Пояснительная записка
Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.
Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.
Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.
Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.
Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.
Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.
В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.
Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.
Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.
Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.
Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности
Ожидаемые результаты
Предметные результаты:
- интерес к познанию мира природы;
- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;
- осознание места и роли человека в биосфере;
- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.
Личностные результаты:
- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;
- развитие морально-этического сознания;
- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым
ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Метапредметные результаты:
- овладение начальными формами исследовательской деятельности;
- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;
- опыт социальной и межкультурной коммуникации;
- формирование коммуникативных навыков.
При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)
Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).
Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.
Лист наблюдения
| 1-я ступень | Ставит цель исследования с помощью учителя | Следует плану, предложенному учителем | Использует источники информации, рекомендованные учителем |
| 2-я ступень | Ставит цель исследования самостоятельно | В целом представляет, как достичь цели | Пытается обнаружить способы получения информации |
| 3-я ступень | Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели | Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент | Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения |
Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.
Вопросы для самоанализа могут быть следующими:
Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________
Наиболее трудным мне показалось__________________________________________
Я думаю, это потому, что ________________________________________________
Самым интересным было _________________________________________________
Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________
Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________
Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.
При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.
Тематический план
Й год обучения
| № раз- дела | № занятия | Тема | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту | |
| 1 | Введение | 1 | |||||
| 1 | Что такое экология? | 1 | |||||
| 2 | Мой дом за окном | 6 | 4 | ||||
| 2 | Мой дом | 1 | |||||
| 3 | Дом, где мы живём | 1 | |||||
| 4 | Практическое занятие «Уборка школьного двора» | 1 |
| ||||
| 5 | Откуда берётся и куда девается мусор? | 1 | |||||
| 6 | Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы» | 1 |
| ||||
| 7 | Деревья твоего двора | 1 | |||||
| 8 | Экскурсия по территории школы | 1 |
| ||||
| 9 | Птицы нашего двора | 1 | |||||
| 10 | Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц» | 1 |
| ||||
| 11 | Дорога из дома в школу | 1 | |||||
| 3 | Я и моё окружение | 7 | 4 | ||||
| 12 | Моя квартира | 1 | |||||
| 13 | Моя семья | 1 | |||||
| 14 | Соседи-жильцы | 1 | |||||
| 15 | Мой класс | 1 | |||||
| 16 | Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате» | 1 |
| ||||
| 17 | Дом моей мечты | 1 |
| ||||
| 18 | Комнатные растения в квартире, классе | 1 |
| ||||
| 19 | Практическое занятие «Уход за комнатными растениями» | 1 |
| ||||
| 20 | Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике» | 1 |
| ||||
| 21 | Экскурсия в лес | 1 |
| ||||
| 22 | Животные в доме | 1 |
| ||||
| 4 | Гигиена моего дома | 8 | 4 | ||||
| 23 | Уход за квартирой | 1 | |||||
| 24 | Гигиена класса | 1 | |||||
| 25 | Практическое занятие «Гигиена класса» | 1 |
| ||||
| 26 | Бытовые приборы в квартире | 1 |
| ||||
| 27 | Экскурсия в школьную кухню | 1 |
| ||||
| 28 | Природа в квартире и в классе | 1 |
| ||||
| 29 | Наша одежда и обувь | 1 |
| ||||
| 30-31 | Русская народная одежда | 2 |
| ||||
| 32 | Практическая работа «Уход за одеждой» | 1 |
| ||||
| 33 | Экскурсия в школьный музей | 1 |
| ||||
| Итого: 33 часа |
| ||||||
|
Учебно-тематический план 2 –й год обучения | |||||||
| 1 | Вода – источник жизни | 7 | 3 | ||||
| 1 | Вода в моём доме и в природе | 1 | |||||
| 2 | Стихи, рассказы о воде и природе | 1 | |||||
| 3 | Экскурсия к водоёму | 1 |
| ||||
| 4 | Весна в нашем селе | 1 |
| ||||
| 5 | Экскурсия в лес | 1 |
| ||||
| 6 | Вода в жизни растений | 1 |
| ||||
| 7 | Вода в жизни животного мира | 1 |
| ||||
| 8 | Вода и здоровье человека | 1 |
| ||||
| 9 | Личная гигиена | 1 |
| ||||
| 10 | Практическое занятие «Как правильно чистить зубы» | 1 |
| ||||
| 11-12 | Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле» | 2 |
| ||||
| 2 | Солнце и свет в нашей жизни | 7 | 3 | ||||
| 13 | Солнце, Луна, звёзды – источники света | 1 | |||||
| 14 | Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения | 1 | |||||
| 15 | Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света | 1 |
| ||||
| 16 | Отношение к свету и теплу различных животных | 1 |
| ||||
| 17 | Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи» | 1 |
| ||||
| 18 | Электрический свет и тепло в моём доме | 1 |
| ||||
| 19 | Откуда приходит свет и тепло в мой дом | 1 |
| ||||
| 20 | Телевизор в моём доме | 1 |
| ||||
| 21 | Сколько стоят свет и тепло | 1 |
| ||||
| 22 | Итоговое занятие | 1 |
| ||||
| 3 | Воздух и здоровье | 1 | 1 | ||||
| 23 | Воздух и здоровье человека | 1 | |||||
| 24 | Практическое занятие «Уборка в классе» | 1 |
| ||||
| 4 | Мой край | 3 | 2 | ||||
| 25 | Растительный мир области | 1 | |||||
| 26 | Животный мир области | 1 | |||||
| 27 | Исчезающие растения и животные родного края | 1 | |||||
| 28 | Экскурсия в краеведческий музей | 2 |
| ||||
| 5 | Весенние работы | 5 | |||||
| 29-30 | Практическое занятие по подготовке почвы к посеву | 2 |
| ||||
| 31-33 | Практическое занятие по посадке растений и уход за ними | 3 |
| ||||
| 34 | Итоговое занятие | 1 |
| ||||
| Итого: 34 часа | |||||||
Учебно – тематический план
Й год обучения
| № раз- дела | № за- нятия | Тема | Теория | Практика | Дата по плану | Дата по факту |
| 1 | 1 | Введение. Московская на карте России | 1 | |||
| 2 | Растительность Московской области | 6 | 11 | |||
| 2-3 | Травы, кустарники, деревья. | 1 | 1 | |||
| 4 | Экскурсия «Где растут деревья». | 1 | ||||
| 5-6 | Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария. | 2 | ||||
| 7-8 | Кустарники. Их роль в жизни человека. | 1 | 1 | |||
| 9-11 | Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка | 1 | 2 | |||
| 12 | Растения – сорняки и вредители здоровья человека | 1 | ||||
| 13 | Комнатные растения. Разведение и уход за ними. | 1 | ||||
| 14 | Викторина «Зелёный мир вокруг нас» | 1 | ||||
| 15-16 | Защита проектов «Редкие растения края» | 2 | ||||
| 17 | Заповедники и заказники. Создание экознаков. | 1 | ||||
| 18 | Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. | 1 | ||||
| 3 | Насекомые нашей области | 4 | 4 | |||
| 19 | «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) | 1 | ||||
| 20 | Насекомые – вредители | 1 | ||||
| 21-22 | Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми | 1 | 1 | |||
| 23-24 | Насекомые Московской области. Экскурсия в краеведческий музей. | 2 | ||||
| 25 | Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков | 1 | ||||
| 26 | «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых») | 1 | ||||
| 4 | Рыбы, обитающие в Московской области | 5 | 3 | |||
| 27 | Промысловые рыбы. Рациональное их использование | 1 | ||||
| 28 | Рыбы, обитающие в реках области | 1 | ||||
| 29 | Прудовые хозяйства | 1 | ||||
| 30 | Аквариумные рыбы. | 1 | ||||
| 31 | Охрана рыбных богатств. Красная книга области. | 1 | ||||
| 32 | Конкурс-игра «Золотая рыбка» | 1 | ||||
| 33-34 | Защита экологических проектов | 2 | ||||






