Классификация Дружинина В.Н

Вариант 1

1. Дайте классификацию методов психологического исследования

2. Напишите краткое эссе на тему «Любовь как основа семейного благополучия»

 

1. Методы психологии Ананьева Б. Г.

Классификация методов психологического исследования использует разные основания, различные психологические направления и школы неодинаково трактуют методы и методики. Развернутая и многоплановая классификация методов исследования в психологии была сформирована классиком отечественной психологии Б. Г. Ананьевым. В соответствии с использованием на разных стадиях исследования он выделил несколько групп методов:

1. Организационные методы психологии, которые являются основной исследования в целом, всей его методологии. Сюда можно включить:

o сравнение, которое имеет различные варианты (сопоставляться может, например, результат нескольких испытуемых, групп, производится сравнение показателей, которые можно получать по одинаковым (или различным) методикам в рассматриваемые промежутки времени (например, поперечные срезы);

o лонгитюдный метод, который построен на длительном по времени отслеживании психического развития, изменения одинаковых параметров у одной и той же группы. Он представляет собой «продольный срез» во времени, который аналогичен логике формирующего исследования;

o комплексный метод, заключающийся в системе двух предыдущих способов познания, в междисциплинарном характере подходов, методов и методик.

2. Эмпирический метод, посредством которого добываются факты, проводят само исследование. Эти методы – самая обширная и разветвленная группа.

3. Обработка полученных результатов в виде органичного единства количественного и качественного, статистического и содержательного анализа. Этот метод всегда творческий, поисковый процесс, который предполагает выбор максимально адекватных и чувствительных математических средств.

4. Интерпретационные методы, концентрирующиеся на теоретическом объяснении, психологической трактовке исследуемого явления или свойства. Здесь всегда есть комплексный (в виде системы) набор соответствующих вариантов генетического, функционального и структурного метода, которые замыкают общий цикл психологического исследования.

С точки зрений Б.Г. Ананьева, методами психологического исследо­вания являютсясистемами операций с психологическими объектами и вместе с тем гносеологическими объектами психологической науки.

Рассматривая проблему применения эмпирических методов в психологии (если следовать требованиям системного подхода), нужно начать с определения их места в системе психологических методов. Можно выделить, по крайней мере, пять уровней:

1. Уровень методики.

2. Уровень методического приема.

3. Уровень метода (эксперимент, наблюдение и ар.).

4. Уровень организации исследования.

5. Уровень методологического подхода.

Правда, термин "метод" может применяться к любому из уровней. Например, в психофизике есть метод средней ошибки, метод границ; в психодиагностике – про­ективный метод (уровень 2); в психосемантике говорят о методе семантического дифференциала и о методе репертуарных решеток (уровень 1), в психологии разви­тия обсуждают психогенетический метод и его разновидности – близнецовый ме­тод (уровень 4).

Приведенное уровневое деление способов, применяемых в психологическом ис­следовании, близко к тому, которое предложил Г.Д. Пырьев, разделив "методы" на:

I. Начальная версия:

1. собственно методы (наблюдение, эксперимент, моделирование и пр.);

2. методи­ческие приемы (методики);

3. методические подхо­ды (генетический, психофизиологиче­ский и пр.).

II. Последовавшая версия:

1. самостоятельные (наблюдение (объективное и субъективное), эксперимент, моделирование, психологическая характеристика);

2. вспомогательные (математический, графический, биохимический, специальные методические подходы (генетический, сравнительный);

3. специальные методические приемы (генетический, сравнительный).

С.Л. Рубинштейн в "Основах общей психологии" (1946) в качестве главных психологических ме­тодов выделил:

1. наблюдение ("внешнее" и "внутреннее" – самонаблю­дение);

2. экспери­мент (лаборатор­ный, естественный и психолого-педа­гогический, физиологический эксперимент в его основной модификации (метод ус­ловных рефлексов);

3. приемы изучения продуктов дея­тельности;

4. беседа;

5. анкета как метод.

Классификация Дружинина В.Н.

1. эмпирические – при которых осуществляется внешнереальное взаимодействие субъекта и объекта исследования;

2. теоретические – когда субъект взаимодействует с мысленной моделью объекта (точнее – предметом исследования);

3. интерпретация и описание

Общая характеристика эмпирических методов в психологии (наблюдение, опрос, эксперимент, тестирование, анализ продуктов деятельности, проективный метод и др.).

- Наблюдением называется целенаправленное, организованное восприятие и регистрация поведения объекта. Наблюдение в психологии выступает в двух основных формах – как самонаблюдение, или интроспекция, и как внешнее, или так называемое объективное, наблюдение. Различают несистематическое и систематическое наблюдение.

- Метод опроса – (беседа, интервью, анкета) - это метод сбора первичной информации.

Специфика метода состоит прежде всего в том, что при его использовании источником первичной социологической информации является человек (респондент) – непосредственный участник исследуемых социальных процессов и явлений. Существует две разновидности опроса, связанные с письменной или устной формой общения с респондентами – анкетирование и интервьюирование. В их основе лежит совокупность предлагаемых опрашиваемых вопросов, ответы на которые и образуют первичную информацию.

Метод опроса, опирающийся на достаточное число обученных анкетеров или интервьюеров, позволяет в максимально короткие сроки опрашивать довольно большое количество респондентов и получать различную по своей природе информацию.

- Экспериментальный метод – это вид теоритического или эмпирического исследования, построенного в соответствии с определенной логикой обобщения относительно гипотезы о причинно следственных связях. Как метод эмпирического исследования он характеризуется, во первых активным управлением переменными; во вторых выдыижением статистических нуль-гипотез, которые могут быть отвергнуты. Переменная-это любая реальность, наблюдаемые изменения которой могут быть зафиксированы и измерены в какой либо шкале.

- А нкетирование. Наиболее распространенный в практике прикладной социологии вид опроса. Оно может быть групповым или индивидуальным. В последнее время широкое распространение получил единовременный опрос (с помощью электронных видов связи: телефон, E-mail).

Социологическая анкета - система вопросов, направленных на выявление количественно-качественных характеристик объекта и предмета анализа. Ее предназначение - дать достоверную информацию. Для этого надо знать и соблюдать ряд правил и принципов ее конструирования. При составлении анкет необходимо учитывать, что вопрос должен быть одинаково понятен различным социально-демографическим группам респондентов (молодым и пожилым, людям с разным образованием и т.д.).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: