Учебно – тематический план

Й год обучения

№ раз- дела № заня- тия               Тема Теория

Практика

Дата по плану Дата по факту
1   Птицы Московской области 12 3  
  1 Воробей – самая распространённая птица на Земле 1  

 

 
  2 Ворона – «интеллектуальная» птица 1  

 

 
  3 Ворон – красивая и умная птица 1  

 

 
  4 Сорока-белобока – «лесная сплетница» 1  

 

 
  5 «Лесной доктор» - дятел 1  

 

 
  6 Галка – городская птица 1  

 

 
  7 Загадочная птица – кукушка 1  

 

 
  8 «Пернатая кошка» - сова 1  

 

 
  9 Любимая птица – снегирь 1  

 

 
  10 «Сестрички-синички» - самые полезные птички России 1  

 

 
  11 Наш добрый сосед – скворец 1  

 

 
  12 Изготовление скворечников, кормушек   1

 

 
  13 Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. 1  

 

 
  14-15 Защита экологических проектов   2

 

 
2   Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области, нашей страны 15 4  
  16 Заяц – «Длинное ухо» 1  

 

 
  17 Лисица. «Лиса Патрикеевна» 1  

 

 
  18 Серый хищник – волк 1  

 

 
  19 Хозяин леса – медведь 1  

 

 
  20 Любознательный зверёк – белка 1  

 

 
  21 Лесной красавец – лось 1  

 

 
  22 Сердитый недотрога – ёж 1  

 

 
  23 Всеядное животное – барсук 1  

 

 
  24 Бобр – строитель 1  

 

 
  25 Запасливый бурундук 1  

 

 
  26 Рысь – родственник кошки 1  

 

 
  27 Соболь – «дорогой» зверёк 1  

 

 
  28 Косуля - самый маленький европейский олень 1  

 

 
  29 Красная книга области. Заповедники и заказники Московской области. Создание экознаков. 1  

 

 
  30-31 Экскурсия в краеведческий музей   2

 

 
  32-33 Защита экологических проектов   2

 

 
  34 Подведение итогов 1  

 

 
    Итого: 34 часа    

 

               

 

Содержание программы

Класс (33 ч)

Введение (1 ч)

Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.

Мой дом за окном (10ч)

Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.

Я и моё окружение (12 ч)

Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.

Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».

Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.

Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.

Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.

Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе

Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.

Гигиена моего дома. (10 ч.)

Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.

Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.

Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.

Класс (34 ч)




double arrow
Сейчас читают про: