Мировой экономический кризис 2020

 

Спад в российской экономике возник как по экономическим, так и политическим причинам. Истоком кризисного состояния считается длительное снижение цен на нефть. Зависящие от экспорта ресурсов страны столкнулись с новым витком снижения производства.

2020 год стал тяжелым для экономики всего мира в связи с распространением новой коронавирусной инфекцией (COVID-19). С кризисами такого типа ни российская, ни мировая экономика еще не сталкивались. МВФ заявил о рекордном замедлении роста мировой экономики. Прогноз Всемирного банка говорит о той же тенденции. Пандемия COVID-19 спровоцировала масштабную рецессию, которая не похожа ни на один из предыдущих кризисов.

27 марта 2020 года Международный валютный фонд зафиксировал начало мировой рецессии. Спустя 2 недели организация опубликовала доклад, в котором кризис был описан как «худший спад со времен Великой депрессии». Эксперты МВФ оценили предстоящие потери в трлн, что составляет около 10% мирового ВВП. Чтобы понять природу и возможное развитие нынешнего кризиса, разберемся в его причинах.

Спусковым крючком для кризиса стал коронавирус SARS-CoV-2, который вспыхнул в Китае в конце 2019 года и в течение трех месяцев распространился по всему миру. Когда смертельная опасность пандемии стала очевидной, многие государства ввели карантинный режим. Не стала исключением и Россия: дни с 30 марта по 11 мая были объявлены нерабочими, а некоторые ограничения были продлены на более длительный срок.

Его механизм можно описать следующей последовательностью событий

Значительная часть предприятий приостанавливает свою работу из-за карантин.

В условиях нулевой выручки предприниматели не могут выплачивать зарплату сотрудникам. Многие владельцы бизнеса (особенно микропредприятий) также оказываются без средств к существованию.

Часть населения остается без работы или теряет доход, что приводит к резкому падению потребительского спроса. Похожая ситуация складывается и в бизнесе: инвестиции замораживаются, компании переходят в режим экономии, разрушаются производственные и логистические цепочки. В результате кризис бьет по большинству предприятий — как коммерческих, так и государственных.

Ситуация усугубляется тем, что в условиях карантина многие отрасли оказываются невостребованными. Люди перестают пользоваться авто и общественным транспортом, не могут путешествовать и отказываются от крупных покупок.

Чтобы справиться с последствиями кризиса, многие правительства и центробанки развернули программы поддержки экономики. Тем не менее, экономика уже вошла в состояние глубокой рецессии.

 

Падение цен на нефть

Вслед за коронавирусом экономику ждал новый шок — падение цен на нефть. Если в начале года «черное золото» торговалось выше $65 за баррель, то уже в марте котировки марки Brent пробили отметку в $30.

Главной причиной падения послужило падение спроса из-за COVID-19. На этом фоне котировки плавно снизились до $50 за бочку. Масла в огонь подлила геополитика: 6 марта Россия вышла из сделки с ОПЕК по ограничению добычи, после чего цены рухнули ниже $30 за баррель.

 

В середине апреля страны ОПЕК+ заключили новое соглашение, но меры оказались запоздалыми. Из-за низкого спроса хранилища были переполнены, а страны еще не оправились от последствий коронавируса. В результате фьючерсы на нефть Brent торговались ниже $20.

 

К середине мая нефть Brent снова пошла вверх и закрепилась выше $35 за баррель. Рост котировок сопровождался постепенным ослаблением карантина во многих странах и сокращением добычи сланцевой нефти в США.

 

Для России главным следствием нефтяного обвала стало снижение курса рубля. Если в конце 2019 года российская валюта стоила около 60 рублей за доллар, то уже в марте она пробила отметку в 82 рубля. В середине мая пара USDRUB торгуется в районе 71 – 72 рублей.

Тяжелее всего коронавирус переживают развивающиеся страны. Исключение составляет лишь Китай, который в относительно сжатые сроки справился с пандемией и восстановил работу предприятий. Другие развивающиеся экономики чувствуют себя намного хуже: медицина в таких странах находится на крайне низком уровне, а политики не спешат оказывать поддержку населению и бизнесу.

 

Ситуация осложняется тем, что многие рынки так и не оправились от предыдущего кризиса. Если в 2007 году рост ВВП в развивающихся странах составил 8,6%, то в 2019 году — лишь 4,8%. Вот почему кризис будет тяжелым испытанием для большинства развивающихся экономик — в том числе для России.

Рецессия 2020 года относится к классу событийных кризисов. Обычно это означает, что структура экономики не нарушена, а значит рынок может быстро отыграть падение. Такой тип восстановления также известен как V-образная кривая: резкий спад, который вскоре сменяется стремительным ростом.

 

Многие события II квартала 2020 года указывают именно на такой сценарий

Беспрецедентные меры поддержки со стороны государств. Снижение ставок, льготные кредиты, отмена налогов и раздача денег гражданам — столь радикальные меры ранее не применялись. Действия экономических властей помогают сохранить множество рабочих мест и поддержать спрос.

Быстрое восстановление фондового рынка в США. С начала пандемии индекс S&P 500 просел на 33%, но всего за 2 месяца отыграл более половины падения.

Предсказуемое поведение цен на нефть. Как и во всех подобных случаях, котировки обрушились вслед за спросом, но остаются во вполне прогнозируемом коридоре. В мае цены на нефть Brent вернулись к – 35 за баррель, что совпало с ожиданиями экономистов.

Предсказуемые валютные курсы. Пара EURUSD колеблется вслед за новостями о ключевых ставках и последствиях пандемии, сырьевые валюты переживают глубокое падение, а в экзотических парах доллар и евро тянут одеяло на себя. Ситуация соответствует как свежим прогнозам, так и поведению валют во время кризиса 2008.

Великобритания. 17 марта Министерство финансов Великобритании объявило о мерах по поддержке бизнеса. В частности, компаниям будут предоставлены кредитные гарантии на £330 млрд ($400 млрд), что по словам министра финансов Риши Сунака, составляет 15% от ВВП страны. Максимальный размер кредита будет увеличен с £1,2 млн до £5 млн (с $1,5 до $6 млн), при этом проценты можно будет не выплачивать в течение первых шести месяцев. Малые предприятия розничной торговли, гостиничного и туристического бизнеса на время эпидемии освобождаются от налога на коммерческую деятельность. Британцам, испытывающим финансовые трудности, будет предоставлена трехмесячная отсрочка по ипотеке. программе поддержки экономики в общем объеме 37 млрд. долларов. Среди них – снижение налогов для ритейлеров и представителей индустрии гостеприимства, поддержка малого бизнеса, в т.ч. помощь в выплате пособий и больничных тем, кто оказался в самоизоляции, а также налоговые каникулы сроком на 1 год для представителей микробизнеса в индустрии досуга. Дополнительно малому бизнесу обещаны гранты в размере не менее 3 тыс. фунтов стерлингов.

Германия. 23 марта правительство ФРГ приняло пакет помощи частным предпринимателям и компаниям, а также различным группам населения, которые в значительной мере могут пострадать от последствий распространения нового коронавируса. Общий объем господдержки, может превысить €750 млрд. По словам канцлера Ангелы Меркель, это беспрецедентный по масштабам пакет помощи компаниям. В частности, создается фонд помощи крупным предприятиям на €600 млрд (при этом государство оставляет за собой право в случае необходимости выкупать долю в стратегически важных компаниях). Небольшие фирмы и частные предприниматели смогут получить прямые субсидии размером до €15 тыс., на эти цели выделено €50 млрд. 23 марта Минэкономики ФРГ запустило специальную программу по линии государственной банковской группы Kreditanstalt fur Wiederaufbau (KfW), через которую бизнес сможет получить неограниченные кредиты. Арендодателям запрещается расторгать договоры со съемщиками, которые в связи с финансовыми трудностями из-за ситуации с коронавирусом будут не в состоянии заплатить арендную плату. Германские больницы получат поддержку в размере более €3 млрд.

Специфика немецкой концепции помощи бизнесу во многом связана, во-первых, с тем, что в Германии важнейшими работодателями и вообще основой экономики являются не крупные концерны, а средние, малые и микропредприятия. А во-вторых, с федеративным устройством государства. Поэтому в ФРГ помогать бизнесу будут параллельно как правительство, так и федеральные земли - каждая в соответствии со своими возможностями и приоритетами.

Италия. Итальянское правительство принимает экстренные меры для поддержки экономики. На первом этапе они включали выделение 300 млн евро в помощь экспортным операциям малого и среднего бизнеса и перевод на государственное обеспечение части людей, теряющих рабочие места. Предпринимателям было дано право на годичную приостановку выплат по банковским займам и продление планов амортизации. Для самозанятых устанавливались временные денежные пособия. В «красной зоне» предполагалось ввести льготы, аналогичные применяемым в случае природных катастроф – мораторий на уплату налогов, отсрочку выплаты ипотечных кредитов и пр. В настоящее время начался второй этап: министр экономики Р. Гуалтьери объявил о выделении 3,6 млрд евро (0,2% ВВП) на покрытие бюджетных расходов, связанных с компенсацией потерь предприятий, терпящих бедствие. Предусматриваются применение налогового кредита и дополнительные меры по укреплению национальной системы здравоохранения. Правительство обратится к парламенту за утверждением новых размеров бюджетного дефицита на 2020 год и к ЕС – с просьбой пойти навстречу Италии ввиду серьезности положения. В переговорах министров экономики Италии, Франции и Германии прозвучала идея о координации усилий по разработке чрезвычайного плана борьбы с эпидемией в странах Еврозоны. 11 марта Совмин Италии принял решение выделить €25 млрд на поддержку семей и компаний в условиях чрезвычайной ситуации. На финансирование системы здравоохранения государство выделит не менее €3,5 млрд. Выплаты по займам и ипотечным кредитам бизнеса и населения будут приостановлены - их покроют госгарантии для банков. Для итальянцев, которые не могут работать из-за карантина, предусмотрены специальные выплаты. Работающим родителям предлагается специальный ваучер на €600 для компенсации услуг няни. Он доступен семьям с детьми младше 12 лет. Родители, работающие в частном секторе, могут оформить оплачиваемый отпуск и получить до 50% надбавки, если в семье есть ребенок младше 12 лет. Все работники с общим доходом не более €40 тыс. в год, которые продолжают работать в марте в условиях карантина и чрезвычайной ситуации, смогут получить небольшой бонус - до €100. Всего на поддержку семей и предпринимателей предусмотрено €10 млрд.

 

Испания. Коалиционное правительство Испании, представленное социалистами, коммунистами и популистами, разработало план поэтапного возвращения к жизни экономики страны, парализованной с середины марта карантином в связи с пандемией коронавируса. Считается, что Испания оказалась в особо тяжелом положении по сравнению с другими государствами Евросоюза. Ее ВВП, по официальным прогнозам, может сократиться на 9,2%, бюджетный дефицит превысить 10%, а безработица охватить пятую часть трудоспособного населения.

Так что международное рейтинговое агентство Moody's, а также многие эксперты даже советуют Испании запросить помощи у ЕС, как это сделала в 2010 году Греция, оказавшаяся тогда на грани дефолта. Между тем с правительственным планом восстановления экономики согласны далеко не все испанцы: властям предлагаются альтернативные пути выхода из непростой ситуации.17 марта правительство Испании приняло решение выделить €200 млрд на борьбу с коронавирусом и его последствиями для страны. Эта сумма составляет около 20% ВВП страны. Из них €117 млрд - госсредства, остальные - привлеченные частные ресурсы. В частности, €100 млрд будут предоставлены в виде кредитных гарантий, поддерживаемых государством. Премьер-министр Педро Санчес назвал этот план "самой большой мобилизацией ресурсов в демократической истории страны". Многие компании, деятельность которых была частично или полностью парализована из-за карантина, прибегли к схеме ERTE, позволяющей избежать увольнения сотрудников во время кризиса. Данная схема предполагает временную приостановку трудовых контрактов или сокращение рабочих часов с получением работником пособия по безработице в течение всего периода, пока будет длиться ERTE. Чтобы защитить рабочие места, правительство ввело запрет на увольнения в течение полугода с момента окончания ERTE, однако во вторник, 31 марта, в закон были введены важные уточнения: данный запрет не распространяется на компании, работающие в сферах с высокой степенью вариативности и сезонности в области человеческих ресурсов. Под данное определение попадают компании, работающие в сфере туризма и смежных областях: гостиничный сектор, торговля, организация культурных, музыкальных или кинематографических мероприятий и пр. Правительство (в зависимости от ситуации – центральное, региональное или муниципальное) обязано возместить компании убытки за время простоя в период карантина. Речь идет, в частности, о таких затратах, как зарплаты работников, расходы на аренду и обслуживание оборудование, необходимого для выполнения условий госконтракта. Компания имеет право на компенсацию, если было официально признано, что условия госконтракта не могут быть выполнены из-за кризиса в связи с коронавирусом. Лица, потерявшие работу из-за кризиса в связи с коронавирусом, смогут воспользоваться средствами, накопленными на пенсионных планах. Речь идет о работниках, чьи трудовые контракты были приостановлены или урезаны по ERTE, индивидуальных предпринимателях, чья деятельность пострадала из-за коронавируса, а также владельцах публичных заведений, закрытых из-за эпидемии.

Однако наиболее ожесточенные споры ведутся вокруг налоговой политики властей. Как отметил в беседе с DW профессор экономики мадридского университета Эдуардо Гарсия Морено, для одних это лишь "средство добыть деньги для безработных, а для других - инструмент воccтановления экономики и соответственно создания рабочих мест". При этом и те, и другие сознают, что налоговую политику надо менять.

Вице-премьер правительства и лидер популисткой партии "Подемос" Пабло Иглесиас требует резко поднять налог на крупный капитал, а сборы с других предпринимателей оставить прежними.

Если поступлений от налогов не хватит, то Иглесиас предлагает провести национализацию предприятий и конфисковать банковские сбережения граждан. Премьер-социалист Педро Санчес по поводу этой инициативы еще не высказался, а министр труда коммунистка Иоланда Диас ее поддержала.

России знакома только часть шоков, которые принес кризис: это шок от падения цен на нефть и связанной с ним девальвации рубля. К такому виду кризиса Россия готовилась последние годы, накапливая ФНБ по бюджетному правилу. Падением цен на нефть дело не ограничится: упадет и физический объем российского экспорта (из-за резкого сжатия спроса на сырье со стороны падающей мировой экономики и договоренности России со странами-экспортерами из ОПЕК+ о снижении добычи нефти). Это еще минус 2 процентных пункта роста ВВП.

 

К этим двум проблемам добавляется и невиданный до сих пор в современной экономике кризис, вызванный эпидемией и мерами борьбы с ней. Он проявляется сразу несколькими шоками:

 

Сжатие спроса. Кроме внешнего спроса, из-за эпидемии снижается и внутренний. Во-первых, многие граждане потеряют часть дохода (или даже весь доход). Во-вторых, из-за карантина изменилось их потребительское поведение: уже не идет речи про туризм, культурные мероприятия и т. д.

Шок производства. Часть предприятий — от авиакомпаний до почти всей сферы услуг — несут прямые потери от ограничения своей деятельности. Другие — от нарушения производственных цепочек.

В сфере услуг работают в основном малые и средние предприятия (МСП). В них заняты до 40% трудоспособного населения. Эти миллионы людей могут лишиться работы или дохода (если будут отправлены в принудительный неоплачиваемый отпуск). Это приведет к падению доходов населения и новому витку падения спроса. Если падение доходов будет слишком глубоким, то после окончания эпидемии спрос может так и не вырасти достаточно для того, чтобы восстановилось производство. Проблемы предприятий, которые не смогут быстро нанять людей на работу, в свою очередь, снова помешают росту доходов населения. Так экономика из рецессии может угодить в депрессию.

Эпидемия, вызвавшая спад, придает ему еще и неопределенность, которая пока не позволяет планировать выход из кризиса. Если кризис затянется, то, возможно, это приведет к масштабной потере физического и человеческого капитала. Разрушится инфраструктура малого и среднего бизнеса — закроются компании-поставщики, предприятия лишатся производственных и торговых помещений, уволят сотрудников. Тогда после окончания эпидемии бизнес, особенно малый и средний, просто не сможет быстро восстановиться.

Может пострадать и финансовая система. Правительство изначально предложило ввести полугодовые отсрочки по кредитам для пострадавших предприятий. Если бизнес не восстановится (а это весьма вероятно для малых и средних предприятий, которые, в отличие от крупных, не имеют резервов в виде неиспользованной ликвидности), то это грозит накоплением плохих долгов банками. В результате может произойти банковский кризис (типа того, который был в кризис 2014-2016 годов, когда многие частные банки лишились лицензий).

Неопределенность ударит и по правительству. Во-первых, во время кризиса капитал традиционно уходит в надежные «гавани» — страны с сильной финансовой системой вроде США. Это лишает правительство надежды занять достаточно денег для преодоления кризиса (в случае с Россией это было бы безопасно для финансовой стабильности, поскольку долг страны низок — меньше 14% ВВП). Кроме того, правительство не может спокойно нарушить бюджетное правило и потратить деньги на помощь бизнесу и населению из ФНБ. Раз оно не знает, когда закончится эпидемия и вырастут цены на нефть, ему приходится быть осторожным в трате резервов, признают экономисты.

Резкий рост безработицы поставит перед правительством новые вызовы: оно будет вынуждено наращивать помощь пострадавшим группам населения. Денег бюджета и ФНБ может не хватить, а возможности занять триллионы у иностранных и отечественных инвесторов будут ограничены.

Правительство и Центральный банк Российской Федерации принимают оперативные меры против экономического влияния коронавируса и волатильности на глобальных финансовых и сырьевых рынках. Правительство и Центральный банк благодаря ответственной макроэкономической политике последних лет обладают достаточным объёмом финансовых ресурсов.

Пока невозможно точно определить всю глубину влияния на экономику России, поскольку значимые экономические и финансовые показатели будут доступны позже из-за характерной для них временной задержки. Тем не менее некоторые компании уже ощутили на себе воздействие этих факторов. Снижение внешнего спроса, проблемы с поставщиками комплектующих из-за границы, волатильность конечного спроса, доступность финансовых средств – всё это оказывает влияние на принимаемые банками и компаниями решения.

Правительство и Банк России вводят пакет мер поддержки, чтобы минимизировать последствия этих факторов для населения и экономики.

В соответствии с пунктом 4 статьи 4 НК РФ высшим исполнительным органам государственной власти субъектов РФ в период с 1 января до 31 декабря 2020 г. предоставлены полномочия по продлению сроков уплаты налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами (подпункты 1 - 3 и 5 пункта 2 статьи 18 НК РФ), а также уплаты региональных и местных налогов (авансовых платежей по налогам) и торгового сбора.

Распоряжением Правительства РФ от 19.03.2020 N 670-р рекомендовано органам государственной власти субъектов РФ и органам местного самоуправления предоставить арендаторам, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, возможность получить отсрочку уплаты (в некоторых случаях - освобождение от уплаты) арендных платежей по договорам аренды имущества, находящегося в их собственности.

Постановлением Правительства РФ от 03.04.2020 N 439 органам государственной власти субъекта РФ и муниципалитетам рекомендовано оказать арендодателям-собственникам объектов недвижимости, предоставившим отсрочку уплаты арендной платы по договорам аренды объектов недвижимого имущества, меры поддержки в части уплаты в 2020 г. налога на имущество, земельного налога, арендной платы за землю, на которой находится объект.

Отсрочки по налогам и страховым взносам, снижение платежей

 

Список мер поддержки, касающихся налогов и взносов, можно получить с помощью нового сервиса ФНС. Достаточно указать ИНН компании или предпринимателя.

Индивидуальная отсрочка и рассрочка по допоснованиям

На кого распространяется: организации и ИП из пострадавших от последствий распространения коронавируса отраслей, которые определило правительство. С 19 мая на отсрочку могут претендовать собственники торговой недвижимости, которые предоставили арендные каникулы.

Правительственный перечень пострадавших отраслей

Сфера деятельности

Код по ОКВЭД (основная деятельность по ЕГРЮЛ, ЕГРИП)

Авиаперевозки, аэропортовая деятельность, автоперевозки

49.3, 49.4, 51.1, 51.21, 52.21.21, 52.23.1

Культура, организация досуга и развлечений

90, 59.14

Физкультурно-оздоровительная деятельность и спорт

93, 96.04, 86.90.4

Производство изделий народных художественных промыслов

32.99.8

Деятельность туристических агентств и прочих организаций, предоставляющих услуги в сфере туризма

79

Гостиничный бизнес

55

Общественное питание

56

Деятельность организаций дополнительного образования, негосударственных образовательных учреждений

85.41, 88.91

Деятельность по организации конференций и выставок

82.3

Деятельность по предоставлению бытовых услуг населению (ремонт, стирка, химчистка, услуги парикмахерских и салонов красоты)

95, 96.01, 96.02

Стоматологическая практика

86.23

Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами в специализированных магазинах

45.11.2

Торговля розничная легковыми автомобилями и легкими автотранспортными средствами прочая

45.11.3

Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, в специализированных магазинах

45.19.2

Торговля розничная прочими автотранспортными средствами, кроме пассажирских, прочая

45.19.3

Торговля розничная автомобильными деталями, узлами и принадлежностями

45.32

Торговля розничная мотоциклами, их деталями, составными частями и принадлежностями в специализированных магазинах

45.40.2

Торговля розничная мотоциклами, их деталями, узлами и принадлежностями прочая

45.40.3

Торговля розничная прочая в неспециализированных магазинах

47.19

Торговля розничная информационным и коммуникационным оборудованием в специализированных магазинах

47.4

Торговля розничная прочими бытовыми изделиями в специализированных магазинах

47.5

Торговля розничная товарами культурно-развлекательного назначения в специализированных магазинах

47.6

Торговля розничная прочими товарами в специализированных магазинах

47.7

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках текстилем, одеждой и обувью

47.82

Торговля розничная в нестационарных торговых объектах и на рынках прочими товарами

47.89

Деятельность по осуществлению торговли через автоматы

47.99.2

Деятельность музеев

91.02

Деятельность зоопарков

91.04.1

Если в перечне указан класс или подкласс, это означает, что все входящие в него группировки (группы, подгруппы, виды) также включены в перечень. Например, новые положения действуют не только для подкласса 47.5, но и всех входящих в него кодов, в том числе 47.51, 47.52.1, 47.52.71.

Для этих плательщиков ввели дополнительные основания для изменения срока уплаты налогов и взносов, который наступил в 2020 году.

Подробности в нашем обзоре.

Отсрочка по уплате налогов для МСП

На кого распространяется: субъекты малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей.

Отсрочка касается всех налогов, включая специальные налоговые режимы, за исключением НДС и НДФЛ, уплачиваемых через налоговых агентов. В зависимости от налога и срока его уплаты отсрочка предоставляется на 4 - 6 месяцев.

Послабления по расчету авансов по налогу на прибыль

На кого распространяется: все организации.

Можно перейти на ежемесячные авансовые платежи исходя из фактической прибыли в течение года. Для этого надо подать уведомление не позднее 20 числа последнего месяца отчетного периода (см. рекомендованную форму). То есть, чтобы применять новый порядок с платежа за январь - июнь, нужно подать документы не позднее 22 июня (20 июня - суббота).

Лимит доходов от реализации, при котором организация может платить авансовые платежи по налогу на прибыль поквартально, на 2020 год повышен с 15 млн до 25 млн руб.

Снижение тарифа страховых взносов и отсрочка по их уплате

На кого распространяется:

- малый и средний бизнес из перечня пострадавших отраслей - продление срока уплаты всех страховых взносов (за март - май на 6 месяцев, за июнь - июль на 4 месяца);

- все субъекты малого и среднего предпринимательства - двукратное (с 30% до 15%) снижение совокупного размера тарифа страховых взносов на ОПС, ВНиМ, ОМС с выплат выше МРОТ. Такое снижение введено с 1 апреля специальным законом. Для расчета берется федеральный МРОТ без учета районных коэффициентов и "северных" надбавок.

Субсидии, льготные кредиты, кредитные каникулы

Прямые выплаты из бюджета

На кого распространяется: субъекты малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей.

Предоставляются две субсидии (за апрель и май) на неотложные нужды. Заявку можно заполнить, например, на сайте службы или в личном кабинете.

Подробнее об условиях предоставления средств см. в обзоре.

Кредитные каникулы

1. Субъекты малого и среднего предпринимательства из перечня пострадавших отраслей вправе по первому требованию получить 6-месячную отсрочку платежей по любым кредитным договорам, заключенным до 3 апреля. Подробности в нашем обзоре.

2. Для той же категории заемщиков действует еще один механизм - отсрочки на льготных условиях в рамках госпрограммы. На период отсрочки действует льготная ставка - около 1/3 от прописанной в кредитном договоре. Подробности в нашем обзоре.

3. ЦБ РФ также принимает меры по стимулированию банков реструктурировать кредиты и других категорий заемщиков.

Льготные кредиты

1. С 1 июня компании и ИП из пострадавших отраслей экономики и отраслей, требующих поддержки для возобновления деятельности, смогут получить кредит по ставке не более 2%. При сохранении уровня численности работников не менее 90% и соблюдении других условий долг по кредиту, включая проценты, спишут полностью. Также предусмотрена возможность частичного списания. Подробнее в нашем обзоре.

2. ЦБ РФ объявил о расширении программы рефинансирования по кредитам для малого и среднего бизнеса. В рамках этой программы можно получить кредит по ставке 8,5% (список банков есть на сайте мойбизнес.рф/banks). При этом сняты все отраслевые ограничения на кредитование малого и среднего бизнеса.

27 апреля ЦБ РФ снизил ставку для кредитов, которые он выдает банкам на поддержку кредитования субъектов МСП, с 4 до 3,5 процентов годовых. Пониженная ставка будет применяться и к ранее выданным кредитам.

3. Также в рамках госпрограммы банки уже начали выдавать беспроцентные кредиты на выплату зарплаты и другие неотложные нужды на период не более 12 месяцев. Подробнее об условиях этих кредитов в нашем обзоре.

4. Системообразующие организации могут получить льготные кредиты на пополнение оборотных средств.

Мораторий на банкротство

Введен 6-месячный запрет на подачу кредиторами заявлений о банкротстве:

- организаций и ИП из пострадавших отраслей экономики;

- системообразующих организаций (информация о таких предприятиях размещается на специальном ресурсе https://data.economy.gov.ru/);

- стратегических предприятий и стратегических акционерных обществ;

- стратегических организаций.

Узнать, распространяется ли на вашу организацию мораторий на банкротство, можно с помощью специального сервиса ФНС.

Снижение надзорной нагрузки

До конца года весь малый и средний бизнес освобожден от проверок, предусмотренных Законом о защите прав юрлиц и ИП. Исключение составляют проверки, вызванные ЧС либо причинением вреда жизни и здоровью граждан, а также ряд иных проверок.

Существенно ограничиваются плановые проверки остальных организаций.

До конца года не будут назначаться (за рядом исключений) выездные таможенные проверки, а также проверки по ККТ.

Для всех налогоплательщиков до 31 мая включительно действуют следующие послабления:

- не принимаются решения о проведении выездных и повторных выездных налоговых проверок;

- приостановлены уже назначенные выездные и повторные выездные налоговые проверки;

- приостанавливается проверка расчета и уплаты налогов по сделкам между взаимозависимыми лицами;

- не проводятся или приостанавливаются проверки соблюдения валютного законодательства (кроме случаев, когда нарушения уже выявлены и срок давности для привлечения к административной ответственности истекает до 1 июня).

- приостанавливаются сроки составления актов и решений налоговых органов в рамках выездных (повторных выездных) налоговых проверок. Однако, если материалы проверки рассмотрены и все необходимые процедуры соблюдены - налоговая может вынести решение и направить его проверяемому лицу и до 31 мая. В таком случае срок для подачи жалобы начинает течь 1 июня;

- приостанавливается срок подачи и рассмотрения возражений на акты выездных налоговых проверок;

- не применяются меры взыскания задолженности по налогам и страховым взносам и соответствующие обеспечительные меры (есть исключение).

Продлены сроки ответа на требования, полученные в период с марта по май. Подробности в нашей новости.

Если налогоплательщик не представит документы или сведения по запросу налоговой инспекции, его не оштрафуют по статье 126 НК РФ. Эта мера действует для тех случаев, когда окончание срока представления документов пришлось на период с 1 марта по 31 мая 2020 года.

Послабления в лицензировании и иных разрешительных процедурах

На 1 год продлевается срок действия разрешений на строительство, проектов планировки территории и ГПЗУ, если указанный срок истекает в период с 7 апреля 2020 года до 1 января 2021 года.

Продлен срок некоторых лицензий (разрешений), действие которых истекает или истекло в период с 15 марта по 31 декабря 2020 года. Пример - лицензии на розничную продажу алкогольной продукции.

В отношении целого ряда видов деятельности, требующих аккредитации, аттестации и иных разрешительных процедур, госорганы должны либо перенести срок прохождения разрешительных процедур на 12 месяцев либо признать такие процедуры пройденными, а разрешение действующим.

Не нужно переоформлять лицензию из-за изменений в адресных элементах (переименование улицы, изменение нумерации и пр.) или реорганизации юрлица в форме преобразования, слияния, присоединения, а также в случае изменения наименования юридического лица.

Переносятся сроки вступления в силу изменений в сфере эксплуатации транспортных средств и правил получения водительских прав.

Арендные каникулы

Возможность получить отсрочку или освобождение от уплаты арендной платы при аренде федерального имущества предусмотрена правительственным распоряжением. Аналогичные меры рекомендовано реализовать регионам и муниципалитетам.

Если вы арендуете имущество, собственником которого является субъект РФ или муниципалитет, уточните у арендодателя возможность и условия получения отсрочки или освобождения от оплаты.

Если из-за режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации (РПГЧС) в субъекте РФ арендатор не смог воспользоваться имуществом, он вправе требовать уменьшения платежей. Это правило также закрепили в законе.

На период РПГЧС и далее до 1 октября 2020 года арендаторы недвижимости из пострадавших отраслей вправе требовать отсрочку платежей на условиях, установленных правительством.

Бесплатное получение сертификата о форс-мажоре

Минэкономразвития анонсировало такую меру для сертификатов о форс-мажоре по внешнеторговым контрактам.

Условия получения сертификата о форс-мажоре по внутрироссийским сделкам уточните в ТПП вашего региона. Скорее всего, сертификат и по таким сделкам можно будет оформить бесплатно.

Снижение эквайринговых комиссий при онлайн-оплате товаров и услуг

Максимальное значение комиссии с 15 апреля по 30 сентября ограничивается на уровне 1%.

На кого распространяется: торгово-сервисные предприятия, продающие в розницу продукты питания, товары медицинского назначения, одежду, товары повседневного спроса.

Для бытовой техники, электроники и средств связи установлен лимит в 20 тыс. руб.

Также с 1 июня по 30 сентября ограничивается максимальное значение комиссии на уровне 1% при оплате медуслуг.

На кого распространяется: клиники и больницы, медлаборатории, службы скорой помощи.

Освобождение от административных штрафов за валютные нарушения

Ограничительные меры иностранных государств, вызванные распространением коронавируса, могут служить основанием для освобождения от штрафов за нарушение требований о репатриации валюты. Такое разъяснение дал Минфин.

Перенос на полгода вступления в силу требования об обязательной предустановке отечественного софта

С 1 июля 2020 года на 1 января 2021 года сдвинуто вступление в силу закона, обязывающего предустанавливать российское ПО на отдельные товары, перечень которых определяет правительство. По словам авторов закона, речь идет о смартфонах, компьютерах, телевизорах с функцией "смарт-ТВ".

Поддержка поставщиков по госконтрактам

1. Если из-за распространения коронавируса государственный или муниципальный контракт нельзя исполнить, в течение 2020 года можно изменить срок его исполнения, цену, размер аванса.

В зависимости от уровня контракта заказчик должен будет подготовить письменное обоснование в соответствии с решением правительства, администрации субъекта РФ или муниципалитета (такое решение не требуется, если меняется размер аванса). Поставщик при необходимости должен предоставить новое обеспечение.

2. Поставщик, не исполнивший из-за коронавируса контракт, может рассчитывать на полное списание неустоек. По исполненным контрактам подлежат списанию неустойки, размер которых не превышает 5% цены контракта. Если же этот размер превышает 5%, но не превышает 20%, заказчик спишет половину неустоек, если вторую половину поставщик заплатит до 1 января 2021 года.

3. Заказчики получили право не требовать от малого бизнеса обеспечение исполнения контракта и гарантийных обязательств.

4. Уточнены в пользу исполнителей правила расчета пеней за нарушение отдельного этапа исполнения контракта.

5. С 30% до 50% увеличен размер предоплаты, который федеральные заказчики могут предусматривать в контрактах, заключаемых в 2020 году (если больший размер не предусмотрен НПА). Кроме того, до конца года не действует перечень товаров, которые получателям средств федерального бюджета и ФБУ нельзя покупать с предоплатой.

Если заключаемый в 2020 году субъектом РФ или муниципалитетом контракт на строительство, реконструкцию или капремонт софинансируется из федерального бюджета, максимальный размер предоплаты по такому контракту также может составлять 50% (если больший размер не установлен правительством).

Поддержка застройщиков

1. С 3 апреля до 1 января 2021 года:

- застройщикам не начисляются финансовые санкции, предусмотренные Законом о ДДУ, а также не учитываются убытки, причиненные ими в данный период;

- контрольные органы не вправе обращаться в суд с требованием приостановить деятельность застройщиков, которые более трех месяцев не передают объекты дольщикам, если данное нарушение возникло в вышеуказанный период;

- дома, по которым нарушены сроки завершения строительства, не включаются в реестр проблемных объектов, если данное нарушение возникло в вышеуказанный период.

2. В целях стимулирования граждан к покупке жилья правительство утвердило программу льготной ипотеки под 6,5% годовых.

3. Застройщикам могут снизить на период до конца 2021 года ставки по кредитам, взятым до 1 мая для реализации проектов строительства МКД, до уровня не выше ключевой ставки ЦБ РФ (с 27 апреля ее размер составляет 5,5%). Выпадающие доходы из-за снижения ставок банкам будут компенсировать из бюджета.

Чтобы рассчитывать на снижение ставки, застройщик должен отвечать целому ряду условий. В частности, в течение всего периода действия льготной ставки застройщик должен сохранять ту же численность персонала, что была на 1 мая, а также не иметь проектов строительства, включенных в единый реестр проблемных объектов.

Мораторий на штрафы за просрочку оплаты услуг ЖКХ

С 6 апреля 2020 года до 1 января 2021 года не начисляются неустойки (штрафы, пени) за просрочку или неполную оплату жилья и коммунальных услуг, взносов на капремонт.

Штрафные санкции за этот период не могут требовать исполнители коммунальной услуги, в том числе по обращению с ТКО, а также те, кто управляет МКД. Последних тоже защитили от штрафных санкций за неисполнение обязательств перед поставщиками коммунальных ресурсов.

Поддержка туроператоров

Сфера туризма включена в перечень пострадавших отраслей экономики. Это дает возможность воспользоваться различными мерами господдержки, в частности кредитными, налоговыми и арендными каникулами. Кроме того, действует 6-месячный мораторий на банкротство.

Государство стимулирует банки реструктурировать и пролонгировать кредиты заемщикам из сферы туризма.

Туроператоры из реестра получат субсидии на возмещение затрат, связанных:

- с возвратом денег туристам - гражданам РФ в сфере выездного туризма по невозвратным тарифам авиаперевозчиков;

- с вывозом туристов из государств с неблагоприятной ситуацией в связи с коронавирусом.

Правительство установило перечень документов, которые подтверждают затраты и нужны для заключения соглашения о предоставлении субсидии; критерии, которым должен соответствовать туроператор; перечень расходов, которые не подлежат компенсации; формулу расчета субсидии. В начале мая было анонсировано начало приема заявок от туроператоров.

С 17 апреля действуют правила возврата туристам денег, уплаченных за туристский продукт.

Туроператоры освобождены на 2020 год от уплаты взносов в резервный фонд ассоциации "Турпомощь" (размер взноса составляет всего 1 рубль). Мера не касается тех, кто ранее не работал в сфере выездного туризма и впервые вступает в ассоциацию.

 

Предложения по антикризисной программе на 2020 год:

1 Учитывая, что государство прямо и косвенно контролирует до 40 общего объёма инвестиций, в первую очередь, через госкорпорации и публичные компании с государственным участием, необходима скоординированная политика управления закупками публичных компании с государственным участием, направленная на формирование спроса на отечественную продукцию.

2 В связи с тем, что важным фактором, поддерживающим рост экономики, является спрос населения, необходим комплекс мер по повышению качества рабочих мест. В частности, для новых современных производств можно предусмотреть: а) частичную компенсацию роста затрат на оплату труда и страховых платежей за счёт снижения налога на прибыль, б) применение дополнительных механизмов ускоренной амортизации.

3 Учитывая значительный объём социальных обязательств государства и требований по обеспечению национальной безопасности, целесообразно вернуться к идее разделения бюджета на две функциональные составляющие: (а) связанную с выполнением социальных обязательств и обеспечением национальной безопасности; (б) связанную с расходами на развитие и модернизацию экономики. При этом к первой составляющей бюджета должны применяться требования полной сбалансированности, а вторая часть может частично финансироваться за счёт заимствований на внутреннем рынке.

4 Принимая во внимание существенное влияние ситуации на валютном рынке не только на потребительские, но и на инвестиционные предпочтения, следует обеспечивать устойчивость валютного курса. В целях снижения рисков инвестиционной деятельности, текущей деятельности крупных компаний и сохранения устойчивости поставок импортных товаров инвестиционного назначения целесообразно в среднесрочной перспективе сохранить механизмы частичного регулирования валютного курса.

5 Для ликвидации дефицита ресурсов для финансирования оборотного капитала и инвестиционных затрат необходимо ликвидировать сложившуюся экономическую дискриминацию малого и среднего бизнеса. Прежде всего, в машиностроении, агропромышленном комплексе и инновационной сфере посредством создания системы, обеспечивающей доступность кредита через развитие рефинансирования и расширение механизмов ускоренной амортизации при обеспечении комплекса мер по целевому использованию таких средств.

6 Решению задачи ускорения экономического роста будет способствовать изменение приоритетов государственной политики в области эффективности использования энергетических и других природных ресурсов. Приоритет должен быть отдан мерам повышения энерго-производительности (и производительности ресурсов в целом), обеспечивающим, в первую очередь, рост выпуска продукции в расчёте на единицу энергозатрат и снижение экологических рисков.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: