Метод сеточного картографирования

Раздел 1. «Растения вокруг нас»

Тема занятия № 2 «Методы изучения растительности и определение растений»

Цель занятия: познакомить учащихся с методами изучения растительности, научить определять растения по определителям.

 

Карта занятия:

1. Прочитать конспект занятия № 2 на тему «Знакомство с методами изучения растительности. Методы флористических исследований. Определение растений по определителям»;

2. Посмотреть видеоролики«Изучение флоры своей местности» (https://www.youtube.com/watch?v=ZgBQSS6NS_0&feature=emb_rel_pause); «Флора Белгородской области. Разнообразие растений» (https://www.youtube.com/watch?time_continue=83&v=yGYhRqqtPYE&feature=emb_logo);

3. Сделать практическую работу на тему «Изучение растительности луга». Сфотографировать несколько растений луга. Определить названий растений луга по определителям (с помощью онлайн-определителя «Плантариум» (адрес сайта: https://biologys.ru/полезные-ссылки/opredelitel_rastenij_on_line9-1-0-49/ или иллюстрированного школьного определителя растений (адрес сайта: https://sovietime.ru/botan-prirod/shkolnyj-opredelitel-rastenij-1951). Заполнить таблицу № 2 «Растения луга». Прислать фотографии растений (1-3 фото) с названиями и таблицу в электронном виде личным сообщением педагогу в группу «Юный натуралист».

 

Таблица 2. «Растения луга»

№ фото Название вида Название семейства Хозяйственная ценность (сорное, лекарственное, кормовое)
1      
2      
3      
       

 

Знакомство с методами изучения растительности. Методы флористических исследований.

 

Флора – совокупность видов растений, которые встречаются на данной территории, слагают все свойственные ей растительные сообщества и заселяют все типы местообитаний. Различают «флору мхов» (бриофлора), «флору грибов» (микофлора), «флору водорослей» (альгофлора) и т.д. Важнейшим признаком каждой флоры является ее видовой состав. Учет видов, произрастающих на определенной территории – инвентаризация флоры – представляет необходимую основу каждого флористического исследования.

Главной целью флористических исследований является, как уже указано выше, ознакомление с флорой, т.е. с совокупностью растений известного района. При первоначальных исследованиях совершенно безразлично, где мы начнем знакомиться с растениями: для человека, впервые приступающего к знакомству с флорой, важно узнать как можно больше растительных видов, и сделает ли он это в лесу, в поле, или у себя на дворе и в саду, - в конце концов, совершенно все равно. Однако, нужно постоянно помнить, что конечная задача - узнать все растения данного района, где бы они ни росли: в лесу, в поле, на сорных местах и пр.

При изучении растительности хорошо было бы иметь карманную лупу увеличение 8*8 или 10*10, фотоаппарат, записную книжку с карандашом, компас, необходимый особенно в лесных местностях. Некоторые начинающие берут с собой на экскурсию какой-либо «определитель», чтобы на месте сбора определять растения. Это не совсем удобно, лучше сфотографировать растений или взять образец растения домой, чтобы дома определить.

Полевые исследования растительности проводят маршрутным, стационарным или смешанным методами.

Маршрутный метод

Маршрутный метод заключается в том, что территория исследования покрывается равномерной сетью маршрутов. Во время следования по ним производят составление флористических описаний.

Маршруты прокладываются таким образом, чтобы охватить наибольшее разнообразие местообитаний, а в пределах каждого из них находился бы отрезок маршрута максимальной протяженности. Наибольшее разнообразие местообитаний наблюдается в долинах крупных рек, котловинах древних озер на участках с густой овражно-балочной сетью, близ краев речных долин. Если изучается ровная территория с однородной растительностью, то маршрут планируется зигзагами и петлями, чтобы, удлиняя свой путь, не пропустить некоторые редко встречающиеся растения. При исследовании флоры лугов следует большее внимание уделять склонам оврагов и балок; в степях – склонам восточной и южной экспозиций. При наличии на территории исследования выходов коренных пород следует уделить им особое внимание. Во время движения по маршруту в полевой дневник записываются встреченные виды растений, неизвестные – собираются в гербарий для дальнейшего определения. Записи ведутся по ходу следования, либо периодически делаются остановки с составлением подробного списка видов, после чего движение продолжается.

Стационарный метод

Стационарный метод обычно используется для изучения локальных флор (заповедников, национальных парков, окрестностей населенных пунктов и т.п.). В окрестностях выбранного стационара (обычно это конторы данных учреждений, кордоны и т.п.) закладывается сеть маршрутов, равномерно покрывающая исследуемую территорию и захватывающая все имеющиеся здесь местообитания.

При использовании стационарного метода необходимо предусмотреть периодичность посещения сети маршрутов. Флористические исследования определенной территории должны учитывать особенности ее растительного покрова, смены фенологических фаз. Как можно заметить, при использовании такого метода обеспечивается наибольший уровень выявления флористического состава изучаемой территории. Но размер этой площади обычно невелик, а разнообразие местообитаний ограничено.

Смешанный, комбинированный, или маршрутно-стационарный метод.

При его использовании, в зависимости от конкретной программы работ, в большей или меньшей степени объединяются маршрутные и стационарные методы. Более того, в рамках этого метода маршрутный и стационарный подходы методически сближаются: при увеличении плотности маршрутов при первом методе или при увеличении площади изучаемых локальных флор – при втором.

Метод сеточного картографирования

Все перечисленные выше методы не подходят для сбора статистически достоверной флористической информации на региональном уровне. Для этого необходимо, чтобы места флористических описаний были относительно равномерно (и, главное, случайно) распределены по территории региона, а число описаний было достаточно большим. И в этом случае наиболее рационально использовать метод сеточного картографирования флоры. Этот метод успешно применяется многими исследователями в настоящее время.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: