Тематическое планирование

 

Основное содержание Основные виды учебной деятельности

Что изучает астрономия? (2 ч)

Астрономия, ее связь с другими науками. Раз­витие астрономии было вызвано практическими потребностями человека, начиная с глубокой древности. Астрономия, математика и физика — их развитие в тесной связи друг с другом. Структура и масштабы Вселенной. Наземные и космические приборы и методы исследования астрономических объектов. Телескопы и радиотелескопы. Всеволновая астрономия Поиск примеров, подтверждающих практическую направленность астрономии. Применение знаний, полученных в курсе физики, для описания устройства телескопа. Характеристика пре­имуществ наблюдений, проводимых из космоса

Практические основы астрономии (5 ч)

Звездная величина как характеристика осве­щенности, создаваемой звездой. Согласно шкале звездных величин разность на 5 величин, различие в потоках света в 100 раз. Экваториальная система координат: прямое восхождение и склонение. Использование звездной карты для определения объектов, которые можно наблюдать в заданный момент времени. Высота полюса мира над горизонтом и ее за­висимость от географической широты места наблюдения. Небесный меридиан. Кульми­нация светил. Определение географической широты по измерению высоты звезд в момент их кульминации. Эклиптика и зодиакальные созвездия. Наклон эклиптики к небесному экватору. Положение Солнца на эклиптике в дни равноденствий и солнцестояний. Изменение в течение года продолжительности дня и ночи на различных географических широтах. Луна — ближайшее к Земле небесное тело, ее единственный естественный спутник. Период обращения Луны вокруг Земли и вокруг своей оси — сидерический (звездный) месяц. Сино­дический месяц — период полной смены фаз Луны. Условия наступления солнечных и лунных затмений. Их периодичность. Полные, частные и кольцеобразные затмения Солнца. Полные и частные затмения Луны. Предвычисление будущих затмений. Точное время и определение географической долготы. Часовые пояса. Местное и поясное, летнее и зимнее время. Календарь — систе­ма счета длительных промежутков времени. История календаря. Високосные годы. Ста­рый и новый стиль. Тема проекта или исследования: «Определение скорости света по наблюдениям моментов затмений спутника Юпитера». Наблюдения (невооруженным глазом): «Основные созвездия и наиболее яркие звез­ды осеннего, зимнего и весеннего неба. Из­менение их положения с течением времени», «Движение Луны и смена ее фаз» Применение знаний, полученных в курсе географии, о составлении карт в различных проекциях. Работа со звездной картой при органи­зации и проведении наблюдений. Характеристика отличительных осо­бенностей суточного движения звезд на полюсах, экваторе и в средних ши­ротах Земли, особенностей суточного движения Солнца на полюсах, эквато­ре и в средних широтах Земли. Изучение основных фаз Луны. Описание порядка смены фаз Луны, взаимного расположения Земли, Лу­ны и Солнца в моменты затмений. Анализ причин, по которым Луна всегда обращена к Земле одной сторо­ной, необходимости введения часо­вых поясов, високосных лет и нового календарного стиля. Объяснение причин, по которым зат­мения Солнца и Луны не происходят каждый месяц. Подготовка и выступление с презента­циями и сообщениями

Строение Солнечной системы (7 ч)

Геоцентрическая система мира Аристотеля — Птолемея. Система эпициклов и дифферентов для объяснения петлеобразного движения планет. Создание Коперником гелиоцентриче­ской системы мира. Роль Галилея в становле­нии новой системы мира. Внутренние и внешние планеты. Конфигура­ции планет: противостояние и соединение. Периодическое изменение условий видимости внутренних и внешних планет. Связь синоди­ческого и сидерического (звездного) периодов обращения планет. Три закона Кеплера. Эллипс. Изменение скорости движения планет по эллиптическим ор­битам. Открытие Кеплером законов движения планет — важный шаг на пути становления механики. Третий закон — основа для вычис­ления относительных расстояний планет от Солнца. Размеры и форма Земли. Триангуляция. Гори­зонтальный параллакс. Угловые и линейные размеры тел Солнечной системы. Подтверждение справедливости закона тя­готения для Луны и планет. Возмущения в движении тел Солнечной системы. Открытие планеты Нептун. Определение мас­сы небесных тел. Масса и плотность Земли. Приливы и отливы. Время старта КА и траектории полета к плане­там и другим телам Солнечной системы. Вы­полнение маневров, необходимых для посадки на поверхность планеты или выхода на орбиту вокруг нее. Практическая работа с планом Солнечной системы. Тема проекта или исследования: «Конструирование и установка глобуса Набокова». Наблюдения (в телескоп): «Рельеф Луны», «Фазы Венеры», «Марс», «Юпитер и его спут­ники», «Сатурн, его кольца и спутники» Объяснение петлеобразного движения планет с использованием эпициклов и дифферентов. Описание условий видимости планет, находящихся в различных конфигурациях. Анализ законов Кеплера, их значения для развития физики и астрономии. Объяснение механизма возникновения возмущений и приливов. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач

Природа тел Солнечной системы (8 ч)

Гипотеза о формировании всех тел Солнечной системы в процессе длительной эволюции хо­лодного газопылевого облака. Объяснение их природы на основе этой гипотезы. Краткие сведения о природе Земли. Условия на поверхности Луны. Два типа лунной по­верхности — моря и материки. Горы, кратеры и другие формы рельефа. Процессы формиро­вания поверхности Луны и ее рельефа. Результаты исследований, проведенных автоматическими аппаратами и астронавта­ми. Внутреннее строение Луны. Химический состав лунных пород. Обнаружение воды на Луне. Перспективы освоения Луны. Анализ основных характеристик планет. Раз­деление планет по размерам, массе и средней плотности. Планеты земной группы и планеты-гиганты. Их различия. Сходство внутреннего строения и химиче­ского состава планет земной группы. Рельеф поверхности. Вулканизм и тектоника. Мете­оритные кратеры. Особенности температурных условий на Меркурии, Венере и Марсе. Отличия состава атмосферы Земли от атмосфер Марса и Венеры. Сезонные изменения в атмосфере и на поверхности Марса. Состояние воды на Марсе в прошлом и в настоящее время. Эволюция природы планет. Поиски жизни на Марсе. Химический состав и внутреннее строение планет-гигантов. Источники энергии в недрах планет. Облачный покров и атмосферная циркуляция. Раз­нообразие природы спутников. Сходство природы спутников с планетами земной группы и Луной. Наличие атмосфер у крупнейших спутников. Строение и состав колец. Астероиды главного пояса. Их размеры и чис­ленность. Малые тела пояса Койпера. Плутон и другие карликовые планеты. Кометы. Их строение и состав. Орбиты комет. Общая чис­ленность комет. Кометное облако Оорта. Астероидно-кометная опасность. Возможно­сти и способы ее предотвращения. Одиночные метеоры. Скорости встречи с Зем­лей. Небольшие тела (метеороиды). Метеорные потоки, их связь с кометами. Крупные тела. Явление болида, падение метеорита. Класси­фикация метеоритов: железные, каменные, железокаменные. Практическая работа «Две группы планет Солнечной системы». Тема проекта или исследования: «Определение высоты гор на Луне по способу Галилея» Анализ основных положений современных представлений о происхожде­нии тел Солнечной системы, таблич­ных данных, признаков сходства и различий изучаемых объектов, клас­сификация объектов, определения понятия «планета». Сравнение природы Земли с природой Луны на основе знаний из курса географии. Объяснение причины отсутствия у Луны атмосферы, причин существующих различий, процессов, происходящих в комете при изменении ее расстояния от Солнца. Описание основных форм лунной по­верхности и их происхождения, внеш­него вида астероидов и комет. На основе знаний законов физики объяснение явлений и процессов, происходящих в атмосферах планет, описание природы планет-гигантов, описание и объяснение явлений метео­ра и болида. Описание и сравнение природы планет земной группы. Участие в дискуссии. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними

Солнце и звезды (6 ч)

Источник энергии Солнца и звезд — термо­ядерные реакции. Перенос энергии внутри Солнца. Строение его атмосферы. Грануляция. Солнечная корона. Обнаружение потока солнечных нейтрино. Значение этого открытия для физики и астро­физики. Проявления солнечной активности: солнечные пятна, протуберанцы, вспышки, корональные выбросы массы. Потоки солнечной плазмы. Их влияние на состояние магнито­сферы Земли. Магнитные бури, полярные сияния и другие геофизические явления, влияющие на радиосвязь, сбои в линиях электропередачи. Период изменения солнеч­ной активности. Звезда — природный термоядерный реактор. Светимость звезды. Многообразие мира звезд. Их спектральная классификация. Звез­ды-гиганты и звезды-карлики. Диаграмма «спектр — светимость». Двойные и кратные звезды. Звездные скопления. Их состав и воз­раст. Цефеиды — природные автоколебательные системы. Зависимость «период — светимость». Затменно-двойные звезды. Вспышки новых — явление в тесных системах двойных звезд. Открытие «экзопланет» — планет и планетных систем вокруг других звезд. Зависимость скорости и продолжительности эволюции звезд от их массы. Вспышка сверх­новой — взрыв звезды в конце ее эволюции. Конечные стадии жизни звезд: белые карли­ки, нейтронные звезды (пульсары), черные дыры. Темы проектов или исследований: «Определение условий видимости планет в текущем учебном году», «Наблюдение сол­нечных пятен с помощью камеры-обскуры», «Изучение солнечной активности по на­блюдению солнечных пятен», «Определение температуры Солнца на основе измерения солнечной постоянной», «Наблюдение мете­орного потока», «Определение расстояния до удаленных объектов на основе измерения параллакса», «Изучение переменных звезд различного типа». Наблюдения (в телескоп): «Солнечные пятна» (на экране), «Двойные звезды» На основе знаний законов физики описание и объяснение явлений и про­цессов, наблюдаемых на Солнце. Описание: процессов, происходящих при термоядерных реакциях протон-протонного цикла; образования пятен, протуберанцев и других прояв­лений солнечной активности на основе знаний о плазме, полученных в курсе физики. Характеристика процессов солнечной активности и механизма их влияния на Землю. Определение понятия «звезда». Указание положения звезд на диа­грамме «спектр — светимость» соглас­но их характеристикам. Анализ основных групп диаграммы «спектр — светимость». На основе знаний по физике: описание пульсации цефеид как автоколеба­тельного процесса; оценка времени свечения звезды по известной массе запасов водорода; описание природы объектов на конечной стадии эволю­ции звезд. Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Решение задач

Строение и эволюция Вселенной (5 ч)

Размеры и строение Галактики. Расположение и движение Солнца. Плоская и сферическая подсистемы Галактики. Ядро и спиральные рукава Галактики. Вращение Галактики и проблема «скрытой» массы. Радиоизлучение межзвездного вещества. Его состав. Области звездообразования. Обнаружение сложных органических молекул. Взаимосвязь звезд и межзвездной среды. Планетарные туманности — остатки вспышек сверхновых звезд. Спиральные, эллиптические и неправильные галактики. Их отличительные особенности, размеры, масса, количество звезд. Сверх­массивные черные дыры в ядрах галактик. Квазары и радиогалактики. Взаимодействую­щие галактики. Скопления и сверхскопления галактик. Общая теория относительности. Стационарная Вселенная А. Эйнштейна. Вывод А. А. Фридмана о нестационарности Вселенной. «Красное смещение» в спектрах галактик и закон Хаббла. Расширение Вселенной происходит однородно и изотропно. Гипотеза Г.А. Гамова о горячем начале Вселенной, ее обоснование и подтверждение. Реликтовое излучение. Теория Большого взрыва. Образование хими­ческих элементов. Формирование галактик и звезд. Ускорение расширения Вселенной. «Темная энергия» и антитяготение. Тема проекта или исследования: «Исследование ячеек Бенара». Наблюдения (в телескоп): «Звездные скопле­ния (Плеяды, Гиады)», «Большая туманность Ориона», «Туманность Андромеды» Описание строения и структуры Галактики, процесса формирования звезд из холодных газопылевых об­лаков. Изучение объектов плоской и сфери­ческой подсистем. Объяснение на основе знаний по физи­ке различных механизмов радиоизлучения. Определение типов галактик. Применение принципа Доплера для объяснения «красного смещения». Доказательство справедливости зако­на Хаббла для наблюдателя, располо­женного в любой галактике.  Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними

Жизнь и разум во Вселенной (1 ч)

Проблема существования жизни вне Земли. Условия, необходимые для развития жизни. Поиски жизни на планетах Солнечной системы. Сложные органические соедине­ния в космосе. Современные возможности радиоастрономии и космонавтики для связи с другими цивилизациями. Планетные системы у других звезд. Человечество заявляет о своем существовании. Тема проекта или исследования: «Конструирование школьного планетария» Подготовка презентаций и сообщений и выступление с ними. Участие в дискуссии

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: