Й год обучения
| № раз- дела | № заня- тия | Тема | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту | |
| 1 | Птицы Московской области | 12 | 3 | ||||
| 1 | Воробей – самая распространённая птица на Земле | 1 |
| ||||
| 2 | Ворона – «интеллектуальная» птица | 1 |
| ||||
| 3 | Ворон – красивая и умная птица | 1 |
| ||||
| 4 | Сорока-белобока – «лесная сплетница» | 1 |
| ||||
| 5 | «Лесной доктор» - дятел | 1 |
| ||||
| 6 | Галка – городская птица | 1 |
| ||||
| 7 | Загадочная птица – кукушка | 1 |
| ||||
| 8 | «Пернатая кошка» - сова | 1 |
| ||||
| 9 | Любимая птица – снегирь | 1 |
| ||||
| 10 | «Сестрички-синички» - самые полезные птички России | 1 |
| ||||
| 11 | Наш добрый сосед – скворец | 1 |
| ||||
| 12 | Изготовление скворечников, кормушек | 1 |
| ||||
| 13 | Красная книга области. Заповедники, заказники. Создание экознаков. | 1 |
| ||||
| 14-15 | Защита экологических проектов | 2 |
| ||||
| 2 | Животный мир. Звери, обитающие на территории нашей области, нашей страны | 15 | 4 | ||||
| 16 | Заяц – «Длинное ухо» | 1 |
| ||||
| 17 | Лисица. «Лиса Патрикеевна» | 1 |
| ||||
| 18 | Серый хищник – волк | 1 |
| ||||
| 19 | Хозяин леса – медведь | 1 |
| ||||
| 20 | Любознательный зверёк – белка | 1 |
| ||||
| 21 | Лесной красавец – лось | 1 |
| ||||
| 22 | Сердитый недотрога – ёж | 1 |
| ||||
| 23 | Всеядное животное – барсук | 1 |
| ||||
| 24 | Бобр – строитель | 1 |
| ||||
| 25 | Запасливый бурундук | 1 |
| ||||
| 26 | Рысь – родственник кошки | 1 |
| ||||
| 27 | Соболь – «дорогой» зверёк | 1 |
| ||||
| 28 | Косуля - самый маленький европейский олень | 1 |
| ||||
| 29 | Красная книга области. Заповедники и заказники Московской области. Создание экознаков. | 1 |
| ||||
| 30-31 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 |
| ||||
| 32-33 | Защита экологических проектов | 2 |
| ||||
| 34 | Подведение итогов | 1 |
| ||||
| Итого: 34 часа |
| ||||||
Содержание программы
Класс (33 ч)
Введение (1 ч)
Что такое экология? Знакомство детей с целями и задачами занятий, правилами поведения при проведении практических работ. Выясняем, что такое экология. Экология – наука, изучающая собственный дом человека, дом растений и животных в природе, жизнь нашего общего дома – планеты Земля. Простейшая классификация экологических связей: связи между живой и неживой природой; связи внутри живой природы на примере дубового леса (между растениями и животными, между различными животными); связь между природой и человеком.
Мой дом за окном (10ч)
Внешний вид своего дома, из чего сделан, окраска стен, этажность. Дома в деревне и в городе. Соблюдение чистоты и порядка на лестничной площадке, в подъезде, во дворе. Перечисление всех видов работ по наведению чистоты и порядка в своём доме. Техника безопасности. Распределение обязанностей по уборке школьного двора. Отчёт о выполнении задания. Наблюдение. Выявляем, откуда берётся и куда девается мусор. Наблюдение в природе. Зимние изменения в неживой природе. Какое явление природы бывает только зимой? Из чего состоит снег? Рассказы детей о снежинках. Музыка природы в зимнее время года. Зелёные насаждения перед домом, во дворе школы. Зачем сажать деревья? Как ухаживать? Что мы делаем для здоровья деревьев? Знакомство детей с многообразием птиц, выделением их существенных и отличительных признаков. Среда обитания птиц. Перелётные птицы. Зимующие птицы. Значение птиц в жизни человека. Птицы нашего двора. Помощь птицам в трудное время. Изготовление кормушек. Что вокруг нас может быть опасным? Сигналы светофора. Как обходить автобус, трамвай, троллейбус? Дорожные знаки, их значение. Правила поведения на дороге, в транспорте. Маршрутные листы.
Я и моё окружение (12 ч)
Моя квартира. Светлая квартира, цвет обоев, жилая площадь, температура воздуха, покрытие полов, возможности проветривания, природные материалы в квартире, внутреннее убранство, его значение.
Моя семья. Происхождение слова «семья». Маленькое семя, с любовью посаженное в землю, даёт крепкий росток. Занятие и обязанности членов семьи по ведению общего хозяйства. Роль семьи в жизни человека. Помнить мудрую заповедь: «Почитай отца своего и мать, и будет тебе хорошо, и ты будешь долго жить».
Соседи – жильцы. Доброжелательные отношения с ними. Все мы – соседи по планете. Кто наши соседи? Дружба народов, взаимопомощь, уважение традиций. Обычаи и традиции русского народа.
Мой класс. Свет, тепло, уют. Для чего предназначена мебель, растения? Что необходимо сделать для создания уюта в классной комнате? Дежурство по классу. Распределение обязанностей. Отчёт каждой группы о проделанной работе.
Дом моей мечты. Из чего сделан дом? Что в нём будет? Чего в нём не будет? Чтение стихов, художественной литературы о семье, любви, дружбе, труде.
Комнатные растения в квартире, в классе. Познавательное, эстетическое и гигиеническое значение, условия содержания, правила расстановки комнатных растений с учётом приспособленности к условиям существования. Знакомство с комнатными растениями класса. Оценить условия жизни и роста растений: освещённость, частоту полива. Уход за комнатными растениями. Пересадка комнатных растений. Формовка крон и обрезка. Распределение обязанностей за комнатными растениями. Наблюдение изменений произошедших после произведённых работ. Подготовка семян к посеву. Подготовка почвы. Посадка луковиц лука, гороха, проращивание почек на срезанных веточках тополя, сирени. Наблюдение за набуханием почек в классе и в природе
Животные в доме. Знакомство с домашними животными. Кошка и собака – друзья человека. Как ухаживать за собакой и кошкой? Соблюдение требований гигиены и правил безопасности при содержании животных. Клопы, тараканы, моль – меры предупреждения их появления. Чтение рассказов, стихов о домашних животных. Пословицы, поговорки.
Гигиена моего дома. (10 ч.)
Уход за квартирой. Влажная уборка, ремонт, дезинфекция, проветривание. Гигиена жилища. Знакомство с бытовыми приборами. Влияние их на температуру и влажность воздуха в квартире, на жизнедеятельность человека. Правила общения с электрической и газовой трубой. Составление списка бытовых приборов в квартире, кто ими пользуется. Правила безопасности при их эксплуатации.
Гигиена класса. Режим проветривания класса. Влажная уборка. Дежурство. Уход за комнатными растениями.
Наша одежда и обувь. Знакомство с одеждой и обувью. Их назначение, экологические и гигиенические требования, условия содержания, уход. История появления одежды. Знакомство с русской народной одеждой. Изготовление одежды из природного материала. Как зашить дырку, пришить пуговицу, вычистить щёткой верхнюю одежду? История русского костюма. Моделирование и демонстрация одежды.
Класс (34 ч)






