Тема: «Органическая химия»

***

Источники горючих газов были известны в Азербайджане, Иране, Индии, Ираке. Обилие горящих факелов привело к возникновению в этих странах огнепоклонства. Азербайджан в переводе в арабского означает - страна огней. До сих пор сохранились памятники древности - храм огнепоклонников в Сураханах на Апшеронском полуострове, а также храм огня в провинции Пенджаб в Индии.

***

Первые свечи были восковые. Свеча из пчелиного воска могла быть изготовлена самым примитивным способом. Позже воск стали очищать. С Американских континентов в Европу завозился растительный воск. Его применяли для изготовления свечей вместо пчелиного. Но он был гораздо дороже. Нити для свечей проваривали в течение нескольких часов в щелоке, потом промывали водой и отбеливали хлорной известью.

В 1816 году французский химик Шеврель открыл в сале стеариновую кислоту. Вместе с Гей-Люссаком в 1825 году он взял в Англии патент на изготовление стеариновых свеч.

Стеариновые свечи оказались дешевле, но церковь долго не соглашалась заменять восковые свечи на стеариновые, т.к. восковые свечи при сгорании издавали приятный запах. Современные свечи состоят из смеси парафина и церезина.

***

Когда Иисус Христос превратил воду в вино, он не вносил туда какие-то сахара или лактозу, а придавал воде особое свойство - своим присутствием, человеческими эмоциями.

***

Какими красками писали западноевропейские художники Средневековья и Возрождения, византийские и русские иконописцы? Оказывается, до XV века наиболее распространенной техникой живописи была темпера.

Андрей Рублев и Семен Холмогорец, Мазаччо Дюрер, Кранах и Брейгель Старший, Тициан и Рафаэль, как и многие их современники писали темперными красками, для приготовления которых пигменты растирали на различных эмульсиях. Готовые темперные краски можно развести водой, но после их высыхания эта способность растворяться в воде утрачивается.

Свойства темперных красок зависят от характера использованных эмульсий. Классическая яичная темпера недостаточно эластична, это приводит к тому, что при изменении условий окружающей среды (температура, влажность) живописный слой не способен расширяться и сокращаться вместе с грунтом и основой и неизбежно и покрывается сеточкой тонких трещин (кракелюр). Поэтому в старину для повышения эластичности красок применяли различные добавки: итальянские живописцы использовали вино и сок фигового дерева, немецкие - спирт и пиво, содержащее растительную клейковину, русские изографы брали хлебный квас. Названные добавки способствовали также улучшению текучести красок и служили консервантами, т.е. препятствовали развитию процессов гниения.

Технология создания темперного полотна очень сложна. Живопись многослойна, каждый её фрагмент прописывается много раз, и всякий раз необходимо ждать полного высыхания красок. На Руси в технике темперы в старину писали иконы. Икон, относящихся к домонгольскому периоду, осталось немного - около 30. Самая ценная из уцелевших - икона «Апостолы  Петр и Павел» (середина XI века), находившаяся в Новгородском соборе Святой Софии.

Русские иконы обычно писали на сосновых, липовых или еловых досках. Сухие, выдержанные в течение нескольких лет доски скоблили, шлифовали, делали в центральной части углубление-ковчег. На подготовленную доску накладывали кусок холста - поволоку, а на нее последовательно наносили до 10 слоев левкаса (грунта), состоящего из смеси мела, муки и меда, который играл роль связующего. В других случаях в качестве связующего использовали мездровый или рыбий клей. Первый готовили из обрезков кожи животных, второй - из плавательных пузырей осетровых рыб (это сырье содержит белок с относительно небольшой молярной массой, что придает клею необходимые свойства). Рыбий клей всегда был дорог. В средние века новгородские купцы вывозили его за границу в числе самых ценных товаров. Левкас был жидким. Его составляющие растирали так тонко, что после высыхания десяти последовательно нанесенных слоев получалась пленка толщиной около 1 мм. По левкасу писали красками. Здесь также существовал строгий раз и навсегда установленный порядок. Святых изображали в соответствии с канонами иконописных подлинников.

В светской живописи в XV –XVII вв. темпера была вытеснена менее сложной техникой масляной живописи. Однако с середины XIX столетия темпера вновь обрела былую популярность. Ею пользуются и современные художники, в частности миниатюристы старинного художественного центра  России-села Палех в Ивановской области. Здешние мастера, продолжая и развивая традиции русской иконописи, создают великолепные произведения декоративно-прикладного искусства.

Заключение.

В заключении хочется сказать, что на уроках большое значение мы придаем и воспитанию, поэтому, что касается Библии (учебника верующих), то нужно признать – в ней есть много интересных и поучительных легенд и историй, сконцентрировавших в себе предания и опыт многих народов. Особого внимания заслуживают изложенные в Библии нравоучения, реализация которых может и сейчас способствовать нравственному совершенствованию людей любого общества:

· Наставь юношу при начале пути его;

· Милосердный будет благословляем, потому что дает бедному от хлеба своего. Дающий нищему не обеднееет;

· Слушайся отца твоего: он родил тебя; и не пренебрегай матери твоей, когда она и состарится;

· Сеющий неправду пожнет беду. Злые люди не разумеют справедливости. Спешит к богатству завистливый человек;

· Прогони кощунника и удалится раздор, и прекратятся ссора и брань;

Так кто же мы? Откуда мы? Куда идем? За тысячелетия представления людей о собственном происхождении и смысле жизни менялись. Но во все эпохи миллионы находили в религиозных учениях опору и понимание людских путей. Правда и то, что далеко не каждый был готов принять эти объяснения. Некоторые дерзали оспорить истины, завещанные предками и искали собственные ответы на вечные вопросы. Так или иначе религиозные искания, начиная от самых древних, во многом определили пути по которым движется неутомимо стремящийся к осмыслению бытия человеческий дух.

  

 

Литература:

1. Баландин Р. К., Бондарев Л. Г. Природа и цивилизация. Москва, Мысль, 1988 г.

2. Мифы народов мира: Энциклопедия в 2 томах. Москва, Российская энциклопедия, 1998 г.

3. Народы и религии мира: Энциклопедия. Москва, Российская энциклопедия, 1998 г.

4. Соловьев Ю. Н. История химии. Развитие химии с древнейших времен до конца XIX века: Пособие для учителя. Москва, Просвещение, 1983 г.

5. Титова И. М. Вещества и материалы в руках художника: Пособие для учителя. Москва, МИРОС, 1994 г.

6. Шахнович М. И. Приметы и суеверия: Атеистические очерки народных знаний и бытового суеверия. Ленинград, Лениздат, 1984 г.

7. Шульпин Г. Б. Химия для всех. Москва, Знание, 1987 г.

8. Энциклопедия для детей. Том 17: Химия. Москва, Аванта +, 2000 г.

9. Энциклопедия для детей. Том 18: Человек (части 1, 2). Москва,Аванта +, 2000 - 2002 гг.

10. Энциклопедия для детей. Том 19: Экология. Москва, Аванта +, 2001 г.

11. DVD –диск «Вода» (документальный фильм)

 

 

Приложение


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: