Повторительно-обобщающий урок По курсу «Обществознание»
Тест
1. В узком смысле под обществом понимается:
1) обособившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, которая состоит из индивидуумов;
2) определенная группа людей, объединившихся для общения и совместного выполнения какой-либо деятельности;
3) общество характеризуется как динамическая саморазвивающаяся система;
4) «промежуточные комплексы, более сложные, чем элементы, но менее сложные, чем сама система».
2. Человеческое общество отличается от животного:
1) наличием потребностей, навыков, ценностей, развивающихся исторически;
2) жестокой непрекращающейся конкуренцией между живыми организмами – «борьба за существование»;
3) механизмом наследования;
4) постоянным потоком изменений, передаваемых по наследству и называемых мутациями.
3. Восточная цивилизация характеризуется:
1) высокой степенью мобильности;
2) стремлением человека подчинить природу своей власти;
3) высокой степенью зависимости индивида от природы и географической среды;
|
|
4) признанием ценности гражданского общества.
4. «Страной мудрецов» в древности называли цивилизацию:
1) Древней Индии;
2) Древнего Египта;
3) Месопотамии;
4) Древнего Китая.
5. К. Маркс и Ф. Энгельс разработали:
1) концепцию договорной организации общественной жизни;
2) учение об общественно-экономических формациях;
3) теорию индустриального общества;
4) эволюционную теорию.
6. Функцией цивилизации, исходя из теории А. Тойнби, является:
1) обеспечение материальных потребностей граждан и общества в целом;
2) создание условий для свободного развития человеческой личности;
3) дифференциация культурной жизни, преемственность, передача культуры через механизм традиций;
4) создание условий для развития самобытности общества.
7. Индустриальное общество предусматривает:
1) управление экономикой через государство;
2) отчуждение человека от результатов труда;
3) неспособность общества приспосабливаться к меняющимся условиям среды;
4) тесную связь человека с природой.
С чьим именем связано понятие «индустриальное общество»?
1) У. Ростоу;
2) Х. Ортега;
3) А. Тоффлер;
4) Д. Белл.
9. Идеология, преобладающая в современном западном обществе, – это:
1) либерализм;
2) протекционизм;
3) неоконсерватизм;
4) социализм.
10. Один из негативных результатов человеческой деятельности – это:
1) истощение природных ресурсов;
2) принятие Всемирной хартии охраны природы;
3) получение атомной энергии;
4) разработка новых технологий.
11. К глобальным проблемам человечества можно отнести:
1) предотвращение мировых конфликтов;
|
|
2) сдерживание наращивания гонки вооружений;
3) предотвращение третьей мировой войны;
4) использование достижений НТР в мирных целях.
12. Наука, изучающая общество, – это:
1) политология;
2) история;
3) этнография;
4) антропология.
13. «Устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки» – это:
1) мировоззрение;
2) вера;
3) принципы;
4) убеждение.
14. Потребность – это:
1) общая ориентация человека на определенный вид деятельности;
2) осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания организма человека;
3) процесс, в результате которого человеком создаются материальные блага;
4) человеческие побуждения к действию на удовлетворение потребностей человека.
15. Для личности характерно:
1) проявление активности;
2) «плавание по воде случая»;
3) самооценка;
4) свобода действий.
16. Отражение в сознании человека явлений действительности в новых, необычных сочетаниях и связях – это:
1) источник творчества;
2) источник вдохновения;
3) источник научного мышления;
4) источник воображения.
17. Человеческой деятельностью движут:
1) желания;
2) потребности;
3) эмоции;
4) чувства.
18. Наука, изучающая человека как часть природы, – это:
1) этнография;
2) анатомия;
3) психология;
4) биология.
19. Истина – это:
1) сторона объективной реальности;
2) информация об окружающем мире и самом человеке;
3) соответствие человеческих знаний действительности, совпадение человеческой мысли и объекта;
4) образец, совершенное, благое и прекрасное, высшая цель, стремление.
20. Наиболее важной особенностью научного познания является:
1) изучение мира таким, какой он есть вне и независимо от человека;
2) направленность на получение таких данных, которые связаны с сегодняшним миром;
3) изучение мира для того, чтобы применить знания о нем в будущем;
4) возможность изучать действительность разными способами.
21. Одной из составных частей человеческого знания является:
1) загадка;
2) информация;
3) секрет;
4) неведомое.
22. Определите область культуры:
1) общественное движение;
2) филология;
3) общественная мысль;
4) этнология.
23. Определите причину значимости моральных ценностей в современном обществе:
1) этнические и национальные конфликты;
2) выживание в условиях какого-либо кризиса;
3) активная деятельность церкви;
4) падение духовной нравственности.
24. Буддизм проповедует идею:
1) о греховности человека;
2) о покорности человека;
3) о культуре предков;
4) поиска правильного пути к спасению.
25. Определите суть языческого культа:
1) воздействие на природу;
2) омовение;
3) поклонение богам;
4) причащение.
26. Одним из основных направлений современного реформирования системы образования является:
1) увеличение расходов в развивающихся странах;
2) многообразие подготовки учащихся;
3) подготовка квалифицированных кадров;
4) компьютеризация процесса обучения.
27. Мировоззренческая функция науки помогает человеку:
1) изменять окружающий мир сообразно своим желаниям и потребностям;
2) показать возможные опасные тенденции развития общества;
3) рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразии;
4) познать и объяснить, как устроен мир, и каковы законы его развития.
28. Способом производства первобытного общества является:
1) аграрно-ремесленный;
2) присваивающий;
3) индустриальный;
4) производящий.
29. Определите тип экономической системы, где преобладают вертикальные связи:
1) командная;
2) рыночная;
3) традиционная;
4) смешанная.
30. Государственная собственность – это:
1) индивидуальная или семейная собственность на вещи, имущество, бытовые объекты непроизводственного назначения;
2) форма юридического закрепления за человеком прав владения, пользования и распоряжения каким-либо имуществом;
|
|
3) собственность на землю, природные и материальные ресурсы, средства производства, денежные средства, другие, в том числе духовные и культурные ценности;
4) движимое и недвижимое имущество, которым владеют, пользуются, распоряжаются органы власти.
31. К смешанной собственности относятся:
1) акционерная;
2) индивидуальная частная;
3) государственная;
4) кооперативно-колхозная.
32. Финансово-экономическое регулирование государством экономики выражается:
1) в виде кредитов;
2) форме государственных акций;
3) виде различных льгот;
4) форме налогов.
33. Для современной экономики наиболее характерен рынок:
1) научно-технических разработок;
2) спроса;
3) государственный;
4) сбыта.
34. Место, где брокеры могут покупать и продавать акции своих клиентов, – это:
1) товарная биржа;
2) фондовая биржа;
3) валютная биржа;
4) трудовая биржа.
35. Социальные общности образуют:
1) социальную дифференциацию;
2) социальную мобильность;
3) социальную структуру;
4) «социальные лифты».
36. Армия является «социальным лифтом», так как:
1) воспитывает гражданские качества;
2) предоставляет возможность «двигаться вверх»;
3) помогает адаптироваться в обществе;
4) открывает путь к престижным профессиям.
37. В основе западной социальной стратификации лежит:
1) образование;
2) место жительства;
3) профессия;
4) собственность.
38. Оценка, которую общество дает статусу или должности, – это:
1) авторитет личности;
2) социальный престиж;
3) социальный статус;
4) харизма.
39. Одним из условий гармонизации национальных отношений является:
1) отказ меньшинства от сепаратизма;
2) наличие гражданского общества;
3) ограниченность культурной автономии меньшинств;
4) федеративное устройство государства.
40. Геноцид – это:
1) уничтожение отдельных групп населения в тоталитарных государствах;
2) лишение людей избирательных прав по национальному признаку;
3) уничтожение отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам;
|
|
4) ограничение в получении образования по национальному признаку.
41. Политология – это система:
1) социальных институтов государственно-организованного общества, осуществляющих определенные политические функции;
2) теоретических знаний о политической сфере общества;
3) политических взглядов общества и социальных институтов государственно-организованного общества;
4) теоретических знаний о социальных институтах.
42. Одним из компонентов политической системы является:
1) политические нормы;
2) политическая этика;
3) политическая традиция;
4) политическая мораль.
43. Наличие аппарата власти и управления, аппарата принуждения – это:
1) структура государства;
2) функция государства;
3) признак государства;
4) форма организации государства.
44. Современные основные европейские монархии являются:
1) президентскими;
2) смешанными;
3) парламентарными;
4) абсолютистскими.
45. Авторитарному режиму свойственно:
1) права человека и меньшинств;
2) нечастые выборы и фальсификация;
3) милитаризация, внешнеполитическая агрессивность;
4) правило большинства.
46. Определенный тип политической системы и общества, характеризующийся всеобъемлющей идеологизацией и политизацией общественной жизни, – это:
1) тоталитаризм;
2) авторитаризм;
3) демократия;
4) охлократия.
47. В основе теории правового государства лежит стремление:
1) разделить ветви власти;
2) определить взаимоотношения личности и государства;
3) обеспечить индивидуальную свободу;
4) дать возможность народу контролировать государство.
48. Общество с развитыми экономическими, правовыми и политическими отношениями между его членами, независимое от государства, но взаимодействующее с ним, – это:
1) гражданское;
2) тоталитарное;
3) правовое;
4) авторитарное.
49. Социал-демократические партии ориентируются:
1) на невмешательство государства в экономическую сферу;
2) государственное регулирование экономической сферы;
3) ограничение вмешательства государства в экономическую сферу;
4) сочетание государственного регулирования и невмешательства в определенных областях экономической сферы.
50. Одно из назначений права:
1) выступает как регулятор общественных отношений;
2) определяет общие правила поведения;
3) является нравственным минимумом;
4) определяет институты права.
51. Мажоритарная система – это:
1) наблюдение, оценка и прогноз состояния чего-либо, сбор сведений средствами массовой информации;
2) всенародное обсуждение, вид всенародного голосования;
3) принцип устройства государства, утверждающий необходимость многообразия субъектов экономической, политической и культурной жизни общества;
4) тип избирательной системы, порядок определения результатов выборов по большинству голосов, поданных за кандидата.
52. К личным правам человека можно отнести:
1) право на неприкосновенность жилища;
2) право на жизнь;
3) право на участие в управлении делами государства;
4) право на собственность.
53. Правовая культура – это:
1) совокупность поступков, соответствующих нормам права;
2) совокупность взглядов и идей, ценностных ориентации, выражающих отношение отдельных людей и социальных групп к праву;
3) составная часть культуры общества и личности;
4) правовое воспитание и обучение праву.
54. Отрасль права, регулирующая имущественные и личные неимущественные отношения – это:
1) конституционное право;
2) гражданское право;
3) семейное право;
4) административное право.