Основные направления контроля за доходами и расходами

К основным направлениям контроля в области доходов можно отнести:

- сохранение, развитие и увеличение доходной базы бюджетов;

- контроль и стадии развития и совершенствования доходов бюджетов.

К основным направлениям контроля в области расходов можно отнести:

- оптимизация и повышение эффективности бюджетных расходов;

- осуществление бюджетного планирования в соответствии со стратегией соц.-эк. развития территории;

- повышение эффективности реализации приоритетных нацпроектов;

- внедрение, исполнение и контроль программно-целевого метода планирования.

Правовое регулирование контрольной деятельности.

Контрольно-надзорную функцию государства можно выделять в качестве самостоятельной функции как минимум по двум причинам. Во-первых, ввиду существования в России ряда независимых государственных органов, не входящих ни в одну из ветвей власти (Президент РФ, Прокуратура РФ, Счетная палата РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, Центральный банк РФ и др.) и осуществляющих самостоятельный специфический вид юридической деятельности – контроль и надзор; и во-вторых, ввиду важности и необходимости контрольно-надзорной деятельности для стабильного существования и развития. Также контрольная функция государства обеспечивает сбалансированность в разделении властных полномочий. Появившись одновременно с публичной властью, контроль еще в период вождества становится закономерным и неотъемлемым ее атрибутом.

К нормативной правовой базе, позволяющей регулировать контрольную деятельность и функции органов контроля, можно отнести: ФЗ от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юрлиц и ИП при осуществлении госконтроля (надзора) и мунконтроля»; ФЗ от 08.11.2010 №293-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием контрольно-надзорных функций»; ФЗ от 29.12.2006 №258-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты РФ в связи с совершенствованием разграничений полномочий» и другие.

Роль Федерального Казначейства в контроле за доходами.

Предварительный казначейский контроль предшествует фактическому исполнению бюджета, т. е. поступлению налоговых и иных платежей в бюджет, расходованию средств бюджета и принятию каких-либо решений по финансовым и другим вопросам. Фактически этот контроль осуществляется в процессе регулирования доходов бюджетов разных уровней, поступающих на счета органов Федерального казначейства. Классифицируя формы казначейского контроля по временному признаку, к предварительному контролю можно отнести выдачу органами казначейства разрешений организациям на открытие счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, и учет казначейским органом обязательств, подлежащих исполнению за счет средств бюджета.

Контрольная деятельность органов Федерального казначейства проявляется в том, что казначейство контролирует правомочность поступления внебюджетных средств на лицевой счет получателя и их расходования на те или иные цели.  

Текущий казначейский контроль проводится в процессе исполнения бюджета путем анализа оперативных данных, текущей отчетности об исполнении бюджета, данных об использовании средств бюджетополучателями. Это контроль для соблюдения бюджетных норм и нормативов, своевременного осуществления финансово-денежных расчетов, а также целевого использования бюджетных средств.

Кроме того, согласно ст. 243 БК РФ, при казначейском исполнении федерального бюджета на Федеральное казначейство в рамках текущего контроля возложены обязанности:

- по регистрации поступлений, регулированию объемов и сроков принятия бюджетных обязательств;

- по совершению разрешительной надписи на право осуществления расходов в рамках выделенных лимитов бюджетных обязательств;

- по осуществлению платежей от имени получателей средств федерального бюджета.

Финансовый контроль на уровне предприятий.

Финансовый контроль на предприятии – совокупность процедур, исключительно значимых с точки зрения повышения эффективности корпоративного управления, обеспечения роста и прибыльности бизнеса.

Специфика отдельных этапов корпоративного финансового контроля предопределяется его конкретной формой. Мероприятия по контролю могут быть:

- предварительными (проводимыми до принятия руководством фирмы значимых решений в области управления корпоративным капиталом, а также на этапе их подготовки);

- текущими (сопровождающими принятие и реализацию соответствующих решений);

- последующими (анализирующими последствия принятых решений в области управления капиталом фирмы).

Цели корпоративного финансового контроля можно выделить в следующем спектре:

- оценка качества ведения учета – бухгалтерского, налогового, управленческого;

- выявление недоработок в выполнении сотрудниками предприятия трудовых обязанностей;

- выявление недоработок в инфраструктуре управления капиталом предприятия;

- оптимизация концептуальных подходов к управлению капиталом;

- выявление факторов, влияющих на эффективность управления финансами предприятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: