Рекомендации об организации работы комиссии по допуску к водолазным работам в организации

 

Настоящие Рекомендации разработаны в соответствии со статьей 217 ТК РФ Федерального закона "Об основах охраны труда в Российской Федерации" в целях оказания помощи работодателям в организации безопасных условий труда работниками-водолазами.

На основе настоящих Рекомендаций в организациях, осуществляющих производственную и образовательную деятельность (далее - организации), разрабатываются положения о водолазных квалификационных комиссиях, учитывающие специфику их организационно-правовых форм и вид экономической деятельности.

Водолазная квалификационная комиссия в своей деятельности руководствуется требованиями ст. 218 Трудового кодекса РФ, Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 29 мая 2006 г. № 413 «Об утверждении Типового положения о комитете (комиссии) по охране труда», положениями Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих (далее - ЕКС), Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих (далее – ЕТКС), профессиональными стандартами по рабочим профессиям, должностям служащих, действующими Правилами по охране труда при проведении водолазных работ и другими нормативно - правовыми актами, регламентирующими выполнение водолазных работ и требования охраны труда при проведении работ, где может быть использован труд водолазов.

 

1. Общие положения.

 

1.1 Водолазные квалификационные комиссии (далее – ВКК) могут быть созданы в организации, выполняющей водолазные работы, в министерствах (ведомствах, учреждениях, объединениях работодателей) по соответствующему профилю деятельности и в организациях, ведущих образовательную деятельность, переподготовку и повышение квалификации по водолазному делу.

1.2 В организации, осуществляющей экономическую деятельность, связанную с проведением водолазных работ, создаются водолазные квалификационные комиссии, как подкомиссия при комиссии по охране труда организации.

1.3 ВКК организации является подкомиссией по отношению к комиссии по охране труда организации и должно создать условия для объективной оценки работника с целью допуска к работе в условиях конкретной производственной деятельности организации.

ВКК организации в организационных вопросах своей деятельности подчиняется председателю комиссии по охране труда организации.

Системой управления охраной труда функции допуска к работе в условиях конкретной производственной деятельности организации может исполнять комиссия по охране труда организации при условии включения в ее состав водолазного специалиста. В этом случае председатель комиссии по охране труда является председателем ВКК, а члены комиссии по охране труда являются членами ВКК.

ВКК является составной частью системы локального управления охраной труда организации, одной из форм участия работников в управлении организацией в области охраны труда, отстаивании своих законных прав и интересов на здоровые и безопасные условия труда, предупреждение производственного травматизма и профессиональных заболеваний, сохранение здоровья работников. Работа комиссии строится на принципах социального партнерства.

Допуск к работе в организации проводится ежегодно, если условия выполнения, характер работы и используемое снаряжение и технологическое оборудование не меняется, в рамках работы комиссии по охране труда организации.

1.4 Если при выполнении водолазных работ от работника требуется выполнение функциональных обязанностей по дополнительной рабочей профессии дополнительное профессиональное образование по которой не предусмотрено действующими федеральными нормативно-правовыми актами, то работодатель обязан обеспечить проведение стажировки и назначить наставника, обладающего опытом выполнения функциональных обязанностей для конкретного характера и вида работ.

Готовность к работе проверяет комиссия по охране труда или ВКК (при ее наличии).

Перед выполнением работ, связанных с повышенной опасностью, определенной перечнем работ, может проводиться допуск к работе в конкретных условиях производства и (или) стажировка, на основании которой комиссия по охране труда или ВКК (при ее наличии) проверяет готовность к вышеуказанным работам.

При приеме на работу прохождение стажировки обязательно. Продолжительность стажировки определяет руководитель подразделения, в котором будет работать стажирующийся работник или водолазный специалист организации. Для работников, имеющих квалификацию и опыт, соответствующие условиям и характеру предстоящих работ, срок стажировки должен составлять не менее 3 рабочих смен. При первоначальном трудоустройстве на работу по водолазной специальности, продолжительность стажировки, должна составлять не менее 1 месяца.

1.5 ВКК может быть создана в объединениях работодателей с целью проверки знаний работников, руководителей и членов комиссии по допуску работников в организации. Подобные ВКК создаются как для организаций, входящих в объединения работодателей, так и для других организаций, не имеющих своей службы охраны труда (специалиста по охране труда) или не имеющих соответствующих специалистов в штате организации.

1.6 В организациях, осуществляющих образовательную деятельность по водолазному делу, ВКК создается с целью проведения промежуточной и итоговой аттестации обучающихся для оценки уровня профессиональной квалификации и выдачи соответствующих документов, дающих право заниматься профессиональной деятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленном порядке определены обязательные квалификационные требования.

Квалификационный экзамен включает в себя практическую квалификационную работу и проверку теоретических знаний в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) профессиональных стандартах, по соответствующим профессиям рабочих, должностям служащих. К проведению квалификационного экзамена привлекаются представители работодателей, их объединений.

1.7 На ВКК организации возлагаются следующие обязанности:

1) Проверка теоретических знаний по охране труда, знаний и практических навыков по безопасным методам и приемам выполнения водолазных работ в конкретных условиях производства и действиям в случае возникновения аварийных ситуаций;

2) Принятие решений о возможности допуска работника к исполнению обязанностей в конкретных условиях производства, с применением водолазного снаряжения и технологического оборудования организации.

3) Обеспечение контроля за состоянием условий труда и соблюдения требований безопасности непосредственно на рабочих местах, выполнение мероприятий по охране труда, предусмотренных нормативно-правовыми актами и инструкциями работодателя.

4) Информирование работников организации по вопросам:

- состояния и проводимых мероприятиях по улучшению условий и охраны труда на рабочих местах, существующем риске повреждения здоровья, профилактике производственного травматизма и профессиональных заболеваний, полагающихся работникам компенсациях за работу во вредных и (или) опасных условиях труда;

- результатам специальной оценки условий труда на рабочем месте;

- действующих нормативах по обеспечению смывающими и обеззараживающими средствами, сертифицированной специальной одеждой, обувью и другими средствами индивидуальной защиты, правильностью их применения и организации хранения, стирки, чистки, ремонта, дезинфекции и обеззараживания.

5) Рассмотрение предложений работодателя, профкома, работников по

устранению выявленных нарушений в сфере охраны труда, созданию в организации безопасных условий труда; выработке программ, рекомендаций, решений и др., отвечающих требованиям охраны труда, предупреждению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

6) Оказание содействия работодателю:

– в проведении своевременного и качественного инструктажа работников по охране труда, а также проверок знаний требований охраны труда, регулярного обучения и повышения знаний работников, профсоюзного актива по вопросам законодательства, норм и правил безопасности в области охраны труда;

– внедрении в производство более совершенных технологий, новой техники с целью создания безопасных условий труда, ликвидации тяжелых физических работ;

– своевременном обеспечении работников организации, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, молоком, другими равноценными пищевыми продуктами и лечебно-профилактическим питанием;

– рассмотрении вопросов финансирования мероприятий по охране труда в организации, обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний; осуществлении контроля за расходованием средств организации и Фонда социального страхования, направляемых на улучшение условий охраны труда;

– создании системы морального и материального поощрения работников, соблюдающих требования охраны труда.

1.8 На ВКК обучающей организации возлагаются следующие задачи:

- определение соответствия полученных обучающимися знаний, умений и навыков реализуемым по программам (ПО, СПО, ДПО, ВПО) в пределах квалификационных требований, указанных в квалификационных справочниках, и (или) требованиям к профессиональным квалификациям соответствующего профессионального стандарта;

- повышение эффективности обучения и уровня профессиональной подготовки обучающихся, усиление их личной ответственности за качество учебы и соблюдение учебной дисциплины;

- проверка теоретических знаний и практических навыков водолазов и принятие решений о присвоении основных и дополнительных водолазных квалификаций, разрядов квалификаций и квалификаций в соответствии с профессиональными стандартами;

- рассмотрение вопросов допуска к работе, исходя из конкретных условий и характера предстоящих работ у водолазов и лиц, обеспечивающих водолазные спуски и работы, при соответствии требованиям статьи 1.12 настоящих Рекомендаций.

1.9 На ВКК объединения работодателей дополнительно могут быть возложены обязанности по определению соответствия состава ВКК, работы секретариата ВКК, организации заседаний ВКК, оценочных средств, используемых комиссией и готовности ВКК организации к выполнению возложенных работодателем на них задач.

1.10 ВКК обучающей организации несет ответственность за правильность оценки знаний и за отклонение от квалификационных требований и (или) профессионального стандарта программ обучения.

ВКК организации и объединения работодателей несет ответственность за правильность допуска работника к безопасной работе в соответствующих условиях.

1.11 Присвоение квалификаций, предусмотренных нормативно-правовыми актами других министерств и ведомств не допускается, если организация не аккредитована соответствующим министерством или ведомством, или не прошла профессионально-общественную аккредитацию соответствующего совета по профессиональным квалификациям.

1.12 Рассмотрение вопросов допуска к работе, исходя из конкретных условий и характера предстоящих работ можно проводить в обучающей организации, если:

1) обучающая организация имеет аккредитацию Минтруда России по проверке знаний в области охраны труда и соответствующих различным условиям работы специалистов;

2) один их члены ВКК должен иметь внешнее обучение по охране труда в специализированной организации, имеющей аккредитацию Минтруда России, в сроки, установленные государственными нормативными требованиями.

В этом случае наличие водолазного снаряжения и технологического оборудования в обучающей организации, аналогичного снаряжению производственной организации, обязательно.

1.13 Если в министерстве, ведомстве, организации более 3-х обособленных подразделений или ВКК, то может быть сформирована центральная водолазная квалификационная комиссия, состав которой, как правило, состоит из главных специалистов.

Компетентность членов центральной водолазной квалификационной комиссии должна быть подтверждена опытом работы не менее 10 лет по квалификациям, которые являются предметом аттестации ЦВКК или прохождением независимой оценки квалификации.

 

2. Условия работы, при которых рекомендуется проведение внеочередной аттестации в организации на предмет допуска к работам:

- применение водолазного снаряжения или технологического оборудования, отличного от используемого водолазом в предшествующие 12 месяцев работы;

- водолазные спуски на глубины сверх достигнутых или после перерыва в работе;

- проведение работ по подводной сварке и резке;

- проведение взрывных работ под водой;

- проведение работ по очистке акватории от взрывоопасных предметов;

- проведение работ по подъему затонувших судов;

- проведение работ в особых условиях спусков;

- проведение работ на объектах портовой и судоходной инфраструктуры.

    Условия, при которых может проводиться внеочередной допуск к работе устанавливается локальными актами в организации и зависят от компетентности работников, характера работы и периодичности ее проведения в организации, а также от необходимости введения дополнительных мер контроля с целью обеспечения безопасности работ и здоровья персонала.

 




double arrow
Сейчас читают про: