Споренкова Валентина Владимировна

Валентина Владимировна Споренкова – образец настоящего безупречного служения своей профессии. Она до сих пор является маяком, на который равняются преподаватели кафедры иностранных языков.

Родилась Споренкова В.В. в Рязани, в семье служащего. Мать, Анна Ивановна, работала инженером-анализатором Московско-Рязанского отделения НОД-2. И то что судьба однажды и навсегда связала ее с железной дорогой неслучайно. Окончив школу, в 1960 году Валентина Владимировна поступила в Рязанский государственный педагогический институт на отделение «Иностранные языки» (английский и немецкий). В 1965 году окончила институт. Стала преподавать в школе. 

В Рязанский железнодорожный техникум Споренкова Валентина Владимировна пришла преподавателем английского и немецкого языков в 1972 г. из Канищевской средней школы, где она работала учителем иностранного языка. Придя в техникум начинающим педагогом, с течением времени Валентина Владимировна стала ведущим преподавателем кафедры иностранных языков, профессиональным педагогом и уважаемым человеком. Валентина Владимировна всегда с ответственностью подходила к любому порученному ей делу.

 На фото: зачет по иностранному языку. Преподаватель В.В. Споренкова.

 

За долгие годы труда она была и заместителем директора техникума по воспитательной работе с 1990 по1996 гг., и заведующим строительным отделением с 1983 по 1987 гг. Всегда умела организовать студентов, увлечь их интересным делом, повести за собой и показать пример. Валентина Владимировна многие годы была педагогом наставником для молодых преподавателей и всегда охотно делилась своим многочисленным опытом. Уроки Валентины Владимировны всегда были методически грамотны, интересны и познавательны как для студентов, так и для преподавателей, проходили на высоком, профессиональном уровне. В 2004 году Валентина Владимировна разработала и провела мероприятие, посвященное творчеству Уильяма Шекспира к юбилею писателя на английском языке. Была творческая атмосфера. Студенты читали отрывки из сонетов Шекспира, монологи из трагедии «Ромео и Джульетта», «Гамлет». Это было яркое, необычное событие в студенческой жизни.

 На фото: творческий вечер на английском языке, посвященный Шекспиру, организованный Споренковой В.В.

 

За достигнутые успехи в труде была награждена Почетной грамотой ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС и ЦК ВЛКСМ. В 1994 году Споренковой Валентине Владимировне присвоено высокое звание «Заслуженный учитель школы Российской Федерации».

В техникуме штатным преподавателем В.В. Споренкова проработала до 2013 года. В общей сложности это 41 год. И поныне она привлекается к преподаванию на договорной основе. Валентина Владимировна – это образец настоящего служения своей профессии, родному техникуму, и эту любовь Валентина Владимировна передала своим детям и внукам.

 На фото: выпускники техникума 1986 года.

 

Она воспитала двух дочерей. Старшая, Марина Валентиновна, окончила техникум в 1984 г. отделение «Промышленное и гражданское строительство». Младшая, Елена Валентиновна, - выпускница 2008 г. отделения «Организация перевозок и управление на транспорте. Внук Никита отучился на отделении «Электроснабжение», а внучка Елизавета– выпускница отделения «Компьютерные сети». Муж, Споренков Валентин Алексеевич, - выпускник 1965 года отделения «Промышленное и гражданское строительство».

Для преподавателей, которые работали с В.В. Споренковой, она навсегда будет примером педагога, преданным своей профессии, техникуму. Это тот ориентир в жизни, на который должны равняться коллеги.

 На фото: коллектив техникума. В.В. Споренкова – стоит во 2 ряду 4-я слева.

 

 

БАМ

 

    Весной 1974 г. в Москве собрался 17 съезд Ленинского комсомола. На съезд приехали лучшие комсомольцы страны и узнали о смелом решении ЦК КПСС — построить в суровой безлюдной тайге железную дорогу.

И ещё узнали о том, что строить невиданную в мире дорогу доверили молодёжи.

- Есть! - ответил Комсомол и объявил строительство железной дороги Всесоюзной Комсомольской Стройкой. Для первого эшелона отобрали только 600 человек и назвали их Всесоюзный Ударный Комсомольский Отряд.

Итак, Всесоюзный Ударный Комсомольский Отряд мчался из Москвы в Сибирь. На станции Тайшет поезд задержался. На этой станции будущие строители БАМа разделились на 2 отряда. Один поехал на восточный участок БАМа, а другой на западный. Оба отряда строителей пойдут навстречу друг другу. Магистраль будет строиться сразу с двух сторон, от Лены к Амуру и от Амура к Лене.

Придёт время — и настанет радостный час: отряды встретятся, вместе уложат последнее звено рельсов.

Именно об этом времени написал Василий Федин в своём сборнике стихов:

 

«Мы рождены на БАМе»

 

...И тайгу вековечную всплеском

Огласят голоса молодых.

И вагоны, гружённые лесом

Зазвенят на маршрутах стальных.

На восток, к океану, к Находке

А на запад к тебе Усть-Илим

И отныне навеки не смолкнет

БАМ и все, что здесь связано с ним.

 

    Кажется, всё это было недавно: и первые комсомольско-молодёжные строительные отряды в глухих таёжных местах, ошеломляюще стремительный рост новых городов и посёлков на пути будущей трассы, и само неумолимое движение её с запада на восток, с востока на запад…

Ещё живет в памяти всенародное ликование: уложено «золотое звено», и первые долгожданные поезда стальным путём идут до самого Амура-батюшки.

Кажется — совсем недавно… И как-то трудно понимается, что это уже наша история, героические страницы её. В народной памяти навсегда останется это славное десятилетие с ёмким именем БАМ.

 На фото: торжественное мероприятие укладки «золотого звена».

 

Трудно переоценить значимость этой магистральной артерии для интенсификации промышленного освоения Сибири и Дальнего Востока, улучшения внешне-экономических связей со странами Тихоокеанского бассейна. Возводимые в зоне БАМа территориально-производственные комплексы стали мощными центрами по добыче угля и газа, нефти и цветных металлов, древесины и строительного сырья, они обеспечили эксплуатацию предприятий нефтехимической, машиностроительной, химической и перерабатывающей промышленности.

Однако любые грандиозные планы останутся не более чем «благими пожеланиями» без основной силы, способной привести в движение новейшие средства производства - человека!

Эта истина универсальна. Но для зоны БАМа она имеет особую значимость. Ведь каждый из этих труднейших километров был отвоеван у тайги и вечной мерзлоты, у горных перевалов и бурных рек. И в каждый вложен вдохновенный труд сотен тысяч людей — от первых изыскателей и проектировщиков до заводчан, изготовивших рельсы, пролётные строения мостов, детали домов. Необычные условия, в которых оказались строители БАМа, высветили и укрепили самое лучшее, самое доброе в человеке, а все ложное и второстепенное отпало. И в какой-то миг трудового энтузиазма вдруг возникал человек невиданной творческой энергии, неизмеримой духовной высоты.

Оценивая сегодня прошлое, настоящее и будущее великого строительства, отдавая дань мужеству и героизму строителей и участников Байкало-Амурской магистрали, Рязанский филиал ПГУПС в ноябре 2019 года провёл фестиваль «БАМ: истории нетленные страницы», посвященный 45-летию начала его строительства.

 Оформление холла техникума к фестивалю «БАМ: истории нетленные страницы».

 

      История нашего учебного заведения неразрывно связана с историей строительства БАМа. В фестивале приняли участие не только студенты, преподаватели, но и строители БАМа.

Почетными гостями стали военные железнодорожники — строители Восточного участка БАМа: Председатель совета ветеранов Рязанского отделения Общероссийской общественной организации «Союз ветеранов железнодорожных войск» Михаил Николаевич Левченко, генерал-майор в отставке, профессор, кандидат технических наук Виталий Алексеевич Сидоров, полковник в отставке Алексей Владимирович Истомин. Многократные лауреаты бамовских фестивалей Виктор Николаевич и Маргарита Николаевна Кибиревы. Они вспомнили незабываемые истории своей юности, создали атмосферу праздника и, конечно же, пели! Программа фестиваля была насыщенной и многогранной: конференция, конкурс плакатов, выступления стройотряда «Политех», студентов медицинского университета, учеников школы №70 города Рязани и студентов и сотрудников филиала. БАМовские стихи и песни стали символами эпохи, в них сохранился дух времени, радость от совершений, биение молодых сердец. Частичку БАМа можно было увидеть и в фойе. Агитационные плакаты, фотографии, предметы антуража создавали настроение, знакомили ребят с БАМовскими буднями и праздниками.

 Концерт, посвященный 45-летию начала строительства БАМ.

 

      В рамках конференции студенты подготовили доклад о строителе довоенного БАМа, выпускнике Рязанского железнодорожного техникума НКПС 1932 года, Егошкине Евгении Ивановиче. Он строил железную дорогу от станции Кангауз до бухты Находка. Егошкин Е.И. стал известным дипломатом, членом Союза журналистов СССР.

Иван Иванович Поляков (выпускник техникума 1945 г., директор 1967-1977 гг.) с декабря 1945 по март 1947 года участвовал в возведении участка Комсомольск – Ургал.

Еще один из самых именитых выпускников - Егорушкин Иван Николаевич, призванный из стен Рязанского техникума в 1942 году в ряды Красной Армии и направленный на учебу в Ленинградское Краснознаменное училище Военных Сообщений имени М.В. Фрунзе. Иван Николаевич прошел большой путь от лейтенанта до генерал-майора железнодорожных войск. В 1974 году командовал 35 железнодорожным корпусом, который начал строительство Восточного участка БАМа. Егорушкин Иван Николаевич является Почётным железнодорожником СССР, Заслуженным транспортным строителем РСФСР. Награжден орденом «Красная Звезда», орденом «Знак Почёта», орденом «За службу Родине 3-й степени». Имеет 26 медалей различного достоинства.

 На фото: Егорушкин Иван Николаевич.

 

Майор в отставке, строитель БАМа, преподаватель техникума (1985-2020) Кудасов Сергей Васильевич, был строителем Восточного участка (Тында — Комсомольск — на — Амуре), Абакан — Тайшет (2-ой путь), Мереть Среднесибирская.

Некоторые преподаватели техникума, работающие в настоящее время, имеют непосредственное отношение к БАМу.

Как известно, студенческие строительные отряды принимали самое активное участие в строительстве БАМа. Так, в июле-августе 1977 года, студент II курса МИИТа, Трунов Юрий, в составе студенческого строительного отряда «Прометей» возводил участок «БАМ-Тында», 97-й километр. Говорить о трудностях Юрий Николаевич не любит. Рассказывает лишь о том, что были необычные условия: жили в палатках, прямо на возводимой трассе, продукты хранили тут-же, в мерзлой земле. Но был юношеский задор и оптимизм, который и помогал преодолеть любые трудности. За свою работу в составе студенческого строительного отряда по возведению БАМа Трунов Юрий Николаевич награжден грамотой «Лучший путеец среди студенческих строительных отрядов».

 На фото: Трунов Юрий Николаевич.

 

       О БАМе и многом, что с ним связано не понаслышке знает и Аккуратнова Светлана Валерьевна. Ведь она прожила с родителями на БАМе с 5-ти до 13 лет, с 1974 по 1982г. Отец Светланы Валерьевны - Аккуратнов Валерий Тимофеевич, подполковник железнодорожных войск, командир механизированного батальона, с 1974 года по 1982 год возводил Восточный участок БАМа. Валерий Тимофеевич участвовал в укладке символического «Золотого звена» магистрали и в торжествах, связанных с этим знаменательным событием. Аккуратнов Валерий Тимофеевич награжден медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». Орденом «За заслуги перед Отечеством 3-й степени». А мама, Аккуратнова Любовь Владимировна, в это же время работала бухгалтером в воинской части и воспитывала двоих детей. Трудностей хватало: жили в вагончиках, во времянках, без электричества, без детских садов. По мере завершения строительства, приходилось часто менять и места жительства и школы, до которых порой добирались за десятки километров. Но, несмотря на это, то время Светлана Валерьевна называет незабываемым, а само строительство мощным и грандиозным. Аккуратнова Любовь Владимировна также награждена медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали». На нашем фестивале она была Почётным гостем.

 На фото: почетные гости фестиваля (в первом ряду слева направо: В.А. Сидоров, М.Н. Кибирова, В.Н. Кибиров, А.В. Истомин, Л.В. Аккуратнова, М.Н. Левченко).

 

БАМ стал, поистине, всенародным проектом, ведь за всю его историю его участниками стали около двух миллионов человек.

Потом, уже в 90-е, казалось, что вот-вот по нему проедет последний поезд. Но смутное время пережили, и сейчас БАМ переживает второе рождение.

      Говоря о перспективах развития БАМа следует сказать о том, что сегодня БАМ наращивает пропускную способность — он снова востребован!

И здесь нельзя не отметить вклад выпускника нашего учебного заведения 1967 года, Сазонова Владимира Николаевича, бывшего в 2002г. заместителем Министра путей сообщения России, а с 2003г. по 2006г. Вице-Президентом ОАО»РЖД» в решение вопроса о необходимости ускорения реконструкции и модернизации Восточного полигона и БАМа. «Необходимо более интенсивно и активно внедрять научные достижения. Особенно в реконструкции участков, расположенных на вечной мерзлоте. Требуется принимать решения по снижению негативного воздействия на железнодорожный путь и искусственные сооружения. Соответствующие разработки велись в СССР, продолжаются и сейчас, но они должны реализовываться», - говорит Владимир Николаевич.

 На фото: Сазонов В.Н.

 

    Сегодня растёт грузооборот, строятся вторые пути и тоннели, новые инфраструктурные объекты БАМа, идёт реконструкция существующих.

Но БАМ — это не только железные магистрали, это пути становления личности, это пути зарождения и укрепления высокого чувства ответственности перед историей: и прошлым и будущим.

Проведя фестиваль, посвящённый 45-летию начала строительства БАМа, у нас появилась надежда, что связь поколений не прервётся; а историки будущего поставят БАМ в один ряд с такими шедеврами инженерной мысли, как римские акведуки и Великая китайская стена. БАМ достоин этого!

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: