Для правильного отражения работы станции с поездами и вагонами на конец отчетных суток (18 ч 00 мин, а на дорогах Дальнего Востока — 12 ч 00 мин московского времени) ведется учет погрузки, выгрузки, выполнения графика движения, плана формирования поездов и простоя вагонов за сутки, декаду и месяц.
Учет работы ведется в установленном порядке по особым формам. Единицей учета является физический вагон.
Простой грузовых вагонов на станциях учитывается в соответствии с Инструкцией МПС по учету простоев грузовых вагонов на станциях [27].
В зависимости от величины вагонооборота учет простоя вагонов ведется номерным способом (по каждому вагону) и безномерным (по группам вагонов) потрем категориям вагонов:
- транзитные без переработки;
- транзитные с переработкой;
- местные.
Учет простоя вагонов номерным способом. Номерной способ учета простоя применяется на станциях с вагонооборотом менее 50 вагонов в сутки, а по грузовым вагонам рефрижераторных поездов — независимо от вагонооборота.
|
|
Среднесуточным вагонооборотом станции называется сумма прибывших и отправленных транзитных вагонов с переработкой, местных и вагонов транзитных поездов, проходящих станцию со сменой локомотивов, локомотивных бригад или перецепкой групп.
Вагоны в поездах, проследовавших станцию без остановки, в вагонооборот не включаются.
Сущность номерного способа учета состоит в том, что в «Книге учета простоя вагонов» (форма ДУ-8) отдельной строкой по каждому вагону записывается его номер, число, месяц, часы и минуты прибытия и отправления, характер производимой операции (грузовая — погрузка, выгрузка; транзитная — с переработкой, без переработки) и длительность простоя.
Общее время простоя вагонов определяется в часах и минутах как разность между временем отправления и временем прибытия их на станцию.
Сумма простоя за сутки округляется (время до 30 мин отбрасывается, 30 мин и более принимается за целый час).
Среднее время простоя при номерном способе определяется по каждой категории вагонов.
Средний простой местных вагонов определяется по аналогии с расчетом простоя на промежуточных станциях (см. п. 2.5.3).
Средний простой транзитных вагонов с переработкой
t тр.с пер = (2.44)
где ∑ u · t тр.с пер — вагоно-часы простоя транзитных вагонов с переработкой; ∑ u тр.с пер — число отправленных транзитных вагонов с переработкой.
Средний простой транзитных вагонов без переработки
t тр.без. пер = (2.45)
где ∑ u · t тр.без пер — вагоно-часы простоя транзитных вагонов без переработки; ∑ u тр.без пер — число отправленных транзитных вагонов без переработки.
|
|
Учет простоя вагонов безномерным способом. Безномерной способ применяется на станциях с вагонооборотом 50 и более вагонов в сутки.
В «Книге учета простоя вагонов по безномерному способу» (форма ДУ-9) по часовым периодам общим числом записывается прибытие и отправление вагонов без указания их номеров, но с распределением по категориям простоя (местные и транзитные). На конец каждого часа определяется остаток вагонов на станции и условно принимается, что это число вагонов простояло в течение всего часа. Общие вагоно-часы простоя за сутки по каждой категории простоя определяются суммированием почасовых остатков вагонов.
Для определения среднего простоя вагонов полученные вагоно-часы делятся на полусумму прибывших и отправленных вагонов.
Остаток по первой строке книги, перенесенный с предыдущих суток, в подсчет часовых остатков за отчетные сутки не включается, а используется для балансового расчета.
Средний простой транзитных вагонов с переработкой
t тр.с пер = = , (2.46)
где Σ u · t тр.с пер — вагоно-часы простоя транзитных вагонов с переработкой; Σ u приб, Σ u отпр
— сумма прибывших и соответственно отправленных вагонов за сутки.
На крупных сортировочных станциях этот простой разбивается на элементы:
- от прибытия до расформирования;
- от расформирования до конца формирования;
- от конца формирования до отправления.
Средний простой местных вагонов
t м = , (2.47)
где Σ u м · t гр — вагоно-часы простоя местных вагонов; Σ u м — число отправленных местных вагонов.
Средний простой местного вагона под одной грузовой операцией определяется как и при номерном способе.
Учет простоя транзитных вагонов без переработки по форме ДУ-9 не ведется. Для этого используется «Балансовый журнал вагонооборота станции» формы ДУ-4, а в форме ДУ-9 раздел «Транзит без переработки» заполняется на общем основании для проверки общего числа вагонооборота станции и для определения числа транзитных вагонов без переработки на конец отчетных суток.
В графах «перечислено» отмечаются случаи внутристанционного перехода вагонов из одной категории в другую. При определении остатка вагонов по часовым периодам по каждой категории простоя показатели граф «перечислено» используются, но при определении среднего простоя количество вагонов подсчитывается только по графам «прибыло с линии», «убыло на линию». Данные граф «перечислено» в этом случае не включаются в расчет.