Простая двухчастная форма

 

Простая двухчастная форма- форма, состоящая из двух периодов. Она встречается двух видов- с репризой и без репризы.

       Безрепризная форма (схема АВ) состоит из двух различных (часто контрастных) периодов.

       В репризной форме во втором периоде повторяется одно из предложений первого периода.

 

Трехчастная простая форма.

Форма, которая состоит из трех периодов, называется простой трехчастной. Обычно крайние части одинаковые или похожие, средняя отличается от них, а иногда контрастная. Она бывает с репризой и без репризы.

Трехчастная форма бывает простая и сложная. В сложной трехчастной форме крайние разделы больше, чем период.

Вариации.

Вариации (изменение)- музыкальная форма, состоящая из темы и ее видоизмененных повторений - вариаций. Схема: А А1 А2 А3 А4…...Форма вариаций распространена в инструментальной, особенно в фортепианной музыке. Композиторы часто используют в своих вариациях темы народных песен.

Тема вариаций - законченная музыкальная мысль, отличающаяся яркостью и узнаваемостью. Благодаря различным изменениям (мелодическим, ритмическим, фактурным, ладовым, гармоническим…) она появляется каждый раз в новом виде.

 

Рондо.

 

Рондо - (хоровод, хождение по кругу) – музыкальная форма, состоящая из многократного повторения главной темы - рефрена, с которым чередуются разнообразные - эпизоды (схема АВАСАD…., где А - рефрен, B С D - эпизоды.

Рондо начинается и заканчивается рефреном, образуя как бы замкнутый круг. Рефрен проводится в главной тональности, эпизоды - в других тональностях.

 

Сонатная форма.

 

       Сонатная форма - музыкальная форма, основанная на сопоставлении и развитии двух тем. Применяется преимущественно в инструментальных произведениях. Сонатная форма состоит из трех разделов, использующих один и тот же тематический материал.

1. Экспозиция – показ тем, знакомство с ними. В ней излагаются: главная партия и примыкающая к ней связующая партия; побочная и примыкающая к ней заключительная. Главная партия - изложение первой темы в главной тональности.

       Задача связующей партии – переход из основной тональности в тональность побочной партии (в доминантовую, параллельную или другую тональность). Кроме того, в связующей партии осуществляется постепенная интонационная подготовка второй темы.

       Побочная партия совмещает функции развития и изложения новой темы.

       Задача заключительной партии – привести развитие к относительному равновесию. Она пишется в тональности побочной партии, которую таким образом закрепляет.

2. Разработка – драматический центр сонатной формы: сопоставление, столкновение и широкое развитие тем, изложенных в экспозиции, главным образом путем их мотивной разработки. Разработка – самый яркий и динамический раздел сонатной формы; тонально неустойчив.

3. Реприза – развязка действия, возвращение основных образов; видоизмененное повторение экспозиции с изложением отдельных тем в одной главной тональности.

       Сонатная форма характерна для первых быстрых частей сонатного цикла: сонат, концертов, симфоний.

 

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: