Маркетинговая стратегия Газпрома в отношении экспортных операций может быть охарактеризована двумя принципами: долгосрочные контракты и условие «бери и плати». На практике это означает, что, во-первых, Газпром очень не любит заключать краткосрочные соглашения, на срок 1-2 года, потому что это означает необходимость поиска новых клиентов и так далее, зато весьма приветствует контракты от 5 и более (вплоть до 25 лет), которые к тому же заключаются на межправительственном уровне. Во-вторых, условие «бери и плати» выражается в принципе, согласно которому определяется минимальный объем газа, который покупатель обязан оплатить в течение срока действия договора. Тем самым продавец страхуется от слишком незначительных поставок.
Что касается цен на газ для конкретных государств, то вплоть до мирового кризиса 2008 года компания проводила политику по дифференцированному подходу к цене на газ для покупателей в странах СНГ и в странах Европейского Союза. Если до двухтысячных годов ближайшим соседям газ продавался в несколько раз дешевле, чем европейцам, что объяснялось как политическими причинами (с помощью экономических рычагов заручиться политической поддержкой бывших братских республик), так и техническими (особенностями транспортировки газа, наличием доли Газпрома в нефтегазовом секторе той или иной страны), то в последние годы стоимость газа для соседей постоянно растет и приближается к европейским расценкам. Но и для европейских государств цена российского газа различна. И здесь уже нет никакой политической подоплеки, а все дело в стоимости транспортировки по дорогим в эксплуатации сетям низкого давления, а также в прибавлении к стоимости дополнительных налогов. Однако 2010 год ознаменовался тенденцией к снижению газпромовских цен на европейском рынке: дело и в общем понижении мировых цен, и в падении доли Газпрома в связи с обострением конкуренции со стороны, прежде всего Норвегии и Катара (в 2009 году продажи компании в Европу сократились почти на 12%). Так что эксперты предсказывают, что для сохранения позиций на европейском рынке Газпром пойдет на существенное снижение цен, скидка может составить около 20 %.
Задачи
Задача 1. Расчет экспортной цены.
Торговая фирма из Чехии нуждается в закупке комплектов постельного белья с целью их дальнейшей реализации на внутреннем рынке страны с торговой надбавкой 30%.
Торговая фирма, рассматривала предложения различных производителей и выбрала в качестве более выгодных следующие:
· цена 1000 КПБ различного ассортимента со склада в России 836400 рублей
· поправка на количество в виде скидки 3%, поправка на уторговывание – 7%, поправка на условия платежа – 2%
Стоимость банковских услуг 1,58% в день, причем транспортировка товаров из России в Чехию предполагается в среднем 28 дней.
С транспортировкой товара в Чехию связаны следующие расходы:
· экспедиторские расходы из России до Чехии составляют 87342 рублей погрузочно-разгрузочные расходы составляют 13790 рублей
· оформление договоров, таможенной документации 9678 рублей
· величина страховой премии 46000 рублей
Составьте экспортную калькуляцию и рассчитайте розничную цену импортера Чехии.
Решение:
Расчет произведем по следующей схеме:
Отпускная цена со склада в России - поправка на количество - поправка на уторговывание - поправка на условия платежа = наличная сумма экспортера со склада + транспортные расходы = наличная цена импортера + финансовые расходы = цена закупки импортером + торговая наценка импортера = наличная цена импортера
Поправка на количество: 836 400 * 3% = 25092 руб.
Поправка на уторговывание: 836 400 * 7% = 58548 руб.
Поправка на условия платежа: 836 400 * 2% = 16728 руб.
Наличная сумма экспортера со склада:
836 400 – 25092 – 58548 – 16728 = 736 032 руб.
Наличная цена импортера:
Наличная сумма экспортера со склада + транспортные расходы
736 032 + (87342 + 13790 + 9678 + 46000) = 892 842 руб.
Цена закупки импортером = наличная цена импортера + финансовые расходы
836400-98,42%=13215,1
892 842 руб. + (13215,1 * 28 дн.) = 1262865 руб.
Наличная цена импортера 1000 КПБ = цена закупки импортером + торговая наценка импортера
1262865 + 30% = 1641725 руб.
Наличная цена импортера 1 КПБ:
1641725 руб. / 1000 = 1642 руб.
Задача 2. Расчет скользящей цены:
По приведенным данным определить увеличение цены продукции за период, прошедший с момента подписания контракта на поставку объекта до его фактической поставки.
Исходные данные:
Продажная цена объекта на момент подписания контракта – 16000 ден. ед.
Заработная плата работников:
начальная – 1500 ден. ед.,
новая – 1700 ден. ед.
Стоимость сырья:
начальная – 8000 ден. ед.,
новая – 8500 ден. ед.
Удельный вес заработной платы и стоимости сырья в себестоимости соответственно составляют 25 и 40%.
Решение:
Окончательная цена рассчитывается по формуле:
С=Со*(М*m1/m0+К*к1/к0+З*з1/з0+Д), где
С – окончательная цена;
Со – базовая цена;
М, К, З – соответственно доли, которые занимают в цене отдельные со-ставляющие (материалы, комплектующие, заработная плата);
m1, m0, к1, к0, з1, з0 – индексы цен на материалы, комплектующие и заработную плату;
Д – неизменная доля постоянной части цены.
Итак, окончательная цена объекта продажи составляет:
С = 16000 * (0,25*1700 / 1500 + 0,40 * 8500 / 8000 + (1 - 0,25 - 0,40) = 16933 ден.ед.
Итак, в результате изменения заработной платы и цен на материалы цена объекта увеличилась на 5,8 % ((16933-16000)*100/16000).
Задача 3. Структура внутренней цены (зная структуру цены, можно рассчитать все элементы (см. лекции)
Себестоимость изделия (настольной лампы – товар акцизом не облагается) составляет 400 рублей, прибыль – 80 рублей, НДС-18% снабженческо-сбытовая надбавка составляет 80% от торговой, которая составляет 70 рублей.
Определить:
1) норматив рентабельности
2) оптовую цену предприятия без НДС
3) НДС
4) Снабженческо-сбытовую надбавку
5) Розничную цену
6) Структуру цены
Решение:
1) норматив рентабельности
Прибыль / Себестоимость изделия * 100% =
80 / 400 * 100% = 20%
2) Оптовая цена предприятия без НДС:
Себестоимость изделия + Прибыль
400 руб. + 80 руб. = 480 руб.
3) НДС
Оптовая цена предприятия без НДС * ставка НДС
480 руб. * 18% = 86,4 руб.
4) Снабженческо-сбытовая надбавка
70 руб. * 80% = 56 руб.
5) Розничная цена
Оптовая цена предприятия без НДС + НДС + Снабженческо-сбытовая надбавка
480 руб. + 86,4 руб. + 56 руб. = 622,4 руб.
6) Структура цены
Оптовая цена предприятия без НДС:
480 руб. * 100% / 622,4 руб. = 77,12%
НДС:
86,4 руб. * 100% / 622,4 руб. = 13,88%
Снабженческо-сбытовая надбавка:
56 руб. * 100% / 622,4 руб. = 8,99%






