История деревни Дырпа

Первые упоминания о населенных пунктах данной территории относятся к XVII веку.

Переселение людей в эти края с берегов речки Юмыж (ныне в Балезинском районе) связано с очень интересной историей. Около речки Юмыж каждый год после весенних полевых работ проводили праздник «Гырон быдтон» с молением Ошписиён. Тогда все жители деревни собирались на лугу, резали бычка, варили кашу со свежим мясом. Чтобы урожай уродился, молились Инмару, а после пили брагу и веселились.

Но в один год праздник не удался. Собрали денег и купили большого бычка. На лугу выбрали красивое место, приготовили большие котлы. Но мужики не смогли повалить бычка, он вырвался и убежал. Мужики побежали следом. Перебрались через речку, довольно далеко увел бык мужиков. Догнать удалось только на склоне высокой горы, поймали бычка и тут же зарезали. Мясо забрали с собой и подняли на гору. Место было очень красивое, поэтому назвали Шулдыр гурезь, это место до сих пор так и называется. Отдохнули и пошли обратно домой. Прошли 2-3 км через лес, устали и около речки Дырпа сели отдохнуть. Один из них сказал: «Всё это нести тяжело, голову, шкуру и ноги оставим здесь». Место в лесу, где оставили мясо, назвали Куйыр (в 1935 году лес сгорел, и назвали его Чушкам). Сейчас это очень густой лес. Мужики вернулись домой очень поздно вечером. Поэтому в этот день мясо не варили.

На другой день собрались жители варить кашу и помолиться своим богам. Среди мужчин нашёлся самый смелый, он высказался, что в этом месте счастливой жизни не будет, потому что бык убежал, хлеб не уродится. И поэтому решили место сменить. По этой причине жители, проживающие около реки Юмыж, оставили место и поселились между горкой Шулдырул и речкой Дырпа. Сейчас деревню называют Дырпа. Слово «дырпа» образовано от слова дырты – спеши. В новой деревне построили 20-25 домов. Каждому хозяину дали землю. Выкопали колодец. Люди работали, держали скотину, стали выращивать хлеб. На новом месте год был урожайным. На речке Дырпа построили мельницу. Руководил строительством Максим, поэтому и назвали мельницу Макся.

Мельницы уже давно нет, на её месте остался лишь мост в деревню Сергейпи. Деревня была на ровном месте, а за огородами был глубокий овраг. По оврагу протекал ручей. Овраг назвали Сергей Шур. Народ в деревне был дружным, помогали друг другу. Также проводили праздники. Но и на этом месте не прижились.

Неожиданно из колодца вода стала исчезать. Сергей Шур стал постепенно засыхать. С оврага воду носить тяжело. Что делать? С таким вопросом обращались друг к другу жители деревни. Мужики знали, что в двух километрах есть большой лог. В этом логу было много маленьких родничков. Каждый родник образует маленькую речку. Ближайший родник выходит с сильным журчанием. Этот лог назвали Пеган нюк. Здесь жили сбежавшие из царской армии солдаты. Ночью разжигали костры, готовилиеду, ночевали в шалашах, а днём прятались. Раз они жили в бегах, то и лог назвали Пеган нюк. А сейчас родник называют Конюх Шур, потому что близко к нему была построена конюшня.

Жители деревни провели собрание и постановили, что деревня большая, воды нет, поэтому нужно разделиться по маленьким деревням. Каждый хозяин вправе выбрать себе место. Вот так деревня и распалась.

Многие выбрали себе место около родника, а родник назвали Зок Шур.

В 1902 году деревня разделилась на 5 маленьких деревень.

Первыми поселились около родника Зок Шур семья Помы, поселение назвали по- старому – Дырпа.

Мужик по имени Сергей со своими пятью сыновьями: каждый из них построил себе поселение на правом берегу реки Дырпа. А деревню назвали Сергей Пи. Она и сейчас так и называется, а пишут – Верх-Дырпа.

Вахрушевы и Марковы выбрали себе место на перекрёстке речек Дырпа и Пызеп. Поэтому свою деревню назвали Дырпавож.

Некоторые выбрали себе место около реки Чумо, а деревню назвали Чемошур, по-удмурстки Чуньдинь.

Четыре хозяйства отправились жить около реки Пызеп: деревню назвали Яр ул, потом Ярунь.

Таким образом, деревня Дырпа разделилась на 5 маленьких деревень: Дырпа, Дырпавож, Ярунь, Чумошур и Сергейпи.

В 1902 году в старой деревне осталось 4 хозяйства – это сыновья Исая. Они остались жить на прежнем месте, земли свободной было достаточно, хлеб сеяли на более плодородной земле. За счёт этого они стали жить лучше. Из-за этого у них были конфликты. Через 2 года, перед весенним севом, мужики пошли в старую деревню и поломали печи.

Каждый дом оставили без печей. Толькр после этого сыновья Исая ушли из этой деревни. Обосновались поблизости река Дырпа. Деревню так и назвали Вуж Дырпа. Перед войной там было около 12-15 домов. Председателем деревни был Иванов Арсений Александрович. Разделившиеся деревни стали постепенно расти.

В 1914 году в деревне Дырпа открыли школу. Первым учителем был Александр Артемьевич Горбушин. Люди радовались школе, из всех соседних деревень дети ходили учиться.

В1918 году во время Гражданской войны в школе открыли госпиталь. Врача в госпитале не было, поэтому сёстры старались лечить больных. Погибших солдат хоронили около реки Дырпа, в конце деревни на горке. Это место назвали Китай шай. Еще один страшный след оставила Гражданская война. За огородами стояла большая ветвистая ель. Несколько солдат изнасиловали и повесили на этой ели молодую девушку Настю. Эту ель таки и назвали: Настя Кыз. Кто это сделал: белые или красные, никто уже не помнит.

В 1921 году настали голодные времена. Летом всего один раз прошёл дождь. Урожай не уродился. В марте 1922 года крестьяне уже голодали, питаясь всевозможными суррогатами, мхом, лебедой и бежали в хлебные губернии, а один из жителей, Елизар Алексеевич Марков, в голодный 1921 год поехал в Котлас, работал молотобойцем у кузнеца. За работу кузнец дал ему гречихи. Марков засеял свою землю гречихой. У Елизара Алексеевича урожай удался. Кормил семью блинами и хлебом. Елизар решил открыть кузницу, и в деревне построили общим усилиями. Жизнь стала улучшаться, появились железные плуг, ведра. За работу Елизар брал деньги, старался больше держать скотины. Построил двухэтажный амбар, для того чтобы держать там муку для скотины и хранить хлеб. Новый дом построить не успел, началась коллективизация. В 1929 году 8 хозяйств приняли в колхоз. А дядю Елизара не приняли, сказали, что у него есть кузница, лошадь и хлев. Поэтому прозвали его кулаком. У Маркова весь хлеб вывезли в колхоз, скотину увели, амбар разобрали, построили клуб и сельсовет. Елизар остался без ничего, добрые люди давали Елизару кусочки хлеба и картошку. Так и прожила семья в старом заброшенном доме до 1931 года. Потом приняли в колхоз, потому что другие в кузнице работать не могли. Так для колхоза он стал бороны, плуга. Кроме Елизара было ещё два зажиточных хозяйства. Один из них – Дерендяев Василий, потому что у него была маслобойка. В 1930 году все жители вступили в колхоз. Вначале в колхозе «Дырпа» было 6 бригад, 70 дворов, но в начале войны образовали 3 бригады и назвали колхоз «12 лет Октября». Первым председателем был Марков Гавриил Яковлевич. Умело, понимая свою работу, руководил он в колхозе. Появилась мельница, лесопилка. Гавриил Яковлевич погиб на войне. Погиб и его сын Анатолий. (История записана Екатериной Ефимовной Ивановой, уроженкой деревни Дырпа).

Война тяжёлым бременем легла на плечи деревни. Победа не принесла большой радости, домой вернулись немногие – 70 дырпинцев погибли на войне. Голод и разруха не давали разогнуть спину.

Жизнь наладилась только к середине 50-х годов. В 1955 году в деревне было 72 двора и 394 жителей.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: