Лекция 19. Архитектура Российской империи второй половины XVIII - начала XIX века. Классицизм

Основные исторические процессы рассматриваемого периода

Русский классицизм - одна из вершин в развитии русского национального зодчества и одна из самых ярких страниц мировой архитектуры и градостроительства.

Архитектура русского классицизма в XVIII - XIX вв. прошла три этапа - раннюю стадию, период строгого стиля и поздний период. Подробнее…

Вторая половина XVIII в. - время утверждения России, как могущественной мировой державы. Победоносная семилетняя война с Пруссией, успешные войны с Турцией и Швецией показывают всему миру непобедимость русской армии и русского флота. Тесная связь с Европой, установленная в петровское время, уже не прерывается. Россия стала одним из ведущих государств в мировом хозяйстве и мировой культуре. В это время развивается и крепнет русская промышленность, быстро растет население городов. Крепнет новая социальная сила - купечество, начинает складываться "третье сословие".

Вместе с тем усиливается эксплуатация труда крепостных. Растёт волна крестьянских восстаний, которые выливаются в грозную крестьянскую войну под руководством Пугачёва, ставящую под угрозу незыблемость крепостнической монархии.

Эта сложная социальная обстановка выдвигает перед дворянством, как господствующим классом, новые политические и идеологические задачи. В передовых кругах русского общества зреет протест против, роскоши и излишеств придворных кругов, против диких форм крепостничества - главного препятствия на пути развития России. На основе "просветительных" идей выдвигается идеал "разумно построенного" дворянского государства. Отвлеченная схема идеализированного государства строится на принципах рационалистической философии с её тяготением к разумности и ясности, порядку и простоте. Всеми этими качествами, по представлениям того времени, обладала античность. Обращение к античности, связанное с появлением и развитием буржуазных отношений, было определенным этапом в развитии большинства стран Европы, но античное наследие каждый народ использовал по-своему, исходя из своих задач, условий исторического развития и национального склада.

Отечественная война 1812 года, усилив патриотические чувства, способствовала дальнейшему развитию русского искусства и архитектуры. В обстановке подъёма национального самосознания в период отечественной войны и обострения классовой борьбы в послевоенное время зрело мировоззрение декабристов - дворянских революционеров, выступающих против крепостничества и самодержавия.

Разгром царизмом декабристов на Сенатской площади 14 декабря 1825 г. и жесточайшая реакция резко ослабили чувства патриотизма и стремление к идеализации действительности, что привело, в частности, к пересмотру художественных концепций в искусстве и архитектуре.

40-е гг. XIX столетия - начало общего художественного упадка русской архитектуры, связанного с развитием капитализма в России.

Строительные приёмы и конструкции

Вторая половина 1760-х и 1770-е годы - период раннего классицизма. В это время пробуждается интерес к пропорциям и средствам ордерной архитектуры, но вместе с тем сохраняется в значительной мере привычка к декоративным, чисто пластическим мотивам и приёмам стиля барокко.

Новые прогрессивные устремления русского дворянства определили в архитектуре пересмотр прежних художественных принципов и обращение к освоению художественных приёмов античной архитектуры. В распространении принципов нового направления в архитектуре и в создании кадров архитекторов значительную роль сыграли учебные центры, существовавший в эти годы в России,- Академия художеств в Петербурге, Партикулярная академия Баженова и основанная в 1775 г. школа при Каменном приказе в Москве.

Высокий подъём русской научной мысли, отличающий это время, сказывается в области строительной техники. Появляются выдающиеся русские изобретатели, среди которых выделяется Кулибин. Его смелые инженерные замыслы (например, в 1776 г. проект деревянного арочного однопролётного моста через Неву с длиной арки в 298 м) нашли отражение в разработанных в эти годы конструкциях, распространившихся и в строительной практике.

Во второй половине XVIII в. получает большой размах строительство каменных и кирпичных зданий. Увеличивается количество частных и казённых кирпичных заводов. Продолжается широкое применение отделочных материалов. Особенное развитие в декоративной обработке зданий получают в это время искусственный мрамор, стекло, гипс. В строительстве монументальных зданий распространяются купольные каменные и кирпичные перекрытия большого диаметра (в здании Сената 24,7 м, в Голицынской больнице 17,5 м и др.). За последние три четверти столетия в мировой строительной практике не было куполов столь значительных пролетов. Пролет купола церкви св. Женевьевы (Пантеон) в Париже (1764 - 1791 гг.) на 4 м меньше купола Сената.

В архитектурном строительстве находят широкое использование железо и чугун для решёток, балконов и оград, а также для опор, перекрытий, различного рода связей и перемычек, что позволяет делать более тонкими стены и увеличивать расстояния между колоннами.

Получают развитие деревянные конструкции из вертикально поставленных стоек (Останкинский дворец и др.), что дает большую свободу архитекторам, позволяя возводить стены неограниченной длины и криволинейные в плане. Следует отметить также распространение для больших пролётов деревянных перекрытий, подвешенных к стропилам. В дворцах и общественных сооружениях начинают применяться деревянные подшивные своды с распалубками. Необходимость стропил для конструкций с подвесными сводами обусловила новые остроумные системы деревянных стропил с большими пролетами (Университет - 30 м, Петровский дворец - 17 м и др.).

По-новому разрешается проблема архитектурной организации города. В проектах генеральных планов и в последующей застройке были выражены основные архитектурные установки в области градостроения, отвечавшие передовым устремлениям эпохи. Проект, прежде всего, должен был удовлетворять требованиям регулярности, т. е. принципам единообразия, согласованности и порядка.

Архитектура второй половины XVIII в. развивалась, в основном, по двум руслам. С одной стороны, шло строительство городов, вызванное ростом городского населения в связи с развитием капиталистических отношений, подъёмом экономической жизни страны, с другой стороны, развивалось усадебное строительство дворянства, освобожденного указом о "вольности дворянства" от обязательной государственной службы.

В больших городах и, в первую очередь, в Петербурге и Москве, сооружаются правительственные и общественные здания, строятся учебные заведения, больницы, богадельни, театры, торговые ряды, пожарные депо и т. п.; в Москве начинается строительство водопровода; воздвигаются мосты; в Петербурге строятся набережные. Вырастает значение рядовой жилой застройки по "образцовым" проектам.

В тесной связи с усадебным и пригородно-дворцовым строительством стоят планировка и строительство парков. На смену регулярным, геометрически распланированным садам и паркам, приходят отвечающие новым устремлениям к "простоте и естественности" так называемые пейзажные сады с павильонами, беседками, скрытыми за группами деревьев на поворотах дорожек, у берегов прудов и извилистых речек. Эти приёмы разрабатываются в усадебных садах и в таких крупных парках, как Павловский под Петербургом и Царицынский под Москвой.

Ведущими мастерами, в творчестве которых происходило становление нового направления русской архитектуры, были Кокоринов, Деламот, Ринальди, А. Квасов, К. Бланк и в своем раннем творчестве Баженов и Казаков.

В XIX русская архитектура прошла веке в основных чертах путь, параллельный развитию зарубежной, западной архитектуры.

Первая треть XIX столетия была временем наивысшего расцвета классической школы в русской архитектуре. Характерную черту монументальных зданий первой трети XIX в. составляет их большая протяжённость по фронту главного фасада, рассчитанная на парадную застройку больших отрезков улиц и целых площадей города; соответственно этому - более крупный, градостроительный масштаб архитектуры этих зданий, композиция которых определялась общим строем архитектурного ансамбля городской улицы или площади.

Новым в приёмах архитектурной композиции этого времени было: свободное использование формы колоннады, портика, арки и их сочетаний в качестве ритмически повторяющихся элементов построения более сложного архитектурного целого; чередование этих элементов с большими участками гладкой стены; расчленение протяженного здания на ряд архитектурных объёмов, широкая творческая переработка классических ордерных форм в сторону большей простоты архитектурного убранства, а также использование форм греко-дорического ордера, что отвечало общей художественной задаче создания "героического" облика архитектуры. Новым было также применение типичной для этого времени единообразной двухцветной, преимущественно бело-желтой окраски фасадов, подчеркивающей в архитектуре этого времени цельность больших ансамблевых композиций, создание новых форм синтеза архитектуры и монументальной скульптуры как, например, использование тематической монументальной скульптуры для венчания зданий (Адмиралтейство, Биржа, Главный штаб), её применение в виде сплошных протяженных фризов (Адмиралтейство), отдельных скульптурных фигур на глади стен, венков, медальонов и т. п., оттеняющих идейно-художественный смысл сооружений; новая триумфальная и героическая тематика декоративной скульптуры.

С 1830-х годов в русской архитектуре, так же как и в западноевропейской, классицизм начинает вытесняться ретроспективными подражаниями историческим архитектурным стилям. Архитекторы преследовали цель - обновить и обогатить арсенал своих средств, но источниками этого обновления они избрали отошедшие в прошлое декоративные формы. Подробнее…

Здания и архитектурные комплексы

Для ранней стадии классицизма характерно архитектурное решение здания Академии художеств (1765 - 1772 гг., арх. Деламот, А. Ф. Кокоринов). Подробнее…

С работами по устройству гранитной набережной Невы и строительством мостов через Лебяжью канавку и Фонтанку связано и сооружение знаменитой ограды Летнего сада со стороны Невы (1773 - 1786 гг.). Подробнее…

Следует отметить наличие в архитектуре русского классицизма особой московской школы, выдвинувшей во второй половине XVIII ряд крупнейших мастеров архитектуры. Наряду с развитием в Москве жилого строительства здесь, как и в Петербурге, начали возводить крупные общественные здания.

К 1760 - 1780-м годам относятся главные произведения замечательного зодчего В. Баженова, и, прежде всего его прославленный проект Большого Кремлевского дворца, не имеющий аналогий в мировой архитектуре и градостроительстве. Подробнее…

Школу В. Баженова, мастера, сформировавшегося в период раннего классицизма, но уже проложившего путь к строгому классицизму 80-х и 90-х годов, продолжал развивать московский зодчий М. Казаков. В многочисленных произведениях архитектора многое восходит к приёмам, утвержденным В. Баженовым, но в целом, его творчество отличается большой строгостью. Крупнейшим сооружением М. Казакова явилось здание Сената в Московском Кремле, имеющее сдержанный, монументальный внешний облик. Подробнее…

В. Баженов и М. Казаков сделали многое для становления своеобразного течения в русской архитектуре, именуемого псевдоготикой XVIII века. По существу то, что называется псевдоготикой, было своеобразным стилистическим явлением, романтической струей в архитектуре, порожденной особенностями развития русской национальной культуры и находившейся в неразрывной связи с допетровской архитектурой XVII века, со свойственной русскому зодчеству живописностью, тягой к своеобразному, яркому и необычному.

Памятники псевдоготики находятся за пределами городов, обычно они включались в парковые комплексы. Подробнее…

Строгий классицизм конца XVIII века (80-е и 90-е годы) дал интересные решения в архитектуре Петербурга. Характерные признаки этого периода развития стиля могут быть выявлены на произведениях И. Старова. В построенных им зданиях основным является компактность композиций.

Произведения другого выдающегося мастера этого периода - Д. Кваренги отличаются также необычайной лаконичностью решений, перенесением главного акцента на ордера, превосходными пропорциями. Д, Кваренги внёс в русское зодчество, которое он сумел оценить и полюбить, высшие достижения западной, итальянской архитектуры и свою горячую приверженность приёмам А. Палладио.

Параллельно с Д. Кваренги в последних двух десятилетиях XVIII века в России работал шотландец Ч. Камерон. Свои архитектурные композиции Ч. Камерон строил на основе античных тем, присоединяя к ним мотивы итальянского Ренессанса. По сравнению с другими мастерами этого периода, его архитектурные решения более декоративны.

Завершающий период в развитие стиля русского классицизма связан с первой третью XIX века. До Отечественной войны 1812 года, явившейся важным этапом в истории России, в частности в её культуре, работали архитекторы А. Воронихин, А. Захаров, Т. де Томон; вместе с ними в монументальном убранстве зданий участвовали первоклассные художники-скульпторы - Ф. Щедрин, И. Прокофьев, С. Пименов и другие.

Выдающимся, замечательным талантливым русским зодчим был А. Воронихин. Центральное его произведение - Казанский собор (1801 - 1811 гг.), сооружение монументальное и величественное, органически вошедшее в ансамбль главной магистрали Петербурга - Невского проспекта. Широко распахнутые дугообразные в плане колоннады, объединенные центральным портиком с фронтоном, стройный легкий купол, венчающий сооружение,- все это исполнено в прекрасных пропорциях и наделено совершенно отработанными деталями.

А. Захаров, современник А. Воронихина, вошел в историю русского монументального искусства прежде всего как автор перестройки всемирно известного уникального здания Главного Адмиралтейства (1806 - 1823). Подробнее…

Тома де Томоном, приехавшим в Россию в 1799 году, был создан один из крупнейших архитектурных комплексов Петербурга - ансамбль Стрелки Васильевского острова с монументальным зданием Биржи (1805 - 1810), двумя ростральными колоннами и полукруглой площадью, ограниченной гранитной набережной со спуском к Неве. Основное и решающее в индивидуальном стиле Т. де Томона - начало монументальности и мужественной суровости, при наличии безошибочного чувства пропорций.

По окончании Отечественной войны строительство ведется как в Петербурге, так и в Москве, нуждавшейся в восстановлении после разрушительного пожара 1812 года.

Ряд градостроительно-архитектурных работ огромного масштаба осуществляет ведущий мастер этого времени Карл Росси.

Под руководством К. Росси сложился творческий коллектив, состоявший из помощников архитектора, инженеров-строителей, живописцев-декораторов, скульпторов, мраморщиков, мебельщиков, паркетчиков, позолотчиков и других мастеров. Это облегчило К. Росси создание больших и ярких архитектурных сооружений, начиная с общей планировки, объемных форм и вплоть до мельчайших деталей убранства интерьера и художественного оформления.

Созданный К. Росси комплекс Михайловского дворца (1819 - 1826 гг.) включает основное здание, фланкирующие его служебные корпуса и большую площадь. Одновременно архитектор спланировал весь прилегающий район города - от Невского проспекта и до Невы. Возник развитый ансамбль, обогативший центр столицы.

Одновременно с Михайловским дворцом в 1820-х годах К. Росси завершает оформление Дворцовой площади. Два симметрично расположенных дугообразных в плане корпуса Главного штаба и Министерств соединяются Триумфальной аркой, увенчанной квадригой работы скульпторов С. Пименова и В. Демут-Малиновского. Вследствие верно рассчитанного пространственного эффекта и выверенных пропорций сооружение производит огромное впечатление. Своим величественным обликом здание Главного штаба отразило героизм русского народа в войне 1812 года.

Черты триумфальной приподнятости, особой мажорности архитектуры - характернейшая особенность стиля позднего русского классицизма. Эти признаки нашли свое отражение и в созданном К. Росси ансамбле Александрийского театра (1827 - 1832 гг.). Сам театр являлся лучшим в Европе того времени по композиционному решению и декоративной отделке. Подробнее…

В архитектуре 30-х - 40-х гг. особое место занимает строительство грандиозного Исаакиевского собора в Петербурге (арх. О. Монферран, 1817 - 1857 гг.). Это произведение было последним, задуманным и осуществленным в духе высоких художественных традиций русской архитектуры первой трети столетия. Подробнее…

В первой половине XIX века большой вклад в русское градостроительство, архитектуру и монументальное искусство был сделан московскими зодчими и художниками, восстанавливавшими Москву после пожара 1812 года, прежде всего - О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьевым. Эти архитекторы проявили исключительное понимание общих вопросов градостроительного порядка, особое чувство ансамбля, умение заглянуть в будущее и представить себе дальнейшее развитие центра столичного города.

Художественно-стилистические средства, используемые О. Бове, Д. Жилярди и А. Григорьевым, в значительной мере являются общими: классицистическая система организации композиции с выделением главного объёма, которому подчинены боковые флигеля, ордерный портик в центре с фронтоном и другие. Для московских зодчих характерна особая пластичность архитектурных форм, относящаяся не только к внешнему, но и внутреннему облику зданий.

Архитектурный облик Петербурга и Москвы первой трети XIX столетия свидетельствует о высоком единстве стиля в русской классической архитектуре этого времени. Вместе с тем в архитектуре обеих столиц отчетливо проявились черты художественного своеобразия, характерные для каждой из них. Подробнее…

В 40-х гг. XIX столетия в русской архитектуре появляются новые качества, предопределённые зарождением капитализма в недрах феодальной формации.

Особенности и достижения архитектуры русского классицизма

1. Подъём русского государства после реформ Петра I вызвал широкий размах строительства, в котором русские зодчие второй половины XVIII в. решали крупнейшие градостроительные и ансамблевые задачи, поставленные развитием государства. В этом строительстве, не имевшем себе равного в других странах того периода, русские зодчие, создавали выдающиеся монументальные произведения и ансамбли, осуществляя в них наиболее прогрессивные приёмы и методы архитектуры своей эпохи.

Русские зодчие, отвечая на конкретные задачи окружавшей их действительности, подняли русскую архитектуру на ведущее место в мировом развитии архитектуры второй половины XVIII в., достигнув в своих произведениях высот классического искусства. Значение русской архитектуры второй половины XVIII в - первой трети XIX в. настолько велико, что это заставляет говорить о русской классической школе в мировой архитектуре второй половины XVIII - начала XIX вв.

2. Русская архитектура второй половины XVIII в. в лучших своих произведениях (особенно в творчестве таких гениальных зодчих, как Баженов, Казаков, Старов) не может быть полностью охарактеризована общепринятым стилистическим понятием классицизма, так как её содержание шире рамок, определяемых его эстетикой. Причины этого лежат в особенностях исторического и социально-экономического процесса развития России.

3. Ведущий характер русской архитектуры этого времени в мировом зодчестве и большие возможности строительства обусловили приток в Россию талантливых архитекторов из других стран. Такие крупнейшие мастера, как Деламот, Ринальди, Камерон, Кваренги и др., не могли найти у себя на родине таких прекрасных условий для применения своих способностей, какие они нашли в России. Даже в передовой для того времени Франции зодчие в конце XVIII в., при крайне ограниченном строительстве, занимались преимущественно академическим проектированием.

4. Новый подход к проблемам градостроительства - одно из главных достижений русской архитектуры XVIII в. В это время было разработано свыше четырёхсот проектов планировки городов. По широте и масштабу эти работы не имели ничего равного себе в архитектуре Западной Европы того времени и намного опередили отдельные разрозненные попытки в этом направлении, предпринятые там лишь в середине и во второй половине XIX столетия. Однако при этом не следует забывать об исторической и социальной ограниченности градостроительства этого времени, проявившейся в том, что множество проектов городов осталось на бумаге, а в осуществленных городах ансамблевая застройка затрагивала лишь их центры, заселенные привилегированными классами.

5. Одной из особенностей развития русской архитектуры второй половины XVIII в. было его многообразие, которое проявилось в различии художественных оттенков, характеризующих местные архитектурные направления в Москве, Петербурге и провинциальных городах. Архитектурные приёмы зодчих Москвы и Петербурга находили применение в большом строительстве провинциальных городов того времени. Эти приёмы использовались местными архитекторами применительно к условиям сложившихся архитектурных ансамблей городов и служили основой формирования местных архитектурных школ. Архитекторы провинции, во многих случаях самородки-крепостные, творчески развивали приёмы народного искусства, обогащая этим общее течение русской классической архитектуры и влияя, в свою очередь, на её развитие в обеих столицах.

Яркими примерами этого служат замечательные архитектурные памятники и ансамбли таких городов, как Тверь, Ярославль, Кострома, Калуга, Екатеринослав (Днепропетровск) и др., а также многочисленные ансамбли загородных усадеб.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: