Вопросы для подгот к экз Педагогика

 

 

1. Взаимодействие социальных институтов в управлении образовательным процессом.

2. Взаимосвязь развития и обучения.

3. Возникновение и развитие педагогики.

4. Закономерности и функции педагогической науки.

5. Законы и закономерности обучения.

6. Значение понятий: человек, индивид, личность, индивидуальность.

7. Классификация методов обучения.

8. Ключевые компетенции отечественного образования.

9. Ключевые образовательные компетенции (по классификации А.В. Хуторского).

10. Компетентностный подход в образовании и соотношение понятий «компетенция» и «компетентность».

11. Компетентностный подход в образовании: сущность и основные характеристики.

12. Л.С. Выготский о соотношении обучения и развития. Характеристика системы развивающего обучения.

13. Личность педагога. Психологические требования к личности педагога.

14. Методы и формы контроля.

15. Методы обучения. Характеристика системы методов обучения (М.А. Данилов и Б.П. Есипов).

16. Методы обучения. Характеристика системы методов обучения (С.И. Перовский и Е.Я. Голант).

17. Методы обучения. Характеристика системы методов обучения (Т.А. Ильина).

18. Методы обучения. Характеристика системы методов обучения (Ю.К Бабанский).

19. Методы педагогического исследования.

20. Научное исследование в педагогике, его методологические характеристики.

21. Нормативно-правовые документы, регулирующие отношения в области образования.

22. Обучение в целостном педагогическом процессе. Понятие дидактической системы. Примеры дидактических систем и их сопоставительный анализ.

23. Общенаучные понятия педагогической науки и их сущность (развитие, формирование и социализация).

24. Общие и специальные способности педагога.

25. Общие методы обучения. Характеристика общедидактической системы методов обучения (И.Я. Лернер, М.Н. Скаткин).

26. Организация и содержание педагогического исследования.

27. Основные дидактические концепции.

28. Основные категории педагогической науки (воспитание, обучение, образование) и их соотношение.

29. Основные принципы государственной политики области образования («Закон об образовании»).

30. Особенности и своеобразие программированного обучения.

31. Особенности современной образовательной ситуации: гуманизация и гуманитаризация образования, инновационные процессы в образовании.

32. Педагогическая наука, ее объект, предмет и задачи.

33. Педагогический процесс и его компоненты.

34. Педагогический процесс как система.

35. Понятие и сущность метода и приема обучения.

36. Понятие и сущность обучения.

37. Понятие и сущность содержания образования.

38. Понятие о педагогической системе.

39. Понятие о средствах обучения.

40. Понятие об индивидуализации и дифференциации в обучении. Внутренняя и внешняя дифференциация: сущность, цели, педагогические возможности и способы организации.

41. Понятие системы личностно ориентированного обучения.

42. Проблемное обучение и его технология. Способы создания проблемных ситуаций в учебном процессе.

43. Процесс обучения как единство преподавания и учения. Психолого-педагогическая характеристика деятельности учителя и деятельности ученика в процессе обучения.

44. Процесс обучения как целостная система.

45. Развивающая, познавательная и воспитательная сущности процесса обучения.

46. Связь педагогики с другими науками. Отрасли педагогического знания.

47. Система образования и ее компоненты.

48. Современная стратегия обновления и развития образования. Приоритетные направления государственной политики в сфере модернизации российского образования.

49. Сотрудничество школы и семьи в развитии личности ребенка.

50. Стиль педагогических отношений с учащимися.

51. Стратегия развития вариативного образования в России.

52. Структура педагогической науки.

53. Сущность и основные принципы управления образовательными системами.

54. Сущность контроля обучения как дидактического понятия.

55. Технологии обучения.

56. Типология методов обучения.

57. Урок как форма организации обучения. Структура и типология урока.

58. Учение как познавательная деятельность в целостном процессе обучения.

59. Факторы развития и формирования личности человека.

60. Фронтальная, групповая и индивидуальная формы организации обучения: сущность и основные требования к применению в учебном процессе.

61. Функции обучения.

62. Ценностно-смысловое самоопределение педагога в профессиональной деятельности.

63. Школа как образовательная система и как объект научного управления.

 

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик говорит учителю, вошедшему в класс: «Вы выглядите очень усталым, утомлѐнным». Учитель:…

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу».

 

Предложите решение педагогической ситуации: Учитель приступил к проведению урока, все учащиеся успокоились, настала тишина, и вдруг в классе кто-то громко рассмеялся. Когда учитель, не успев ничего сказать, вопросительно посмотрел на засмеявшегося, он, глядя учителю прямо в глаза, заявил: «Мне всегда смешно смотреть на вас, и хочется смеяться, когда вы начинаете урок». Реакция учителя:…

1. «Вот тебе и на!»

2. «А что тебе смешно?»

3. «Ну и ради бога!»

4. «Ты что, дурачок?»

5. «Люблю весѐлых людей».

6. «Я рад(а), что создаю у тебя весѐлое настроение».

 

Предложите решение педагогической ситуации: В самом начале занятия или после того, как учитель уже провел несколько занятий, обучающийся заявляет ему: «Я не думаю, что вы, как педагог, сможете нас чему-то научить». Учитель:…

1. «Твоѐ дело – учиться, а не учить учителя».

2. «Таких, как ты, я, конечно, ничему не смогу научить».

3. «Может быть, тебе лучше перейти в другой класс или учиться у другого учителя».

4. «Тебе просто не хочется учиться».

5. «Мне интересно знать, почему ты так думаешь».

6. «Давай поговорим об этом подробней. В моѐм поведении, наверно, есть что-то такое, что наводит тебя на подобную мысль».

 

Предложите решение педагогической ситуации: Учитель даѐт ученику задание, а тот не хочет его выполнять, при этом за-являя: «Я не хочу это делать». Учитель:…

1. «Не хочешь – заставим!»

2. «Для чего же ты тогда пришѐл учиться?»

3. «Тем хуже для тебя, оставайся неучем. Твоѐ поведение похоже на поведение человека, который назло своему лицу хочет отрезать себе нос».

4. «А ты отдаѐшь себе отчѐт, чем это может для тебя окончиться?»

5. «Не мог бы объяснить, почему?»

6. «Давай сядем и обсудим – может быть, ты и прав».

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Учитель:…

1. «Если честно – сомневаюсь».

2. «О да, конечно, можешь в этом не сомневаться».

3. «У тебя есть способности, я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним, в чѐм твои проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».  

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик говорит учителю: «На два ваших ближайших урока я не пойду, так как в это время хочу сходить на концерт поп-группы (погулять с друзьями, «поболеть» за «свою» команду на стадионе, отдохнуть от школы и т. д.)». Учитель:…

1. «Попробуй только!»

2. «В следующий раз тебе придѐтся придти в школу с родителями».

3. «Это твоѐ дело, тебе же сдавать экзамен (зачѐт). Материал с пропущенных занятий я у тебя всѐ равно спрошу».

4. «Мне кажется, ты очень несерьѐзно относишься к учѐбе».

5. «Может быть, тебе лучше вообще оставить школу?»

6. «А что ты собираешься делать дальше?»

7. «Интересно знать, почему посещение концерта (стадиона, прогулка с друзьями и т. д.) для тебя важнее, чем занятия в школе».

8. «Я тебя понимаю: конечно, отдыхать, ходить на концерты, на соревнования, гулять с друзьями, интереснее, чем учиться в школе. Но я, тем не менее, хотел(а) бы знать, почему именно тебе можно пропускать занятия по этой причине.

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик говорит учителю, вошедшему в класс: «Вы выглядите очень усталым, утомлѐнным». Учитель:…

1. «Я думаю, что с твоей стороны не очень прилично делать мне такие замечания».

2. «Да, я плохо себя чувствую».

3. «Не волнуйся обо мне, лучше на себя посмотри».

4. «Я сегодня плохо спал, у меня много работы».

5. «Не беспокойся, это не помешает нашим занятиям».

6. «Ты очень внимательный, спасибо за заботу».

 

Предложите решение педагогической ситуации: «Я чувствую, что занятия, которые вы ведѐте, не помогают мне», - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». Учитель:…

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы знать, почему у тебя возникло такое желание».

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

 

Предложите решение педагогической ситуации: Обучающийся, не очень хорошо занимающийся по предмету, говорит учителю: «Нет ничего такого, что я не сумел бы сделать, если бы захотел. В том числе мне ничего не стоит усвоить ваш предмет». Учитель:…

1. «Ты слишком хорошо думаешь о себе».

2. «С твоими-то способностями?! Сомневаюсь!»

3. «Ты, наверно, чувствуешь себя достаточно уверенно, если заявляешь так?»

4. «Не сомневаюсь в этом, так как знаю, что, если ты захочешь, то у тебя всѐ получится».

5. «Это, наверно, потребует от тебя большого напряжения».

6. «Излишняя самоуверенность вредит делу». 

 

Предложите решение педагогической ситуации: В ответ на призыв учителя быть более старательным ученик говорит, что ему, чтобы усвоить учебный предмет, не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Учитель:…

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты испытываешь в учѐбе, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все такими являются на самом деле».

4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

6. «Это звучит так, как будто ты сам не очень веришь в свои способности».

 

Предложите решение педагогической ситуации: Обучающийся говорит учителю: «Я снова забыл принести тетрадь (выполнить домашнее задание, выучить правило и т. п.)». Учитель:…

1. «Ну вот, опять!»

2. «Не кажется ли тебе это проявлением безответственности?»

3. «Думаю, что тебе пора начать относиться к делу серьѐзнее».

4. «Я хотел(а) бы знать, почему?»

5. «У тебя, вероятно, не было для этого возможности?»

6. «Как ты думаешь, почему я каждый раз напоминаю тебе об этом?»

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик в разговоре с учителем говорит ему: «Я хотел бы, чтобы вы относились ко мне лучше, чем к другим ребятам». Учитель:…

1. «Почему это я должен(должна) относиться к тебе лучше, чем к остальным?»

2. «Я вовсе не собираюсь играть в любимчиков!»

3. «Мне не нравятся люди, которые заявляют так, как ты».

4. «Я хотел(а) бы знать, почему я должен(должна) особо выделять тебя среди других учеников».

5. «Если бы я тебе сказал(а), что люблю тебя больше других учеников, то ты бы чувствовал себя от этого лучше?»

6. «Как ты думаешь, как на самом деле я к тебе отношусь?»

 

Предложите решение педагогической ситуации: Обучающийся, выразив учителю свои сомнения по поводу своих способностей и возможности хорошего усвоения предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чѐм причина этого и как мне быть дальше». Учитель:…

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение. Не необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождѐм, поработаем ещѐ и вернѐмся к обсуждению этой проблему через некоторое время. Я думаю, что вместе нам удастся еѐ решить».

5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6. «Не волнуйся, и у меня в своѐ время ничего не получалось».  

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик говорит учителю: «Мне не нравится то, что вы говорите и отстаиваете на своих занятиях». Учитель:…

1. «Это плохо».

2. «Ты, наверно, в этом не разбираешься».

3. «Я надеюсь, в дальнейшем твоѐ мнение изменится».

4. «Почему?»

5. «А что ты сам любишь и готов защищать?»

6. «На вкус и цвет товарища нет».

7. «Как ты думаешь, почему я это говорю и стараюсь в этом убедить всех вас?»

 

Предложите решение педагогической ситуации: Обучающийся, явно демонстрируя свое плохое отношение к кому-либо из одноклассников, говорит: «Я не хочу работать (учиться, сидеть за одной партой и т. п.) вместе с ним». Учитель:…

1. «Ну и что?»

2. «Никуда не денешься, всѐ равно придѐтся».

3. «Это глупо с твоей стороны».

4. «Но и он тоже не захочет после этого работать (учиться, сидеть за од-ной партой и т. п.) вместе с тобой».

5. «Почему?»

6. «Я думаю, что ты не прав».

 

Предложите решение педагогической ситуации: Ученик разочарован своими учебными успехами, сомневается в своих способностях и говорит учителю: «Как вы думаете, удастся ли мне когда-нибудь учиться на отлично и не отставать от остальных ребят в классе?» Учитель:…

1. «Если честно – сомневаюсь».

2. «О да, конечно, можешь в этом не сомневаться».

3. «У тебя есть способности, я связываю с тобой большие надежды».

4. «Почему ты сомневаешься в себе?»

5. «Давай поговорим и выясним, в чѐм твои проблемы».

6. «Многое зависит от того, как мы с тобой будем работать».  

 

 

 Предложите решение педагогической ситуации: «Я чувствую, что занятия, которые вы ведѐте, не помогают мне», - говорит ученик учителю и добавляет: «Я вообще думаю бросить занятия». Учитель:…

1. «Перестань говорить глупости!»

2. «Ничего себе, додумался!»

3. «Может быть, тебе найти другого учителя?»

4. «Я хотел бы знать, почему у тебя возникло такое желание».

5. «А что, если нам поработать вместе над решением твоей проблемы?»

6. «Может быть, твою проблему можно решить как-то иначе?»

 

Предложите решение педагогической ситуации: Обучающийся, выразив учителю свои сомнения по поводу своих способностей и возможности хорошего усвоения предмета, говорит: «Я сказал вам о том, что меня беспокоит. Теперь вы скажите, в чѐм причина этого и как мне быть дальше». Учитель:…

1. «У тебя, как мне кажется, комплекс неполноценности».

2. «У тебя нет никаких оснований для беспокойства».

3. «Прежде, чем я смогу высказать обоснованное мнение. Не необходимо лучше разобраться в сути проблемы».

4. «Давай подождѐм, поработаем ещѐ и вернѐмся к обсуждению этой проблему через некоторое время. Я думаю, что вместе нам удастся еѐ решить».

5. «Я не готов(а) сейчас дать тебе точный ответ, мне надо подумать».

6. «Не волнуйся, и у меня в своѐ время ничего не получалось». Основные типы общеобразовательных и профессиональных учебных заведений в России, их своеобразие.

 

Предложите решение педагогической ситуации: В ответ на призыв учителя быть более старательным ученик говорит, что ему, чтобы усвоить учебный предмет, не нужно много работать: «Меня считают достаточно способным человеком». Учитель:…

1. «Это мнение, которому ты вряд ли соответствуешь».

2. «Те трудности, которые ты испытываешь в учѐбе, и твои знания отнюдь не свидетельствуют об этом».

3. «Многие люди считают себя достаточно способными, но далеко не все такими являются на самом деле».

4. «Я рад(а), что ты такого высокого мнения о себе».

5. «Это тем более должно заставить тебя прилагать больше усилий в учении».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: