Основные формы культуры. Элитарная и массовая культура

 

Культурная история человечества демонстрирует разнообразие форм духовного освоения человеком как природного и социального окружения, так и собственного внутреннего мира. Выделяют такие основные формы его проявления, как элитарная, народная и массовая культура.

Элитарная культура – это сфера профессионального производства и элитарного потребления культурных ценностей, как выражение уровня творческих возможностей и уровня развития высших социальных потребностей человека (эстетических, нравственных, самореализации и саморазвития). Чаще всего ее называют высокой культурой, по своей направленности просветительской, а по социальному составу – культурой для образованных.

Народная культура – это сфера спонтанного выражения чувств и настроений, представлений о красоте и житейском благополучии, нравственных ценностях и пр., предстающая в виде поговорок, частушек, анекдотов, песен, плясок, лубка.

Массовая культура - это форма функционирования культуры в условиях демократизации, массовизации общества, коммерциализации искусства и появления новых технологий массовой коммуникации. Это наиболее полное выражение способа бытия культуры в условиях постиндустриального общества. Для нее характерно производство культурных ценностей по типу индустриального производства.

Элитарная и массовая культуры зачастую воспринимаются как некие противоположные друг другу феномены. В отличие от элитарной культуры, которая рассматривает производство культурных ценностей как цель самореализации высших духовных возможностей человека-творца, а их потребление как показатель степени развития своей (элитарной, обладающей специальной подготовкой) аудитории, массовая культура рассчитана на всех, на большую часть общества, на все человечество.

Производство шедевров как продукт элитарной культуры не может быть массовым. Способность проникать в глубины замысла мастера, которая требует особого состояния духа, напряжения всех творческих возможностей человека, не просто присуща немногим, но и не может быть постоянной. Производство же и потребление маскульта и может, и должно быть постоянным, каждодневным, круглосуточным, так как обязано соответствовать повседневным требованиям и ожиданиям больших масс людей.

Для того, чтобы понять специфику данной оппозиции, нео6ходимо обратиться к ХIХ в., когда, собственно говоря, и формируются эти два понятия. С развитием индустриального общества появляется структура, в которой нет места саморазвивающейся творческой личности – «масса». С развитием массы исчезает чувство собственного бытия человека и неприкосновенной сферы “личного здесь индивидуальное заменяется культурой масс. Ортега-и-Гассет видит причину выдвижения масс в низком качестве культуры. Он выделяет несколько особенностей человека массы: стереотипное мышление, единообразие, приспособленчество, несамостоятельность мышления. По Гассету, массы – синоним невежественности.

Таким образом, формируются два полюса культуры: массовая – коммерческая, дешевая, «низкая» и элитарная – чистая, «высокая», интеллектуальная, личностная. Элитарное культура, искусство отражало «чувствования» и восприятие мира определенной социальной группы. Основным здесь был протест, направленный против культа техники, наживы, «омассовления» и дегуманизации, а также попытка выразить внутренний Мир, без оглядки на реакцию окружающих.

Сегодня элитарная культура функционирует в сфере не столько социальной, сколько интеллектуальной элиты, профессиональной духовной интеллигенции. Ее основные характеристики: эстетическая свобода, глубина тематики, философский смысл, обращение к душе человека, сложность, разнообразие художественных форм. Массовая же культура, порожденная научно-технической революцией, сейчас связывается с развитием систем ин формации, телевидения, радио, кино, рекламной индустрии, которые способствуют созданию массовой аудитории потребителей культурной продукции. Массовую культуру нельзя рассматривать просто как псевдокультуру – примитивную и стандартную. Это сложное и противоречивое явление: благодаря современным техническим средствам массы людей получают доступ к любым формам и типам культуры, в том числе и высокопрофессиональной.

Массовая культура, ее субъекты и функции. Массовая культура имеет и особый субъект своего производства. Это специализированные профессиональные группы людей – психологов, социологов, журналистов, рекламистов, продюссеров и т.д. Таким образом, массовая культура внедрена сверху, технически сфабрикована бизнесменами и рассчитана на пассивных потребителей их участие ограничивается выбором: потреблять или не потреблять (переключая каналы).

Массовая культура нацелена на формирование определенного типа личности – личности потребителя, так как культивирует те потребности человека, которые присущи не ему самому, но массовому производству товаров, услуг и шоупродукции. Именно поэтому в ее оценках превалирует следующее: ориентация – узкоутилитарная, цель – прагматичная, назначение – меркантильное. Эта позиция указывает на такие основные функции массовой культуры как: манипулятивная функция, компенсаторно-развлекательная функция и функция социальной адаптации.

Манипулятивная функция. Массовая культура является мощным средством манипуляции сознанием, усредняет и консервирует духовное развитие людей. Культура становится не сферой развития личности, в виде приобщения к культурному наследию, общечеловеческим ценностям, а инструментом нивелирования, способом оглушения и формой всеядности. Она лишена импульса к самостоятельности, творчеству, активному действию, любви к ближнему.

Компенсаторно-развлекательная функция. Массовая культура стремится превратить людей в потенциальных наблюдателей жизни, а реальный мир – в иллюзию. Это – возвращение человека на уровень ребенка, жадно поглощающего все, что дают и что отвлекает от жизни с ее проблемами. Разрушение личности происходит в форме лишения его подлинных чувств, выхолащивание его культурного потенциала, например, через примитивизацию языка и норм повседневного поведения. Разнообразные лотереи, массовые спортивные и шоу зрелища дают человеку-наблюдателю возможность идентифицировать себя с кумирами, победителями, счастливчиками и т.д. Жить чужой, а не своей жизнью – вот выход из любой проблемной ситуации.

Функция социальной адаптации. Вместе с тем массовая культура отвечает и важным потребностям людей как в сфере повседневности, так и в сфере их социальной и профессиональной жизни. Ее принципиальная универсальность, внеэлитарность, открытая ориентация на получение прибыли превращает ее в необходимую основу гражданского общества. Расширение диапазона доступной информации различного рода служат, в том числе, раскрепощению мышления людей, его деидеологизации, расширению горизонтов культурного диалога. Формирование духа плюрализма, терпимости к чужому мнению, стратегиям партнерства – все это способствует демократизации как сознания людей, так и открытости общества.

 

План эссе

1. Что нового внесла современность в область коммуникационной функции культуры?

2. Что такое элитарная культура?

3. Что положительного и отрицательного несет с собой массовая культура?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: