Учебная практика: «Изучение приростов по высоте, диаметру, площади сечения, объему»

Шолу

 Образовательная: Изучение приростов по высоте, диаметру, площади сечения, объему.

Дамыту

Развивающая: Обеспечить условия для развития умений и навыков работы с источниками учебной и научно-технической информации, выделять главное.

3.Тәрбиелік

Воспитательная: Создать на уроке условия, обеспечивающие воспитание аккуратности и внимательности при изучении темы. 

Сабақтың типі 

Тип занятия: практическое занятие, работа с карточками       

Сабақ түрі

Вид занятия: самостоятельная работа и работа по карточкам.

Оқыту әдісі       

Метод обучения: практический, письменный, наглядно-иллюстрационный

Пәнаралық байланыс

Межпредметная связь: лесоводство, лесоустройство

Көрнекі құралдар

Оборудование занятия:учебники, тетради, карточки                               

Студенттер білуі керек / студенты должны знать: Изучение приростов по высоте, диаметру, площади сечения, объему.

Студенттер істей білуі керек / студенты должны уметь: применять полученные теоретические знания на практике.

 

 

Сабақ жоспары

План урока

Этапы занятия Содержание учебного материала Методы и методические приёмы обучения Средства обучения Дозировка времени
1 Орг.момент Словесный (письменный) журнал 1 мин
2 Мотивация и целеполагание Словесный (письменный)   1 мин
3 Проверка домашнего задания Устно (письменно) вопросник   15 мин
4 Учебная практика   Практические задания Бумажные (электронные) носители 50 мин
  5 Закрепление Устно (письменно) вопросник 20 мин
  6 Комментирование и выставление оценок Устно (письменно) журнал 1 мин
  7 Домашнее задание                  Учебник (интернет-ресурсы) Ф.И.Семенюта «Лесная таксация» стр. 66-80   1 мин
8 Рефлексия Устно (письменно) «На уроке я узнал…» 1 мин

 

Учебная практика: «Изучение приростов по высоте, диаметру, площади сечения, объему».

В лесной таксации известны два вида древесного прироста по каждому показателю: средний и текущий.

Средним приростом называют величину, на которую в среднем за 1 год на протяжении всей жизни дерева (или насаждения) изменяется абсолютная величина таксационного показателя. Определяют средний прирост делением таксационного показателя на возраст дерева.

Текущий прирост - это величина, на которую изменился таксационный показатель за один конкретный период жизни дерева, например за последний год. Определяют текущий прирост как разность в величине таксационных показателей в данный момент и год назад.

Так как разница в показателях, "вызванная" деятельностью камбия за 1 год, невелика и трудно поддается точному инструментальному измерению, текущий прирост определяют чаще всего по разности показателей, установленной не за 1 год, а за некоторый период, например за 5 или 10 лет. Эта разница будет периодическим приростом по тому или иному показателю.

Текущие и средние приросты вычисляют в абсолютных единицах по следующим формулам:

Zт = (ТА - ТА-n)/ n         Zср = ТА

где ZT - приравненный к текущему средний годичный прирост по таксационному показателю Т (диаметр, высота, площадь сечения, объем) за последние n лет;

Т - средний прирост по показателю Т за всю жизнь дерева;

ТА - значение показателя Т в возрасте дерева А;

ТА-n  - значение показателя Т n лет назад.

Иногда необходимо иметь представление об относительной величине прироста. В таких случаях вычисляют процент текущего прироста Р (по интересующим показателям).

При графическом способе на миллиметровой бумаге строится график хода роста по высоте. Построенная таким образом кривая хода роста ствола по высоте позволяет определить высоту дерева по периодам.

 

 

             Рис. Ход роста по высоте


                                          

         Построение графика продольного сечения ствола выполняется в такой последовательности: а) выбираются масштабы по высоте и диаметру в зависимости от размеров дерева; б) на миллиметровой бумаге намечаются положение нулевого сечения и оси симметрии, на оси точками отмечают высоту ствола по возрастным периодам; в) отступив от оси симметрии на несколько сантиметров, проводят параллельную ей линию, на которой в принятом масштабе отмечают высоты всех сечений (0, 1, 1.3, 3 и т.д.) и всю высоту дерева; г) на перпендикулярных к оси ствола линиях каждого из этих сечений в обе стороны от оси симметрии последовательно откладывают радиусы по 10-летиям (5-летиям) возраста; причем следует помнить, что количество сечений, а следовательно, и откладываемых радиусов закономерно возрастает с увеличением возраста дерева; д) соединив плавными линиями точки радиусов и высоты (отмечены ранее на оси), относящиеся к определенному возрасту дерева, получают график продольного сечения ствола в данном возрасте.

 

Определение приростов и процентов прироста по диаметру, высоте и площади сечения весьма несложно по содержанию: оно требует подстановки конкретных значений d, h и g из исходных данных в формулы.

      Определение приростов по объему несколько сложнее: предварительно надо найти объем современного ствола Va и объем ствола Vа-10, который был 10 лет назад. Нахождение объема современного ствола ведется по сложной формуле срединных сечений с суммированием объемов всех секций (одно- или двухметровых) и вершинки.

         По среднеарифметическим диаметрам (концентрических кругов) каждого кружка, выпиленного на середине секции, находятся площади сечений с точностью 0,0001 м. Затем подсчитываются итоги площадей сечений всех секций (по каждой графе) и записываются в специальной строке таблицы. Умножением полученных сумм площадей сечений каждого возрастного периода на длину секции (на 1 или 2 м) получают общий объем всех секций (ствола без вершинки) в соответствующие возрасты дерева.       

      Объем вершинки определяется по формуле конуса. Сложением общего объема одно- или двухметровых секций с объемом вершинки определяется объем ствола для каждого возрастного периода.

 

 

       Вычисление приростов по диаметру, высоте и объему производится в следующем порядке. В специальную таблицу бланка переносятся значения таксационных показателей по 10-летиям (5-летиям) возраста из предыдущих таблиц. Причем возраст по 10-летиям (5-летиям) записывается в 1-й колонке таблицы в порядке возрастания - 10, 20, 30 лет и т.д. (5, 10, 15 лет и т.д.). Затем для каждого показателя в абсолютном выражении определяются средний общий и средний периодический приросты. Средний общий прирост вычисляется путем деления величины таксационного показателя в соответствующем возрасте на данный возраст. При вычислении среднего периодического прироста текущий периодический прирост определяется как разность таксационных показателей двух соседних 10-летий (5-летий) возраста. Процент среднего периодического прироста определяется по формуле Пресслера.

                                     

                                Контрольные задания:

1. Изучение приростов по высоте, диаметру, площади сечения, объему.

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: