Лекция: Культура
Личность и культура
Субъекты культурного процесса. Как социальное явление культура – это специфический способ организации и развития человеческой жизни, представленный в продуктах материального и духовного производства, системе социальных норм и учреждений, в духовных ценностях.
В процессе исторического развития культура превратилась в многообразное по формам духовное образование (нравственность, религия, искусство, наука, философия, политика и т.д.). Сложное взаимодействие этих систем артефактов образует целостную ткань культуры.
Основу вопроса о том, кого следует считать субъектом (инициатором, движущей силой) культуры, образует такой объективный фактор, как исторически сложившееся разделение труда между людьми на творческий и рутинный, физический и умственный, управленческий и исполнительский. Каждый из этих видов деятельности значим для общества, но при этом оценивается им неоднозначно, что выражается в степени признания, в поощрении, престижности.
Производство культуры – от появления новой идеи, вещи, модели через ее воплощение, исполнение, апробирование и до ее обнародования и принятия членами сообщества - представляет собой сложный и длительный социальный процесс, в котором участвует множество людей. Среди них: собственно деятели культуры (или “культурные инноваторы”) - дизайнеры, художники, ученые, композиторы, писатели, одним словом, представители тех интеллектуальных профессий, назначение которых – создание новых элементов культуры; первые исполнители, интерпретаторы, демонстраторы, с деятельностью которых связано превращение новой идеи в культурный образец; “культурные стражники” – книжные издатели, редакторы, цензоры, диск-жокеи, кинокритики, ведущие популярных программ, владельцы художественных галерей, музейные администраторы, т.е. те, кто как бы “стоит у ворот”, регулируя проникновение новых элементов культуры в общество и от кого (как и от исполнителей) зависит, что и как будет показано публике, вызовет ли это ее интерес, привлечет ли ее внимание; наконец, массовая публика, общественные вкусы которой во многом определяют популярность тех или иных продуктов культуры: фильмов, книг, музыки и т.д.
Очевидно, что считать субъектом культуры только творческую элиту (писателей, ученых, изобретателей и пр.) нельзя, так как нельзя сводить культуру только к ее “чисто” творческой функции. Культура – это не только создание шедевров (единичных, неповторимых артефактов), но и существование ее в традициях (установившемся в поведении и быту людей порядке, неписаных правилах) и стереотипах (стандартизированных, устойчивых, эмоционально-насыщенных, ценностно-окрашенных представлениях). Именно в этом виде культура в основном и осваивается большинством людей на уровне их обыденного (повседневного) сознания. Освоение, потребление, воспроизводство и тиражирование ценностей и норм культуры в виде их “распредмечивания”, адаптации и репродукции также обладает определенным творческим потенциалом, так как требует от человека известных усилий (интеллектуальных и эмоциональных), избирательности (критичности), заинтересованности.
Поэтому, хотя культура и представляет собой порождение коллективной жизнедеятельности людей, ее практическими творцами и исполнителями являются отдельные личности. Традиционно всякий индивид выступает по отношению к культуре одновременно в нескольких ипостасях.
Во-первых, как «продукт» культуры, введенный в ее нормы и ценности, обученный технологиям деятельности и этике взаимодействия с другими людьми в процессе социализации, осуществляемой в ходе детского воспитания, при получении общего и специального образования, посредством контактов со своим социальным окружением (семьей, друзьями, коллегами и пр.). Получая повседневную информацию обыденного и специализированного характера, осмысливая художественные образы и нравственные коллизии в произведениях литературы и искусства и т. п., человек, прямо или опосредствованно, формируется как личность, социально и культурно адекватная обществу. Этот процесс не заканчивается с достижением возрастной зрелости; корректировка параметров этой адекватности продолжается на протяжении всей жизни человека.
Во-вторых, как «потребитель» культуры, использующий нормы и правила усвоенной им культуры в своей социальной практике и особенно во взаимодействии с другими людьми, пользующийся языками и символами коммуникации, знаниями, оценочными стандартами, типовыми этическими форма ми и пр. как данными ему уже в готовом виде инструментами и способами личностной самоидентификации и социальной самореализации в данном сообществе.
В-третьих, как «производитель» культуры, либо творчески порождающий новые культурные формы, либо воспроизводящий или оценивающий имеющиеся формы, что уже по самому факту индивидуального интерпретирования может быть квалифицировано как акт творчества.
И, в-четвертых, как «транслятор» культуры, ибо, воспроизводя какие-либо культурные образцы в практических действиях и суждениях, человек тем самым передает информацию о них другим людям.
Разновидности культуры
Для понимания процессов, протекающих в культуре общества, вводятся понятия доминантной культуры (обозначающее те ценности, традиции, взгляды, которые разделяются лишь частью общества, однако эта часть имеет возможность навязывать их обществу в целом либо в силу того, что данные группы либо составляют этническое большинство, либо располагают механизмами принуждения) и субкультуры (указывающее на отличающийся от доминантной культуры стиль жизни и ценности этнических, религиозных, профессиональных, экономических, возрастных и многих других групп в обществе, при этом члены таких групп идентифицируют себя с точки зрения этих особых групповых ценностей).
Субкультура. Культура не бывает ничьей, она всегда есть выражение отношения к миру и другим людям с позиции определенного социального окружения, социальной группы (возрастной, профессиональной, этнической и т.д.). Поэтому в реальности культура предстает как совокупность субкультурных образований различного рода. Под субкультурой принято понимать совокупность символов, идей, ценностей, норм, образцов поведения, принимаемых тем или иным обществом или какой-либо социальной группой, отличающих культуру определенной группы (например, студентов), от культуры большинства общества
Антикультура. Далеко не все созданное человеком образует мир культуры. Часть этих результатов не является ценностями, например, преступления, аморализм, фашизм, геноцид, вандализм и пр., то есть не обладает положительным значением для человека и общества. Будучи объективными (имеющими реальные причины), эти явления отражают факторы общественной жизни, к которым можно относиться по-разному.
Мир культуры образует совокупность положительно значимых результатов человеческой деятельности, обусловливающих развитие как общества в целом, так и каждого отдельного человека. Критерием оценки результатов деятельности людей как позитивных или негативных при этом выступает сам человек, степень его отхода от животного состояния (например, неконтролируемой агрессии), его развитие в виде утверждения специфических родовых способностей, сил и потребностей. Антикультура – это все то, что ведет к деградации человека и общества, и даже их гибели. Антикультурные тенденции в современном обществе сильны как никогда (расцвет преступности, наркомании, эпидемия СПИД, аморализм, детская проституция и пр.), что является наиболее ярким симптомом кризиса культуры XX века.
Культурная инновация. Возникновение нового в культуре сопровождается нарушением границ культурной нормы. Инновация (новообразование) – это процесс создания новых идей, новых моделей действия, ценностей, политических программ, имеющих чисто индивидуальный и неповторимый характер. Именно поэтому за новым закрепляется имя человека, его автора. От новаторов в культуре зависит систематическое расширение умственных горизонтов общества, внесение новых смыслов в понимание реальности, появление новых точек зрения на происходящее
Контркультура. Понятие контркультуры, обозначает разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с доминантной культурой. Термин “контркультура” является синонимом понятия “молодежная субкультура”, а отражаемое этим понятием явление выражает направление развития современной культуры через протест против социальных и культурных стандартов, моральных и религиозных норм, идеалов потребительского общества, стандартизации массовой культуры, образа жизни, основанного на социальном престиже, респектабельности и материальном благополучии.






