Прочитайте текст и выполните задания 1–3

Ученицы(ка) 10 класса_________________________________________________

Часть 1

Ответами к заданиям 1–26 являются цифра (число) или слово (несколько слов), последовательность цифр (чисел). Ответ запишите в поле ответа в тексте работы. Каждую букву или цифру пишите аккуратно.

Прочитайте текст и выполните задания 1–3.

(1)Ключевую роль в регуляции частоты сердечных сокращений в организме человека играет нервная система (в том числе блуждающий нерв). (2)Ведь она, работая автоматически, заставляет сердце сокращаться в нужном ритме даже во время сна. (3)Особенностью работы нервной системы является то, что одна группа нервов ускоряет сердцебиение,<…> другая замедляет его, действуя как своеобразный тормоз.

1
Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ

информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В регуляции частоты сердечных сокращений в организме человека важную роль играет блуждающий нерв, который заставляет сердце биться чаще, повышая общую готовность организма к действию.

2) Ключевым механизмом, отвечающим за регуляцию частоты сердечных сокращений, является нервная система человека, которая работает автоматически, при необходимости ускоряя или замедляя сердцебиение.

3) Нервная система человека работает автоматически, играет ключевую роль в регуляции частоты сердечных сокращений в человеческом организме, при необходимости ускоряя или замедляя сердцебиение.

4) Нервная система человека заставляет сердце сокращаться в нужном  ритме, при этом блуждающий нерв действует как своеобразный тормоз.

5) Особенностью работы нервной системы является то, что именно во  время сна она отвечает за регуляцию частоты сердечных сокращений в организме человека.

 

Ответ:                                                     .

 

2
Самостоятельно подберите противительный союз, который должен стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста. Запишите этот союз.

 

Ответ:                                                     .

3
Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова РАБОТАТЬ (РАБОТАЯ). Определите значение, в котором это слово употреблено во втором (2) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

РАБОТАТЬ, -аю, -аешь; несов.

1) Трудиться над чем-н., а также вообще находиться в действии, в работе.   Р. у станка. Весь день р. над книгой. Машина работает. Завод работает. Магазин работает без перерыва. Не мешайте р. Р. мышц.

2) Иметь где-н. какое-н. постоянное занятие, должность, служить. Р. на заводе, в институте, в театре. Р. слесарем.

3) на кого-что. Действовать в чьих-л. интересах. Р. на тайную полицию. Р. на конкурентов.

4) чем. Управлять чем-н. Р. рычагом. Р. локтями (перен. проталкиваться, распихивая других; разг.).

 

Ответ: ____________________

4
В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Выпишите это слово.

мЕстностей

аэропОрты

досУг

 молЯщий

квАртал

Ответ:_____________________

 

5
В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку,     подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Мне дорог и ПАМЯТЕН каждый уголок родного дома.

В ДВОИЧНОЙ системе счисления используются только две цифры: 0 и 1.

Руководство подтвердило ограничения на ВЫДАЧУ свидетельств о праве собственности.

Участие в чемпионате известного спортсмена вызвало значительный ЗРИТЕЛЬНЫЙ интерес.

ИСКУССТВЕННЫЙ международный язык эсперанто стал 64-м языком, используемым в автоматическом переводе в Интернете.

 

Ответ:_____________________

6
Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, исключив лишнее слово. Выпишите это слово.

Увидев впереди конницу без артиллерии, Карпов понял, что это передовой авангард пехотной дивизии.

Ответ:                                                     .

 

7
В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

самый МОЛОДОЙ сотрудник

 нет ЗАМОРОЗКОВ

много спелых ВИШЕН

 следы  на СНЕГУ

он более УГРЮМЕЕ

 

8
            Ответ: _______________

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неправильное построение предложения с деепричастным оборотом

Б) ошибка в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

Г) нарушение видо- временнóй соотнесённости глагольных форм

Д) неправильное употребление падежной формы существительного с предлогом

 

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

 

1) По окончанию школы ребята намерены поступать в лучшие высшие учебные заведения страны.

2) Пожелтевшие листья от осенних холодов мы находили в карманах своих плащей, в кепках – всюду.

3) Русский язык очень богат: он обладает большим набором художественных средств для выражения самых тонких переживаний.

4) Когда Фролов начинает работать на заводе, он вскоре приобрёл квалификацию токаря.

5) В трудные дни он проводил время с нами, стараясь не отлучаться надолго.

6) При виде озера, покрытого плавающими растениями,          туристы          обычно поворачивают обратно.

7) Получив дотации от государства, у жителей появилась надежда добиться разрешения на строительство дома.

8) Мы познакомимся с последними публикациями на эту тему по приезде домой.

9) А.С. Пушкин не отказался и остался верным декабристским идеалам.

 

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

А Б В Г Д
         

 


Ответ:

 

 

9
Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная чередующаяся гласная корня. Запишите номера ответов.

1) ст..мулировать, сат..рический, предпол..гать

2) выч..тание, оз..рение, проб..раться

3) эст..тический, оч..стительный, хр..никальный

4) г..рделивый, обог..щать, выт..рать

   5) бл..стательный, з..рница, к..сательная (к окружности) 

10
 Ответ:                                                      .

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..землиться, пр..обретение, пр..открывшийся

2) р..зобщённо, п..переменно, пр..верка

3) с..митировать, без..сходный, под..грать

4) ра..мешать, бе..граничный, бе..численный

5) роз..грыш, без..скусный, за..граться 

11
Ответ:                                                     .

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) подчёрк..вать, фасол..вый

2) солом..нка, разборч..вый

3) нефт..ная (скважина), ветр..ная (мельница)

4) недоум..вать, устра..вать

5) затм..вать, подароч..к

Ответ:                                                     .

12
Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) леле..шь, несгиба..мый

2) помн..шь, вид..мый

3) верт..шься, потрат..вший

4) расскаж..шь, увенч..нный

5) самокле..щиеся (обои), (зёрна) перемел..тся

Ответ:                                                     

13
Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Мой слух поразили какие-то странные, (НЕ)ПРИВЫЧНЫЕ звуки.

 

Недолгое знакомство нисколько (НЕ)МЕШАЛО нам разговаривать по-дружески.

 

Мцыри – герой, (НЕ)МЫСЛЯЩИЙ себя вне активной жизни, вне деяний и порывов.

 

Вершины гор  румянятся  от солнечного света,  а  долины ещё (НЕ)ОЗАРЕНЫ.

 

Ещё (НЕ)ДОБРАВШИСЬ до места службы, Андрей отправил отцу телеграмму.

 

Ответ:                                                     .

 

14
Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся

СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два  слова.

ЧТО(БЫ) не опоздать в аэропорт, пришлось остановить попутную машину, ПОТОМУ(ЧТО) автобусы с утра не ходили.

 

На Земле ещё до появления человека (В)ТЕЧЕНИЕ миллионов лет происходили события, менявшие нашу планету: поднимавшиеся из морских вод горные хребты подтачивались снеговыми водами, а ТАК(ЖЕ) ледниками, которые спускались с горных вершин.

 

ЧТО(БЫ) поправить здоровье, Дымов отправился на Кавказ, (ПО)ЭТОМУ встречу в Москве пришлось отложить.

 

Бурный темперамент не давал писателю (ПО)ДОЛГУ заниматься литературным трудом: он ТАК(ЖЕ) резко охладевал к работе, как горячо и энергично приступал к ней.

 

Н.В. Гоголь трижды давал образные сравнения предмета, покрытого пылью, и каждый раз (ПО)ИНОМУ: один раз это графин, который от пыли казался одетым в фуфайку; другой – запылённая люстра, похожая на кокон; третий – руки человека, вынутые из пыли и КАК(БЫ) оказавшиеся в перчатках.

 

15
Ответ:                                                     .

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

В приотворё(1)ую дверь виднелось всё хозяйство Тараса: ружьё на стене, несколько горшков на печке, сундучок под некраше(2)ой лавкой, развеша(3)ые снасти.

Ответ:                                                     .

 

16
Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Мелкие поселения в Древней Руси называли иногда «городцами» да «городищами».

2) Кувшинки плавали и справа и слева от лодки.

3) Обломов был расстроен письмом старосты и предстоящим переездом на квартиру и утомлён трескотнёй Тарантьева.

4) Россия соседствует со многими странами и имеет как сухопутные так и морские границы.

5) Символисты и их последователи называли Ф.И. Тютчева своим предтечей и считали себя продолжателями тютчевской поэтической традиции.


Ответ

17


Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Классицизм (1) зародившийся во Франции в условиях абсолютистского режима (2) нашёл отражение в архитектуре большинства европейских стран (3) отличаясь в (4) каждой стране (5) своими особенностями.

Ответ:                                                     .

 

18
Расставьте знаки препинания:   укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. О ней я вспомнил, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

Ответ:                                                     .

19


Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Разве всенародный порыв (1) свидетелем которого (2) вы были (3) не имеет совершенно явственного сходства с осенним отлётом птиц на юг?

Ответ:                                                     .

 

20
Расставьте знаки препинания:  укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

На первых порах отец был очень озабочен своим вступлением в должность полного хозяина (1) чего непременно требовала бабушка (2) и (3) что он сам считал своей обязанностью (4) так как это определялось семейными традициями.

Ответ:                                                     .

 

21
Найдите предложения, в которых запятая(-ые)  ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Климат степного Алтая умеренно континентальный, с выраженным контрастом между холодными и тёплыми сезонами. (2)Средняя температура января составляет минус 18 °С. (3)Холодный период продолжительный: снег ложится в конце октября и тает в конце марта. (4)Зимы малоснежные, местами покров – не более 8 сантиметров; температура воздуха может опускаться ниже –35 °С, оправдывая представления о суровой сибирской зиме. (5)Морозы сопровождаются ветрами – жизнь в степи на несколько дней замирает. (6)Безморозный период на равнинах длится 90–130 дней, а лето – около трёх месяцев. (7)Кулундинскую степь зовут любимицей солнца: лето здесь сухое и жаркое, воздух прогревается до +40 °С. (8)Летний сезон полностью опровергает расхожее мнение, будто

«в Сибири тепло не бывает». (9)Лето в алтайских степях – это обилие яркого солнца и жарких дней.

 

Ответ:                                                     .

 

Прочитайте текст и выполните задания 22–27.

(1) Принято считать, что литература человечества началась с древнего шумерского эпоса «Сказание о Гильгамеше». (2)Писалось это сочинение аж в третьем тысячелетии до нашей эры, и, следовательно, изящная словесность будет постарше египетских пирамид.

(3)С тех пор было написано великое множество книг, умных и дурацких, талантливых и не сказать чтобы отмеченных «искрой Божьей», которые (в том-то всё и дело) физически невозможно перечитать. (4)Спрашивается: а чего, собственно, ради скрипели перьями, может быть, миллионы людей, обременённых даром художественного слова, зачем они недосыпали-недоедали и мучились под пытками синтаксисом, если их сочинения обречены на безвестность, если книги, рождённой в ночной тиши, никогда не коснётся человеческая рука?

(5)С другой стороны, интересно: вот уже пять тысяч лет, как человечество не отстаёт от чтения, хотя у него хлопот, что называется, полон рот (тут тебе и бесконечные междоусобицы, и кризис неплатежей), а он всё почитывает на досуге, словно это, казалось бы, зряшное пристрастие злободневно. (6)Вроде бы и практического толка от этого занятия никакого: всё-таки книжку прочитать – это не то, что делянку под картошку вскопать или починить в доме электропроводку, вроде бы и без того жизнь коротка, как заячий хвост, и глаза портить не годится, и основные вопросы бытия давно закрыты, а людей всё тянет к печатному слову, точно в нём заключена какая-то великая благодать…

(7)Что до первого пункта, то ответ на него таков: люди, обременённые даром художественного слова, пишут потому, что есть такая болезнь – писатель и этот страдалец не может не сочинять. (8)Болезнь эта весьма распространённая, особенно у нас, в России, где писатель двести лет стоял наравне с апостолами, а теперь перешёл на положение городского дурачка, бездельника и недотёпы, который не умеет даже электричество починить.

(9)Другое дело, что бывает писатель, имеющий что сказать городу и миру. (10)А бывает писатель, который только и может, что в письменном виде поделиться с публикой своими наблюдениями над вечерней зарёй, характерами современников, а то и расцветкой бабочки махаона. (11)Но при этом ни того ни другого нимало не интересует, прочитают ли их писанину или не прочитают, признает публика искромётный талант творца или не признает, и даже им неважно, выйдет рукопись в свет или навеки упокоится в ящике письменного стола.

(12)По второму пункту: люди вот уже пять тысяч лет читают книги по той причине, что им от Бога вышло такое внушение – раз своего ума мало, если ты бесчувствен, как сапог, то потрудись освоить хотя бы часть корпуса великой литературы, чтобы приобщиться к великому знанию о жизни и о себе. (13)И ведь действительно: с мудрым автором связаться через печатное слово – это совсем не то, что выяснить по сотовому телефону у Саши или у Маши, что они кушали на обед; это совсем не то, что выслушать от матери нагоняй за бестолковость и нерадение.

(14)Исключительно по той причине, что большой писатель представляет собой феномен, что он есть высший подвид человека разумного, наделённого способностью мыслить и чувствовать, как никто, его сочинения непременно следует прочитать. (15)Лев Толстой нас вдохновит своим озарением: «Мне говорят, я несвободен, а я взял и поднял правую руку». (16)Чехов насторожит категорическим императивом: «В человеке всё должно быть прекрасно…» (17)В свою очередь, Достоевский нам сообщит: «Широк, слишком широк русский человек, я бы сузил» и «Красотою спасётся мир».

(18)Следовательно, люди испокон веков тянутся к дельной книге по той причине, что испытывают потребность в общении с самыми светлыми умами, и удовлетворить её не могут ни домашние, ни приятели, ни газеты. (19)Откуда взялась эта потребность, точно сказать нельзя, но можно предположить: таковая заключена в самой природе человека как пожизненного слушателя Высших курсов, как мыслителя и творца. (20)Словом, скорее всего прав поэт Бродский: «Человек – это то, что он читает». (21)По крайней мере, человек – это не так просто, как полагают материалисты, и мыслящие особи должны быть постоянно  настороже.

 

(По В.А. Пьецуху*)

 

* Вячеслав Алексеевич Пьецух (1946–2019) – советский и российский писатель.

22
Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) Удовлетворить потребность человека в общении вполне могут домашние, приятели, газеты.

2) По мнению автора, большой писатель есть высший подвид человека разумного, наделённого особой способностью мыслить и чувствовать.

3) Читатель обращается к книге, чтобы приобщиться к великому знанию  о жизни и о себе.

4) Писатель всегда в России был на положении городского дурачка, бездельника и недотёпы.

5)

23
Все созданные человечеством книги невозможно перечитать физически. Ответ:       .

Какие из перечисленных утверждений являются ошибочными? Укажите номера ответов.

1) В предложениях 3, 4 содержится рассуждение.

2) Предложение 8 поясняет содержание предложения 7.

3) Предложения 9 и 10 противопоставлены по содержанию.

4) В предложениях 12, 13 представлено описание.

5) Предложение 21 содержит указание на причину того, о чём говорится в предложении 19.

 

Ответ:                                                     .

 

 

24
Из предложения 5 выпишите один фразеологизм.

 Ответ:                                                    .

 

25
Среди предложений 15–21 найдите такое(-ие), которое(-ые) связано(-ы) с предыдущим при помощи указательного местоимения и форм слов. Напишите номер(-а) этого(-их) предложения(-ий).

           Ответ:____________________________

 

 


Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22–25. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру. Последовательность цифр запишите в БЛАНК ОТВЕТОВ № 1 справа от номера задания 26, начиная с первой клеточки, без пробелов, запятыхи других дополнительных символов. Каждую цифру пишите в соответствии с приведёнными в бланке образцами.

 


26
«Размышления автора текста В.А. Пьецуха о писателях и читателях подчинены строгой логике. Отследить её нам помогают синтаксическое средство  –  (А)________(в  предложениях  3,  5)  и  приём  –  (Б)  (в предложениях 15–17). Нередко автор прибегает к такому лексическому средству, как  (В)__________(«аж» в предложении 2«дурацких» в предложении 3, «зряшное» в предложении 5, «писанину» в предложении 11). Ярче выразить свою мысль автору помогают тропы, среди  которых  (Г)__________(«мучились под пытками синтаксисом» в предложении 4)».

Список терминов:

1) ирония

2) антонимы

3) цитирование

4) парцелляция

5) синонимы

6) вводные и вставные конструкции

7) эпитет

8) восклицательные предложения

9)разговорные и просторечные слова

А Б В Г
       

 


Ответ:

 










Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: