Авиатранспортом - 2 516 000 человек
Через Крымский мост - 3 196 000 человек
Через границу с Украиной- 1 088 000 человек
Где отдыхают туристы
Южный берег Крыма - 2 992 000 человек
Западное побережье - 1 700 000 человек
Восточное побережье - 1 292 000 человек
Другие районы - 816 000 человек
Однако развитие отрасли не ограничивается простым ростом числа отдыхающих, она меняется качественно — улучшается инфраструктура, расширяется экскурсионная линейка, набирает обороты популярный в Европе гастротуризм. Так, востребованными становятся туры по виноградникам и винодельням — «винные тропы». Подобные маршруты организуют не только «Массандра» и «Инкерман», но и небольшие хозяйства.
В 2019 году первые туристические группы проехали по маршруту «Золотое кольцо Боспорского царства». Он проходит по местам древнегреческих поселений четырёх российских регионов — Крыма, Севастополя, Краснодарского края и Ростовской области — и включает три десятка объектов. Туристам рассказывают, как проходила греческая колонизация, чем занимались потомки Ясона и Одиссея на берегах Чёрного моря, кто «поглотил» тысячелетнее Боспорское царство.
Расширить географию путешествий в ближайшем будущем позволит и водный транспорт: благодаря скоростному катеру на подводных крыльях «Комета 12М» из Севастополя в Сочи скоро можно будет добраться за восемь часов. Обновится маршрут круизного лайнера «Князь Владимир» Сочи — Новороссийск — Ялта — Севастополь: с 2020 года один раз в месяц он начнёт заходить в столицу Абхазии Сухум
Ставка на судостроение
Во времена СССР судостроение и приборостроение являлись важнейшими отраслями промышленности Крыма. Однако на момент вхождения в состав России оборудование предприятий было изношено на 90%, не хватало высококвалифицированных кадров. Ситуацию могли исправить только крупные заказы, так как производство на экспорт ограничивалось санкциями.
Благодаря контракту на постройку плавучих кранов на сумму пять миллиардов рублей началось возрождение Севастопольского морского завода им. С. Орджоникидзе. В 2017 году был заложен кран грузоподъёмностью 400 тонн, а через год второй — в 700 тонн. Эти проекты также обеспечили загрузку ряда предприятий смежных отраслей.
Ещё один крупный заказ получил феодосийский судостроительный завод «Море»: в 2016-м здесь начали постройку малого ракетного корабля «Шторм» водоизмещением 800 тонн, а в 2017 году — пограничного сторожевого катера на воздушной подушке и малого ракетного корабля «Охотск».
Долгосрочные контракты — главный успех крымских судостроителей. Но, несмотря на положительные изменения, остаются и проблемы: недостаточная загрузка мощностей, слабая оптимизация производственных процессов, необходимость в дальнейшей модернизации и привлечении специалистов. Эти задачи отрасли придётся решать в ближайшее времяы
За пять лет в Крыму были решены важные вопросы транспортной доступности и энергетической независимости, ведущие предприятия получили заказы и начали восстанавливать производство. На фоне других дотационных регионов полуостров стремительно развивается, с 2015 по 2017 год налоговые и неналоговые доходы крымской казны выросли вдвое — с 25,6 до 47 миллиардов рублей. Экономика двух новых российских регионов становится всё более независимой от выплат федерального центра. По прогнозам экономистов, к 2030 году они выйдут на собственное финансирование






