Учебно – тематический план

Пояснительная записка

    Цель программы «Юный эколог» – формирование основ экологической грамотности обучающихся начальной школы.

Задачи программы - формировать интерес к изучению природы родного края; воспитывать умения видеть в самом обычном необычное и удивительное; углублять уже имеющихся знаний о родном крае; изучать и исследовать с детьми конкретные объекты природы; формировать представления о природных сообществах области; формировать представления об охраняемых территориях России и своей области.

Слово «Экология» дословно переводится как «наука о доме», то есть о том, что окружает человека в биосфере. Изучение окружающего мира и его составляющих – растений и животных – помогает ребёнку по–новому взглянуть на природу. Знание закономерностей её развития поможет бережнее относиться к окружающему миру.

Ребёнок душой чувствует природу, тянется к взаимодействию с ней, всё воспринимает с любовью. Испытывает восторг, наблюдая за тем или иным явлением или животным. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира.

Актуальность разработанной программы продиктована также отсутствием в теории и практике экологического образования в начальной школе единой, рассчитанной на весь период обучения, образовательной программы с экологической направленностью для младших школьников. В начальной школе есть предмет «Окружающий мир», на уроках которого дети знакомятся с природой, причём знания даются в общем виде, изучаются общие законы природы. При этом теряется самое главное: за общим мы порой не видим отдельное, конкретное. Дети часто не знают о тех растениях, грибах, рыбах, птицах, зверях, которые их окружают. Предлагаемый материал о природе, животном мире и экологических проблемах родного края отличается новизной. Он предполагает расширение краеведческого кругозора, развитие творческих способностей учащихся.

Программа «Юный эколог» эколого-биологической и учебно-познавательной направленности с практической ориентацией разработана для учащихся начальной школы 1 – 4 классов. Количество часов в год: 1 класс – 33 часа, 2-4 класс – 34 учебных часа в год.

В программу включены: темы занятий, содержание работы, формы итогового контроля, опыты и практические работы, экологические проекты, изготовление поделок из природных материалов, экскурсии и прогулки в природу, разработка и создание экознаков, знакомство с определителями, гербаризация, составление памяток, защита проектов и пр.

Содержание программы реализуется через создание на занятиях проблемных ситуаций, ситуации оценки и прогнозирования последствий поведения человека, ситуации свободного выбора поступка по отношению к природе.

Практическая направленность курса осуществляется через исследовательские задания, игровые задания, практикумы и опытническую работу.

Данная программа способствует формированию ценностных ориентиров учащихся, развитию ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческих принципов нравственности и гуманизма, развитию широких познавательных интересов и творчества.

 

 

Планируемые результаты освоения обучающимися программы внеучебной (внеурочной) деятельности

Ожидаемые результаты

Предметные результаты:

- интерес к познанию мира природы;

- потребность к осуществлению экологически сообразных поступков;

- осознание места и роли человека в биосфере;

- преобладание мотивации гармоничного взаимодействия с природой с точки зрения экологической допустимости.

Личностные результаты:

- принятие обучающимися правил здорового образа жизни;

- развитие морально-этического сознания;

- получение обучающимся опыта переживания и позитивного отношения к базовым

ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

Метапредметные результаты:

- овладение начальными формами исследовательской деятельности;

- опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции;

- опыт социальной и межкультурной коммуникации;

- формирование коммуникативных навыков.

При оценке предметных результатов необходимо помнить, что в 1-м классе исключается система балльного (отметочного) оценивания. Недопустимо также использование любой знаковой символики, заменяющей цифровую отметку. (Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы. Письмо Минобразования России от 25.09.2000г. № 2021 / 11–13.)

Полученные результаты могут быть занесены в лист наблюдения. Заполнять такой лист может как учитель, так и сам ученик (совместно с учителем и под его контролем).

Освоенные навыки дети и учитель могут отмечать в листах с помощью линеечек или закрашивая определенную клеточку – полностью или частично.

Лист наблюдения

1-я ступень Ставит цель исследования с помощью учителя Следует плану, предложенному учителем Использует источники информации, рекомендованные учителем
2-я ступень Ставит цель исследования самостоятельно В целом представляет, как достичь цели Пытается обнаружить способы получения информации
3-я ступень Самостоятельно ставит цель исследования и действует согласно этой цели Самостоятельно планирует и проводит исследовательский эксперимент Знает, как получить необходимую информацию и использует разные способы ее получения

 

Для оценивания осознанности каждым учащимся особенностей развития его собственного процесса обучения наиболее целесообразно использовать метод, основанный на вопросах для самоанализа. Этот метод рекомендуется использовать в ситуациях, требующих от учащихся строгого самоконтроля и саморегуляции своей учебной деятельности на разных этапах формирования ключевых предметных умений и понятий курсов, а также своего поведения, строящегося на сознательном и целенаправленном применении изученного в реальных жизненных ситуациях.

Вопросы для самоанализа могут быть следующими:

Выполнение этой работы мне понравилось (не понравилось), потому что________________________________________________________________

Наиболее трудным мне показалось__________________________________________

Я думаю, это потому, что ________________________________________________

Самым интересным было _________________________________________________

Если бы я еще раз выполнял эту работу, то я бы сделал следующее ________________________________________________________________________

Я бы хотел попросить своего учителя _______________________________________

 

Все – или наиболее значимые – результаты оценивания должны фиксироваться учителем письменно и храниться в определенной системе, т. е. входить в портфолио ребенка.

 

При создании программы использовались материалы программы кружка «Юный эколог» 1-4 классы. Авторы-составители Ю.Н. Александрова, Л.Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331с.

 

Тематический план

Й год обучения

№ раз- дела № занятия                     Тема Теория Практика Дата по плану

Дата по факту

1   Введение 1    
  1 Что такое экология? 1    
2   Мой дом за окном 6 4  
  2 Мой дом 1    
  3 Дом, где мы живём 1    
  4 Практическое занятие «Уборка школьного двора»   1  

 

  5 Откуда берётся и куда девается мусор? 1    
  6 Экскурсия-прогулка «Краски и звуки зимы»   1  

 

  7 Деревья твоего двора 1    
  8 Экскурсия по территории школы   1  

 

  9 Птицы нашего двора 1    
  10 Практическое занятие «Изготовление кормушек для птиц»   1  

 

  11 Дорога из дома в школу 1    
3   Я и моё окружение 7 4  
  12 Моя квартира 1    
  13 Моя семья 1    
  14 Соседи-жильцы 1    
  15 Мой класс 1    
  16 Практическое занятие «Создание уюта в классной комнате»   1  

 

  17 Дом моей мечты 1    

 

  18 Комнатные растения в квартире, классе 1    

 

  19 Практическое занятие «Уход за комнатными растениями»   1  

 

  20 Практическое занятие «Маленький огород на подоконнике»   1  

 

  21 Экскурсия в лес   1  

 

  22 Животные в доме 1    

 

4   Гигиена моего дома 8 4  
  23 Уход за квартирой 1    
  24 Гигиена класса 1    
  25 Практическое занятие «Гигиена класса»   1  

 

  26 Бытовые приборы в квартире 1    

 

  27 Экскурсия в школьную кухню   1  

 

  28 Природа в квартире и в классе 1    

 

  29 Наша одежда и обувь 1    

 

  30-31 Русская народная одежда 2    

 

  32 Практическая работа «Уход за одеждой»   1  

 

  33 Экскурсия в школьный музей   1  

 

    Итого: 33 часа      

 

 

Учебно-тематический план

2 –й год обучения

1   Вода – источник жизни 7 3  
  1 Вода в моём доме и в природе 1    
  2 Стихи, рассказы о воде и природе 1    
  3 Экскурсия к водоёму   1

 

 
  4 Весна в нашем селе 1  

 

 
  5 Экскурсия в лес   1

 

 
  6 Вода в жизни растений 1  

 

 
  7 Вода в жизни животного мира 1  

 

 
  8 Вода и здоровье человека 1  

 

 
  9 Личная гигиена 1  

 

 
  10 Практическое занятие «Как правильно чистить зубы»   1

 

 
  11-12 Защита проектов «Вода – источник жизни на Земле»   2

 

 
2   Солнце и свет в нашей жизни 7 3  
  13 Солнце, Луна, звёзды – источники света 1    
  14 Светолюбивые и теплолюбивые комнатные растения 1    
  15 Практическое занятие по размещению комнатных растений с учётом потребности тепла и света   1

 

 
  16 Отношение к свету и теплу различных животных 1  

 

 
  17 Практическое занятие «Наблюдение света Солнца и Луны, фонаря, лампы, свечи»   1

 

 
  18 Электрический свет и тепло в моём доме 1  

 

 
  19 Откуда приходит свет и тепло в мой дом 1  

 

 
  20 Телевизор в моём доме 1  

 

 
  21 Сколько стоят свет и тепло 1  

 

 
  22 Итоговое занятие   1

 

 
3   Воздух и здоровье 1 1  
  23 Воздух и здоровье человека 1    
  24 Практическое занятие «Уборка в классе»   1

 

 
4   Мой край 3 2  
  25 Растительный мир области 1    
  26 Животный мир области 1    
  27 Исчезающие растения и животные родного края 1    
  28 Экскурсия в краеведческий музей   2

 

 
5   Весенние работы   5  
  29-30 Практическое занятие по подготовке почвы к посеву   2

 

 
  31-33 Практическое занятие по посадке растений и уход за ними   3

 

 
  34 Итоговое занятие   1

 

 
    Итого: 34 часа  
               


                             


Учебно – тематический план

Й год обучения

№ раз- дела № за- нятия                      Тема          Теория Практика Дата по плану Дата по факту
1 1 Введение. Московская на карте России 1      
2   Растительность Московской области 6 11    
  2-3 Травы, кустарники, деревья. 1 1    
  4 Экскурсия «Где растут деревья».   1    
  5-6 Осенние краски природы. Сбор листьев деревьев и создание гербария.   2    
  7-8 Кустарники. Их роль в жизни человека. 1 1    
  9-11 Зелёная аптека. Сбор и оформление гербариев лекарственных трав посёлка 1 2    
  12 Растения – сорняки и вредители здоровья человека 1      
  13 Комнатные растения. Разведение и уход за ними.   1    
  14 Викторина «Зелёный мир вокруг нас»   1    
  15-16 Защита проектов «Редкие растения края»   2    
  17 Заповедники и заказники. Создание экознаков. 1      
  18 Акция «Сохрани первоцвет» Красная книга области. 1      
3   Насекомые нашей области 4

4

  19 «Мал золотник – да дорог» (О пользе насекомых) 1      
  20 Насекомые – вредители 1      
  21-22 Ядовитые насекомые. Первая помощь при травмах, нанесённых насекомыми 1 1    
  23-24 Насекомые Московской области. Экскурсия в краеведческий музей.   2    
  25 Охрана полезных насекомых. Борьба с вредителями. Создание экознаков 1      
  26 «Кто важнее? (Игра-викторина «Спор насекомых»)   1    
4   Рыбы, обитающие в Московской области 5 3    
  27 Промысловые рыбы. Рациональное их использование 1      
  28 Рыбы, обитающие в реках области 1      
  29 Прудовые хозяйства 1      
  30 Аквариумные рыбы. 1      
  31 Охрана рыбных богатств. Красная книга области. 1      
  32 Конкурс-игра «Золотая рыбка»   1    
  33-34 Защита экологических проектов   2    

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: