Первая страница истории посёлка

История рождения посёлка Винзили начиналась так.

В начале двадцатого века безмолвие соснового бора было нарушено непривычными для здешних мест звуками – это Великий Транссиб дошёл до наших мест. Шло строительство железной дороги и железнодорожного моста через реку Пышма. Появлялся новый посёлок.

Был 1911 год. По нашей территории промчался первый поезд, огласив окрестности паровозным гудком. Это был сигнал наступления нового времени, а первый дом под номером пять в посёлке построен в 1912 году по улице, которая ныне называется Железнодорожной.

Нам, винзилинцам, повезло: посчастливилось жить на маленьком отрезке Транссиба, где и родился посёлок, среди красивейшей природы с богатыми угодьями. Лес, река, озёра помогали людям выжить в те трудные двадцатые-сороковые годы прошлого века.

Местные поэты уже в наше время напишут прекрасные стихи, сложат немало песен. Не могу не привести как пример слова из песни, которую сейчас исполняет хор ветеранов посёлка:

 

… И стоит наш посёлок, окружённый берёзами, соснами, Опоясанный речкой Пышма,

Словновзеркало, возеросмотрится игордится своейкрасотой. Тихо шепчутся веточки ивы над бескрайною гладью Пышмы, Вы нигде не увидите в мире, несравненной такой красоты…



Или вот ещё слова из другой песни:

 

…Леса, леса, сибирские леса

Земли моей Тюменской богатство и краса. В лесном краю, как гриб из-под земли, Родился наш посёлок Винзили.


на Крайнем севере, музейный комплекс

«Город мастеров» в Салехарде, детский город на Цветном бульваре в городе Тюмени, школы, детские сады, спортивные залы, магазины не только в Тюменской области, но и за её пределами.

Последнююглавумнехочетсяозаглавить таким образом:

Ещё одна заглавная страница истории     развития    посёлка: Винзилинский кирпич.

Вот уж когда началось строительство не только в посёлке Винзили, но и в городе Тюмени.

Мы все уверены: без посёлка Винзили Тюмень выглядела бы по-другому.

Многие административные здания, жилые дома, офисы, коттеджи и дачные домики вокруг Тюмени выложены из знаменитого винзилинского кирпича. Эти строения радуют глаз, ведь у нас выпускают кирпич всех семи цветов


 

Сергей Петрович Курышкин

– Генеральный директор ОАО

«Сибжилстрой».

 


 

 

Вот так влюблены винзилинцы в свой посёлок и прославляют его не только стихами да песнями, главное – своим трудом.

Заметили… даже в названии посёлка будто звенит колокольчик-вин- зи-ли!

 

…Вин-зи-ли, Вин-зи-ли! Колокольчик в названье звенит. Он звенит и вблизи, и вдали,

Этот радостный звон – Вин-зи-ли!

Я тоже влюблена в свой посёлок так, что могу говорить о нём стихами.

Да и не удивительно, ведь живу здесь уже шестьдесят лет.

Итак, на двадцать девятом километре от Тюмени, где неторопливо текла река Пышма, построен мост через реку (1907-1911 гг.), и по ней проло- жена железная дорога Тюмень-Омск. Близко от реки основан двадцать первый разъезд, будущая железнодорожная станция «Винзили».

Очень удачное место. На реке построили водокачку, поставили мощные насосы, с помощью которых закачивали воду в башни, построенные с обеих сторон железной дороги. Теперь появилась возможность паровозам заправляться этой водой.


радуги. Использование различных цветов кирпича позволяют строителям отказываться от дополнительной отделки фасадов зданий.

Цветной кирпич даёт архитекторам неограниченные возможности для создания неповторимого облика современных городов. Эти слова я пишу с гордостью о нашем силикатном заводе (ЗСИ), который сейчас является Обществом с ограниченной ответственностью «Инвест-Силикат- Стройсервис». Его тридцать лет возглавляет генеральный директор Владимир Иванович Черепанов.

 

Музейный комплекс «Город мастеров» в г.Салехард.


 


 


 

 

Вот так выглядит дом для северян.


 

И местный поэт, проникаясь общей задачей как можно быстрей создать макет удобного, тёплого домика для тружеников Тюменского севера, создал следующие строки:


Рядом с водокачкой построили дом на три семьи, члены которых работают на водокачке. Главным механиком водокачки долгие годы работал Михаил Дмитриевич Глазунов (до самой пенсии).

Помимо нужд для паровозов, необходимо было закачать воду в кирпичную колонну, которая была выложена напротив разъезда.


Вот как создавался этот дом:

Его в мечтах вынашивали долго. Хотя он был всего в два этажа.

Он не лежал на канцелярских полках, вычерчивался в чётких чертежах.

Потом его по общему решению панельно-сборным нарекли,

С пропиской северной

И для рожденья определили место – Винзили. Здесь он родился светлый,

Сосною пахнущий красавец дом.

Его давно в мечтах здесь видел каждый, И каждый позаботился о нём.

Недаром человек трудом проверен, Работа спорилась в руках сама, Здесь люди знали, что такое Север, И что там будут значить их дома…

Тюменская область – главная база страны по добыче нефти и газа, стала огромной строительной площадкой.

Выросли современные города: Сургут, Ноябрьск, Нижневартовск, Нефтеюганск, Надым, Новый Уренгой. Предприятия нашего посёлка вносят весомый вклад по выполнению программы по строительству жилья и соцкультбыта Севера.

Сергей Петрович Курышкин, генеральный директор ОАО «Сибжил- стройл» с 2002 по 2010 годы, сказал: «Свой дом – этот уникальное место, где человек чувствует себя уверенно и спокойно, ощущает себя полноправным хозяином.Сегодня люди вновь тянутся к жилью из дерева, как живому хранителю домашнего очага, связывающего человека с природой, с землёй, на которой он живёт».

В 2006 году ОАО «Сибжилстрой» стал Лауреатом многих престижных выставок. Главные из них – «Сто лучших товаров России», «Деревянный дом. Дерево в интерьере», «Лучшие товары и услуги Тюменской области». Из продукции «Сибжилстроя» построены, помимо жилых домов


Непростая, ответственная работа.

И молодой Михаил Глазунов успешно справлялся с этой работой. Конечно, жить одному, в стороне от людей, на берегу реки, нелегко… но судьба вскоре подарила ему встречу с хорошей девушкой Аней, приехавшей сюда.

Из молодой пары создалась прекрасная семья. Анна Михайловна очень любила своего мужа Мишу, родила девять детей. Семья воспитала всех детей настоящими тружениками. Анна Михайловна награждена орденом и ей присвоено самое почётное в мире звание – «Мать-героиня». Ведь сколько надо отдать материнской любви девяти детям, сколько надо физического труда затратить, чтобы детки росли бережливыми, внимательными к своим родителям, родным, друзьям; следить, чтобы одежда, обувь были в порядке. Всё получилось у супругов Михаила Дмитриевича и Анны Михайловны Глазуновых. О них помнят винзилинцы. Их дочь Галина Михайловна Плешкова до сих пор живёт в Винзилях.

Галина Михайловна вос- питала трёх дочерей: Веру, Надежду, Любовь.

 

Первый железнодорожный мост, 1911 год.

 

 

Бригада машинистов паровоза в 50-е годы.

 


Поведу рассказ о железнодорожниках.


Расскажу о стрелочнике, была такая профессия. В те времена стрелки на железной дороге переводили руками. Срочно построили будку для стрелочника и представьте, что одним из первых стрелочников был МИХАИЛ ГЛАЗУНОВ, о семье которого я рассказала чуть выше. Но руководство железной дороги отправит его позже на курсы механиков для работы на водокачке.

 

Михаил Дмитриевич Глазунов.

 


 

 

В 1963 году построена новая средняя школа на 900 мест.

 

Ещё больше стало приезжать


 

Новое здание администрации, 1974 год.

 

новосёлов. Уже появляются улицы:


Мичурина и Комсомольская, растёт население поселка, и строятся продуктовые магазины, клуб, библиотека. Появились улицы Заводская, Гагарина, 50 лет Октября. Улицы Советская, Первомайская, Мичурина, переулокЛенинский, онизастраиваются лесокомбинатовскими ичастными домами. Лесокомбинат расширяется и в 1981 году он переименовывается в завод строительных конструкций и деталей (ЗСК и Д).

 


 

 

Первое здание станции Винзили, 1930 год.

 

 

Потом стрелочником был ИВАН ЯКОВЛЕВИЧ ЧЕРКАСОВ. Он приехал с семьёй в гости к тестю Фёдору Алексеевичу Ермакову с женой и двумя сыновьями. А жили тогда многие железнодорожники в деревне Килки, что находится вблизи нашего посёлка, а в самом посёлке ведь не было ещё жилья. Фёдор Алексеевич был железнодорожником. Он сам строил железную дорогу и железнодорожный мост, и впоследствии долгие годы охранял его.

Ивану Черкасову приглянулась работа стрелочника. Прошёл все инструктажи и ему была доверена эта серьёзнейшая работа. Он с честью оправдал доверие.

Через нашу станцию за сутки проходило до пятидесяти составов. Всякий раз стрелочник прибегал, открывал замок такого небольшого сооружения над стрелками, переводил стрелки вручную, и после прохода


Проделана большая работа по внедрению прогрессивной технологии, направленной на улучшение качества строительно-монтажных работ, на повышение эффективности строительного производства.

Сегодня винзилинцы известны всему тюменскому северу. Здесь, на домостроительном комбинате, выпускают деревянные дома для северян. Примечательно, что дома доставляются на место заводской готовности и поэтому собираются за считанные дни, что очень важно для северян. Упорно и долго шёл поиск наиболее надежного и удобного варианта жилья.

     

Новое здание библиотеки, 1989 год.                                Дом культуры.


поезда закрывал на замок. Да ещё нужно было сделать так, чтобы стрелки                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                         

блестели от чистоты и вокруг них был порядок. Прибежали однажды к отцу


 

 

Улица Октябрьская, 40-е годы.


В 1937 году построен небольшой заводик по изготовлению     красного кирпича, ведь люди начали твердо верить, что шпалозавод

– это серьезное предприятие и стали строить свои дома, и кирпич необходим был для русской печи в доме. Двадцать один год просуществовал завод.

В 1938 году построили клуб, в 1939 году – медпункт по улице Советской, где сейчас


мальчики – два сына его, поглядеть на поезда.

Понравилось мальчикам, как мчатся поезда и стали прибегать каждый день, а отец стал поручать им: то почистить рельсы, то мусор, снег между шпалами убрать, словами подбадривая их. Говорил им, какое важное дело они выполняют. И сыновья стали выпрашивать у матери тряпьё для того, чтобы чистить ими рельсы, стрелки; хотели, чтобы те были вычищены до блеска. Такое вот рвение было у мальчишек помочь родителю и


построен наш стационар. После войны построена библиотека, а напротив

– поселковый совет. В это же время строится много жилья для рабочих шпалозавода.

В 1940 году началось строительство лесозавода. О том, что страна нуждалась в     строительном               материале,         говорить   не         приходится.


поработать наравне со взрослыми.

А ведь это умный отец приучал мальчишек       к      труду. Они просто

«заразились»   железной  дорогой, поездами и, особенно,  машинистами


 

 

Иван Яковлевич Черкасов, первый стрелочник (в центре).

 


Предприятие было задумано очень серьёзное.

Темпы взяты высокие, но начавшаяся война внесла свои коррективы. И тем не менее, винзилинцам удалось двухрамный лесозавод пустить в строй в 1947 году. Через небольшой промежуток времени и третья рама запущена в эксплуатацию; пилы заработали на заводе день и ночь, в три смены. В три смены трудились и на шпалозаводе, где также шпалы делали днём и ночью.

Заказы после войны на шпалы увеличились в несколько раз. 1955-1956 годы отмечены особым размахом на строительных площадках нашего посёлка. На площади лесозавода: строится домостроительный цех по выпуску стандартных щитовых домов. В 1957 году построен сушильный цех, ведь пиломатериал идёт сырой. За два года сдан мебельный цех. Его продукция: шкафы, комоды, буфеты, столы (не забывайте, что все цеха объединены в Пышминский лесокомбинат (ПЛК) быстро раскупается.

Когда-то каждый новый дом долго оставался событием. Теперь иные мерки. Я уже писала, что с середины пятидесятых годов заработал Пышминский лесокомбинат.

Было время, когда начальная школа по улице Октябрьской, а потом деревянная и средняя школа по улице Октябрьская считались роскошью, а к первому сентября 1958 года для ребятишек приветливо распахнула двери двухэтажная школа на 500 мест на улице Первомайской. Сколько улиц уже родились в посёлке: Октябрьская, Советская, Первомайская.

Темпы строительства жилых домов растут с каждым днём. Если раньше строили бараки, чтобы быстрее дать людям жильё, то теперь появились уже больше двадцати добротных домов по разным улицам,


паровозов, которые вели такие составы. И всегда перед ними был добрый пример отца – человека такого трудолюбивого, ответственного, серьёзного.

И очень гордились сыновья, что за свой такой труд их отец был награждён орденом «Трудового красного знамени». А повзрослев, оба сына стали машинистами сначала паровоза, а потом тепловоза.

Особенно Владислав, пока взрослел, старался хорошо учиться, чтобы поступить в Тюменское железнодорожное училище номер один. Закончив

его, всю жизнь следовал примеру отца –

работал честно, добросовестно.

Многие, многие мальчишки в те времена мечтали стать машинистами и старались попасть на работу на железной дороге и не расставались с заветной мечтой.

Мне очень повезло, я встретилась с

тремя такими серьёзными мечтателями, о которых ниже пойдёт рассказ. Оказалось, что все трое были почти одинакового возраста, все трое успеш- но закончили Тюменское железнодо- рожное училище номер один и работали помощниками машинистов паровоза, а  потом  уже  сами  с  гордостью  вели


сначала четырёхквартирные, затем – двухквартирные, с хорошей планировкой и с большей площадью.


Владислав Иванович Черкасов, (справа) с коллегой.

 


составы.


 

Иван Яковлевич Черкасов, ветеран труда и ветеран трудового фронта


Время мчалось вперёд и по стране мчались уже тепловозы и они, молодые мужчины, уже семьянины, снова берутся за учебники, чтобы попасть на курсы повышения квалификации, чтобы им доверили везти тепловоз. По пять-семь лет учились, переучивались, но добивались исполнения заветной мечты

– стать машинистами тепловозов. Гордо и уверенно каждый из них повёл свой тепловоз. Каждый из них отдал любимой работе по тридцать, сорок и более лет.

Сотни тысяч километров пути, миллионы тонн перевезенного груза. И за этот нелегкий труд, за верность своему делу – поощрения, награды, признание.


 

Первая начальная школа, 1938 год


 

Первая семилетняя школа и её педагогический коллектив, 1938 год.

 


 

 


Как это здорово: ещё в ранней юности правильно определиться со своей профессией и следовать всю жизнь по избранному пути!

Ну, а Владислав Иванович Черкасов, что бегал к отцу чистить рельсы, стал машинистом первого класса.

Ему три раза было доверено провести правительственные поезда, что свидетельствует признанию его мастерства. Конечно же, за тридцать шесть лет у Владислава Ивановича много записей в трудовой книжке о наградах, поощрениях.

Очень правильно сказано – Человек славен трудом!


Первый класс и первая учительница

(М.Г.Рябичева) в 1937 году.

 


 

Первая средняя школа на улице Первомайской, построена в 1957 году.

 


 














































ЕВГЕНИЙ ПЕТУХОВ

Прославился своим трудом и второй винзилинец – ещё один из трёх тех мальчишек, которые с ранней поры мечтали стать машинистом паровоза, водить составы. Евгений Петухов из села Соколово, Юргинского района. Закончив семь классов,

приехал в Тюмень, поступил в железнодорожное училище номер один, успешно закончил его. Работал сначала    помощником машиниста        паровоза. Желание самому управлять паровозом не давало покоя, и он поступает в город Свердловск  на


 

Здание поселкового совета в 1938 году.                  Здание библиотеки в 1938 году.

 

                                

 

Октябрьской. Через четыре  года

– напротив начальной школы, выросла школа семилетка. В годы войны она стала называться Лесосплавской средней школой, где есть уже восьмой и девятый классы, а в 1945 году был первый выпуск десяти школьников, в 1946


годичные курсы повышения квалификации. Успешно заканчивает.


 

Евгений Петухов, машинист паровоза

 


Здание клуба.

 


году – второй.


 

Медали и ордена солдатской славы в годы Великой Отечественной войны.

 


Рассказывала, что люди не знали ни богатства, ни роскоши, а долг перед потомками с честью исполнили.

Уходили дети, пусть хоть чуточку, но другими, повзрослевшими, значит, встреча не прошла даром, значит, надо говорить о войне, чтобы знали о ней и помнили. Старалась дать им как бы «памятку» о том, что в мире было, убедить детей, что наше счастье не в забвении.

Познать и прочувствовать войну… Трудно осознать размеры всех ужасов


Сбылась заветная мечта Евгения Петухова, он стал машинистом паровоза.

А в начале пятидесятых годов двадцатого века по железной дороге мчались тепловозы; и Евгений Петухов, не раздумывая, в двадцать четыре года, опять едет в Свердловск, садится за парту и снова учится. Через год, в 1955 году, он гордо и уверенно повел свой тепловоз. Семь лет он шел к заветной мечте! Евгений Арсеньевич Петухов водил составы в течение тридцати шести лет. В его трудовой книжке так же видим десятки записей: благодарности, премии, медали за доблестный труд.

 

Спешу рассказать и о третьем юноше, который приехал в Тюмень с Урала, чтобы поступить так же, как Черкасов и Петухов, в железнодорожное училище номер один.


самой жесточайшей войны двадцатого века, испытавшей человечеством всей Земли.

Вспоминая войну, своё нелёгкое военное детство, думаю: вот если бы кто-нибудь из наших талантливых писателей взялся да и написал новую книгу «Война и мир», которая подобно роману Л.Н. Толстого, охватила бы четыре года. Возможно ли это сделать?

Л.Н. Толстой написал свой роман за семь лет (1863-1869) на 1500 рукописных листах, котрый издан был в четырёх тома. Автор написал роман через пятьдесят шесть лет после окончания войны 1812 года.

Прошло уже семьдесят лет после окончания Великой Отечественной войны. Напишут ли новую книгу «Война и мир»? Конечно, эти войны невозможно сравнить между собой; эпохи, потери, сроки разные. И пусть есть уже воспоминания, хроники, мемуары, дневники участников войны, а сколько ещё неизученных страниц тех четырёх лет? По моему убеждению, нужно продолжать рассказывать о героизме советских солдат и командиров, сколько бы не прошло со Дня Великой Победы.

Надо для того, чтобы подрастающее поколение знало и не смело забывать эти 1418 дней и ночей, когда советские люди дни и ночи не смыкали глаз, ковали победу на фронте и в тылу!

Продолжать рассказывать о горе матерей и вдов, не дождавшихся своих













Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: