Ответы учащихся. Дискуссия

КОНСПЕКТ УРОКА МХК В 9 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ «ИСТОРИЧЕСКАЯ ЖИВОПИСЬ В ЗАРУБЕЖНОМ ИСКУССТВЕ»

Цель урока: формирование представления учащихся об исторической живописи

Задачи урока :

  • познакомить учащихся с жанром исторической живописи;
  • на примере художественных произведений выделить отличительные признаки данного жанра;
  • воспитывать уважения к культурному наследию;

Тип урока: урок изучения новой темы

ХОД УРОКА

Орг. момент, проверка домашнего задания

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня на уроке мы приступим к изучению новой темы. Мы познакомимся с новым для нас жанром живописи ­­– с исторической живописью в зарубежном искусстве. Домашним заданием для вас было подготовить краткую характеристику этого вида живописи. Кто желает ответить?

Ученик: Исторический жанр, или историческая живопись – это раздел в живописи, который включает в себя сюжеты, написанные в разных стилях изобразительного искусства на реальные исторические события, на религиозные, мифологические, аллегорические темы. Понятие произошло от слова historia (лат. «повествование»).

Исторический жанр получил свое развитие в эпоху Возрождения. В этот период появилось большое количество картин и фресок с библейскими и античными сюжетами, которые отличались крупным форматом и многофигурной композицией. Средневековый живописец и писатель Леон Баттиста Альберти называл историческую живопись самой благородной формой искусства, так как при создании полотен от художника требовалось немалое мастерство, чтобы показать взаимодействие и эмоции всех изображенных персонажей.

Учитель: Отлично, спасибо! Может кто-то знает о типах исторического жанра?

Ученик: Сюжеты разделяют на пять основных направлений, а именно:

  1. религиозные;
  2. мифологические;
  3. аллегорические;
  4. литературные;
  5. исторические.

Изучение новой темы

Учитель: Да, все верно. Самые ранние религиозные произведения создавались еще в период расцвета готики. В дальнейшем в моду вошли античные легенды, и популярными героями стали древнеримские и древнегреческие божества. К мифологической категории также относятся любые картины со сказочными и былинными сюжетами.

Аллегория – это история, в которой содержится скрытый смысл. Любой образ на картине, будь то фигура человека, животного или предмета, отображает определенную концепцию, философию или идею. Художники Возрождения наполняли свои произведения символами, которые могли расшифровать только посвященные люди. Языком живописи мастера критиковали государственную власть, религию или конкретных персонажей, но тайные знаки были непонятны рядовому зрителю.

Картины литературного направления основаны на мотивах, взятых из произведений поэтов и писателей. Мастера черпали вдохновение в пьесах Уильяма Шекспира, стихах Генри Лонгфелло, сказках Льюиса Кэролла.

Историческая категория объединяет все работы, изображающие значительные события прошлого. Это направление достигло своего апогея в девятнадцатом столетии на волне угасания интереса к религии и мифам. На выставках демонстрировались шедевры, посвященные великим свершениям полководцев и общественных деятелей.

Давайте познакомимся с некоторыми известными произведениями исторического жанра (Просмотр презентации с комментариями).

В Средние века история отождествлялась с деяниями святых, подвижников и религиозных фанатиков. Творчество живописцев было направлено на то, чтобы поднять нравственность и укрепить мораль всего общества, а библейскими сценами украшали стены храмов, публичных зданий, ратуш и дворцов.

Великим мастером жанра в эпоху Ренессанса был Мазаччо – создатель росписи капеллы Бранкаччи, прославившийся благодаря использованию революционных техник линейной перспективы и кьяроскуро («Крещение Петром неофитов»).

Сандро Боттичелли знаменит своими полотнами на мифологические темы. Его картины «Весна» и «Рождение Венеры» полны аллегорий и до сих пор вызывают бурные обсуждения и споры искусствоведов.

Одна из самых известных многофигурных фресок Леонардо да Винчи – «Тайная вечеря». Сложная перспектива, глубокая драма происходящего, мастерство в передаче психологического состояния персонажей делают эту работу ярким примером эстетики Высокого Возрождения.

Среди мастеров барокко, работавших в жанре исторической картины, выделяется Питер Пауль Рубенс. Его творения отличают обилие пышущих здоровьем обнаженных тел, сложные композиционные решения и реалистичная передача динамики происходящего на картине. («Самсон и Далила»)

Единственное сохранившееся полотно Диего Веласкеса с историческими мотивами – «Сдача Бреды», посвященное десятимесячной осаде испанцами одного из голландских городов. Придворный художник стремился показать не только триумф победителей, но и великодушное отношение Испании к побежденным, так как мир был заключен на выгодных для сдавшихся условиях.

Голландский гений Рембрандт отметился целой серией работ, посвященных истории и мифам. «Заговор Клавдия Цивилиса» стал самой большой картиной за всю историю творчества мастера. Сюжет повествует о восстании древних жителей Нидерландов против римлян, описанное философом Тацитом.

Восемнадцатый век стал переломным для исторической живописи – она приобрела статус академической во всех учебных заведениях Европы. Возрос интерес к недавним событиям, и в 1770 году британец Бенджамин Уэст впервые изобразил своих героев в одежде современного покроя. («Смерть генерала Вольфа»)

Великая Французская революция вдохновила мастеров на создание выдающихся картин с героическими и трагическими событиями этого периода — таковы работы Жан-Луи Давида «Смерть Марата» и «Клятва Горациев».

И это лишь малая часть исторического жанра. Я предлагаю вам проанализировать картину Луки Джордано «Антиох и Стратоника». (сл. 1)

Но сначала послушайте, пожалуйста, легенду.

Основные действующие лица это: царь Селевк І – один из друзей юности Александра Македонского, основатель Сирийского царства, решительный и непобедимый полководец. Антиох – сын Селевка и его первой жены Апамы, единственный наследник престола. Стратоника – вторая жена Селевка І, дочь его врага Деметрия, юная красавица. Она была более чем на сорок лет моложе мужа.

Вот как об этой необычной истории, возникшей более 2300 лет назад в царстве Селевкидов, образовавшемся в Малой Азии на развалинах империи Александра Македонского, в своем труде повествует Плутарх:

«Случилось так, что сын Селевка Антиох влюбился в Стратонику… Он представился больным и постепенно изнурял свое тело, отказываясь от пищи и необходимого ухода. Лекарь Эрасистрат без труда догадался, что царский сын влюблен, и решил узнать, в кого именно. Это была довольно сложная задача: он постоянно оставался в спальне царевича, и всякий раз, как входил красивый юноша или красивая женщина, не спускал глаз с Антиоха и наблюдал за теми членами тела, которые по природе своей особенно живо разделяют волнение души. На любое из посещений больной отвечал одинаковым безразличием, но стоило показаться Стратонике, одной или же вместе с Селевком, как тут же являлись все признаки, описанные Сафо: прерывистая речь, огненный румянец, потухший взор, обильный пот, учащенный и неравномерный пульс, и наконец, когда душа признавала свое полное поражение, – бессилие, оцепенение и мертвенная бледность. Вдобавок к тому, Эрасистрат рассудил, что сын царя, полюби он какую угодно женщину, едва ли стал бы молчать и терпеть до самой смерти. Окончательно удостоверившись в этом, Эрасистрат однажды объявил Селевку, что болезнь юноши – страсть, и страсть непреодолимая и безнадежная.

– Почему же безнадежная? – спросил в испуге царь.

– Потому что, клянусь Зевсом, – отвечал Эрасистрат, – он любит мою жену.

– Так неужели ты, Эрасистрат, не пожертвуешь своим браком ради моего сына? – воскликнул Селевк. – Ведь ты мой друг, и ты знаешь, что единственная моя опора – это он!

– Но на такую жертву не пошел бы даже ты, родной отец, – возразил Эрасистрат.

На что Селевк ответил ему:

– Ах, дорогой мой, если бы только кто из богов или людей обратил его страсть в эту сторону! Да ради жизни Антиоха я не пожалел бы и царства!

…И тогда лекарь протянул ему руку и сказал, что Селевк не нуждается в услугах Эрасистрата, ибо он в одном лице и отец, и супруг, и владыка, и наилучший целитель собственного дома. После этого разговора Селевк созвал всенародное собрание и объявил свою волю поженить Антиоха и Стратонику и поставить его царем, а ее – царицей над всеми внутренними областями его державы. При таких обстоятельствах был заключен брак Антиоха и Стратоники».

Художник изображает самый ответственный момент, когда мимо постели Антиоха проходит Стратоника и открывается тайна его любви.

Здесь все герои драмы: царь Селевк в мантии и с короной на голове, совершенно обессиленный Антиох лежит на красивой резной кровати, Стратоника стремительно проходит мимо постели "больного" Антиоха, маленький паж несет длинный шлейф ее платья, из-за плеча Стратоники выглядывают озадаченные женщины, уже проходившие мимо постели Антиоха и не взволновавшие его сердце, Над постелью "больного" изображен врач Эрасистрат, держащий руку Антиоха и по пульсу определяющий в кого он влюблен. (сл. 2) Вопрос: Кто является главным героем, объединяющим всех др.участников разворачивающегося на картине действия?

Ответы учащихся. ДИСКУССИЯ.

(сл. 3) Учитель: Главный герой картины – врач, именно он объединяет всех других персонажей: держит за руку Антиоха, указывает на Стратонику, смотрит на Селевка.

(сл. 4) Рассмотрите фигуру и жесты Стратоники. Как Вы думаете, знала ли она о любви Антиоха?


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: