Из истории домов, расположенных по улице Театральной

История домов, пожалуй, самая интересная и самая трудная часть в исследовании, касающемся улицы Театральной. На первом этапе изучения необходимо было выявить опубликованные материалы, архивные и другие источники по данной теме.

Историей домов, расположенных по улице Театральной занимались Г.М.Морозова,[14] Е.И.Фридгельм,[15] В.Е.Продувнов [16] и др.

 Весьма любопытными оказались сведения собранные из разных источников о доме №8.

Недалеко от Нового Торга на пересечении с Масленниковской улицей стоял дом купца Г.Ф. Софронова.[17] С лепными украшениями на карнизе и подобием вензеля на фронтоне, он украшал собой перекресток. По давней традиции верхний этаж был жилым, а на первом располагался магазин. А вот воспоминания композитора Серафима Туликова (1914 – 2004), чье детство несколько лет протекало в доме А.И.Шмакова на Кутузовской улице: «Угловой дом в переулок направо и есть бывший Софроновский магазин. Там тогда был Торгсин. Золото сдавали и получали боны, муку.Позднее моя тетка продавала эту муку и высылала мне деньги на учебу в консерватории.…Помню, у стены этого Софроновского магазина, которая  выходила в переулок, мы любили играть в «ключи». Брался ключ, туда заталкивалась сера от спичек. К ключу прикреплялся гвоздь. Затем все это крепилось на веревку. И потом, размахнувшись, об стенку дома – бах!».[18]

Интересно, что в современной Калуге на частично отреставрированной улице Театральной сохранилась стена, о которой идет речь в воспоминаниях С.Туликова.

 А что же касается Торгсина, то по поводу этого учреждения уместно вспомнить доклад, сделанный на 6-й городской краеведческой конференции заведующим отделом ГАКО О.М. Петровой.[19]

С мемориальной точки зрения интересен и дом №9, который был родовым гнездом купцов Раковых. В этом семействе родился еще один известный русский композитор – Николай Петрович Раков.

Отец композитора Петр Степанович в 1894 году, вернувшись из армии, женился на своей невесте Надежде Васильевне Завериной.[20] Поселились они в доме отца мужа - Степана Михайловича Ракова на Облупской улице (ныне улица Театральная, д.9). Это довольно обширный двухэтажный каменный дом, рядом с которым во дворе – сохранившиеся до сего времени складские помещения.

В конце 1894 года у Петра Степановича и Надежды Васильевны родился первый ребенок – дочь Варвара. В 1908 году в семье Раковых было уже пятеро детей: Варвара(1894г.), Владимир(1897 г.), Зинаида (1899г.), Софья (1901г.) и Николай (1908 г.) Рождение последнего ребенка (будущего выдающегося композитора) совпало с началом строительства нового торгового дома в центре Калуги. В 1911 году семья Раковых переехала и жила на втором этаже того же здания, где был их обширный магазин. В октябре 1918 года семью вытеснили новые хозяева – Городской Совет трудящихся. Раковы вернулись в свой старый дом на бывшей Облупской улице.

Дом № 15

 В настоящее время в этом здании находится областная специализированная библиотека слепых им. Н.Островского. В «Домовых листах городских недвижимых имуществах за 1900 год» дом значится за № 187 по Облупской улице и находится во второй части шестого околотка. По данным архивных материалов мы узнаем, что домом владеет мещанин Александр Иванович Шмаков, который получил его по завещанию в 1882 году.[21] Часть дома Шмаков сдавал в наем. Так здесь располагался аптекарский магазин и наемная квартира Иосифа Альфонсовича Шульца. Шульц снимал квартиру и помещение под магазин с 1899 года за 540 рублей.

В доме Шмакова снимал за 200 рублей в год помещение под кондитерское заведение В. И. Кобелев. В документе отмечается, что Кобелев снимал это помещение с 1895 года и намеревался продлить срок аренды до 1907 года. В начале 20 века в Калуге имелось несколько пекарен, производивших знаменитое калужское тесто. В рекламе продукции «Специального заведения Калужского теста В.И. Кобелева» за 1904 год перечислены такие виды теста: «хлебное, с миндалем, лимонное, апельсиновое, ананасное, ореховое, фисташковое, какавное». Известно, что кондитерское заведение В.И. Кобелева было конфисковано в 1921 году.[22]

А теперь вернемся еще раз к воспоминаниям композитора С.Туликова. Композитор Серафим Сергеевич Туликов родился в Калуге 24 июня(7 июля) 1914 года, в семье служащего. В Калуге он прожил 18 лет до своего отъезда в Москву, где поступил на учебу в музыкальный техникум при Московской консерватории.

…В 1918 году отец Серафима неожиданно разводится со своей женой. Вскоре мать с сыном перебираются к своим родственникам, братьям Шмаковым, проживающим в своем доме на Облупской (ныне ул. Театральная, д.15).В то время там жили два брата матери – Иван и Александр, а также бабушка Серафима. В доме одновременно находилась также мастерская братьев Шмаковых по ремонту музыкальных инструментов.[23]

Уникальные сведения сообщает Ю.Зельников в книге о Серафиме Туликове:

…Сейчас шмаковский дом изменен, надстроен.

- А при Вас дом был одноэтажный? – удивляюсь я.

- Одноэтажный, - утвердительно кивает Туликов. (По этому поводу спорили некоторые краеведы, но дом был одноэтажный, что подтверждает архивный документ Ф-58. Оп.2.Ед.хр.266 –М.Е)

Заходим в старый калужский дворик. Серафим Сергеевич пытается определить место, где был тогда вход в дом, так как сейчас, по его словам, вход сделан уже в другом месте.

Стучимся в закрытую дверь библиотеки. Узнав, кто пришел к ним, обрадованные приезду высокого гостя гостеприимные библиотекари охотно пускают нас внутрь помещения. Серафим Сергеевич тут же начинает рассказывать, как все было при нем.

- Здесь была кухня. Няня жила. Тут печка стояла.

- А комната и кровать Ваши, где были? – спрашиваю я.

Композитор оглядывается внутри помещения, вспоминая:

- Спал я.… Сейчас даже трудно сказать где. Вот, наверное, здесь. Да. Здесь передняя была, зальчик небольшой. Там, налево, спальня. Дальше (показывает рукой на сторону улицы Театральной - Ю.З.) была сама музыкальная мастерская «Ремонт, починка». А еще дальше магазин был, где была уже торговля музыкальными инструментами. Там продавали всевозможные балалайки, гитары, мандолины. Теперь все здесь неузнаваемо изменилось, - качает головой композитор. Ничего похожего от того времени не осталось.

- Это был удивительно идиотски выстроенный дом, - убежденно добавляет Туликов. – Ведь здесь Масленниковская улица идет на гору (ныне ул. Дзержинского.- Ю.З.). И задняя часть дома из-за этого уходила в землю. Он просто врастал в нее. Почти погреб получался. Ужасный был дом, затхлый. Для того чтобы войти в него, надо было спуститься по лестнице. И все, кто там жил, болели сердечными болезнями. Видимо как раз от особенностей этого дома и страдали. Так все они здесь и сгасли: три брата, две сестры и бабушка. Они все сгноили себя вот в этом дурацком доме.

Туликов с досадой качает головой.

- У всех у них были ревматизмы, пороки сердца от невыносимой сырости, которую не могли вытянуть никакие печки. Тем более что печка была одна. А разве она могла убрать эту сырость? И Шмаковы, шесть человек, все потеряли здоровье, в особенности – братья».[24]

Дом №17

По архивным материалам в 1900 году этот дом принадлежал крестьянину Петру Васильевичу Афончикову. Владение приобретено им в 1895 году по купчей крепости за 5000 рублей. Застраховано в страховом обществе «Якорь» за 7000 рублей. При помещении на 2-м этаже портновская мастерская Соломона Яковлевича Веркмана, мастерская снята на 12 лет за 216 рублей в год.

Документы указывают также и наличие в доме на первом этаже бараночной пекарни.

На момент 1900 года по принятой нумерации дом значился за номером 189 а.[25]

Дом № 19

Второй дом за номером 189 б (1900 год) принадлежал мещанину Борису Васильевичу Афончикову. Владение приобретено по завещанию 1880 года.[26]

Осенью 1997 года дальняя родственница Б.В.Афончикова Валентина Ивановна Ленина вспоминала: «Борис Васильевич был человек строгий, трудолюбивый, экономный, но в то же время порой взбалмошный очень. Особенно на праздники, Пасху, Рождество, как подвыпьет…Магазин закрывали, праздновали. И тогда он уже начинал бушевать. Разгонял всех своих родных: кто под кроватью, кто в шкафу прятался. Боялись взгляда его одного. Шум-гам был невозможно какой.

Жену (третью уже) он не признавал. Никакие уговоры не признавал. Открывал окно со 2-го этажа, резал подушки и выпускал перо на гуляющую публику. Здесь публика гуляет разряженная, а ей на голову летит перо со 2-го этажа. Дело доходило до полицейского. Полицейский, городовой придет. Никого не слушался. Только одну тетю Дуню, сестру родную. Тоже купчиха была. Она жила на улице Огарева. Только она могла его утихомирить, иначе он бы все разнес. Сын Константин Борисович запрягал лошадь, и скорей галопом к тете Дуне».

О знаменитых баранках Афончикова В. Ленина рассказывала следующее: «Обыкновенное тесто замешивается на дрожжах, дрожжевое тесто. Выдерживается. Потом, смотря, какие они – ванильные, сахарные или с маком. Это уже потом добавляется. И их нужно было обязательно, после того, как разделывали на маленькие круглые бараночки, подержать в кипятке несколько минут, и тогда только выкладывать на противень и держать в печке, лучше в русской печке. Иначе, если их не опустишь в кипяток, они не будут такими рассыпчатыми. Вот это его был секрет».

Колесо истории так повернула жизнь. Купеческий сын стал ломовым извозчиком. А ведь отец его, Борис Васильевич был богат, а даже очень, хотя не был купцом ни 1-ой, ни 2-ой гильдии.

В городе он имел недвижимость не только на Облупской, второй дом с магазином и пекарней находился на Знаменской, с 1918 года именуемой улицей Луначарского. (Лун.,38).

    Магазину на Театральной,19 повезло, его специфику долго сохраняли, что и обессмертило имя Афончикова. В свое время магазин официально назывался Домом Хлеба, где продавали, в том числе и баранки, но не афончиковские, а с конвейера государственных хлебокомбинатов.[27]

Дом № 30

В настоящее время в этом доме находится картинная галерея Л. Климентовской. О музее, о жизни и творчестве художницы прекрасно написала Ольга Шакина, из книги которой и приводится выдержка: ««Незадолго до кончины Людмиле Александровне приснился сон, о котором она рассказала дочери. Художница шла по центру города и оказалась перед «маленьким домиком. Зашла и увидела там «много- много своих картин и очень много хороших людей». Она была жизнелюбивой и мудрой, поэтому не могла просто так уйти от тех, кого любила, кто любил ее. Киногерой Николая Черкасова сказал: «Все остается людям». Так считала и родственница великого русского актера. Людмила Александровна завещала Калуге свои работы и богатейший архив: документы, фотографии, личные вещи. А сон оказался в руку: в центре города, на улице Театральной, на первом этаже старинного особняка, открылась картинная муниципальная галерея заслуженного художника России Людмилы Климентовской. Событие это, если учесть более чем скромное финансирование отечественной культуры, свершилось (26 января 2001 года) в рекордно короткие сроки: еще года не прошло со дня смерти Людмилы Александровны». [28]

Дом №33

На углу улицы Театральной (Облупской) и улицы Дарвина (Архангельский переулок) богатому калужскому купцу И..Х. Билибину принадлежал целый квартал, где губернским архитектором И.Д. Ясныгиным была построена замечательная усадьба. Весь квартал был окружен высокой кирпичной стеной с колонками и железными решетками. По углам поставили круглые башни – ротонды, скрепившие углы и создавшие красивый вид. На сегодняшний день из них сохранились только две. В 1837 году за 72 тыс.рублей этот дом был куплен у Билибиных Калужской епархией для Духовного училища, и оно переехало в него. 1 декабря 1904 г. был освящен училищный храм в честь Гурия Казанского. После закрытия училища храм был переоборудован под актовый зал, на месте алтаря находилась сцена. Здание бывшего духовного училища было возвращено Калужской епархии 3 августа 1995 г. Храм в честь святителя Гурия Казанского был оборудован для богослужения и 25 ноября 1995 г. освящен архиепископом Калужским и Боровским Климентом. С августа 1995 г. в здании бывшего духовного училища с домовым храмом в честь святителя Гурия, архиепископа Казанского, размещается Казанский девичий монастырь. В этом здании находится православная гимназия и Калужское духовное училище.[29] 

Этому особняку очень повезло, так как у него есть свой исследователь – Юлия Пионтковская.[30]

Дом №34

Это знаменитая в Калуге аптека №2.Старинное здание с ажурным чугунным крыльцом до революции 1917 года называли по имени очередного владельца, аптека Асмуса, Фукса, Бромберга. Дом на стрелке был поставлен в конце 18 века для лесного старосты Осипа Сорокина. Короткий переулок, который отходит влево от аптеки – всего один квартал – и назывался в старину Сорокинским. Сейчас это улица Чебышева.[31]

История этого здания с упоминанием архивных материалов хорошо изучена автором статьи, опубликованной в газете «Весть» в июньском номере за 2009 год. Проиллюстрирована статья фотографиями из архива аптеки.[32]

Дом №41

С этим домом произошла весьма занятная история. В известной книге Г.М.Морозовой говорится: « Гостиница «Рига» / в настоящее время - Театральная,41-М.Е./ в начале 19 века была доходным домом архитектора Н.Ф.Соколова. После его смерти в нем было устроено подворье Тихоновой пустыни. В 1876 -1883 годах купец из Риги Карл Давингоф перестроил заведение на свой вкус, назвал гостиницу «Рига», открыл при ней фотографический павильон. Если у Кулона останавливалась респектабельная публика: артисты, ученые, помещики, то «Ригу» облюбовали дельцы, коммерсанты, присяжные, поверенные, коммивояжеры».[33] А в исследовании И.Д. Белова читаем: «Причину ошибочного отнесения Тихоновского подворья к статусу памятника, видимо, надо искать в запутанном адресе комплекса по улице Театральной д.41/8».[34] И далее исследователь аргументированно приводит в порядок все недоразумения, связанные и с бывшей гостиницей «Рига» и с несуществующем ныне Тихоновским подворьем.

 

Улица Театральная только начинает открывать нам свои тайны, и как хотелось бы успеть хоть часть их разгадать.

 


[1] Малинин Д.И. Калуга. Опыт исторического путеводителя по Калуге и главнейшим центрам губернии. Калуга,2004. С.56.

[2] ГАКО. Ф.47.Оп.1.Д.18.КУАК. Протоколы и журналы заседаний.

[3] Единственная и неповторимая: Калуга в старой открытке. Владимир,2002. С.119-120.

[4]Морозова Г.М. Прогулки по старой Калуге. Калуга,1993. С.155.

[5] Калуга в 1912 году: план города. Калуга,1992.

[6] ГАКО. План г. Калуги: составлен по данным съемок Земчасти Горкомхоза 1924 – 1928 гг.

[7] Морозова Г.М. Указ. соч.С.118-119.

[8] Днепровский А.С., Дьяконов М. Калуга//Наука и жизнь. 1972. №1. С.86-96.

[9] Калуга: туристская схема. М.,1989.

[10] Памятная книжка Калужской губернии на 1914 год. Справочный отдел, с.25-27.

[11] Шимин А. Второе рождение улицы//Политическая агитация.1986.№23.С.31-32.

[12] Коробова К. Театральная меняет декорации// Весть.2009. 2 июля. С.18.

[13] Соколова Е. Нулевой километр Калуги «перенесли» поближе к театру//Калуж. перекресток.2009.2-8 сент.С.4.

[14] Морозова Г.М.Указ. соч. С.155-163.

[15]Фридгельм Е.И. Калуга и калужане. Калуга.,1998. С. 63-65.

[16] Продувнов В.Е. Это моя Калуга. Калуга.,2000. С372-373.

[17] Единственная и неповторимая. Указ. соч. С.121.

[18]Зельников Ю. Серафим Туликов: трагедия юности и улыбки судьбы (беседы с глазу на глаз). Калуга.,2004. С.30.

[19] Петрова О.М. Документы «Торгсин» как источники к изучению биографии известных калужан первой половины 30-х годов XX века: по материалам ГАКО.//Калуга в шести веках. Калуга, 2008. С.26-34.

[20] Холопов Ю.В.Из рода Раковых. Калуга.,1994.С.12-40.

[21] ГАКО. Ф.58. Оп.2. Д.266.Домовые листы недвижимых имуществ города Калуги за 1900 год.

[22] Калужское тесто/Сост.В.Фридгельм. Калуга,2001.С.68,71.

[23] Зельников Ю. Мир песен Серафима Туликова. Калуга,1999.С.4-5.

[24] Зельников Ю.Серафим Туликов…С.30-34.

[25]ГАКО. Ф.58. Оп.2. Д.266. Л.96.

[26] ГАКО. Ф.58. Оп.2 Д.266. Л.104.

[27]Сюжет о Б.Афончикове из телевиз. передачи «Губерния»/О.Афончикова,И.Шведов, Н.Цикория. ГТРК, сентябрь,1997.

[28] Шакина О. Калуга – мой музей. Калуга,2006. С.122-124.

[29] Любимая Калуга: набор открыток. Откр.23.Тексты Г.Морозовой и А.Днепровского. Калуга. 2007.

[30] Пионтковская Ю.Е. Старые хранители провинциального быта и их бывшие обитатели//От наших корней – 2: культура и искусство Калужского края в истории России. Калуга,2005.С.23-26.

 

[31] Морозова Г.М. Указ соч.С.163.

[32] Петрова Т. «На стрелке» времен.// Весть.2009. 18июня. С.16.

[33] Морозова Г.М. Указ соч. С.155-156.

[34] Белов И.Д. Об отнесении Тихоновского подворья к памятнику//Калуга в шести веках. Калуга,2005.С.364.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: