Раздел 1. «Растения вокруг нас»
Тема занятия № 1 «Растительные сообщества и особенности флоры родного края»
Цель занятия: познакомить учащихся с растительными сообществами и особенностями растительного покрова родного края.
Карта занятия:
1. Посмотреть видеоролики«Природа и человек. Значение растений в жизни человека» (https://www.youtube.com/watch?v=0BDaKHCKJgc; https://www.youtube.com/watch?time_continue=6&v=vRFyzQNlk68&feature=emb_logo); «Растительные сообщества» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=3&v=oAHsGc3tP8U&feature=emb_logo); «Животный и растительный мир Белгородской области» (https://yandex.ru/video/search?text=животный%20мир%20родного%20края%20и%20методы%20его%20изучения%20видео);
2. Прочитать конспект занятия № 1 на тему «Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека. Растительные сообщества. Особенности растительного покрова Белгородской области и Красногвардейского района»;
3. Сделать практическую работу: сфотографировать несколько растений в различных растительных сообществах (луга, леса), определить эти растения с помощью онлайн-определителя «Плантариум» (адрес сайта: https://biologys.ru/полезные-ссылки/opredelitel_rastenij_on_line9-1-0-49/ или иллюстрированного школьного определителя растений (адрес сайта: https://sovietime.ru/botan-prirod/shkolnyj-opredelitel-rastenij-1951). Прислать фотографии растений (1-3 фото) с описанием по предложенной форме в электронном виде до четверга личным сообщением педагогу в группу «Юный натуралист».
|
|
Таблица 1. «Форма описания растений»
№ фото | Жизненная форма (деревья, кустарники, полукустарники, травы) | Название растения (или примерное название) | Местообитание (луг, лес, лесостепь, водоём) | Обилие (встречается редко или обильно) |
1 | ||||
2 | ||||
3 |
Разнообразие растений. Значение растений в жизни человека»
Растения сильно различаются по размерам. Существуют микроскопические одноклеточные водоросли и огромные деревья (Рис. 4).
Рис. 4.
Растения отличаются по продолжительности жизни. Дубы могут жить столетиями, в то время как существуют растения, продолжительность жизни которых – несколько месяцев.
Растения имеют зеленую окраску листьев или талломов. Но существуют растения, которые несут другие пигменты, помимо хлорофиллов, и могут иметь красноватый оттенок или пеструю окраску (Рис. 5).
Рис. 5.
Но растения-паразиты полностью утрачивают способность к фотосинтезу и, соответственно, зеленую окраску листьев (Рис. 6).
Рис. 6.
Хищные растения
Растения – автотрофы, но также существуют и хищные растения. Всего их существует около 500 видов. Наиболее известны росянка (Рис. 7), саррацения и венерина мухоловка. Они обычно растут на бедных почвах. Их хищность обусловлена недостатком азота в почве.
|
|
Растения ловят насекомых с помощью ловушек и получают из них минеральные соединения. Также они способны к фотосинтезу.
Рис. 7.