От трех до четырех лет

Возрастные и индивидуальные особенности детей

 

Ребенку 3 года. Закончился ясельный период жизни, малыш вступил в дошкольный возраст. Какие изменения ждут его в ближайший год в физическом и психологическом плане? Как помочь ему получить все необходимые знания, создать комфортную развивающую среду? Давайте рассмотрим эти и многие другие вопросы развития ребенка от 3 до 4 лет.

 

Три года - важный рубеж в развитии ребенка. В этом возрасте малыш начинает осознавать свою автономность, индивидуальность, стремится к самостоятельности, требует от окружающих уважения своей личности. Рождение «Я» часто сопровождается рядом негативных проявлений: упрямством, капризами, строптивостью. Подобные изменения в поведении и личности ребенка называют «кризисом 3 лет». В этом возрасте родителям важно с пониманием и терпением относиться к желаниям ребенка, не подавлять его активность и инициативу, уметь договариваться и демонстрировать ребенку конструктивные способы разрешения конфликтов. Жесткое подавление воли ребенка в дальнейшем может привести к тревожности, пассивности, зависимости от окружающих.

В возрасте около трех лет ребенок начинает воспринимать взрослого не только как члена семьи, но и как члена общества с определенными функциями. Желание ребенка выполнять такую же функцию противоречит его реальным возможностям. Но это противоречие успешно разрешается через игру. Поэтому игры для развития детей 3-4 лет играют важнейшую роль и являются самым важным, ведущим видом деятельности. Содержание игры в этом возрасте связано с игрушками и предметами-заместителями (палочка вместо ложки, кубик вместо машинки). Как правило, дети ограничиваются игрой с одной-двумя ролями и простым сюжетом.

Участие взрослого в качестве партнера существенно обогащает игру, и, следовательно, стимулирует психическое развитие малыша.

Психическое развитие. Формирование психики ребенка между 3 и 4 годами выходит на новый этап. Кроха осознает себя отдельной от родителей личностью, требует соответствующего отношения. В этот период большинство детей переживает кризис 3-х лет. Этот сложный этап может затянуться и проходить очень тяжело. Чтобы ускорить нормализацию взаимоотношений с крохой, помните основные признаки кризисных явлений: Упрямство. Даже спокойные уравновешенные дети в этот период могут кардинально поменяться, начать спорить и делать назло взрослым; Негативизм. Ребенок на любое предложение взрослого отвечает отказом. При этом, если преподнести то же самое в форме мнимого выбора, то малыш с удовольствием соглашается (“ты будешь кушать?” — “нет”; “что ты будешь кушать кашу или суп?” — “суп”);

Попытка командовать. Проявление деспотизма — один из признаков кризиса 3-х лет. Малыш не только не хочет выполнять ваших команд, но и стремится заставить вас идти у него на поводу; Преувеличенная самостоятельность. Раньше ребенок говорил “Я сам” в том случае, когда был уверен в своих силах. Теперь он хочет делать сам все, даже то, что ему неподвластно; Ревность. Одним из признаков кризиса 3-х лет становится проявление ревности в отношении других детей. Ребенок негативно реагирует на проявление интереса со стороны родителей к другим детям, может драться, пытаться отогнать.

Справиться с кризисными явлениями помогут ваше терпение и хитрость. Многие психологи сходятся во мнении, что снизить частоту и активность негативных проявлений можно:

§ Спокойной реакцией на любые негативные проявления со стороны ребенка. Не кричите и не ругайте малыша во время истерики. Уведите или унесите из людного места и дайте ему выплеснуть все накопившиеся эмоции. После окончания истерики предложите ему в будущем выражать словами свои желания, а не криком;

§ Установив законы, которые будут выполняться всеми членами семьи. Если ребенку что-то запрещено, то нужно твердо сказать “нет” и не идти на уступки, несмотря на манипуляции и шантаж (истерика, крики, попытки драться);

§ Расширением зоны самостоятельных действий. Предоставьте ребенку самому выполнять больше действий. Излишняя опека в этот период может провоцировать усиление кризисных проявлений;

§ Не приказывая, а давая возможность выбрать. Мнимый выбор — лучший способ избежать отрицания или гнева. Чтобы малыш покушал, спросите его не “хочешь кушать?”, а “что ты будешь есть?”. Совершая, даже мнимый выбор, кроха чувствует уважение к своему мнению и быстрее идет на контакт;

§ Замените командный тон на просьбу о помощи. Если кроха отказывается брать вас за руку, переходя дорогу, то не нужно ему говорить, что так нужно для него. Попросите его помочь вам пройти через дорогу, скажите, что вы боитесь. Ребенок почувствует свою важность, необходимость своей помощи и с радостью поможет.

Кризис 3-х лет в разной степени затрагивает всех детей от 3 до 4 лет. Это происходит из-за завершения процесса отделения личности ребенка от родителей. Малыш теперь говорит о себе в первом лице, понимает, что он личность, требует соответствующего отношения. Попытка со стороны родителей подавить самостоятельность может привести к появлению различных комплексов. Рекомендуется принимать этот период как данность, проявлять терпение.

 

Физическое развитие. Младший дошкольный возраст (3-4 года) — новый этап в жизни ребенка. Кроха хорошо бегает, прыгает, лазает, пытается играть в групповые игры. После 3-х лет набор веса и роста происходит незаметно для родителей. За 12 месяцев большинство детей потяжелеет на 1-2 кг и подрастут на 3-7 см. Мальчики, ранее показывающие скачкообразное прибавление длины и веса, переходят на более плавные изменения этих показателей. К 4-м годам многие девочки догонят по весу и росту сверстников мальчиков. С 4-х лет представительницы женского пола начнут расти быстрее будущих мужчин.

Ребенок трех-четырех лет двигательно активен, непоседлив. Физическое развитие детей 3-4 лет можно оценить по тому, как уверенно ребенок ходит, спускается и поднимается по лестнице переменным шагом, бегает, бросает через голову мяч и хватает его, когда мяч катится. Насколько он способен сохранять равновесие. Обычно дети этого возраста с удовольствием качаются на качелях, что положительно влияет на развитие вестибулярного аппарата и на физическое развитие в целом.

Набор веса и роста ребенка — индивидуальный показатель, в большей степени опирающийся на генетику, особенности питания и физическую активность ребенка. В семьях, где мама и папа крупные, достаточно часто, дети показывают скорейший рост и прибавку килограммов, чем их сверстники. Резкое снижение и прибавление показателей роста и веса должны вызывать у вас волнение, если явно заметна значительная разница между значениями. Если вы заметили, что на фоне быстрого набора веса, малыш практически не вырос, у него появились складки на руках, животе, ему тяжело двигаться и он отказывается часто бегать необходимо обратиться к участковому педиатру для проведения дополнительного осмотра, возможно обследования. К 3-м годам в норме у ребенка должно быть 20 молочных зубов. Допускается отклонение от срока появления в 1 месяц. Если в 3 года и 1 месяц у карапуза не появились все 20 зубов, необходимо обратиться к детскому стоматологу.

 

Развитие речи у детей 3-4 лет — один из наиболее значимых аспектов общего развития ребенка. В этом возрасте наблюдаются значительные индивидуальные различия в становлении речевых функций. Речь одного трехлетнего ребенка может быть развернутой, связной, грамматически правильной. Речь другого недостаточно понятной из-за дефектов звукопроизношения, состоящей из простых фраз. К сожалению, в настоящее время немало детей, которые к трем годам практически не владеют активной речью. Родителям важно помнить, что речевые обороты, словарный запас будут формироваться у ребенка главным образом из той речи, которую он слышит в своём окружении, в семье. Больше разговаривайте с ребенком, описывайте все, что видите, читайте вместе с ним книги. Даже если ваш малыш пока не говорит, все это наполняет его пассивный словарь, улучшает понимание обращенной речи, стимулирует развитие мышления.

«Маленькие почемучки» — это как раз про детей от трех до четырех. Часто вопросы сыплются один за другим, и кажется, что ребенок не очень заинтересован в вашем ответе. Но это не так. Просто в силу неустойчивости внимания ребенку трудно выслушать длинный, часто недоступный его пониманию ответ взрослого. Постарайтесь, чтобы объяснения были короткими и простыми. Хорошо, если вам удастся подкрепить их рисунком, экспериментом и т. д. И конечно, со многими явлениями, которые интересуют детей, можно познакомиться на нашем сайте в разделе «Науки».

Ребенок этого возраста владеет разнообразными действиями с предметами, знает круг, квадрат, треугольник, объединяет предметы по признаку формы, сравнивает их по размеру (по длине, ширине, высоте), знает основные (синий, красный, зеленый, желтый) и некоторые дополнительные цвета. Он активно осваивает приемы самообслуживания и гигиены. С удовольствием самостоятельно повторяет освоенные действия, гордится своими успехами.

У детей продолжает активно развиваться наглядно-действенное мышление. Малыши любят составлять игрушки и картинки из нескольких частей, собирать матрешку, пирамидку, рамки-вкладыши, что очень полезно для развития мелкой моторики детей 3-4 лет. Формируется наглядно-образное мышление.

Внимание детей 3-4 лет неустойчиво, ребенок быстро переключается с одной деятельности на другую. Развитие внимания детей в 3-4 года идет по пути формирования произвольных его форм. Способствуют развитию внимания задания, в которых надо сравнить предметы, найти такой же из нескольких похожих, подобрать заплатку к коврику и т. п. Кроме того, хорошо тренирует детское внимание прослушивание коротких сказок, рассказов, песен, доступных музыкальных произведений.

Память ребенка 3-4-х лет непроизвольная, образная. Преобладает узнавание, а не запоминание. Хорошо запоминается только то, что было непосредственно связано с деятельностью, вызывало интерес и было эмоционально окрашено. Но то, что запомнилось, сохраняется надолго.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: