Тема: Формирование учебной самостоятельности младших школьников в процессе обучения

Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Республики Крым

«Крымский инженерно -педагогический университет имени Февзи Якубова»

                            Кафедра начального образования. 

Учебная дисциплина: Общие основы методик начального образования.

                                    Практическое занятие.

Вид занятия: анализ полученной информации, конструирование этапов урока,обсуждение результатов самостоятельной деятельности.

Тема: Формирование учебной самостоятельности младших  школьников в процессе обучения.                    

 (Количество часов: 2 часа).

Цель: определить условия, обеспечивающие учебную самостоятельность   младших школьников в процессе обучения.

Задачи:

1. раскрыть сущность многоплановости формирования учебной самостоятельности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности;               

2.разработать этапы урока изучения нового материала с учетом различных способов взаимодействия учителя и учащихся (класс, предмет, тема по выбору);

 3.установить взаимосвязь между дидактическими и методическими задачами урока при его конструировании.

 Раскрытие основных понятий: самостоятельность, учебная деятельность, классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности.

    

Материально-техническое обеспечение: ноутбук, таблица "Классификация методов обучения с учетом характера учебно-познавательной деятельности", содержание лекционного материала.

Основные этапы работы:

1. Организационный момент.

2. Актуализация опорных знаний по изучаемой теме.

3.Самостоятельная работа по разработке урока изучения нового материала в начальной школе.

4.Обобщение выполненной работы, подведение итогов.

              План проведения практического занятия.

1. Организационный момент.  (1-2 мин.):

- приветствие и проверка присутствующих студентов;

- подготовка рабочего места для проведения занятия.

2. Целеполагание (2-3 мин.):

- знакомство с темой занятия;

- определение целей и задач;

- сообщение плана занятия и постановка учебных задач;

3. Актуализация опорных знаний (время определено-10-15 минут).

   С целью систематизации знаний по изучаемому вопрос подготовьте ответы на следующие вопросы:

-В чем состоит многоплановость формирования учебной самостоятельности младших школьников в условиях урочной и внеурочной деятельности?

 - Какие условия необходимо создать учителю, чтобы решить основную задачу-сформировать учебную самостоятельность младших школьников?  

-На какие результаты в процессе обучения младших школьников ориентирован деятельностный подход учителя к организации урока в начальной школе?

- На какие результаты в процессе обучения младших школьников ориентирован диалогический подход учителя к организации урока?

 

  Дополнительная информация предоставлена в виде отдельных тезисов из лекционного материала по изучению курса: Общие основы методик начального образования.

(Тема лекции: Стратегия и тактика начального общего образования).

           …..  К.Д. Ушинский подчеркивал, что ученик может стать обладателем знаний только тогда, когда он проявит самостоятельность в их приобретении.       

   В работах отечественных психологов Л.С. Выготского, А.Н. Леонтьева, Л. С. Рубинштейна, Н.А. Менчинской, Г.А.Щукиной и др., вопросы самостоятельности рассматривались в русле проблем психологической науки, проблем развития личностных качеств: активности, деятельности, оперативности, ответственности, любознательности… Они отмечали, что социальная ценность самостоятельности как качества личности определяется ее направленностью и уровнями активности человека как субъекта деятельности и отношений к ней. Л.С. Рубинштейн отмечал, что самостоятельность- это не простая сумма знаний, умений и навыков личности, позволяющих ей своими силами вести очередные дела, а общественное проявление личности, характеризующее ее тип отношения к труду, людям и обществу.

     Как показали результаты многочисленных исследований, учебная самостоятельность может развиваться только в условиях системно- деятельностного подхода, особенности которого были раскрыты в отечественной педагогике в результате разработки теоретических основ систем развивающего обучения Л.В. Занкова, Д.Б. Эльконина, В.В. Давыдова и их реализации на практике учениками Л.Е. Журовой, В.В. Репкиным,  А.  Цукерман и др.

 Системно-деятельностная парадигма требует свойственного системе развивающего обучения позиционирования младшего школьника как субъекта деятельности: усвоения и присвоения определенного социального опыта, который достигается в ходе активной самостоятельной учебной деятельности при партнерском взаимодействии с участниками образовательного процесса.

 По мнению В.В. Давыдова, можно научить ребенка учиться самостоятельно, лишь вводя его в позицию субъекта учебной деятельности уже в начальной школе.

       В размышлениях о гуманной педагогике Ш.А. Амонашвили особо обращает внимание учителей начальных классов на необходимость формирования у младших школьников самостоятельности как вида деятельности, необходимого для осознанного осмысления своих учебных действий и формирования социальных компетенций. Он отмечает ее как особый вид деятельности, который имеет свои мотивы, воспитывает и формирует духовно-нравственные качества ребенка, нацеливает их действия на познание и взаимную помощь. Младшие школьники могут научиться самостоятельности только в сотрудничестве и в совместной деятельности. Его технология обучения не зря названа технологией "Школа жизни", так как она ориентирует действия учителя прежде всего на социализацию ребенка, на формирование способностей к познанию, на воспитание духовно-нравственных качеств как основополагающих в жизни каждого Человека.

     В рамках системно-деятельностного подхода в качестве сформированности общеучебных действий младших школьников рассматриваются основные структурные компоненты учебной деятельности. Именно их сформированность является показателем успешности обучения в школе. Особое внимание обращается и на формирование умений ученика переходить от совместных с учителем действий к совместно- разделенной и в дальнейшем к самостоятельной деятельности с элементами самообразования.                

 Результаты научных исследований и практической деятельности показали, что последовательная реализация системно-деятельностного подхода повышает эффективность начального образования. У младших школьников это наблюдается на примере более гибкого и прочного усвоения знаний, умения самостоятельно двигаться в изучаемой области, повышения мотивации и интереса к учебе.

       Формирование учебной самостоятельности младших школьников- процесс многоплановый, требующий профессиональных компетенций в области проектирования образовательного процесса, формирования учебной деятельности и основных ее структурных компонентов: мотивации, целеполагания, планирования, выполнение учебных действий, контроля и рефлексии. Д.Б.Эльконин отмечал, что формирование учебной деятельности-это процесс передачи отдельных компонентов этой деятельности самому ученику для самостоятельного осуществления учебных действий без помощи учителя.

         Процесс формирования деятельности, учебных действий, мыслительных операций строится из определенных этапов:

-на 1 этапе нет опыта организации осваиваемой деятельности самостоятельно, учебная деятельность младших школьников осуществляется в сотрудничестве с учителем, при его непосредственном пооперационном управлении;

-на 2 этапе-усиление самостоятельности, происходит опосредованное руководство со стороны учителя при организации учебной деятельности в рамках сотрудничества;

-на 3 этапе ученики способны максимально выполнять учебную деятельность;

 -на 4 этапе осваивается позиция учителя (сначала для своих одноклассников, а затем и для себя).    

              Таким образом, учебная самостоятельность младших школьников проявляется как способность быть инициатором учебного взаимодействия со сверстниками, взрослыми; учить себя с помощью взрослого, одноклассников, доступных для его возраста различных

 образовательных, информационно-коммуникативных средств:

1. Средства, обеспечивающие базовую подготовку (электронные учебники, приложения к учебникам, обучающие системы, системы контроля знаний).

2. Средства практической подготовки (задачники, практикумы, виртуальные конструкторы, программа имитационного моделирования, тренажёры).

3 – Вспомогательные средства (энциклопедии, словари, хрестоматии, развивающие компьютерные игры).

4 – Комплексные средства (дистанционные учебные занятия).

         В условиях требований современных подходов к обучению в значительной степени уровень сформированности учебной самостоятельности будет зависеть от учебной мотивации обучающихся, от способности их четко осознавать значение постановки учебной задачи в процессе обучения, способности умений планировать, выполнять учебные действия, действия контроля и самоконтроля, рефлексировать и корректировать при необходимости свои учебные действия. Следует особо обратить внимание на то, что познавательный интерес как ведущий мотив учебной деятельности младших школьников и целеполагание являются основными источниками формирования учебной самостоятельности. Их функция заключается в побуждении к действию и в формировании внутреннего смыслообразования.

  Не менее важным в формировании учебной самостоятельности является умение младших школьников осуществлять планирование учебной деятельности. Поэтому в условиях реализации требований ФГОС НОО особое место при организации и осуществлении образовательного процесса уделяется формированию регулятивных учебных действий, которые обеспечивают учащимся организа­цию самостоятельной учебной деятельности. К ним относятся целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль в форме сличения способа действия и его результа­та с заданным эталоном, коррекция, оценка. Если младшие школьники осознанно участвуют в планировании деятельности обучения, то, несомненно, возрастает продуктивность учебной деятельности, качество обучения, эффективность образовательного процесса, и как результат, повышается учебная самостоятельность.

        Сформированность познавательных учебных действий младших школьников является также показателем способности младшими школьниками осуществлять самостоятельную деятельность в процессе обучения. Они включают обще­учебные, логические действия, а также действия постановки и решения проблемы. Особую группу общеучебных универсальных действий со­ставляют знаково-символические действия, которые развивают способности к моделированию - преобразованию объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объ­екта (пространственно-графическая или знаково-символическая), а также ее преобразованию с целью выявления общих законов, определяющих определенную предметную область.

                Сформированность коммуникативных действий обеспечивает социальную ком­петентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудниче­ство со сверстниками и взрослыми.

     Интересны по этому поводу высказывания Е.П. Ильина. Он отмечает, что самостоятельность «проистекает от импульсивности вследствие возникающих у них эмоций и желаний, а не в результате критического осмысления ситуации и своей роли в ней».

   ….. Рассматривать учебную     самостоятельность младших школьников мы можем как интегративное качество личности, проявляющееся в способности самостоятельно ставить учебные цели, планировать свою учебную деятельность, находить и использовать необходимые средства и способы достижения поставленных целей, контролировать и оценивать процесс и результат выполняемой деятельности. В структуре активности обучающегося на уроке выделяются следующие компоненты: готовность выполнять учебное задание, осознанность его выполнения, стремление к самостоятельной деятельности, систематичность и учебная мотивация к обучению.     Реализация принципов индивидуализации обучения и минимакса в практике учителя начальных классов предполагают, что на одном и том же уроке, при изучении одного и того же содержания учебного материала разные по уровню подготовки обучающиеся могут выйти на разные уровни усвоения материала, причем любой из этих уровней будет иметь практическое значение. На каком уровне будет спроектирован урок зависит от профессиональной подготовки обучаемого и от уровня сформированности познавательной самостоятельности обучающихся.

   Таким образом, для формирования учебной самостоятельности младших школьников в условиях урока, учителю начальных классов необходимо развивать свои способности к проектированию своих действий, уметь научно обосновывать их, с целью осуществления индивидуального подхода к обучению своевременно проводить диагностическую и коррекционно-развивающую деятельность, и тем самым добиваться положительных результатов.

  4. Самостоятельная работа.

Ø Рассмотрите таблицу 2.1 "Классификация методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности" и определите эффективность каждого из методов в поэтапном формировании познавательной самостоятельности младших школьников на уроке. (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

Ø Установите, как меняется вид деятельности обучающихся в зависимости от выбора метода обучения.

Ø Определите, какие из выше указанных методов обучения будут наиболее эффективными при формировании у младших школьников познавательной самостоятельности на уроке при изучении нового материала.

Ø Установите, каким образом взаимосвязаны дидактические и методические задачи урока.

Ø   Разработайте различные варианты этапа изучения нового материала в начальной школе (предмет, тема по выбору) с применением методов обучения по характеру учебно-познавательной деятельности в следующей последовательности:

а ) объяснительно- иллюстративного;

 б) репродуктивного;

 в) проблемного изложения;

 г) эвристического (частично-поискового);

д) исследовательског о.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow