Контрольные вопросы по курсу

«Социальная диалектология»

1. Социальная диалектология: история становления и предмет изучения.

 

Социальная диалекталогия относиться к разновидности обычной диалектологии, но связана прежде всего с социальными ограничениями употребления языковых единиц. Своим возникновением она обязана распространением на диалектологию наметившегося в лингвистике к 70-м гг. прошлого столетия интереса к проявлению в языке социальных и коммуникативных взаимосвязей. Объектом изучения диалектологии в этих направлениях становится языковая личность носителя диалекта, особенности ее детерминации. Ведущими аспектами исследования являются ``диалект и социализация'', а также ``диалект и ситуация''. Уже в XIX в. немецкими диалектологами во время проведения опросов было установлено, что индивидуум, говорящий на диалекте, далеко не всегда исчерпывающе представляет всю свою социальную группу, то есть, другими словами, язык определенной местности далеко не однороден.

 

На современном этапе развития наук проблема человека в пространстве превращается в общую проблему научного познания. В частности, это проявляется при изучении личности говорящего во всех дисциплинах, так или иначе связанных с языком. Языковая личность оказывается определяющим понятием. Рассмотрение языка как реального факта социальной жизни, начатого русскими лингвистами в начале XX в., и привело к необходимости выделения особого раздела языкознания – социальной диалектологии.

 

Предметом изучения социальной диалектологии как раздела языкознания является живая речь, представляющая собою реализацию таких форм национального языка, как разговорная литературная речь, нелитературное городское и сельское просторечие, профессиональные «языки» и территориально-социальные диалекты.

 

Занимаясь описанием социально-функциональной специфики устной речи, социальная диалектология вырабатывает и свой аппарат исследования. Объектами изучения становится речь, как индивидов, так и различных социальных групп. Для терминологического определения данных категорий вводятся термины социолект и идиолект.

Термин идиолект создан по модели диалект и обозначает реализацию в устах индивида определенного языка, соединяющего в себе общие и специфические черты языковой структуры, нормы и языкового узуса.

В понятие социолект включается понятие социального типа, который проявляется у человека под влиянием черт, свойственных данной расе, этнической группе, национальности, социальному классу. С этой стороны, социолект – это речь «среднего индивида», представляющего свою социальную группу, культуру; иными словами, социолект – инвариантная социально-маркированная подсистема языка.

 

 

2. Методы исследования городской речи.

 

Одним из самых значимых факторов в исследовании городской речи является «полилингвизм». Так как в распоряжении каждого горожанина имеется несколько языковых систем, владение которыми обусловлено разными социальными группами, к которым этот житель принадлежит.

В городской среде происходит столкновение разных языковых образований и это давно является общепринятым фактом в лингвистике. И описание языковой ситуации города в первую очередь требует рассмотрения всего многообразия идиомов, функционирующих в нем.

· К примеру литературный язык. Однако большинство носителей литературного языка владеет не одним, а несколькими его функциональными стилями.

· Так же существуют и территориальные диалекты (или, по крайней мере, полудиалекты).

· Функционируют в городах и просторечия, которые используется большой частью населения, представленной разнообразными социальными группами (низкоквалифицированными рабочими, низшим обслуживающим персоналом и тд).

· Практически все жители городов являются носителями какого-либо жаргона, а зачастую и нескольких.

· Фиксируется в городах и наличие частных социолектов, которые определяются теми или иными социальными факторами, однако не имеют специальных наименований.

 

Социолекты формируются на основе таких социальных факторов, как образование, специальность, пол, возраст, темперамент и др.,

Кроме того, в городах, помимо русского, могут функционировать и другие языки.

Так называемые билингвы, т.е. те кто владеют как национальным языком, так и русским.

 

Перечисление, или каталогизация, идиомов, функционирующих в городе, дает основу для описания языковой ситуации. Однако язык города является не просто совокупностью отдельных языковых образований, формирующих его: все они вступают в сложное взаимодействие.

В статье А.С.Штерна «Три аспекта городского билингвизма», современный лингвистический анализ позволяет выделить три круга явлений, формирующих речь жителей города. Первая это результат взаимодействия литературного языка с иноязычными влияниями. Это собственно лингвистическая координата. Вторая координата – социолингвистическая – связана с биологическими или социокультурными факторами, которые присущи говорящим. Третья, психолингвистическая координата, – «это максимально динамичные факторы, обозначающие ситуацию коммуникации и, следовательно, выбор “языка”»

 

Из вышесказанного становится ясно, что при исследовании языка города уже нельзя не учитывать его двойственный, диалектический характер. Поэтому подход к изучению языка города, должен описывать его как единую, гомогенную языковую сущность, не потеряв при этом возможности описывать и разнообразие форм языка, сталкивающихся в городе. Такой подход, в свою очередь, предполагает использование специфических методов исследования, в частности – статистических, вероятностных.

При вероятностном описании языковой действительности лингвист опирается не на наличие/отсутствие каких-либо лингвистических признаков или единиц в речи данной группы носителей языка, а на количественное проявление данных признаков или единиц, т.е. на их частоту в речи.

Так же к методам анализа городской речи относится стратификация языкового коллектива и Моделирование социолекта.

В исследованиях городской речи часто используется термин «страта» (или «страт») используется в социальной психологии в значении «слой людей, объединенных каким-либо общим признаком», обычно это социальный слой. Мы используем термин «страта» в расширительном значении: не только слой людей, но и признак, по которому проводится стратификация.

 

 

4. Социальная диалектология в Пермском государственном университете.

 

Начало социальной диалектологии положили собственно диалектологические исследования, в которых язык одной деревни (д. Акчим) рассматривался как реально функционирующая система. Дальнейшее развитие направления было связано с изучением литературной речи в социальнотерриториальной проекции; была разработана концепция локальной вариативности литературного языка. Параллельно развивалось изучение нелитературных пластов городской речи: профессиональной, жаргонной и арготической форм общения. Все это позволило в дальнейшем развить теорию социолекта и его типов, а также перейти к исследованию городских социолектов. Современный этап развития социальной диалектологии в Пермском университете характеризуется вниманием не только к собственно социальному варьированию речи, но и к культурно-психологической обусловленности языковых фактов; разрабатываются также и лингвистические проблемы, связанные с субкультурными образованиями.

 

Одно из главных направлений научного поиска лингвистов Пермского университета с первых дней его существования составляли диалектологические исследования. На языковедческих кафедрах, созданных, как и университет в целом, в 1916 г., работали такие крупные ученые, как Л. А. Булаховский, С. П. Обнорский, А. В. Миртов, во всех своих исследованиях неизменно опиравшиеся на факты живой народной речи.

 

В первый год работы университета была создана «Комиссия по изучению Северного края», объединявшая ученых, краеведов, студентов коллективной работой по исследованию природы, быта, материальной и духовной культуры края. Кружком было издано четыре «Пермских краеведческих сборника» (1924–1928 гг.)

 

Активно занимался изучением местных крестьянских говоров С.П. Обнорский – с 1916 по 1928 г. штатный профессор кафедры русского языка в Пермском университете. Он являлся одним из редакторов «Словаря русского языка».

 

С именем А.В. Миртова связано новое направление в диалектологических исследованиях университета – изучение живой речи рабочих. А. В. Миртовым была составлена «Инструкция для изучения языка уральского рабочего».

В 1946 г. на историко-филологическом факультете Пермского университета возобновилось изучение живой речи. В течение десяти лет преподаватели и студенты кафедры вели интенсивное обследование крестьянских говоров для Диалектологического атласа русского языка.

В 1965 г. параллельно с изучением местных крестьянских говоров на кафедре русского языка и общего языкознания развернулась работа по изучению литературной разговорной речи региона сравнительно с другими регионами и образцово-кодифицированной речью, а затем в сферу научных интересов диалектологов университета вошли и другие разновидности речи города, а также сельское просторечие

 

С 2000 г. начинается новый виток развития социальной диалектологии в Пермском университете. В это время окончательно оформился научный межвузовский семинар «Школа социо- и психолингвистики» (руководители – Т. И. Ерофеева, Е. В. Ерофеева, Т. И. Доценко). Участники школы собираются на заседаниях, где обсуждают ключевые проблемы современной лингвистической науки, в том числе и социальной диалектологии. В работе школы принимают активное участие студенты и аспиранты Пермского государственного университета и Пермского государственного педагогического университета, а также ведущие специалисты не только отечественных, но и зарубежных вузов.

 

За последние 20 лет развития направления было поддержано 12 фундаментальных и прикладных проектов, связанных с изучением проблем социальной диалектологии и исследованием языковой ситуации региона; защищено 2 докторских (Ерофеева Т. И., Ерофеева Е. В.) и 20 кандидатских диссертаций выпущено 16 сборников научных трудов «Проблемы социо- и психолингвистики», а с 2013 г. начал издаваться научный журнал «Социо- и психолингвистические исследования»

 

С 2011 г. пермские лингвисты, работающие в направлении социальной диалектологии, приступили к разработке еще одной темы – субкультурные образования, которые с учетом социокультурной стратификации города понимаются как разные сегменты социума с их культурным кодом (обычаями, языком, традициями и т. д.). Определяются и описываются типы городских субкультур: просторечная культура, культура профессиональных сообществ, культура молодежных группировок, игровая культура сообществ, культура криминальных сообществ.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: