Тема 9: Организационные системы, формы, методы и средства обучения

План

1. Виды организационных форм обучения.

Формы организации обучения – это отражение разработанной и практически воплощенной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию учебно-воспитательного процесса, происходящую по определенным образом установленному порядку, режиму.
На занятиях по языку имеют место непосредственные и опосредствованные организационные формы обучения, отражающие характер общения между ее участниками. ^
Непосредственное обучение реализуется в виде групповой (коллективной) либо индивидуальной формы. Групповая форма имеет место в рамках классно-урочной системы занятий, когда введение, закрепление и активизация учебной информации происходят в процессе общения преподавателя со всеми участниками обучения. Индивидуальная форма реализуется при работе с каждым учащимся по индивидуальному плану, когда он получает от преподавателя персональное задание, а обучение протекает в форме преподавательг-ученик. Такое обучение может иметь место и в рамках группового, хотя его проведение связано с трудностями из-за большой численности учебных групп.
Опосредствованное обучение происходит без личного контакта преподавателя и учащегося, главным образом через письменную речь или средства, ее заменяющие. Здесь имеет место самостоятельная индивидуальная работа учащегося с учебником, техническими средствами (дома или в классе). Дистантное обучение является одной из форм опосредствованного обучения, реализующего индивидуальную форму занятий по языку.
Организационные формы обучения регламентируют (определяют) соотношение между индивидуальным и коллективным в обучении, степень активности учащихся в учебно-познавательной деятельности и характер руководства ею со стороны преподавателя.
Применительно к вузовскому обучению выделяются следующие организационные формы обучения: аудиторное практическое занятие (урок по практике языка), внеаудиторное практическое занятие, лабораторное занятие, лекция, семинар, консультация, коллоквиум, учебная практика, зачет, экзамен, собеседование, домашняя подготовка.

2. Организационные системы обучения.

Система организации обучения – это совокупность организационных форм обучения, объединенных по признаку связи учащихся и учителя посредством учебного материала и дополняющих друг друга.

Системы организации обучения историчны: они рождаются, развиваются, сменяют одна другую в зависимости от уровня развития общества, производства, науки, педагогической теории и практики.

Исторически наиболее ранней была система индивидуального обучения: она сложилась еще в первобытном обществе как передача опыта от одного человека к другому, от старшего к младшему. С появлением письменности старейшина рода или жрец передавал опыт посредством говорящих знаков своему потенциальному преемнику, занимаясь с ним индивидуально.

Второй по порядку возникновения стала индивидуально-групповая система обучения. Это было связано с развитием научного знания и расширением доступа к образованию бóльшего круга людей. Учитель обучал одновременно группу из 10–15 человек, но с каждым занимался по-прежнему индивидуально. Изложив материал одному, он давал ему задание для самостоятельной работы и переходил к другому, третьему и т. д. Закончив работу с последним, учитель возвращался к первому, проверял выполнение задания, излагал новую порцию материала, давал задание, и так до тех пор, пока ученик, по оценке учителя, не освоит науку, ремесло или искусство. При этом в группе могли быть ученики разного возраста, разной степени подготовленности. Начало и окончание занятий для каждого ученика, а также сроки обучения тоже были индивидуализированы. Конечно, учитель обращался ко всем ученикам вместе, но делал это редко, главным образом, производя разного рода наставления.

Третьей организационной системой обучения в историко-педагогическом процессе стала лекционно-семинарская система. Она возникла с появлением первых средневековых университетов. Изначально она включала такие формы работы, как лекции, диспуты, экзамены. Позднее к ним были добавились семинары, практические и лабораторные занятия, консультации, коллоквиумы, зачеты.

Лекционно-семинарская система в чистом виде используется в практике высшего и последипломного образования (поэтому ее называют еще вузовской). Однако в последние десятилетия элементы лекционно-семинарской системы стали использоваться в общеобразовательной школе, сочетаясь с формами классно-урочной системы. Опыт прямого перенесения лекционно-семинарской системы в школу себя не оправдал.

3. Классификации методов обучения (классическая классификация, по М.Н. Скаткину - И.Я. Лернеру, по Ю.К. Бабанскому).

При гностическом подходе основанием является характер познавательной деятельности учащихся, согласно которому методы обучения подразделяются на информационно-рецептивные, репродуктивные, проблемного изложения, эвристические, исследовательские (И.Я.Лернер, М.Н.Скаткин). Она разработана ими в соответствии с концепцией содержания образования. Авторы считают, что каждому элементу содержания образования соответствуют свои методы обучения. Они определяют их как систему последовательных действий учителя, организующих и обусловливающих познавательную и практическую деятельность учащихся по усвоению всех элементов содержания образования для достижения целей обучения. В системе общедидактических методов обучения И.Я.Лернер и М. Н. Скаткин выделили две группы: репродуктивные (информационо-рецептивные и собственно репродуктивные) и продуктивные (проблемное изложение, эвристические, исследовательские). Специфика этих методов обучения, связанная с деятельностью учителя (преподавание) и деятельностью учащихся (учение), представлена в таблице.

Классификация методов по типу (характеру) познавательной деятельности (М.Н. Скаткин, И.Я. Лернер).

Характер познавательной деятельности отражает уровень самостоятельной деятельности учащихся. Этой классификации присущи следующие методы:

l Объяснительно-иллюстративный, или информационно-рецептивный (рецепция - восприятие), метод. Суть этого метода состоит в том, что учитель сообщает готовую информацию разными средствами, а учащиеся ее воспринимают, осознают и фиксируют в памяти. Сюда относятся такие приемы, как рассказ, лекция, объяснение, работа с учебником, демонстрация.

l Репродуктивный метод. Заключается в воспроизведении учеником учебных действий по заранее определенному алгоритму. Используется для приобретения учащимися умений и навыков.

l Проблемное изложение изучаемого материала. При работе по этому методу учитель ставит перед учащимися проблему и сам показывает путь ее решения, вскрывая возникающие противоречия. Назначение этого метода состоит в том, чтобы показать образец процесса научного познания. Учащиеся при этом следят за логикой решения проблемы, знакомятся со способом и приемом научного мышления, образцом культуры развертывания познавательных действий.

l Частично-поисковый (эвристический) метод. Суть его состоит в том, что учитель расчленяет проблемную задачу на подпробле-мы, а учащиеся осуществляют отдельные шаги поиска ее решения. Каждый шаг предполагает творческую деятельность, но целостное решение проблемы пока отсутствует.

l Исследовательский метод. В этом случае учащимся предъявляется познавательная задача, которую они решают самостоятельно, подбирая необходимые для этого приемы. Этот метод призван обеспечить развитие у учащихся способностей творческого применения знаний. При этом они овладевают методами научного познания и накапливают опыт исследовательской, творческой деятельности.

 

Наибольшее распространение в дидактике последних десятилетий получила классификация методов обучения, предложенная академиком Ю.К. Бабанским. В ней выделяется три большие группы методов обучения:

1) Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

а) словесные (рассказ, лекция, семинар, беседа),

б) наглядные (иллюстрация, демонстрация и др.),

в) практические (упражнения, лабораторные опыты, трудовые действия и др.),

г) индукция и дедукция,

д) репродуктивные и проблемно-поисковые (от частному к общему, от общего к частному),

е) методы самостоятельной работы и работы под руководством преподавателя;

2) Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

а) познавательные игры,

б) учебные дискуссии,

в) создание ситуаций успеха в учении,

г) разъяснение,

д) поощрение и порицание ученика;

3) Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

а) методы устного контроля и самоконтроля в обучении,

б) методы письменного контроля,

в) лабораторный контроль,

г) машинный контроль,

д) самоконтроль.

Существуют и другие подходы к классификации методов обучения. Нужно отметить, что ни одна из классификаций не является совершенной, поэтому поиск классификаций в педагогической науке продолжается.

4. Понятие о средствах обучения. Технические средства обучения.

Средства обучения - это составная часть метода обучения. Они обеспечивают реализацию принципа наглядности и содействуют повышению эффективности учебного процесса, дают учащимся материал в форме наблюдений и впечатлений для осуществления учебного познания и мыслительной деятельности на всех этапах обучения. В педагогике сегодня нет однозначного определения понятия «Средств обучения».

Средства обучения - это различные объекты, используемые учителем и учениками в процессе обучения. Под средствами обучения следует понимать разнообразнейшие материалы и орудия учебного процесса, благодаря использованию которых более успешно и за рационально сокращенное время достигаются поставленные цели обучения.

Главное дидактическое назначение средств - ускорить процесс усвоения учебного материала. Выбор средств обучения определяется: задачами урока или занятия; содержанием учебного материала; применяемыми методами обучения; предпочтениями учителя.

ехнические средства обучения — это устройства, помогающие учителю обеспечивать учащихся учебной информацией, управлять процессами запоминания, применения и понимания знаний, контролировать результаты обучения.

Современное оборудование – это широкий спектр высокоэффективных технических средств обучения. Существуют следующие виды ТСО: информационные, программированного обучения, контроля знаний, тренажеры и комбинированные.

Кроме компьютеров, которые дают возможность смоделировать многие процессы и тем самым позволяет на практике реализовать знания учащихся, это:

цифровые проекторы - для отображения компьютерной информации и видео;

проекционные экраны - разнообразных моделей;

оверхед-проекторы (оптическое устройство, позволяющее проецировать на большой экран изображение с прозрачной пленки);

слайд-проекторы;

копи-доски - для тиражирования записанного на доске; интерактивные доски - возможность прямо на доске изменять демонстрационные электронные материалы; документ-камеры - настольные видеокамеры для демонстрации объектов и слайдов с помощью цифрового проектора; видеоконференционные системы - для эффективного общения на расстоянии; маркерные и текстильные доски; проекционные столики и т.д.

 

Задания для самостоятельной работы

1 Выделите основные преимущества и недостатки различных систем организации обучения. Заполните таблицу 1.

Таблица 1. Характеристика систем организации обучения

Организационная система обучения Основоположник (представители) Преимущества Недостатки
Классно-урочная система Первоначальное теоретическое обоснование классно-урочной системы дал знаменитый чешский педагог Я. А. Коменский, который представлял ее не только как педагогически эффективную систему, но и как одно из средств демократизации школьного образования. Существенный вклад в становление и разностороннее развитие классно-урочной системы в свое время внесли выдающиеся педагоги, такие как И. Г. Песталоцци, И. Ф. Гербарт, А. Дистервег, К. Д. Ушинский. 1) Усвоение материала идет небольшими порциями, планомерно и последовательно. 2) Возможно чередование различных видов умственной и физической деятельности. 3) Облегчается планирование учебного предмета в масштабах страны. 4) Присутствует строгая организационная структура. 5) Экономия средств государства, поскольку один учитель работает одновременно с большой группой учащихся. 6) Создаются благоприятные предпосылки взаимообучения учащихся, коллективной познавательной деятельности. 7) Воспитывается чувство коллективизма, так как происходит сочетание работы всего класса и индивидуальной работы с отдельными учащимися.   I. Необходимость оставления отстающих детей на повторный курс (в силу комплектования в класс учащихся одинаковых по уровню подготовки). II. Ориентация на «среднего» ученика. III. Невозможность для учащегося пройти программу быстрее, если позволяют его умственные способности. IV. Затруднения в индивидуальном подходе к учащимся, так как работа ведется в общем темпе по усвоению одного материала.  
Белл-ланкастерская система Её разработчиками стали независимо друг от друга доктор Эндрю Белл и Джозеф Ланкастер. При взаимном обучении ученики быстрее, чем в обычных школах, овладевали навыками письма, чтения, счета. Это позволяло при малом количестве учителей организовывать массовое обучение. Белл-ланкастерская система оправдывала себя там, где не хватало учителей, но знания были схематичными и недостаточными для последующего образования, потому что со старшим учеником всегда можно было договориться. Поэтому ее перевели в систему малокомплектных школ в селах, где учитель учил два-три класса одновременно.
Батовская система Одним из основоположников этой системы был английский священник, ученый и педагог Эндрю Белл (1753–1832). Другим — английский педагог Джозеф Ланкастер (1778–1838). Белл-Ланкастерская система обучения — это система взаимного обучения. Джон Кеннеди Учёт индивидуальных особенностей познавательной деятельности детей. Приобретение учениками прочной системы знаний, умений и навыков. Преодоление возможного отставания одних учеников от других. Формирование способности самостоятельно добывать знания. Развитие индивидуальных качеств каждого ребёнка. Пробуждение интереса к изучаемому предмету и к учебному труду в целом. Освобождение учителя от чрезмерной нагрузки. Возможность для педагога более продуктивно работать с классом, равномерно распределяя своё время между всеми учениками. Возможность охватить образованием как можно большее количество детей.   Ориентация на «среднего» или «слабого» ученика. Как бы учителя ни стремились охватить своим вниманием всех детей в классе, можно с уверенностью утверждать, что сильные и способные ученики вынуждены были «плестись в хвосте» (так как задача помощников учителя – не опережать материал, изучаемый на уроке). «Расчленённость» и неоднородность учебного материала для детей с разным уровнем подготовленности. Неодинаковые условия и требования к разным ученикам. Большие временные затраты на достижение поставленных задач. Недостаточная управляемость познавательной деятельностью учеников со стороны педагогов. Необходимость привлекать дополнительных педагогов в качестве помощников. Из-за этого могли происходить недоразумения, связанные с личностными особенностями самих педагогов, а также с их индивидуальными стилями преподавания.  
Мангеймская система Йозеф Зиккингер Плюсы этой формы обучения были представлены только для способных учеников, которые сразу попадали в специализированные классы. Все задания были рассчитаны на их способности, такие дети имели возможность получать новые знания постоянно. Для них не было предусмотрено более высшего класса, поэтому учителя постоянно усложняли задачи, давали более тяжелые задания. Ребенок работал в полную силу и всегда был заинтересован в учебе. Средние и малоспособные ученики не могли продвинуться, так как получали задания, рассчитанные лишь на их уровень, но не выше. В первую очередь, распределение учеников по классам проводилось необъективно. Учитель сам решал, кто успевают, а кто - нет. Экзамены определяли, достоин ли ученик обучаться в классе для способных, но это в корне неправильно. Экзамен — это большой стресс для ребенка, поэтому он может разволноваться и совершить ошибку, даже если на самом деле все знает. Психометрические оценки развития ребенка считались тоже оптимальным показателем, но в то время они были крайне несовершенны. Во-вторых, ученик мог до конца своего обучения носить статус "малоуспевающего", "неспособного". Процесс перевода ребенка на другой уровень обучения не был до конца разработан, поэтому, как правило, в какой класс ученик попал при отборе, в том он и оставался до завершения обучения. Это не могло не отразиться на умственных способностях, Изначальное понимание того, что ты слабый ученик или посредственность, впоследствии оставалось на всю жизнь.
Дальтон-план Система была предложена в начале XX в. американской учительницей из города Дальтона Еленой Паркхерст. Дальтон-план позволял приспособить темп обучения к реальным возможностям учеников, приучал их к самостоятельности, развивал инициативу, вовлекал в поиски рациональных методов изучения. Однако в целом данная система привела к снижению уровня обученности, ибо большинству учащихся не под силу самостоятельно, без объяснения учителя, справиться с заданиями, глубоко овладеть материалом.
План Трампа Возник в 1960-е гг. XX в., назван по имени разработчика американского профессора педагогики Л. Трампа. Однако нашли себе применения многие его элементы, такие как индивидуальная работа с учениками, проведение лекционно-семинарских занятий. При практической реализации уровень научных знаний, заданный на лекциях, часто не находил дальнейшего продолжения на других занятиях. Свобода учащихся в выборе содержания образования и методов учебной деятельности приводила к тому, что многие ученики не могли определиться в своих учебных интересах, что негативно сказывалось на качестве образования. Поэтому план Трампа не прижился в мировой практике массовых школ.

 

 Глоссарий:

Форма организации обучения - это отражение разработанной и практически воплощенной деятельности педагога и учащихся, направленной на реализацию учебно-воспитательного процесса, происходящую по определенным образом установленному порядку, режиму.
Урок — форма организации обучения с целью овладения учащимися изучаемым материалом (знаниями, умениями, навыками, мировоззренческими и нравственно-эстетическими идеями).

Учебная экскурсия – это организационная форма обучения, позволяющая изучать различные предметы, явления и процессы на основе их наблюдения в естественных условиях, это проведение учебного занятия в условиях производства с целью наблюдения и изучения студентами различных объектов и явлений действительности.

Семинар (от лат. seminarium — рассадник, теплица) — форма учебно-практических занятий, при которой учащиеся (студенты, стажёры) обсуждают сообщения, доклады и рефераты.

Школьная лекция - это систематическое изложение учебного материала учителем в течение урока, в процессе которого осуществляется анализ фактов, их обобщение, при этом преобладают рассуждение и доказательство в объяснении учителя.

Практикум - форма организации уч. процесса; самостоят. выполнение учащимися практич. и лабораторных работ. Проводится, как правило, при завершении.

Метод обучения (от др.-греч. μέθοδος — путь) – процесс взаимодействия между учителем и учениками, в результате которого происходит передача и усвоение знаний, умений и навыков, предусмотренных содержанием обучения.








Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: