Годы | Содержание |
50-60-е гг. XVI в. | |
Первая четверть XVIII в. | |
60-70-е гг. ХIХ в. | |
Начало ХХ в. | |
20-30-е гг. ХХ в. | |
Середина 50 – начало 60-х гг. | |
Середина 60 – конец 70-х гг. | |
80-е гг. | |
90-е гг. | |
Начало XXI в. |
С целью приобретения умений систематизации и концептуализации исторических знаний студент должен научится выстраивать устные и письменные тексты в соответствии с определенным алгоритмом, который предварительно разрабатывается преподавателем или может быть предложен самим студентом.
Один из возможных алгоритмов такой систематизации и концептуализации может быть следующим:
1. Хронология, время исторических событий (процессов).
2. Историография. (Государственный образовательный стандарт преподавания социально-экономических и гуманитарных дисциплин в высшей школе требует от студента знания различных научных точек зрения по тому или иному вопросу).
3. Теория вопроса. (Прежде чем рассказывать о каких-либо исторических событиях (процессах) студент должен дать определение базового понятия вопроса, затем рассказать об основных теориях, с помощью которых объясняют эти события (процессы)).
4. Причины исторических событий (процессов). (Раскрывая причины студент должен рассмотреть основные тенденции внутреннего экономического, социального, политического и духовного развития накануне, а если нужно, то и охарактеризовать международную обстановку).
5. Ход исторических событий (процессов). (Систематизируя знания по тому или иному вопросу, студент вначале должен выделит основные этапы в развитии исторических событий (процессов), а затем описать и объяснить их).
6. Значение. (Показывая значения тех или иных исторических событий (процессов), надо показать их историческую роль, дать оценку, выявить последствия).
В ходе семинарских занятий следует уделять большое внимание усвоению студентами базовых понятий учебного курса. При этом надо ориентировать студента не на «заучивание» того или иного определения понятия, а на необходимость его самостоятельного конструирования. С этой целью студент должен овладеть определенным алгоритмом конструирования содержания базовых понятий. В процессе этого конструирования студент должен вначале показать, какую предметную область определяет понятие, а затем охарактеризовать ее черты (признаки, функции и т.п.). Например, государство – это понятие для обозначения основного института политической системы общества, который выполняет функции административного управления, социальной интеграции и мобилизации, защиты национальных интересов и характеризуется наличием следующих признаков: 1) публичная власть; 2) единая территория; 3) подвластное население; 4) правовая система; 5) налоги.
С целью активизации познавательной самостоятельности и развития логики исторического мышления студентам можно предлагать задания по решению разного рода познавательных задач, например, на доказательство и сравнение. При этом студент должен вначале усвоить определенный алгоритм их решения. Так, при решении задач на доказательство можно использовать следующий алгоритм: 1) дать определение того, что надо доказать; 2) выявить, исходя из определения, основные направления поиска доказательства; 3) найти согласно этим направлениям конкретно-исторические факты доказательства. При решении задач на сравнении можно использовать такой алгоритм: 1) дать определение того, что сравнивается; 2) выделить, исходя из определения, параметры сравнения; 3) установить общее и различное между сравниваемыми историческими явлениями.
С целью развития творческой самостоятельности и креативного мышления, связанного с формализацией исторических знаний, студентам может быть предложены задания на составление (заполнение) структурно-логических схем по вопросам семинарских занятий.
Особое место в структуре семинарского занятия имеют учебные доклады студентов. При подготовке докладов студенты должны продемонстрировать все свои знания и умения, связанные с творческой самостоятельностью, и в первую очередь умения читать и понимать учебные и научные тексты, систематизировать и концептуализировать содержащиеся в них исторические знания в соответствии с определенным алгоритмом и планом доклада.
В ходе семинарских занятий студент должен готовиться к успешной сдаче экзамена по курсу «История Отечества», который целесообразно проводить в письменной форме. Экзамен по «Истории Отечества» как продолжение учебно-познавательного процесса является также одной из форм его контроля и методом определения качества знаний, умений и навыков студентов, при чем по всему учебному курсу.
Письменный экзамен, с одной стороны, способствует развитию «западающих» элементов культуры мышления, с другой – расширяет возможности информационно-коммуникативного взаимодействия. Студент получает больше возможностей для целостного изложения и аргументации своего понимания изученного материала. Кроме того, письменная речь наиболее адекватно свидетельствует об умениях логично мыслить, в соответствии с проблемой выстраивать текст.
Для проверки качества полученных знаний и умений на семинарских занятиях можно практиковать проведение 10-15-минутных контрольных работ. Например, дать определение 2-3-х понятий; решить логическую задачу на доказательство или сравнение; ответить на вопрос, каковы были причины того или иного события; заполнить хронологическую таблицу или структурно-логическую схему и т.д.
Семинарские занятия по учебному курсу «История Отечества» могут завершаться тестированием студентов, в том числе и с использованием компьютерных технологий (см. Приложение 2).
Предлагаемый учебно-методический комплекс по курсу «История Отечества» содержит учебно-тематические планы, базовые понятия, логические задания, тематику докладов, методические указания, а также необходимые (кроме базового учебного пособия) материалы для подготовки к семинарским занятиям.
Учебно-методический комплекс подготовлен в рамках проекта «Гуманитаризация высшего образования» преподавателями и сотрудниками кафедры политической истории (зав. проф. Г.Н. Сердюков) исторического факультета Ростовского государственного университета при участии и по проекту А.В. Лубского, проф. кафедры социологии, политологии и права ИППК при РГУ. Творческий коллектив выражает благодарность доценту кафедры З.А. Монтеро, сотрудникам кафедры Е.Б. Синько и И.Л. Шишковой за организационное и техническое содействие при подготовке данного учебно-методического комплекса.
А.В. Лубский