Философия эпохи Возрождения

 «Возрождение» — важный этап в истории философии (с XIV по XVI в.). Происходит возрождение интереса к античной философии и культуре. Идеалом знания становится светское знание. Наряду с авторитетом Святого писания признается авторитет античной мудрости. Происходит возрождение «истинной» христианской духовности, идет переосмысление христианской традиции, появляются ревнители христианства, зовущие к возрождению первоначального «апостольского» христианства.

Главная особенность философии Ренессанса — антропоцентризм. Теперь не Бог, а человек поставлен в центр исследований. Место человека в мире, его свобода, его судьба волнуют таких мыслителей, как Леонардо да Винчи, Микеланджело, Эразм Роттердамский, Макиавелли, Томас Мор, Мишель де Монтень и другие.

Возникла новая система ценностей, где на первом месте стоит человек и природа, а затем религия с ее проблемами. Другая особенность ренессансной культуры и философии — так называемая «секуляризация» — освобождение от церковного влияния. Государство, мораль, наука обретают самостоятельное существование, законы которого могут изучаться светскими науками. Это время становления опытных наук, которые постепенно выдвигаются в ранг важнейших наук, дающих истинное знание о природе (Коперник, Кеплер, Галилей, Бруно и др.), что произойдет в самом конце эпохи.

Мыслителям Ренессанса присуще желание осмысливать сами явления природы и общества, а не спорить об определениях. Большинство из них опираются на опыт и разум. Развивается и своеобразный скептицизм (Мишель де Монтень). На основе рационального создаются и первые утопии — «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Кампанеллы и другие.

· Петрарка Франческо (1304—1374) — выдающийся поэт, создатель знаменитой «Книги Песен». Он ставит сознательную задачу поворота в философии к новой системе ценностей, поставившей в центр внимания внутренний мир человеческой личности в ее земном существовании, в ее посюсторонней активной творческой деятельности. Философские идеи Петрарки связаны с отрицанием схоластики как метода тогдашней диалектики, которому должно противостоять научное знание, опирающееся на опыт и практику. Философия это прежде всего наука о человеке, о его природе, жизни и смерти, путях развития человеческого общества. Не менее важно отказаться от аверроизма, «натуралистического» течения в средневековой философии, который вреден тем, что природу он изучает поверхностно. Путь философии лежит через знания о человеке к знанию о мире. Знание идет от Бога, но источники мудрости не только в христианских или библейских книгах, они в античном знании и в трудах мусульманских ученых. Петрарка утверждал ценность человеческой культуры, человеческого знания, способного изменить мир к лучшему. Главное в человеке — его добродетель, активное проявление добрых начал.

· Николай Кузанский (Кребс) (1401—1464) — родоначальник ренессансного платонизма. В своей философии отходил от ортодоксальных традиций средневековой философии и методов схоластики. Николай Кузанский считал, что познание дано человеку Богом. Предел человеческого познания — это Бог, конечное знание пытается понять бесконечность и бесконечного Бога. Человеку свойственна идея Бога. Бесконечный Бог может мыслиться конечным человеком в виде предела. Истина не познается, но осознается человеком. Путь человеческого познания ведет к «ученому незнанию», к отрицанию возможности постижения предельных божественных истин. С другой стороны Бог — «максимум вселенной», но он и её «минимум». Человек тоже является «малым миром», включающим «большой мир». Ведь человек стремится выйти за пределы своего «я», к своей надиндивидуальности и подойти к Богу. И человек всегда неповторим, индивидуален, лично уникален, чем и ценен. Человек есть движение противоположностей, он находится в постоянном развитии. Человеческий микрокосм отражает весь макрокосм. Главное в жизни человека — это деятельность. Богопознание идет через деятельность, через творчество личности. В целях утверждения своих идей, Николай Кузанский применял геометрические термины и доказательства. Интерес к античности, уход от схоластических силлогизмов к диалектическому методу, гуманистическое понимание ценности человеческой личности у Николая Кузанского повлияли на его современников.

· Макиавелли Никколо (1469—1527) — самый известный политический философ Европы. В своих основных трудах: «Государь» (1503—1515), «История Флоренции» (1520— 1525), «Рассуждение на первую декаду Тита Ливия» (1513—1519) Макиавелли обосновал главные принципы исследования законов социума. Философия истории дополняется философией человека, формированием новых методов и принципов исследования основ управления государством. В своей работе «Государь» Макиавелли высказал новые идеи о государстве и политике. Государство имеет в качестве материала человека, а обычный человек имеет ряд качеств, на которые должен опираться здравомыслящий управленец. Эти качества негативные: жадность, мстительность, изменчивость и т.д. Опорой власти является сила, другой опорой служит умело создаваемый Культ личности государя, третьей опорой выступает сильный бюрократический аппарат и т.д. Но в любом случае государство должно строиться с учетом реальных фактов и явлений. Главный факт состоит в том, что чем больше у государя власти, тем сильнее угроза ее потерять. Другой факт заключается в том, что политический компромисс, устраивающий всех, невозможен, поскольку интересы людей слишком различны. Религия и мораль, по Макиавелли, — это только инструменты политики. Но жить государство по правилам религии или морали не может. Политическая жизнь и политические решения должны приниматься только исходя из анализа самих политических фактов.

· Мор Томас (1478—1535) — проводил принципы ренессансной мысли в своих основных произведениях «История Ричарда III» (1512); «Золотая книга столь же полезная, как забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове «Утопии» (1516). Эта книга, сокращенно «Утопия», принесла Мору всемирную известность. В XX веке Мор был провозглашен святым. Слово «Утопия» дословно переводится с греческого как «место, которого нет». Главная идея нового общества у Мора — это отсутствие частной собственности. Мор утверждал, что собственность разобщает людей, а общность имущества объединяет их. В идеальном государстве Мора нет социального неравенства, все одинаково трудятся по шесть часов в день, остальное время посвящено семье, учебе, развлечениям и отдыху. В «Утопии» разрешены любые религиозные культы, но запрещен атеизм, так как он ведет к безнравственности. Мор ратует за уравнительный подход везде, даже в сфере быта. Подчеркивается значение духовности, духовных удовольствий. Государство определяет воспитание детей, брак, религию, досуг и т.д. Вместе с тем, цель формы коммунистического общества Утопии — свободное развитие интеллектуальных и артистических способностей и совершенствование знаний и умений граждан. Правда, у граждан есть рабы — преступники, поставленные обществом на тяжелые работы. Рабы необходимы, считал Мор, и как отрицательный пример для подрастающих поколений. Другая цель общества и человека Мора — счастье. Мор считает, что счастье в удовольствии творчества, познания, удовольствиях здорового тела. Пьянство, разврат, леность отвергаются обществом, а некоторые из них наказуемы как пороки.




double arrow
Сейчас читают про: