгновенное подключение к любым электронным информационным массивам (таким как базы данных, электронные справочники и энциклопедии, различные оперативные сводки, аналитические обзоры, законодательные и нормативные акты и т. д.), поступающим из международных, региональных и национальных информационных систем и использование их в интересах успешного ведения бизнеса.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: