Даосизм, конфуцианство и легизм - основные характеристики философских школ

Китайская философия: исходные принципы и главные школы – даосизм и конфуцианство

В соответствии с европейской традицией выделения основных эпох выделяется четыре периода развития китайской философии:

· древний (XI — III вв. до н. э.);

· средневековый (III в. до н. э. — XIX в.);

· новый (середина XIX в. — 4 мая 1919 г.);

· новейший (с 1919 г. — по настоящее время).

Китайскую философию можно охарактеризовать двумя словами: гармония и традиция.

Родоначальником древнекитайской философии считается Кун Фу-цзы, живший в 551 - 479 гг. до н.э. Он основал школу и имел много учеников, которые записали мысли своего учителя. Так возникло главное конфуцианское сочинение «Лунь юй» («Беседы и высказывания»). Это совершенно несистематизированное и часто противоречивое произведение является сборником в основном нравственных поучений.

Основные принципы конфуцианства:

-человеколюбие;

-гуманность;

-благородство мышления.

Главная цель жизни по Конфуцию – достижение гармонии в обществе. Поэтому все устремления были направлены на благо семьи, общества и государства в целом. Интересы отдельной личности не принимались во внимание.

Основателем даосизма является Лао-цзы (VI-V вв. до н.э.), имевший многочисленных учеников и последователей.

Основная философская идея «Дао дэ цзина» состоит в том, что многообразный мир и жизнь людей не управляются ни «волей неба», ни духами, а движутся по определенному естественному пути - дао. Дао рассматривается как основа и закон всего сущего, оно недоступно восприятию наших органов чувств. Так как все в мире предопределено, то жить нужно в соответствии с Дао, не сопротивляясь предначертанности, следуя потоку жизни (Дао).

Учение Лао-цзы проникнуто стихийным диалектическим мышлением. Для него все движется, возникает и исчезает, взаимосвязано и взаимодействует. В основе всякого изменения лежат противоречивые тенденции, а основой изменения всегда является единство, а не борьба противоположностей. Все происходит естественным путем и не допускает внешнего вмешательства. Человек не в силах изменить естественных ход вещей, так как сам он - часть объективного мира и подчинен его законам.

По мнению древнекитайского мудреца, все зло и несчастья в жизни народа происходят из-за нарушений правителями естественного закона даов общественной жизни. Социальный идеал даосов реакционен в том смысле, что они связывали с культурой отход от дао.

Кто из мудрецов сформулировал «золотое правило этики»? В чем его смысл?

В философии понятие золотого правила этики появилось только в 16-м веке, хотя его следы можно обнаружить и в трудах ученых, живших намного раньше. А также в древних книгах, в том числе и в Библии.
   Пристальное внимание золотому правилу этики уделяли философы. Первым очертил его границы мыслитель Фалес, живший в Древней Греции в шестисотые годы до Рождества Христова.

Поздние философы пытались переосмыслить и даже отвергнуть золотое правило. Одним из самых яростных критиков этой нравственной нормы был Ницше, полагавший, что в отношениях между людьми не должно быть места этике сострадания. Но историческая практика показала: отдельные личности и целые империи, забывавшие о золотом правиле этики или считавшие, что оно изжило себя, испытали на себе всю тяжесть совершенных ими негативных дел.
   «Золотое правило» нравственности является основой морального выбора личности, который человек осознает с древних времен. История появления «Золотого правила» является историей становления нравственности. Это проявление гуманизма как основы поведения категории добра и зла воспитанного человека. В современном мире такое выражение, как «золотое правило» нравственности начинает использоваться в 18 веке В историческом прошлом в условиях родоплеменной общности действовал особый обычай кровной мести, талион, содержание которого сводится к идее равнозначного воздаяния по заслугам: «Своего рода расплата над представителем другого рода должна быть равна причиненному им ущербу тебе или членам твоего рода». Этот жестокий обычай ограничивал вражду родов, вводил ее в определенные рамки. В талионе также выделяются сплоченность, «семейность» рода и отторжение межродовых взаимодействий. Разрушение родоплеменных отношений сделало невозможным резкое разделение на «своих» и «чужих». Внеродовые экономические связи порой оказывались априори важными, нежели связи родственные. В этих условиях талион теряет свою эффективность. Формируется новый принцип взаимодействия отношений между людьми, которые уже не зависят от родоплеменной принадлежности личности. Основным положением в «Золотом правиле нравственности» является такая непреложная истина, которая гласит о том, что люди должны так поступать с другими, как они хотели бы, чтобы относились к ним самим.
    Золотое правило этики применимо во всех видах отношений: в супружеской жизни и воспитании детей, в отношениях с коллегами по «офисному муравейнику», в интернет-общении. Даже в простом приветствии. Ведь когда мы говорим знакомому человеку «здравствуйте!» и сопровождаем это пожелание здоровья приветливой улыбкой, то подсознательно надеемся, что он тоже тепло поприветствует нас и улыбнется в ответ.

 




Даосизм, конфуцианство и легизм - основные характеристики философских школ.

Основателем даосизма считается Лао Цзы. Наиболее известные последователи Лао Цзы — Чжуан Цзы, Ле Цзы. Ян Чжоу (IV — III вв. до н.э).

Наряду с Дао другим основополагающим понятием даосизма является Дэ — своеобразное проявление Дао — энергия, исходящая от Дао благодать, способ преобразования Дао в окружающий мир. Также центральное место в даосизме отводится понятию Ни (в «Даодэцзин» оно отсутствует) — исходный Хаос, субстанция Вселенной.

Дао — это путь, закон и идеальная субстанция Вселенной, в которой он проявляется через Дэ, преобразуя первоначальный хаос в строгий порядок, привычный мир. Поэтому все в мире, подчиненном единому закону, взаимосвязано, иерархично. В этой системе Человек занимает свое скромное, но законное место: он подчиняется законам Земли, которая подчиняется законам Неба, в свою очередь строго следующего законам Дао.

Дао внутренне противоречиво, диалектично: отдельно от всего и одновременно всепроникающее; постоянно и неизменно и в то же время изменчиво, вследствие чего изменчив мир; принципиально непознаваемо и тем не менее доступно для осмысления; порождающее небытие (не имеющее имени) и Бытие, носящее именно такое имя.

Ци порождает противоположные Инь и Ян, взаимодействие которых образует стихии — огонь, землю, металл, воду, дерево и весь мир, представленный предметами, вещами, которые являются результатом взаимодействия стихий. Единичные предметы, таким образом, образуются из Ци и в ней же после своего разрушения растворяются.

Основатель конфуцианства — Кун Фу Цзы. Основной источник, из которого известно учение Конфуция, — составленная его последователями книга Лунь Юй («Беседы и суждения»).

Учение Конфуция носит прежде всего социально-этический характер, но в нем присутствует онтологический аспект. В соответствии с культурной традицией Китая считается, что в мире все вещи и явления строго соответствуют своим именам. Искажение имен или неправильное использование вещей ведет к дисгармонии, в том числе и в обществе. Поэтому, считал Конфуций, необходимо вещи и их имена приводить в соответствие друг другу; «правитель должен быть правителем, министр — министром, отец — отцом, сын — сыном». Нередко люди лишь формально занимают должность, обладают видимым социальным статусом, на самом деле они не способны выполнять возложенной на них ответственности.

Социально-этический идеал конфуцианства — «благородный муж», сочетающий в себе гуманность — «жень», сыновнюю почтительность — «сяо», знание и строгое следование правилам этикета — «ли», справедливость и чувство долга — «и», знание Воли Небес — «мин». Благородный муж требователен к себе, ответствен, достоин высшего доверия, готов жертвовать собой ради блага других людей, с окружающими у него хорошие отношения, его жизнь и смерть — подвиг, он преклоняется перед Небом, Великими людьми, Мудростью.

В противоположность ему низкий человек требователен к окружающим, думает лишь о собственной выгоде, мелочен, не может и не стремится к взаимопониманию с людьми, не знает законов.

Конфуцианство возлагало надежды прежде всего на нравственные основы человека, на его душу и разум. Если править с помощью закона, улаживать, наказывая, то народ остережется, но не будет знать стыда. Если править на основе добродетели, улаживать по ритуалу, народ не только устыдится, но и выразит покорность».

Все без исключения люди должны вести себя в соответствии с «золотым» правилом этики: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Позже конфуцианство приобрело некоторые черты религии. В Новое время оно до середины XX в. было официальной идеологией Китая.

Наиболее яркими фигурами среди основателей легизма считаются Шан Ян (390-338 до н.э.) и Хань Фэй (288-233 до н.э.).

Предмет легизма, как и у конфуцианства, — управление государством. Но эти школы активно конкурировали между собой.

Легисты считали человека изначально недобрым, порочным, эгоистичным; интересы различных людей и групп противоречивы. Поэтому основной рычаг управления людьми — их страх перед наказанием. Управление в государстве должно быть жестким, но в строгом соответствии с законами. По сути, легисты были сторонниками деспотичного режима, однако их позиция была последовательной.

В государстве должна обеспечиваться жесткая иерархичность, поддержание порядка путем насилия. Необходимо периодически менять состав чиновников, руководствуясь при этом едиными для всех критериями их назначения, награждения, повышения по службе. Следует обеспечивать строгий контроль над деятельностью чиновников, исключать возможность «наследовать» должности (что было привычным для Китая), протекционизм.

Государство должно вмешиваться в экономику и в личные дела граждан, поощрять законопослушных граждан и строго карать виновных.

Позже, в Средние века, китайская философская мысль испытала влияние буддизма. Продолжали развиваться и традиционные учения Китая, в частности, неоконфуцианство, возникшее в начале первого тысячелетия н.э. В настоящее время китайская философия продолжает играть важную культурологическую функцию в Китае, Юго-Восточной Азии и оказывает существенное влияние на мировую культуру.

 

Список литературы

1. Колмакова, В. В. Золотое правило нравственности: его сущность и значимость для современников / В. В. Колмакова, А. А. Куликова, Я. И. Слезова.

2. Мархель Е. Ю. Даосизм и конфуцианство как альтернативные пути развития древнекитайского общества, 2014 https://cyberleninka.ru/article/n/daosizm-i-konfutsianstvo-kak-alternativnye-puti-razvitiya-drevnekitayskogo-obschestva

3. Кудрявцева О.Н., Земенко В.И. Проблема природы человека в контексте конфуцианства и легизма, 2011 https://cyberleninka.ru/article/n/problema-prirody-cheloveka-v-kontekste-konfutsianstva-i-legizma

4. Краткая философская энциклопедия. – М., 1994

5. Материалы по китайской философии. Школа Фа. Хань Фэй-цзы. Иванов А.И.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: