Предварительная работа
Готовность детей к обучению измерению протяженности определяется их умениями:
· выделять, называть и сравнивать длину, ширину, высоту предметов;
· считать;
· пользоваться условной меркой, равной одному из сравниваемых параметров и др.
Методика обучения
Обучение проводится в подготовительной группе (можно раньше) на различных вариантах заданий, упражнений, игр, с использованием разнообразных бытовых ситуаций. Необходимо, по возможности, предавать деятельности практическую направленность (покрыть стол клеенкой, отрезать ленту нужной длины и т. п.).
Этапы обучения:
1. пояснить смысл и значение измерительной деятельности;
2. сообщить сумму правил;
3. упражнять для практического овладения приёмами работы.
Варианты введения измерения: экскурсия в магазин - проблемная ситуация - подготовка к школе.
Правила измерения протяженности:
1. выбрать целесообразную мерку;
2. определить точку отсчёта и направление измерения;
3. приложить мерку к началу протяженности, сделать отметку другого конца, напротив мерки поставить фишку;
|
|
4. приложить мерку к отметке ещё раз и так по всей протяженности;
5. сосчитать количество фишек и назвать количество отложенных мерок;
6. сказать, что и чем измерено, и каков результат.
Замечание: вначале мерка должна укладываться целое число раз. Важно обратить внимание на переход от числа фишек числу выложенных мерок и сделать правильный вывод. Можно не использовать фишки, а выкладывать вдоль всей протяженности полоски одинаковой длины.
Фрагмент:
- вечером мы будем рисовать красками. Что надо сделать, чтобы не испачкать стол? (покрыть его клеенкой);
- клеенка находится в большом рулоне. Нам нужно отрезать небольшой кусок. Что нужно сделать, чтобы он подошел к столу? (измерить длину и ширину стола);
- чем можно измерить длину и ширину стола? (полоской, палочкой,...);
- измерять будем вот этой полоской. Длину отмечать кружками, а ширину - треугольниками;
- какие предметы нам необходимы для работы? (мерка, круги, треугольники, мел, ножницы).
Воспитатель объясняет правила измерения. Затем вместе детьми измеряет длину и ширину стола, отмеряет и отрезает клеенку, обсуждая действия и результаты работы.
Что мы измерили? (длину и ширину стола);
Чем мы измеряли? (полоской.);
Какой результат получили? (длина - 5 мерок, ширина 3 мерки.);
Как проверить, правильно ли мы померили и клеенку? (положить клеенку на стол).
Усложнения:
1. измерение без фишек. («Взрослые сразу считают количество отложенных мерок»);
2. измерение с остатком. («Длина стола - 5 мерок с половиной» или «5 мерок и еще вот столько»);
|
|
3. обсуждение: «На что показывает число?» (Длина больше ширины);
4. измерение разными мерками и обсуждение результатов. (Чем больше мерка, тем меньше число получится, при этом сама величина не изменяется. Для сравнения двух предметов надо измерять их одинаковыми мерками).
Ошибки детей:
· неправильно устанавливают точку отсчёта (не от самого края);
· мерка перемещается произвольно (прикладывается не к самой отметке, сдвигается в разных направлениях);
· при измерении без фишек забывают считать мерки;
· при измерении несколькими мерками пропускают начальный отрезок.
Замечание: полезно приобщать детей к нахождению и исправлению ошибок:
- кто заметил ошибку?
- как ее исправить?
- как измерить правильно?
Можно предложить детям домашнее задание: «Измерьте дома длину и ширину стола, подоконника».