Классификация периодов

Билет № 5. Септаккорд.

Септаккордом называется созвучие из четырёх звуков, располагающихся по терциям. Септаккордов существует множество. Названия септаккордов состоят из двух прилага­тельных. Первое прилагательное обозначает качество септимы между крайними голосами (большая, малая, увеличенная, уменьшенная). Второе прилагательное обозначает качество трезвучия, образованного между тремя нижними голосами (мажорное, минорное, увели­ченное, уменьшенное). Наиболее употребительными септаккордами являются малый ма­жорный септаккорд, малый минорный септаккорд, малый уменьшенный септаккорд, уменьшенный септаккорд.

5 ступень лада называется доминантой. Поэтому септаккорд, построенный на этой ступени получил название доминантовый септаккорд (Д7).

Д7 строится в мажоре и гармоническом миноре. По своему строению он является малым мажорным септаккордом, (септима между крайними голосами - малая, трезвучие, обра­зуемое тремя нижними голосами - мажорное).  Его строение-б.3+м.3+м.3.

Д7 состоит из неустойчивых ступеней (7,2,4). Поэтому Д7 звучит неустойчиво и требует разрешения в тонику. 5 ступень (нижний звук) - разрешается скачком вверх на чистую кварту в 1 ступень - тонику. 7 ступень (в миноре -7 повышенная) - разрешается вверх на малую секунду в 1 ступень - тонику. 2 ступень (3 звук) - разрешается движением вниз на большую секунду - в 1 ступень. 4ступень (верхний звук) - спускается вниз на одну сту­пень в3. Таким образом, Д7 разрешается в тоническую терцию с утроенным основанием.

Обращения доминантового септаккорда.

Обращением называется перенесение нижнего звука аккорда на октаву

вверх.

 

Любой септаккорд имеет три обращения. 

 Первое –называется квинтсекстаккорд (секунда вверху),

 второе – терцквартаккорд (секунда

в середине),

 третье – секундаккорд (секунда внизу).

 

Нижний звук септаккорда называется примой, второй – терцией,

третий – квинтой, четвёртый – септи­мой.

 

Названия происходят от

образующегося интервала между основанием аккорда и любым  другим

звуком аккорда.

 

В обращениях примой будет являться верхний

звук секунды.

 

Доминантовый септаккорд строится на 5 ступени лада. Основание

этого аккорда будет считаться примой.

Если бас Д7 перенести на октаву вверх, то образуется первое обращение – доминантовый квинтсек­стаккорд. Он строится на 7 ступени мажора и на 7 повышенной гармонического минора. Его строе­ние м.3+ м.3+ б.2.(расположение звуков – терция, квинта,септима,прима.)

Если бас доминантового квинтсекстаккорда перенести на октаву вверх, то образуется второе обра­щение –

доминантовый терцквартаккорд. Он строится на 2 ступени. Его строение – м.3+ б.2 + б3. (расположение звуков-

 

квинта, септима, прима, терция).

 

Если бас доминантового терцквартаккорда перенести на октаву вверх, то образуется третье обраще­ние-

доминантовый секундаккорд. Он строится на 4 ступени. Его строение - б.2+б.3+м.3. (расположение зву­ков-

септима, прима, терция, квинта).

 

Д7 и его обращения состоят из неустойчивых звуков, поэтому звучат неустойчиво и требуют разре­шения

в тонику.

При разрешении д7- прима аккорда идёт на ч.4 вверх, разрешаясь в 1 ступень лада (тонику).

 При разре­шении

обращений д7 – прима (верхний звук секунды) всегда остаётся на месте.

Терция аккорда (7 ступень) всегда разрешается вверх на полутон,в 1 ступень лада (тонику).

Квинта аккорда (вторая ступень) -  разрещается на одну ступень вниз в первую ступень лада (тонику).

Септима аккорда (четвертая ступень) разрешается на одну ступень вниз в третью ступень.

Таким образом д7 разрешается в тоническую терцию с утроенным основанием.

Доминантовый квинтсекстаккорд - в тоническое трезвучие с удвоенным основанием.

Доминантовый терцквартаккорд - в полное резвернутое тоническое трезвучие.

Доминантовый секундаккорд – в тонический секстаккорд с удвоенным верхним звуком (тоникой).

 

 

Билет №1. Интервалы.

 Интервалом называется сочетание двух звуков, взятых последовательно или одновре­менно.

Нижний звук интервала называется его основанием, верхний – его вершиной.

Интервал, звуки которого взяты последовательно, называется мелодическим. Мелодиче­ский интервал может быть восходящим и нисходящим.

Интервал, звуки которого взяты одновременно, называется гармоническим.

Каждый интервал имеет ступеневую и тоновую величины. Ступеневой величиной интер­вала называется количество охватываемых им ступеней. В октаве, как известно 8 ступе­ней. соответственно этому имеется 8 основных названий интервалов. Каждое название обозначает порядковый номер второго звука интервала.

Названия следующие:

Прима- 1 ступень

Секунда- 2 ступени

Терция- 3 ступени

Кварта- 4 ступени

Квинта-5 ступен

Секста-6 ступени

Септима-7 ступеней

Октава-8 ступеней.

Тоновой величиной интервала называется количество заключённых в нём тонов и полуто­нов.

Определение тоновой величины интервала необходимо потому, что ступеневая величина определяет его лишь приблизительно. От тоновой величины зависит качество интервала и определяется прилагательными: чистый, большой, малый, увеличенный, уменьшенный, дважды увеличенный, дважды уменьшенный.

1. Чистая прима- 0 тонов.

Это повторение одного и того же звука.

2. Малая секунда- половина тона, большая секунда- 1 тон.

Секунда- это сочетание данной ступени с ближайшей к ней сверху или снизу.

3. Терция малая- 1 тон с половиной, терция большая- 2 тона.

Терция- сочетание данной ступени с лежащей от неё через одну сверху или снизу.

4. Кварта чистая- 2 с половиной тона. Это интервал, объединяющий 4 ступени.

5. Квинта чистая- 3 с половиной тона. Интервал, объединяющий 5 ступеней.

6. Малая секста- 4 тона, большая секста- 4 с половиной тонов. Интервал, объединяющий 6 ступеней.

7. Малая септима- 5 тонов, большая септима- 5 с половиной тонов. Интервал, объеди­няющий 7 ступеней.

 

8. Чистая октава- 6 тонов. Повторение одного и того же звука через октаву.

Интервалы бывают увеличенными и уменьшенными.

Увеличенным называется интервал, который на полутон шире большого или чистого.

Уменьшенным называется интервал, который на полутон уже малого или чистого.

Всякий интервал может быть увеличенным и уменьшенным. Исключение: уменьшенная прима невозможна.

Интервалы делятся на простые и составные.

Простыми называются интервалы, не превышающие октаву. Составной интервал пред­ставляет собой простой с добавлением одной, двух, трёх, и т. д. октав.

Составные интервалы, которые не превышают двойной октавы, имеют самостоятельные названия по количеству ступеней, охватываемых ими:

нона-9 ступеней (секунда через октаву).

Децима-10 ступеней (терция через октаву).

Ундецима-11 ступеней (кварта через октаву).

Дуодецима-12 ступеней (квинта через октаву).

Терцдецима-13 ступеней (секста через октаву)

Квартдецима-14 ступеней (септима через октаву).

Квинтдецима-15 ступеней (двойная октава).

Интервалы шире двух октав читаются так: чистая квинта через 4 октавы.

Обращением простого интервала называется перемещение его нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. В результате получается другой интервал, кото­рый в сумме с первоначальным интервалом составляет октаву. Поэтому обращение явля­ется вычитанием из октавы первоначального интервала.

При обращении интервалов действуют следующие закономерности:

Прима обращается в октаву.

Секунда - в септиму.

Терция - в сексту.

Кварта - в квинту. И наоборот.

Большие интервалы обращаются в малые, малые в большие, чистые в чистые, увеличен­ные в уменьшенные.                                                                                                                                                 

Энгармонически равными называются интервалы, которые, будучи взяты изолированно, звучат одинаково, но имеют разное значение и написание.

Есть два типа энгармонической замены:

1.С энгармонической заменой обоих звуков таким образом, что в результате не изменяется его ступеневая и тоновая величина.

2. С энгармонической заменой одного или обоих звуков интервала таким образом, что из­меняется его ступеневая величина.

Интервалы бывают диатонические и хроматические. Диатоническими называются интер­валы тех видов, которые возможны между основными ступенями ладов.

Хроматическими называются все увеличенные и уменьшенные, дважды увеличенные и дважды уменьшенные интервалы.

Интервалы делятся на консонансы и диссонансы.

Консонансами называются интервалы, звучащие мягко, звуки которых как бы сливаются.

Есть 3 группы консонансов:

1) Весьма совершенные - полное слияние звуков (прима, октава).

2) Совершенные консонансы - значительное слияние (чистая квинта, отчасти чистая кварта).

3) Несовершенные консонансы - незначительное слияние (большие и малые терции и сексты).

Диссонансами называются интервалы, звучащие резко, звуки которых не сливаются друг с другом. К ним относятся секунды и септимы, а так же все увеличенные и уменьшенные интервалы.

 

 

 

 

Билет №2.  Аккорды.

Созвучием называется одновременное сочетание нескольких (двух и более) звуков.

Аккордом называется созвучие, состоящее не менее чем из трёх звуков, которые располо­жены или могут быть расположены по терциям.

Трезвучием называется аккорд, который состоит из трёх звуков, располагающихся по тер­циям.

Важнейшие типы трезвучий:

1.Большое или мажорное трезвучие, которое состоит из большой и малой терций. Край­ние звуки трезвучия образуют интервал чистую квинту (строится - б.3+м.3).

2.Малое или минорное трезвучие, которое строится - м.3+б.3 и обозначается М.

3.Уменьшенное трезвучие, состоит из двух малых терций (м.3+м.3) и обозначается Ум.

4.Увеличенное трезвучие, которое состоит из двух больших терций (б.3+б.3) и обознача­ется Ув.

Во всяком трезвучии нижний звук называется основным звуком или примой, второй- тер­цией, а

третий- квинтой.

Основным аккордом называется такое положение аккорда, в котором основной звук лежит ниже остальных его звуков.

Обращением трезвучия называется такое его положение, в котором нижним звуком явля­ется терция или квинта аккорда. Обращения получаются посредством переноса нижнего звука аккорда на октаву вверх. Первое обращение называется секстаккордом.

Мажорный секстаккорд строится - м.3+ч.4 и обозначается Б.6.

Минорный секстаккорд строится - б.3+ч.4 и обозначается М.6.

Мажорный квартсекстаккорд строится ч.4+б.3 и обозначается

Минорный квартсекстаккорд строится ч.4+м.3 и обозначается

Септаккордом называется созвучие, состоящее из 4 звуков,

 

располагающееся по терциям. Септаккорд может быть получен из трезвучия посредст­вом добавления к нему одной терции сверху. В септаккорде три нижние звука называ­ются: прима, терция, квинта(как в трезвучиях). Четвёртый звук называется септимой, обозначаются цифрой 7.

Т.к. септаккорды состоят из 3 терций, последовательность которых может быть разной, то септаккордов может быть множество. Название септаккорда состоит из двух прилагатель­ных.

Первое прилагательное обозначает качество септимы образованной между крайними го­лосами.

Септимы могут быть большими, малыми, уменьшенными.Поэтому и септаккорды будут называться Большими, Малыми, уменьшенными.

Второе прилагательное обозначает качество трезвучия, образованного тремя нижними голосами.

Трезвучия могут быть: мажорными, минорными, увеличенными, уменьшенными.

Поэтому септаккорды имеют названия: Малый мажорный септаккорд, Малый минорный септаккорд, Малый уменьшенный септаккорд, Уменьшенный септаккорд (м.3+м.3+м.3), Большой мажорный септаккорд, Большой минорный септаккорд и т.д.

Все септаккорды относятся к диссонирующим аккордам.

Любой септаккорд имеет 3 обращения. Первое обращение называется- квинтсекстаккор­дом, второе- терцквартаккордом, третье- секундаккордом.

Наиболее часто используются:

1.Малый мажорный септаккорд, построенный на 5 ступени мажора или гармонического минора,

Который получил название- Доминантовый септаккорд.

2.Малый уменьшенный септаккорд, построенный на 7 ступени мажора, который называ­ется

Вводный септаккорд.

3.Уменьшенный септаккорд, который строится на 7 повышенной ступени гармонического минора и является вводным септаккордом.

4.Малый минорный септаккорд, который строится на 2 ступени мажора.

5.В эстрадной и джазовой музыке часто используют аккорды с большой септимой(Боль­шой минорный, Большой мажорный септаккорды).

 

 

Билет № 3.   Главные трезвучия лада и их обращения.

 

Среди множества аккордов мажора и минора некоторые имеют более важное значение, так как наиболее характерны для лада.

Главными называются трезвучия, построенные на 1 ступени (тонике), 4 (субдоминанте), 5 (доминанте); т.к. только они в мажоре – мажорные, а в миноре – минорные.

Трезвучие, построенное на 1 ступени, как известно, называется тоническим. В мажоре оно мажорное, а в миноре оно минорное. Обозначается Т.

 

Оно имеет два обращения. Если бас трезвучия перенести на октаву вверх, то образуется первое обращение- тонический секстаккорд. Он

Строится на 3 ступени, и обозначается Т6. Если бас секстаккорда перенести на октаву вверх, то образуется второе обращение – тонический квартсекстаккорд. Он обозначается Т64.

Трезвучие построенное на 4 ступени, называется субдоминантовым.

В мажоре оно мажорное, в миноре – минорное. Обозначается

Субдоминантовое трезвучие имеет два своих обращения.

Субдоминантовый секстаккорд строится на 6 ступени, квартсекстаккорд – на 1 ступени.

Трезвучие построенное на 5 ступени называется доминантовым. В мажоре это трезвучие – мажорное, в миноре – минорное. Минорная доми-

нанта в музыке используется редко. Больше - в народной музыке.

В классической – чаще используется в миноре мажорная доминанта, т. е. гармоническая, с повышенной 7 ступенью.

Доминантовое трезвучие имеет два своих обращения. Доминантовый секстаккорд стро­ится на 7 ступени мажора и 7 повышенной минора.

Доминантовый квартсекстаккорд строится на 2 ступени.

 

Субдоминантовое и доминантовое трезвучия – консонирующие, но неустойчивые ак­корды. Поэтому они должны переходить в

 тонические аккорды.

Трезвучия лада, построенные на остальных ступенях (2,3,6,7), называются побочными.

Билет № 4.       Характерные интервалы.

 

В гармоническом мажоре и миноре, вследствие понижения 6 ступени (мажора) и повыше­ния 7 ступени минора изменяется тоновая величина ряда интервалов.

В гармонических ладах образуются две пары взаимообращающихся интервалов:

Ув.2 – ум.7; ув.5 – ум.4. Они называются характерными интервалами гармонического лада.

 

В мажоре на 6 пониженной ступени будут строиться увеличенные интервалы (ув.2; ув.5).

Соответственно ув.2 строится между 6 пониженной ступенью и 7 ступенью. Разрешается

Ув.2 в ч.4 на 5 ступени.

Ув.5 строится между 6 пониженной ступенью и 3. Разрешается ув.5 в б.6 на 5 ступени.

Ум.7 является обращением ув.2. (т.е. те же звуки, только перевернуть). Разрешается ум.7

В чистую квинту на 5 ступени.

Ум.4 является обращением ув.5. Строится между 3 и 6 пониженной ступенями, разреша­ется

В малую терцию на 3 ступени.

 

При разрешении неустойчивых интервалов в устойчивые:

1.Неустойчивые звуки идут в соседние устойчивые, а устойчивые остаются на месте.

2.Увеличенные интервалы разрешаются ходом голосов в стороны расширения расстояния между голосами, а уменьшенные интервалы, наоборот, разрешаются ходом в сторону су­живания расстояния между голосами.

 

В гармоническом миноре, вследствие повышения 7 ступени, на ней будут строиться уменьшенные интервалы.

Ум.7 – между 7 повышенной и 6 ступенью. Она разрешится в чистую квинту на 1 ступени.

Ум.4 – между 7 повышенной и 3 ступенью. Она разрешится в малую терцию на 1 ступени.

Ув.2 –между 6 ступенью и 7 повышенной. Разрешается ув.2 в ч.4 на 5 ступени.

Ув.5 –между 3 ступенью и 7 повышенной. Разрешается ув.5 в б.6 на 3 ступени.

 

Билет № 6. Тритон.

 

Тритоном называется интервал, содержащий три тона. Это увеличенная кварта,  

которая шире чистой на половину тона, и уменьшенная квинта, которая уже чистой квинты на полтона.

 В мажоре увеличенная кварта строится на 4 ступени. Она состоит из 4 и 7 неустойчивых ступеней, поэтому звучит неустойчиво и требует разрешения в устойчивые соседние звуки. 4ступень разрешается в 3, а 7 ступень - в 1. Таким образом, ув. 4 разрешается  в ма­лую сексту на 3 ступени. Уменьшенная 5 является обращением ув.  4.

           

Обращением называется перенесение нижнего звука на октаву вверх или верхнего звука на октаву вниз. Прима обращается в октаву, секунда в септиму, терция в сек­сту, кварта в квинту, большие интервалы в малые, чистые в чистые, увеличенные в уменьшенные и наоборот.

           

Ум.5 строится на 7 ступени лада, состоит из 7 и 4 неустойчивых ступеней, и разрешается в большую терцию на 1ступени.

В натуральном миноре ув.4 строится на 6 ступени и разрешается в малую 6 на 5 ступени.

Ум.5 строится на 2 ступени и разрешается в большую 3 на 1 ступени.

В гармоническом миноре вследствие повышения 7 ступени образуется ещё пара тритонов.

Ув.4 строится между 4 и 7 повышенной ступенями, разрешается в большую 6 на 3 сту­пени.

Ум.5 строится между 7 повышенной и 4 ступенями и разрешается в малую 3 на 1 ступени.

 

 

 

Билет №7. Лад, тональность, гамма, мажор, минор.

 

 

Ладом называется совокупность звуков, которые на основе родства между ними объединены в систему, имеющую тонику. Родство, т.е. связь между звуками лада. Число звуков, входящих в лад ограниченно. Многие лады состоят из 7 звуков. Но существуют лады с меньшим или большим числом звуков.

Мажором называется такой лад, в котором на тонике образуется мажорное трезву­чие. Это трезвучие получило название – тоническое. Нижний звук тонического трезвучия называется тонической примой, второй звук – тонической терцией, третий – тонической квинтой.

Гаммой называется расположение звуков лада по порядку высоты от тоники до то­ники. Гамма может быть восходящей и нисходящей.

Гамма, в которой секунды расположены в восходящем порядке – две большие, малая, три большие, малая (б.2+б.2+м.2+б.2+б.2+б.2+м.2),- называется натуральной мажорной.

Ступени гаммы обозначаются римскими цифрами на основе восходящей гаммы.

Кроме цифрового обозначения, каждая ступень лада имеет и особое название:

1 ступень – тоника

2 ступень – нисходящий вводный звук.

3 ступень – медианта.

4 ступень – субдоминанта.

5 ступень – доминанта.

6 ступень – субмедианта.

7 ступень – восходящий вводный звук.

Тоника, субдоминанта, доминанта называются главными ступенями, т.к. служат основа­ниями важнейших аккордов.

Вводные звуки называются так потому, что отчетливо тяготеют к тонике.

В ладу есть 3 устойчивых звука (1, 3, 5 ступени), которые входят в тоническое трезвучие.

Остальные ступени – 2, 4, 6, 7 – неустойчивые.

Тональностью называется высотное положение лада.

Название тональности состоит из двух частей – обозначения лада и обозначения тоники. Например: До мажор.

Независимо от того, какой звук взят в качестве тоники, строение всех мажорных гамм все­гда одинаково. Поэтому для создания гамм требуются знаки альтерации. Эти знаки выно­сятся к ключу и называются ключевыми знаками. Ключевые знаки всегда однородны: или диезы, или бемоли. В связи с этим тональности разделяются на диезные или бемольные.

Если от тоники До мажора шагать вверх по чистым квинтам (До- Соль – Ре – Ля – Ми – Си – Фа диез), то образуются тональности, где на один ключевой знак больше, чем в пре­дыдущей тональности.

Система бемольных тональностей строится по чистым квинтам вниз.(До – Фа – Си бе­моль – Ми бемоль – Ля бемоль – Ре бемоль – Соль бемоль). Образуются тональности, где в каждой следующей на один бемоль больше, чем в предыдущей.

Квинтовый круг тональностей.

Квинтовым кругом называется система, в которой все тональности одного лада располо­жены по чистым квинтам. Движение вверх по квинтам даёт прибывание диезов или убы­вание бемолей. Такое направление движения называют движением вверх по квинтовому кругу. Движение вниз по квинтам даёт прибывание бемолей или убывание диезов.

Мажор, как и минор бывает трёх видов: натуральным, гармоническим, мелодиче­ским.

Гармоническим называется мажор, отличающийся от натурального 6 пониженной ступе­нью.

Мелодическим называется мажор, отличающийся от натурального 6 и 7 пониженными ступенями.

Минор.

Минорным ладом, или минором, называется такой лад, в котором на тонике образуется минорное трезвучие.

Гамма, в которой секунды расположены в следующем порядке: б.2+м.2+б.2+б.2+м.2+б.2+б.2 – называется натуральной минорной.

Минор – такой же самостоятельный лад, как мажор. Но каждой минорной тональности соответствует мажорная, имеющая одинаковый с ней звуковой состав, т.е. одинаковые звуки и ключевые знаки. Такие тональности называются параллельными. Минорная то­нальность строится от 6 ступени мажорной гаммы. (мажор выше минора на м.3).

Минорные тональности, подобно мажорным, могут быть расположены по отдельному для них квинтовому кругу.

Минор бывает трёх видов.

Гармоническим называется минор, отличающийся от натурального повышенной 7 ступе­нью.

Мелодическая минорная гамма применяется главным образом в восходящем движении.

Мелодическим называется минор с повышенными 6 и 7 ступенями.

 

 

Билет №8. Модуляция, отклонение, хроматизм и хроматическая гамма.

 

Модуляцией называется переход в другую тональность со сменой или без смены лада. Так как всякая новая тональность отличается от данной тональности звуковым составом, то модуляция внешне часто выражается введением новых знаков альтерации.

Основные типы модуляций.

1.Если модуляция совпадает с окончанием построения, выражающего музыкальную мысль, или с окончанием относительно крупной части такого построения- она называется переходом.

1.Модуляция называется отклонением, если она вводится внутри построения и не совпа­дает с его окончанием.

3.Модуляция называется модулирующей секвенцией, если она состоит из частей одинако­вого мелодического и аккордового строения; причём каждая из них звучит в новой то­нальности.

4.Модуляция называется сопоставлением тональностей без перехода, если после оконча­ния одной части произведения другая его часть начинается прямо в новой тональности.

 

Родство тональностей.

Данной тональности родственны те тональности, тонические трезвучия которых входят в эту тон альность. Иначе говоря, данной тональности родственны:

1.Тональность параллельная (разницы в ключевых знаках нет).

2.тональность натуральной доминанты и ей параллельная (разница в один ключевой знак).

3.тональность натуральной субдоминанты и ей параллельная (разница в один ключевой знак).

4.тональность минорной субдоминанты для мажора и мажорной доминанты для минора (разница на 4 ключевых знака).

Остальные тональности считаются по отношению к данной тональности отдалёнными.

Хроматизм.

 

Хроматизмом называется введение в мажор или минор звуков,не входящих в их семисту­пенный лад. Звуки, не входящие в число основных ступеней, называют хроматическими ступенями. Они являются производными от диатонических и нотируются теми же 7 сту­пенями с прибавлением случайных знаков.

Хроматизмы бывают вспомогательными и проходящими.

 

Вспомогательным называется звук, прилегающий на секунду к другому звуку и вводимый между двумя его появлениями. Вспомогательный является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму.

Проходящим называется звук, заполняющий промежуток между двумя разными звуками движением не больше, чем на целый тон. Проходящий является хроматическим, если он не входит в диатоническую гамму.

 

Альтерация.

 

Альтерацией называется хроматическое изменение ступеней лада, не входящее в тониче­ское трезвучие. Это изменение приближает ступени лада (на расстоянии м.2) к звукам тонического трезвучия и тем самым делает тяготение острее.

Изменять можно лишь те ступени, которые в ладу отстоят на б.2 от звуков тонического трезвучия.

На этой основе существуют следующие альтерации:

В мажоре: 2 ступень понижается и повышается

4 ступень повышается

6 ступень понижается.

В миноре: 2 ступень понижается

4 ступень понижается и повышается

7 ступень повышается.

 

Хроматическая гамма.

 

Хроматической называется гамма, состоящая из полутонов. Она не представляет какого-нибудь самостоятельного лада, а обычно является усложнением мажорной или минорной гаммы посредством заполнения тонов полутонами.

 

В мажоре:

При движении вверх большие секунды заполняются посредством повышения ступеней.

Неизменными остаются 3 и 6 ступени. (движение вверх).

При движении вниз большие секунды заполняются посредством понижения ступеней.

Неизменными остаются 1 и 5 ступени.

 

В миноре при движении вверх и вниз неизменными остаются 1 и 5 ступени.

 

 

 

 

 

Билет № 9. Для поступающих в муз. училище.

 Музыкальные формы.

Мелодия - это музыкальная мысль. Для того чтобы она была понятна, нужно придать ей правильную форму. Подобно тому, как речь человека членится на фразы, предложения и части, в мелодиях тоже можно найти фразы, предложения и отдельные части.

Отдельные части называются построениями, а граница между построениями – цезурой. Она может быть выражена паузой, длинной нотой, акцентом, повторением мелодии и ритма.

Самое маленькое построение в музыкальной речи - мотив.

Мотив - объединение нескольких безударных звуков вокруг одного ударного акцента, т.е. заключающий в себе одну сильную долю. Размер мотива может быть разным - от одного, двух звуков до целого такта. Более крупное построение называется фразой.

Фраза - часть мелодии, состоящая из двух мотивов или представляющая собой слитное построение. Фразы объединяются в музыкальные построения, которые называются предложениями.

Предложение - относительно законченное музыкальное построение, состоящее из двух или нескольких фраз. Предложение заканчивается кадансом.

Каданс - это заключительный музыкальный оборот, состоящий из нескольких звуков или аккордов.

По местоположению в периоде каденции бывают

1) Серединные, завершающие первое предложение;

2) Заключительные, завершающие период.

 

По функциональному составу аккордов серединные каденции бывают:

1) Половинные автентические - остановка на доминанте;

2) Половинные плагальные - остановка на субдоминанте;

3) Автентические (ДТ) или плагальные(SТ), если завершаются на тонике, которая чаще находится в мелодическом положении терции или квинты.

По функциональному составу аккордов заключительные каденции бывают:

1) Автентические – Д-Т;

2) Плагальные- s-т;

3) Полные- s- т-д.

В каденциях перед доминантой или доминантовым септаккордом часто используется тонический квартсекстаккорд, который называется кадансовым квартсекстаккордом.

Особое место занимают прерванная каденция, прерванный гармонический оборот.

Прерванная каденция- это разрешение доминанты не в тонику, а в трезвучие 6 ступени, которое отличается противоположным ладовым наклонением. Поэтому прерванная каденция звучит всегда неожиданно и ярко, требует дальнейшего развития.

Прерванный оборот не отличается от прерванной каденции по составу аккордов, однако встречается внутри построения, т.е. не совпадает с каденцией.

По степени завершенности каденции могут быть:

1) Совершенные

2) Несовершенные.

Совершенные каденции должны отвечать двум условиям:

Заключительные тоника и доминанта (субдоминанта) звучат в основном виде, а не в обращении. Заключительная тоника звучит на сильной доле в мелодическом положении примы. Если одно из этих условий не выполнено, то каденцию называют несовершенной.

Заключительная каденция, т.е. завершающая период, чаще бывает полной совершенной.

                            

Классификация периодов.

 

Период - объединение нескольких предложений в одно законченное построение, излагающее одну тему, одну законченную мысль. Периоды бывают квадратными, неквадратными, единого строения.

Квадратный период состоит из одинаковых по величине (количеству тактов) предложений.

4такта+ 4 такта; 8 тактов + 8 тактов.

Неквадратный период состоит из двух неравных по величине предложений.

Период единого развития не делится на предложения.

Периоды могут быть повторного и неповторного строения.

Период повторного строения состоит из двух сходных предложений.

Период неповторного строения состоит из двух несходных предложений.

По тональному признаку период может быть однотональным (начинается и заканчивается в одной тональности) и модулирующим (начинается в одной тональности, а завершается в другой).

                       

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: