Проблемная ситуация для детей старшего дошкольного возраста

Исследования величин «Измерь мост шагами»

Цель: показать на многочисленных примерах соответствие (числа и размера мерки и т.д.) в процессе измерения величин.

Задачи:

- способствовать пониманию детьми условий, при которых имеет место определенное соотношение между компонентами измерения;

- сформировать общее представление о зависимости между величинами в процессе измерения.

Этапы реализации проблемной ситуации «Измерь мост шагами»: ощущение трудности: почему получилось разное количество шагов (10 и 5); обнаружение и определение двух вариантов: либо герои измеряли разные дорожки, либо у одного героя большие шаги, а у другого - маленькие; выдвижение возможного замысла и разрешение: дети замечают разницу в мерках-шагах героев. Рассуждают, что у одного героя большие шаги - их получится меньше, а у второго героя - маленькие шаги, поэтому их получится больше; формулирование вывода, следующего из предполагаемого решения: чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число; последующие эксперименты: предлагаются упражнения на измерение длины и ширины комнаты, ковра и т. д.

Проблемная ситуация «Измерь мост шагами»

Малыш и Карлсон решили узнать длину моста и стали измерять его шагами. Карлсон сообщил Малышу, что длина моста - 5 шагов. Малыш удивился, ведь у него получилось, что длина моста равна 10 шагам.

Вопрос: Почему получилось разное количество шагов (10 и 5)?

Предположения:

· малыш и Карлсон измеряли разные дорожки.

· у Карлсона большие шаги, а у Малыша - маленькие.

Первое предложение отклоняется, поскольку по условиям задачи измеряется одна дорожка, следовательно, это предложение не правильное. Обсуждая второй вариант ответа, дети отмечают разницу в мерках – шагах длиной дорожки, размером шагов и результатом.

Далее педагог обращает внимание на связь количества и размера шагов. Дети рассуждают: «У Карлсона большие шаги их, получается, пять, а у Малыша маленькие шаги, поэтому их «уложилось» больше - десять». Выявленная закономерность формулируется вместе с педагогом.

Вывод: При измерении одинаковой величины, разными условными мерками - чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число.

Закрепление материала: Выполняются практические упражнения: измерение длины и ширины групповой комнаты, ковра, спальни.

Для измерения объектов используются разные мерки. Дети очень любят измерять при помощи стоп, шагов, локтя, руки, пальца.

Выводы: На основе измерения проявляется возможность познакомить детей - дошкольников с некоторыми математическими связями, зависимостями и отношениями. Дошкольник вместе с педагогом приходит к выводу, что при измерении одного и того же объекта, разными мерками - результаты получаются разные (чем больше мерка, тем меньше число, и, наоборот, чем меньше мерка, тем больше число).

Как можно заметить, эти математические закономерности не лежат на поверхности, их поиск и осознание требуют активной работы мысли. Современными исследователями было доказано, что освоение этого материала в наибольшей степени влияет как на математическое, так и на общее развитие дошкольника.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: