Значение проблемных ситуаций в методике обучения измерению длины с помощью условной мерки

 

Предварительная работа

Готовность детей к обучению измерению протяженности оп­ределяется их умениями:

· выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;

· считать;

· пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров и др.

Методика обучения

Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направ­ленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).

Этапы обучения:

1. пояснить смысл и значение измерительной деятельности;

2. сообщить сумму правил;

3. упражнять для практического овладения приёмами работы.

Варианты введения измерения: экскурсия в магазин - проблемная ситуация - подготовка к школе.

Правила измерения протяженности:

1. выбрать целесообразную мерку;

2. определить точку отсчёта и направление измерения;

3. приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку;

4. приложить мерку к отметке ещё раз и так по всей протяженности;

5. сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок;

6. сказать, что и чем измерено, и каков результат.

Замечание: вначале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.

Фрагмент:

- вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (покрыть его клеенкой);

- клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (измерить длину и ширину стола);

- чем можно измерить длину и ширину стола? (полоской, палочкой,...);

- измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину - треугольниками;

- какие предметы нам необходимы для работы? (мерка, круги, треугольники, мел, ножницы).

Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.

Что мы измерили? (длину и ширину стола);

Чем мы измеряли? (полоской.);

Какой результат получили? (длина - 5 мерок, ширина 3 мерки.);

Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (положить клеенку на стол).

Усложнения:

1. измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количе­ство отложенных мерок»);

2. измерение с остатком. («Длина стола - 5 мерок с полови­ной» или «5 мерок и еще вот столько»);

3. обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины);

4. измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо из­мерять их одинаковыми мерками).

Ошибки детей:

· неправильно устанавливают точку отсчёта (не от самого края);

· мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях);

· при измерении без фишек забывают считать мерки;

· при измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок.

Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и ис­правлению ошибок:

- кто заметил ошибку?

- как ее исправить?

- как измерить правильно?

Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: