Здания и архитектурные комплексы

В рассматриваемое время возводятся здания самого различного назначения, появление которых вызывалось экономическими и социальными условиями: городские многоэтажные дома доходного типа, универсальные магазины, здания банков, кредитных обществ, вокзалы, промышленные сооружения и другие. Не считая построек утилитарного назначения - фабрик, заводов, складских и портовых зданий, облик которых определялся в основном чисто практическим подходом, все остальные сооружения в той или иной мере украшались посредством привлечения разных мотивов, заимствованных из готики, Ренессанса, барокко, рококо, стилей восточного происхождения и других. В 1840 - 1860-х годах архитектор Чарльз Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином построил в Лондоне, на берегу Темзы, огромное здание парламента в стиле английской готики. Сооружение представляет впечатляющую композицию на готические темы: хорошо выработаны детали, высоким качеством отделки отличаются интерьеры, но в целом все это явилось профессионально исполненной, совершенной стилизацией.

В 1830- 1840-х годах в странах Европы - Франции, Германии, Англии и других - появляются многочисленные здания, облик которых в той или иной степени воспроизводит мотивы и формы сооружений флорентийского Ренессанса и других стилей. Подробнее…

В конце 30-х годов XIX в. разразился тяжелый кризис. Для этого периода характерны безработица, массовое снижение заработной платы. В это же время определенную популярность получают идеи утопического социализма. Подробнее…

Некоторые из градостроительных идей утопистов, как мы знаем, нашли осуществление в наше время, другие, возможно, ещё найдут, третьи оказались бесперспективными. Общее же в них, пожалуй, то, что авторы выдвигали идеи архитектурно-строительной рациональности (простоты) в сочетании с функциональными удобствами для жителей этих городов.

Новые требования, предъявляемые к большим городам, способствовали появлению типов зданий, которые не были известны до XIX в., - крытых рынков, универсальных магазинов, выставочных павильонов.

В 1851 г. садовник Д. Пэкстон построил для Всемирной выставки в Лондоне Хрустальный дворец. Подробнее…

Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843 - 1850-х годах французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал парижской библиотеки святой Женевьевы. Подробнее…

Дальнейшее развитие строительства и архитектуры связано с проведением Международной выставки в Париже.

Для этой выставки в центре Парижа по проекту Г. Эйфеля в 1889 году была возведена башня, названная Эйфелевой. На её сооружение потребовалось 15 тыс. металлических частей, высота её - более 312 м. Открывались новые возможности металла.

К этой же Парижской выставке 1889 г. был построен дворец машин, имеющий в плане 421х145 м - самое большое по пролёту стальных конструкций сооружение тех лет; масса его конструкций составляла 6364т. Дворец был построен меньше, чем в 3,5 мес. Каменное здание таких размеров строилось бы годы, а то и десятилетия.

Наиболее значительными мастерами модерна были испанский архитектор - А. Гауди, венский О. Вагнер, бельгийский - В. Вельде и американский - Л. Салливен.

Произведения этих архитекторов отличаются известными противоречиями: при наличии рациональности в композиции и конструктивных решениях в них наблюдаются и черты поверхностной декоративности. Например, Церковь Ла Саграда Фамилиа в Барселоне. Подробнее…

В то же время в работах зодчих можно отметить и вполне определенную тенденцию к постепенному переходу от надуманных, усложненных форм к более логичным конструктивным, чётким и простым.

Примером нового стиля является особняк Тасселя в Брюсселе (архитектор В. Орта), в котором видны типичные для орнаментации модерна детали.

В рассматриваемый период, продолжавшийся до первой мировой войны 1914 -1918 годов, когда определялись принципиальные основы современной архитектуры, работали, кроме зодчих старшего поколения, в числе других крупные архитекторы - француз О. Перре и американец Ф. Л. Райт.

Время их творческого формирования падает на годы до первой мировой войны, они же продолжали работать и после её окончания. Оба по-своему преодолевали воздействие раннего модерна и стремились к созданию лаконичной и выразительной архитектуры, основанной на современных технических средствах.

О. Перре активно применял железобетон. В 1903 году он строит в Париже первый целиком железобетонный дом. Из его произведений времени до первой мировой войны характерен также театр Елисейских полей в Париже (1913 г.).

Ф.-.Л. Райт, отказавшись от декоративности и стилизаций, рассматривал архитектуру как трёхмерное объемно-пространственное искусство. Он призывал также к установлению тесной связи с природой и к максимальному использованию в архитектуре особенностей и возможностей природного окружения. Ф. Райт порицал переуплотненность капиталистических городов и создание сверхвысоких зданий, он культивировал постройку загородных домов типа коттеджей. Архитектура райтовских частных домов обычно определяется как "стиль прерий". Конструктивная разработка зданий, спроектированных Ф. Райтом, основывалась на широком использовании железобетона.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: