Табл. 1. Правители России

ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВА

 

Учебно-методическое пособие

к семинарским занятиям

для студентов высших учебных заведений

 

Под редакцией

профессора Г.Н. Сердюкова

 

Ростов-на-Дону

Издательский центр «МарТ»

2007

Рецензенты:

доктор исторических наук, профессор

Н.А. Мининков,

кандидат исторических наук, доцент

Н.В. Стариков

 

Авторский коллектив:

А.В. Лубский, докт. филос. наук, проф. (руководитель, введение, тема 1, тесты); М.В. Братолюбова, канд. ист. наук, доц. (тема 9); И.Г. Брызгалова, канд. ист. наук, доц. (тема 3); А.Н. Деордиева (тема 8); Т.А. Карасева, канд. ист. наук, доц. (тема 2); Л.Н. Краснова, канд. ист. наук, доц. (тема 17); З.А. Монтеро, канд. ист. наук, доц. (тема 12); Я.А. Перехов, канд. ист. наук, проф. (тема 10); Н.В. Рыжкова, канд. ист. наук, доц. (тема 6,7); Г.Н. Сердюков, докт. филос. наук, проф. (тема 1); Н.В. Старикова, канд. ист. наук, доц. (тема 13,14); В.А. Сущенко, докт. ист. наук, проф. (тема 4,5); И.Л. Шишкова (тема 11), Р.А. Шипилова, канд. ист. наук, доц. (тема 15,16);

История отечества: Учебно-методическое пособие к семинарским занятиям для студентов высших учебных заведений / Под ред. Г.Н. Сердюкова. Серия «Учебный курс». Ростов-на-Дону: Издательский центр «МарТ», 2007.

 

Учебно-методическое пособие написано с учетом новейших тенденций в области преподавания курса «История отечества» в высшей школе. Одной из таких тенденций является гуманитаризация учебного процесса, направленная на активизацию познавательной самостоятельности студентов, развитие у них умений получать новые знания, их систематизировать и концептуализировать, оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса, решать познавательные задачи, логично выстраивать устные и письменные тексты.

Учебное пособие содержит материалы, связанные с созданием организационных и интеллектуальных условий для развития творческой активности студентов. Предназначено для студентов и преподавателей высших учебных заведений.

Ó А.В. Лубский и др., 2007.

Ó Оформление: Издательский центр «МарТ», 2007.

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение (А.В. Лубский)                                                            

Тема 1. Древняя Русь в IX – XIII вв.

(А.В. Лубский, Г.Н. Сердюков)                

Тема 2. Россия в XIV – XVI вв. (Т.А. Карасева)                          

Тема 3. Россия в XVII веке (И.Г. Брызгалова)                            

Тема 4. Россия в первой половине XVIII века. (В.А. Сущенко)

Тема 5. Россия в первой половине XVIII века. (В.А. Сущенко)

Тема 6. Россия в первой половине XIX века (Н.В. Рыжкова)

Тема 7. Россия во второй половине XIX века (Н.В. Рыжкова)

Тема 8. Россия в конце XIX – начале ХХ веков (А.Н. Деордиева)

Тема 9. Россия в 1907 – 1917 гг. (М.В. Братолюбова)

Тема 10. Революция и гражданская война в России: 1917 – 1920 гг.

(Я.А. Перехов)

Тема 11. СССР в 20-30-е гг. ХХ века (И.Л. Шишкова)

Тема 12. СССР накануне и в годы Великой Отечественной войн: 1939 – 1945 гг. (З.А. Монтеро)

Тема 13. СССР в первые послевоенные год: 1945 – 1953 гг.

(Н.В. Старикова)

Тема 14. СССР в 1953 – 1964 годах (Н.В. Старикова)

Тема 15. СССР в середине 60-х – середине 80-х годов ХХ века

(Р.А. Шипилова)

Тема 16. СССР в 1985 – 1991 годах (Р.А. Шипилова)

Тема 17. Россия в 90-х гг. ХХ века (Л.Н. Краснова)

Приложение 1. Краткий исторический словарь

Приложение 2. Тесты для проверки остаточных знаний по курсу «История Отечества» (А.В. Лубский)

 



Введение

Учебный курс «История Отечества» согласно государственному образовательному стандарту является общеобязательным в цикле социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе Российской Федерации. Одной из важных форм организации учебного процесса в рамках этого курса являются семинарские занятия. В настоящее время семинарские занятии играют особую роль в профессиональной подготовке специалистов, являясь формой, с одной стороны, организации самостоятельной работы студентов, с другой – активизации их познавательной самостоятельности.

В конце прошлого века человечество вступило в новую фазу своего развития, получившую название информационной революции, которая чем далее, тем все более отчетливо высвечивает нарастающий кризис существующей системы высшего образования. Суть этого кризиса проявляется прежде всего в том, что студенты не справляются с нарастающими потоками профессиональной информации. Явление, в которое воплотилась эта проблема, получило название «функциональной неграмотности», не позволяющей специалистам эффективно выполнять профессиональные функции после окончания высшего учебного заведения.

Информационная революция – это не просто лавинообразно растущий поток информации, это – постоянно меняющаяся информация. Динамизм современной жизни таков, что человеку уже не хватает однажды полученного высшего образования, чтобы полноценно выполнять свои профессиональные функции в обществе. Если раньше выпускнику вуза хватало полученных знаний практически на всю жизнь, то в настоящее время система этих знаний кардинально меняется в течении 5-7 лет. Следовательно, современный специалист стоит перед проблемой: ему нужно постоянно обновлять полученную однажды в высшей школе систему профессиональных знаний.

Преодоление кризиса современной системы высшего образования предполагает переход к новой его парадигме, основу которой составляют такие познавательные ориентиры, как фундаментализм и методологизм.

Фундаментализм – это ориентация на новейшие теоретические достижения в современной науке, перевод научных текстов на язык учебно-познавательной деятельности. Если в XIX в. основная задача науки и высшего образования состояла в расширении знаний, то в XX столетии на первый план вышла задача объяснения и понимания огромного, накопленного всем предшествующим познавательным опытом фактического материала. В конце XX в. основной проблемой стал поиск новых методологических ориентиров познавательной деятельности. В области образования наметился переход от энциклопедизма и теоретизма к методологизму, от усвоения различных эмпирических и теоретических знаний к овладению многообразными способами познавательной деятельности.

Значение принципа методологизма в высшем образовании отчетливо проявляется в условиях информационной революции. Нынешняя парадигма высшего образования, ориентированная на овладение студентом всей системой эмпирического и фундаментального теоретического знания, оказывается в принципе невозможной. Студент, оказавшись не в состоянии найти и переработать необходимую ему информацию, неизбежно попадает в ситуацию информационного выбора. Принцип методологизма как раз и ориентирует новую парадигму образования на развитие познавательной самостоятельности студентов, на то, чтобы они «научились учиться», в том числе выбирать и усваивать ту информацию, которая необходима им в первую очередь.

Особое значение в новой парадигме высшего образования отводится его гуманитаризации, которая актуализирует проблему как трансформации его содержания, так и процесса обучения, в котором главным становится «сотворчество» студента и преподавателя. Гуманитаризация образования направлена на активизацию познавательной самостоятельности студента, на воспитание творческой личности специалиста с высокой профессиональной компетентностью, на развитие его эстетического мировосприятия и этического отношения к действительности. В рамках такой парадигмы образование становится средством творческого постижения мира, а не заучиванием «мертвых» знаний.

Высшее образование сегодня должно ориентироваться на овладение студентами определенной совокупностью так называемых ключевых компетенций, способствующих оптимальному его включению в динамику социокультурного развития. Примером такой совокупности может послужить список ключевых компетенций, предложенных Советом Европы в рамках осуществления проекта «Современное образование для Европы» и адаптированных к социокультурной специфике России:

1. Изучать: организовать взаимосвязь своих знаний и упорядочивать их; уметь извлекать пользу из опыта; организовать свои собственные приемы учения; уметь находить решение новых проблем; самостоятельно заниматься своим собственным образованием.

2. Искать: запрашивать различные базы данных; уметь извлекать информацию из окружающей среды; уметь обрабатывать и классифицировать различную (по основаниям и источникам) информацию; уметь пользоваться услугами эксперта.

3. Думать: осознавать взаимосвязь прошлых и настоящих событий; критически относиться к различным аспектам развития общества; уметь ориентироваться в сложностях и противостоять неуверенности; занимать обоснованную позицию в дискуссиях и формировать свое собственное мнение; видеть и оценивать значимость экономического, политического, социального и культурного окружения, в котором осуществляется образование или работа; оценивать и формировать социальные привычки, связанные со здоровьем, потреблением, сохранностью окружающей среды; уметь оценивать произведения искусства и литературы.

4. Сотрудничать: уметь строить взаимоотношения и совместную работу в группе; принимать ответственные решения; улаживать разногласия и конфликты; уметь договариваться; уметь разрабатывать, заключать и выполнять контракты.

5. Приниматься за дело: включаться в проект; нести ответственность; войти в группу или коллектив и внести свой вклад; доказать солидарность; уметь организовать свою работу; уметь пользоваться вычислительными и моделирующими приборами.

6. Адаптироваться: уметь использовать новые технологии информации и коммуникации; доказать гибкость перед лицом быстрых изменений; показать стойкость перед трудностями; уметь находить новые решения.

В связи с этим целью и результатом семинарских занятий в высшей школе является прежде всего развитие интеллектуальных возможностей и способностей студентов, которые должны стать средством индивидуального освоения науки и культуры, основой профессиональной компетентности и внутренним источником ее развития. Это предполагает изменение организации и содержания семинарских занятий в высшей школе.

В организационном плане семинарские занятия превращаются в совместное проективно-деятельностное решение студентами и преподавателем познавательных задач, возникающих в результате проблематизации учебного процесса. Гуманитаризация высшего образования предполагает и изменение содержания семинарских занятий, в ходе которых важная роль отводится не только приобретению знаний, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности, но и развитию гуманитарного мышления, без чего сама профессиональная деятельность не может быть эффективной.

Гуманитаризация образования, превращая студента из объекта образовательной деятельности в его активного субъекта, укореняет в сознании студента представление о творчестве как основе его профессиональной деятельности. Поэтому организуя семинарские занятия, преподаватель должен создавать организационные и интеллектуальные условия прежде всего для творческой активности студентов.

В процессе семинарских занятий по курсу «История Отечества» студент должен приобрести умения получать новые эмпирические, теоретические и аксиологические знания, их систематизировать и концептуализировать; оперировать базовыми понятиями, теоретическими и ценностными конструктами учебного курса; решать познавательные задачи; логично выстраивать устные и письменные тексты.

С целью приобретения навыков усвоения знаний эмпирического характера студенту можно предложить ряд заданий для самостоятельной работы, например, заполнить таблицы тематического содержания (см. табл. 1,2,3)

Табл. 1. Правители России

 Правители Годы правления Основные события
Олег    
Игорь    
Святослав    
Владимир    
Ярослав Мудрый    
Владимир Мономах    
Юрий Долгорукий    
Андрей Боголюбский    
Всеволод Юрьевич    
Иван Калита    
Дмитрий Донской    
Иван III    
Иван IV    
Борис Годунов    
Василий Шуйский    
Михаил Романов    
Алексей Михайлович    
Петр I    
Анна Иоанновна    
Елизавета Петровна    
Екатерина II    
Павел I    
Александр I    
Николай I    
Александр II    
Александр III    
Николай II    
Керенский    
Ленин    
Сталин    
Хрущев    
Брежнев    
Горбачев    
Ельцин    
Путин    

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: