В рассматриваемое время возводятся здания самого различного назначения, появление которых вызывалось экономическими и социальными условиями: городские многоэтажные дома доходного типа, универсальные магазины, здания банков, кредитных обществ, вокзалы, промышленные сооружения и другие. Не считая построек утилитарного назначения - фабрик, заводов, складских и портовых зданий, облик которых определялся в основном чисто практическим подходом, все остальные сооружения в той или иной мере украшались посредством привлечения разных мотивов, заимствованных из готики, Ренессанса, барокко, рококо, стилей восточного происхождения и других. В 1840 - 1860-х годах архитектор Чарльз Бэрри совместно с Огастесом Пьюджином построил в Лондоне, на берегу Темзы, огромное здание парламента в стиле английской готики. Сооружение представляет впечатляющую композицию на готические темы: хорошо выработаны детали, высоким качеством отделки отличаются интерьеры, но в целом все это явилось профессионально исполненной, совершенной стилизацией.
В 1830- 1840-х годах в странах Европы - Франции, Германии, Англии и других - появляются многочисленные здания, облик которых в той или иной степени воспроизводит мотивы и формы сооружений флорентийского Ренессанса и других стилей. Подробнее…
В конце 30-х годов XIX в. разразился тяжелый кризис. Для этого периода характерны безработица, массовое снижение заработной платы. В это же время определенную популярность получают идеи утопического социализма. Подробнее…
Некоторые из градостроительных идей утопистов, как мы знаем, нашли осуществление в наше время, другие, возможно, ещё найдут, третьи оказались бесперспективными. Общее же в них, пожалуй, то, что авторы выдвигали идеи архитектурно-строительной рациональности (простоты) в сочетании с функциональными удобствами для жителей этих городов.
Новые требования, предъявляемые к большим городам, способствовали появлению типов зданий, которые не были известны до XIX в., - крытых рынков, универсальных магазинов, выставочных павильонов.
В 1851 г. садовник Д. Пэкстон построил для Всемирной выставки в Лондоне Хрустальный дворец. Подробнее…
Первым случаем широкого применения в архитектуре металлического каркаса здания был построенный в 1843 - 1850-х годах французским архитектором Анри Лабрустом читальный зал парижской библиотеки святой Женевьевы. Подробнее…
Дальнейшее развитие строительства и архитектуры связано с проведением Международной выставки в Париже.
Для этой выставки в центре Парижа по проекту Г. Эйфеля в 1889 году была возведена башня, названная Эйфелевой. На её сооружение потребовалось 15 тыс. металлических частей, высота её - более 312 м. Открывались новые возможности металла.
К этой же Парижской выставке 1889 г. был построен дворец машин, имеющий в плане 421х145 м - самое большое по пролёту стальных конструкций сооружение тех лет; масса его конструкций составляла 6364т. Дворец был построен меньше, чем в 3,5 мес. Каменное здание таких размеров строилось бы годы, а то и десятилетия.
Наиболее значительными мастерами модерна были испанский архитектор - А. Гауди, венский О. Вагнер, бельгийский - В. Вельде и американский - Л. Салливен.
Произведения этих архитекторов отличаются известными противоречиями: при наличии рациональности в композиции и конструктивных решениях в них наблюдаются и черты поверхностной декоративности. Например, Церковь Ла Саграда Фамилиа в Барселоне. Подробнее…
В то же время в работах зодчих можно отметить и вполне определенную тенденцию к постепенному переходу от надуманных, усложненных форм к более логичным конструктивным, чётким и простым.
Примером нового стиля является особняк Тасселя в Брюсселе (архитектор В. Орта), в котором видны типичные для орнаментации модерна детали.
В рассматриваемый период, продолжавшийся до первой мировой войны 1914 -1918 годов, когда определялись принципиальные основы современной архитектуры, работали, кроме зодчих старшего поколения, в числе других крупные архитекторы - француз О. Перре и американец Ф. Л. Райт.
Время их творческого формирования падает на годы до первой мировой войны, они же продолжали работать и после её окончания. Оба по-своему преодолевали воздействие раннего модерна и стремились к созданию лаконичной и выразительной архитектуры, основанной на современных технических средствах.
О. Перре активно применял железобетон. В 1903 году он строит в Париже первый целиком железобетонный дом. Из его произведений времени до первой мировой войны характерен также театр Елисейских полей в Париже (1913 г.).
Ф.-.Л. Райт, отказавшись от декоративности и стилизаций, рассматривал архитектуру как трёхмерное объемно-пространственное искусство. Он призывал также к установлению тесной связи с природой и к максимальному использованию в архитектуре особенностей и возможностей природного окружения. Ф. Райт порицал переуплотненность капиталистических городов и создание сверхвысоких зданий, он культивировал постройку загородных домов типа коттеджей. Архитектура райтовских частных домов обычно определяется как "стиль прерий". Конструктивная разработка зданий, спроектированных Ф. Райтом, основывалась на широком использовании железобетона.