Критикуя формализм и абстрактность догматической юриспруденции, социология права претендует на то, что она реалистична. Но как отражается этот реализм в толковании?
1. В этой связи прежде всего приходит на ум юриспруденция интереса— немецкая школа, сложившаяся примерно в то же время, что и социологическая юриспруденция в США. Эта школа была особенно активна в первой трети нашего века благодаря деятельности комментаторов Германского гражданского уложения, объединенных в так называемую Тюбингенскую школу, руководимую Ф. Хе-
жом
24
Юриспруденция интереса выдвинула свой метод толкования, который был направлен на то, чтобы порвать с догматической традицией. Однако эта школа предоставляла судье ограниченную свободу толкования, ибо сохранила требование догматической традиции — выявить прежде всего намерение законодателя. Правда, теперь речь шла о его социологическом намерении. Еще Иеринг подчеркнул «ажную роль борьбы интересов в развитии права, и принцип толкования, предложенный Тюбингенской школой, исходил из этого тезиса. Интерпретатор должен прежде •всего, путем подготовительных работ, определить, какой интерес был решающим в процессе издания закона, а затем исходя из этого интереса и в соответствии с ним объяснить все сомнительные места текста и восполнить пробелы.
Достаточно ли этого, чтобы претендовать на ранг социологии? Если пожелать представить эту теорию в карикатурном виде, можно было бы сказать, что она очень полезна для групп давления, поскольку закрепляет и раз-.вивает их успех.
2. Если реалистическое толкование состоит в том, что- •бы объяснить фактическую жизнь закона, то, очевидно,
недостаточно обращаться лишь к тому, что предшествовав до его принятию. То, что происходило затем, — это тоже,-реальность закона, его применение на практике. И здесь, толкованию помогает спонтанно складывающийся в era-практике обычай. Мы, как это ни парадоксально, пришли* с позиций юридической социологии к принципу, который применялся еще римскими юристами для толкования как; договора, так и закона. В «Дигестах» читаем: «Обычай является лучшим толкователем закона» 23.
Отказаться от обычая было бы, во-первых, нереалистично и, во-вторых, несоциологично, потому что социоло^-гия издавна проявляла интерес к обычному праву. Правда,, социологическое толкование, понимаемое лишь как этот интерес, приняло бы весьма консервативный вид. Однако-* здесь имеются нюансы. Когда судья, толкуя норму, опирается на то, как она ранее применялась судами, то тем., самым он препятствует изменению судебной практики,, что свидетельствует о консерватизме. Но когда судья, толкуя норму, обращается к тому, как она понимается тем,, кто ее реализует на практике (то есть до или совсем без-обращения в суд), то такое обращение к фактическому положению дел может вести и к прогрессивному развитию. Судья может поинтересоваться, например, нотариальной-практикой. Можно дойти и дальше — к непосредственным, участникам правоотношений — неюристам и поставить, вопрос: а как они сами, своими действиями толкуют закон?
3. Социологический реализм иногда понимается слишком узко, а именно как склонность социологии к фактическим ситуациям, которые как живая жизнь противопоставляются оторванным от жизни правовым нормам. Социологическим в этой связи называют такое толкование, которое позволяет защитить фактическую ситуацию. С этой позиции судья прибегает к социологическому толкованию, например, тогда, когда последствия фактического полюбовного прекращения семейных отношений он приравнивает к последствиям юридического расторжения брака, или тогда, когда за женщиной, сожитель которой погиб в результате несчастного случая, признается право требовать, возмещения ущерба, или, наконец, тогда, когда иностранная семья, давно проживающая во Франции, подводится1 под действие французского закона. Однако в отношении многих ситуаций этот критерий не работает. Если взять,, например, спор об отцовстве, то где следует искать под-
313.
линно реалистический критерий: в биологических связях или в фактическом положении вещей? Закон от 3 января 1972 года предусматривает сочетание обоих этих критериев.
; • 9. СОЦИОЛОГИЧЕСКОЕ ТОЛКОВАНИЕ