Ход беседы
I. Организационный момент.
Психологический настрой «Всё в твоих руках».
Воспитатель. Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?», а сам думает: «Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках».
II. Сообщение темы и цели беседы.
Воспитатель. В наших руках наше здоровье. Сегодня мы должны вспомнить правила ЗОЖ и определить, можем ли мы соблюдать эти правила, а значит, зависит ли наше здоровье от нас самих. Путешествие будет проходить под девизом: «Быть здоровым хорошо – нездоровым плохо!».
- Какие вы знаете выражения, связанные со здоровьем?
Закончи пословицы.
В здоровом теле… (здоровый дух).
Богатство - на месяц, здоровье … (на всю жизнь).
Береги платье снову, а … (здоровье смолоду).
Здоровье дороже … (денег).
Моё здоровье … (в моих руках).
|
|
III. Работа над темой беседы.
Воспитатель. В старину говорили: «Здоровье приходит золотниками, а уходит пудами». Золотник – это примерно вес одной монеты, а пуд – шестнадцать килограммов. Это значит, стать здоровым можно постепенно, а потерять здоровье можно сразу. Плохое здоровье – это причина отставания в росте, слабой успеваемости, плохого настроения. Здоровье – одна из главных ценностей жизни человека, его богатство. Один из древнейших философов сказал так: «Ни богатство, ни слава не делают человека счастливым. Здоровый нищий счастливее больного, но богатого короля».
- Как вы считаете, прав ли философ?
- Почему?
- Каждый человек с детства должен заботиться о своём здоровье.
-Скажите, что же такое здоровье и от чего зависит наше здоровье? (Высказывания воспитанников).
Правило – ОТКАЗ ОТ ВРЕДНЫХ ПРИВЫЧЕК
Воспитатель. Что мешает нам всем расти здоровыми? (Вредные привычки).
У нас их, конечно, у всех много: когда нужно учить уроки, а мы не можем оторваться от интересного фильма, врач запрещает есть шоколадные конфеты, а мы их всё равно едим. С этими привычками человек может справиться сам. А вот у человека, который начал курить, появляется более серьёзная привычка (зависимость) от сигарет, точнее от веществ, содержащихся в табаке – это никотин, угарный газ, табачные смолы.
Анализ ситуации.
Послушайте рассказ и помогите герою разобраться в его проблеме.
У меня есть два друга: Коля и Толя. Коля очень самостоятельный. Он последнее время стал курить и выглядит теперь как взрослый. Девчонки на него обращают внимание. Но я слышал, что это вредно: в сигаретах есть яд, он отравляет весь организм. Курящие люди чаще болеют и чаще умирают.
|
|
А Толя не выглядит так модно, как Коля с сигаретой. Но Толя зато всегда бодрый, весёлый и сильный. Он занимается спортом.
А я всё думаю, что мне делать: закурить, как Коля, или спортом заняться как, Толя?
А какое место выбираете вы? Рядом с Колей или Толей? Почему?
Никотин отрицательно влияет на работу сердца – оно быстро изнашивается.
Угарный газ затрудняет доступ кислорода в организм.
Табачные смолы засоряют лёгкие.
От курения желтеют зубы и появляется дурной запах изо рта.
Не берите в рот сигарету, не спешите привыкать к вредным привычкам!
- Что происходит, если кто-то курит, а вы находитесь рядом? (Вдыхаем часть дыма.)
- Что нужно сделать в таком случае? (Отойти в другое место.)
- Помните мудрые слова: Дым вокруг от сигарет –
Мне в том доме места нет.
Алкоголь. Он не менее вреден, чем курение. От него страдают все внутренние органы, особенно мозг. Это приводит к тому, что человек глупеет, теряет ум – разум.
Наркотики. Часто называют «Белой смертью». Чем раньше человек привыкает к ним, тем раньше умирает.
Нет никакой смелости в том, чтобы пробовать наркотики, алкоголь, закурить.
А вот если человек сумел в компании отказаться от этого, значит у него, действительно, есть смелость и воля.
«Телевидеомания», «Компьютеромания» -болезнь века.
Воспитатель. Какие занятия лучше предпочесть этим вредным привычкам?
(Занятия спортом, физкультурой, играми на свежем воздухе, полезным трудом).
Правило – РЕЖИМ ДНЯ
Воспитатель. Отгадайте загадки и по первым буквам ответов соберите второй секрет.
· Целых 25 зубков
Для кудрей и хохолков.
И под каждым под зубком
Лягут волосы рядком. (Р асчёска)
· Исполнитель песни «Улыбка» («От улыбки…»). (Е нот)
· Завязал глаза я Юрке –
Мы играем с братом в … (Ж мурки)
· Птичка-невеличка носиком нырнёт,
Хвостиком вильнёт, дорожку проведёт. (И голка)
· Гладко, душисто,
Моет всех чисто.
Нужно, чтоб у каждого
Непременно было
Для рук и для тела –
Душистое … (М ыло)
· Вот какой забавный случай!
Поселилась в ванной туча.
Дождик льётся с потолка
Мне на спину и бока.
До чего ж приятно это!
Дождик тёплый, подогретый,
На полу не видно луж.
Все ребята любят… (Д уш)
· Всю жизнь ходят, а обогнать друг друга не могут. (Н оги)
· Если б не было его, не сказал бы ничего. (Я зык)
- Прочитайте секрет. (Режим дня)
- Как вы понимаете, что такое режим дня? (Распорядок дня.)
1. Достаточный сон (9 – 10 часов), ложиться и вставать строго в одно и то же время.
2. Регулярный приём пищи.
3. Определённое время выполнения домашнего задания.
4. Определённое время отдыха на воздухе, для творческой деятельности, свободных занятий и помощи семье.
Правило – ПРАВИЛЬНОЕ ПИТАНИЕ
Воспитатель. Наша пища должна быть разнообразной. Старайтесь есть в одно и тоже время. Утром перед школой обязательно завтракайте. Ужинайте не позже, чем за два часа до сна. Есть надо в меру, чтобы животы не болели. Из-за стола нужно выходить «с лёгким чувством голода».
- Какие продукты полезны для здоровья?
- Какие продукты вредны для здоровья?
Игра «Что разрушает здоровье, что укрепляет».
Воспитатель. Выбери из перечисленного полезные продукты. Если услышите полезный продукт, хлопайте в ладоши; если назову продукт, который не является полезным, хотя он и вкусен, топайте. Итак:
Рыба, кефир, геркулес, чупа-чупс, подсолнечное масло, зефир, морковь, лук, капуста, яблоки, груши, чипсы, пепси, фанта, рыба, жирное мясо, огурцы, торты, «сникерс», конфеты, сало, клюква, сыр и т.п.
Воспитатель. Почему мы называем одни продукты полезными, а другие неполезными? (Одни продукты содержат витамины, а другие нет.)
|
|
- Что такое витамины?
Витамины – это вещества, необходимые для поддержания жизни. Слово «витамин» образовано от латинского слова, что в переводе означает «жизнь». Ещё в конце 18 века было обнаружено, что с помощью свежих фруктов и овощей такая опасная болезнь, как цинга, полностью излечивается. Учёным понадобилось 100 лет, чтобы открыть причину этого явления: оказывается, свежие овощи и фрукты содержат витамины. Чтобы в нужном количестве получить эти вещества, необходимо питаться разнообразной пищей. Употребляйте как можно больше фруктов и овощей. Какие витамины вам знакомы?
Витамин А – это витамин роста. Ещё он помогает нашим глазам сохранять зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зелёном луке, шпинате, салате.
Помни истину простую –
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин В1 и В2 - при их нехватке образуются трещинки и язвочки в уголках рта, шелушение кожи … Их можно найти в хлебе, кашах, молоке, твороге, сыре, яйцах.
Витамин С. Я прячусь в чесноке, капусте, луке, в других овощах, фруктах, ягодах. Если не хватает данного витамина, организм перестаёт сопротивляться простудным и инфекционным заболеваниям, снижается иммунитет.
Во саду ли, в огороде
Вы меня всегда найдёте.
А кто летом в лес пойдёт,
Тот в корзине принесёт.
И ещё один секрет: его очень много в чёрной смородине. Эта ягода спасает нас не только от простуды, но и от малокровия.
Витамин Д. Я сохраняю вам зубы. Без меня зубы человека становятся мягкими и хрупкими, вызывает замедление роста и такую болезнь, как рахит. Меня можно найти в молоке, рыбе, твороге, сливочном масле, сельди, печени, яичном желтке. А ещё для хорошего роста необходимо солнышко.
Воспитатель. Какие же правила питания вы усвоили?
Помните золотые правила питания:
· Главное – не переедайте.
· Ешьте в одно и тоже время простую, свежеприготовленную пищу, которая легко усваивается и соответствует потребностям организма.
|
|
· Тщательно пережёвывайте пищу, не спешите глотать.
Пренебрежение правилами приёма пищи может стать причиной различных болезней желудка, печени, кишечника. Пагубная привычка есть наспех, кое – как пережёвывая пищу, не ощущая вкуса и не получая удовольствия от еды, наносит вред здоровью.
правило – ЗАКАЛИВАНИЕ
«Если хочешь быть здоров – закаляйся».
Воспитатель. Приносит ли закаливание пользу укреплению и развитию внутренних органов человека? (Высказывания воспитанников.)
Закаливание проводится с помощью воздуха, воды и солнца. Закаливать свой организм нужно постепенно, но настойчиво. При этом укрепляется не только здоровье, но и сила воли. Закалённый человек без вреда для здоровья переносит и ветер, и холод, почти не болеет простудными заболеваниями.
- Как человек может закаливать организм?
- Важно помнить, что закаливаться нужно постепенно, плавно.