Учебный вопрос - Классификация липидов

Конспект №1

Тема: Биохимия

Цель занятия: ознакомить будущих педагогов и тренеров с возможностями научного подхода к постановке учебно-тренировочного процесса.

Формируемая компетенция: умения планировать, учебно-познавательная

Учебные вопросы: 1. Раскрытие химического состава организма

2. Выяснить значение обмена веществ как источника материалов для пластических процессов и как источника энергии.

Форма занятия: Лекция

Временное планирование занятия: Введение – 10 мин

1 учебный вопрос – 30 мин

2 учебный вопрос – 30 мин

Заключительная часть – 10 мин

Ход занятия

Введение

Все живые организмы на Земле, в том числе и человек, находятся в тесном контакте сокружающей средой. Жизнь требует постоянного обмена веществ в организме. Поступлению в организм химических элементов способствуют питание и потребляемая вода.

Наука не стоит на месте: она динамически развивается, обогащается новыми знаниями и теориями. И то, что еще вчера было лишь догадкой, теорией, завтра становится научно доказанным фактом. Со временем ученые смогут пролить свет и на такой важный вопрос как биологическая роль конкретного химического элемента в организме человека. Ведь свойства многих из них на данном этапе научного развития остаются нераскрытыми.

Биохимия – фундаментальная наука, изучающая химический состав и свойства веществ, составляющих живые системы, их взаимопревращения в процессе метаболизма, а также роль обменных процессов в функционировании различных органов и тканей в норме и при патологии.

Вопрос

В различных живых организмах, как было отмечено выше, содержатся почти все известные химические элементы. Правда, одни из них в качестве обязательных обнаруживаются во всех без исключения живых организмах, тогда как другие характерны только для отдельных видов и поэтому в составе живой материи встречаются значительно реже. Любой живой организм в качестве обязательных всегда содержит такие химические элементы, как C, N, H, O, S, P, K, Na, Ca, Mg, Mn, Zn, Fe, Cu, Co. K категории реже встречающихся относятся Mo, B, Cl, I и некоторые другие.

 

Более 70% массы живых организмов приходится на долю воды. Наблюдается взаимное влияние структурированной в организмах воды на свойства ее молекул и молекул растворенных в ней соединений. В отличие от многих других растворителей вода имеет высокую температуру кипения, замерзания и теплоту испарения. Эти свойства воды обусловлены полярной структурой ее молекул и возникающими между ними водородными связями. В воде каждые 3-4 соседние молекулы объединяются друг с другом водородными связями. Продолжительность жизни этих связей весьма незначительна, они постоянно и быстро возникают и распадаются, что определяет жидкостные свойства воды.

Содержание воды в разных тканях существенно различается: в ткани кости, не содержащей костного мозга, на ее долю приходится 22,5 %. Содержание воды снижается также при накоплении жира.

Известно, что организм человека состоит на 60% из воды, 34% приходится на органические вещества и 6% – на неорганические. Основными компонентами органических веществ являются углерод, водород, кислород, в их состав входят также азот, фосфор и сера. В неорганических веществах организма человека обязательно присутствуют 22 химических элемента: Ca, P, O, Na, Mg, S, B, Cl, K, V, Mn, Fe, Co, Ni, Cu, Zn, Mo, Cr, Si, I, F, Se. Например, если вес человека составляет 70 кг, то в нём содержится (в граммах): кальция – 1700, калия – 250, натрия – 70, магния – 42, железа – 5, цинка – 3. Учёные договорились, что если массовая доля элемента в организме превышает 10-2 %, то его следует считать макроэлементом. Доля микроэлементов в организме составляет 10-3 – 10-5 %. Если содержание элемента ниже 10-5 %, его считают ультрамикроэлементом. Конечно, такая градация условна. По ней магний попадает в промежуточную область между макро- и микроэлементами.

Большинство биомолекул состоят в основном из углерода, кислорода, водорода и азота.

Важным компонентом нуклеиновых кислот и других молекул является фосфат; в ионизированной форме он широко представлен в организме человека. Ключевую роль в многочисленных биологических процессах играет кальций; этот вопрос находится в центре внимания многих современных исследований.

Вопрос

Обменом веществ (метаболизмом) и энергии, называют совокупность химических и физических превращений, происходящих в живом организме и обеспечивающих его жизнедеятельность во взаимосвязи с внешней средой. Суть обмена веществ заключается в поступлении в организм из внешней среды различных веществ, усвоении и использовании их в процессе жизнедеятельности и выделении образующихся продуктов обмена во внешнюю среду. Обмен веществ и энергии – специфическое свойство живого организма.

Назначение обмена веществ и энергии заключается в обеспечении организма химическими веществами, необходимыми для построения всех его структурных элементов и восстановления распадающихся в организме веществ.

Второе важнейшее биологическое назначение обмена веществ – обеспечение всех жизненных функций организма энергией.

Различают две стороны обмена веществ: анаболизм и катаболизм. Анаболизм– совокупность реакции обмена веществ, ведущих к построению тканей организма, образованию в них сложных органических веществ. Анаболизм основан наассимиляции – процессе использования организмом внешних по отношению к нему веществ и синтезу свойственных ему сложных органических соединений.Катаболизм –совокупность реакций обмена веществ, приводящих к распаду веществ в живом организме, в его основе лежитдиссимиляция– процесс разрушения органических веществ.

Процессы ассимиляции и диссимиляции неразрывно связаны: диссимиляция способствует ассимиляторным процессам, а ассимиляция сопровождается усилением диссимиляции (в работающей мышце происходит распад гликогена до молочной кислоты и высвобождение энергии, в ходе распада образуются фосфорные эфиры глюкозы, т.е. благодаря диссимиляции идут процессы диссимиляции).

В течении жизни наблюдаются разные количественные соотношения ассимиляторных и диссимиляторных процессов: в растущем организме преобладает ассимиляция; у взрослого устанавливается относительное равновесия анаболизма и катаболизма; в старческий период ассимиляция отстает от диссимиляции. Усиление любой деятельности организма, особенно мышечной, усиливает диссимиляторные процессы.

Процессы обмена белков, жиров и углеводов имеют свои характерные особенности. Но существуют и принципиально общие закономерности, позволяющие выделить три этапа обмена веществ:

- переработку пищевых продуктов в органах пищеварения;

- межуточный обмен веществ;

- образование конечных продуктов метаболизма.

1 этап– это последовательное расщепление химических компонентов пищи в желудочно-кишечном тракте до низкомолекулярных структур и всасывание образовавшихся простых химических продуктов в кровь или лимфу.

Расщепление белков, жиров и углеводов происходит под влиянием специфических ферментов. Белки расщепляются пептидазами до аминокислот, жиры – липазами до глицерина и жирных кислот, сложные углеводы – амилазами до моносахаридов. Перечисленные вещества легко всасываются в кровь или лимфу, разносятся током к крови, к печени и тканям, где подвергаются дальнейшим превращениям.

Энергетическая ценность этого этапа ничтожна, но его значение заключается в образовании простейших веществ, которые в дальнейшем служит энергетическим источником.

2 этап – межуточный обмен веществ объединяет превращения аминокислот, моносахаридов, глицерина и жирных кислот. Процессы обмена углеводов, жиров и белков взаимосвязаны на стадии ключевых продуктов метаболизма (пировиноградная кислота, ацетилкоэнзим А) и имеют общий конечный путь – окислительный распад конечных продуктов углеводов, жиров, ацетилкоэнзима, который называется цикл трикарбоновых кислот (цикл Кребса).

Процессы межуточного обмена веществ приводит к синтезу видоспецефических белков, жиров и углеводов и их комплексов нуклеопротеидов, фосфолипидов и др., т.е. к образованию составных частей организма. Процессы межуточного обмена являются основными источниками энергии. Основная часть энергии (2\3) высвобождается в результате окисления в цикле Кребса.

Сохранение энергии осуществляется путем ее превращения в энергию особых химических соединений – макроэргов. В организме человека и животных функцию макроэргов выполняет аденозинтрифосфорная кислота (АТФ). Именно АТФ аккумулирует 60-70% всей энергии. 30-40% энергии выделяется при окислении белков, жиров и углеводов и превращается в тепловую энергию и выделяется из организма во внешнюю среду в процессе теплоотдачи.

3 этап обмена заключается в образовании и выделений конечных продуктов обмена. Азотосодержащие продукты выделяются с мочой, калом и через кожу. Углерод выделяется главным образом в виде СО2через легкие и частично с мочой и калом. Выделение водорода происходит преимущественно в виде воды через легкие и кожу.

Витамины могут быть отнесены к группе биологически активных соединений, оказывающих свое действие на обмен веществ в ничтожных концентрациях. Это органические соединения различной химической структуры, которые необходимы для нормального функционирования практически всех процессов в организме. Они повышают устойчивость организма к различным экстремальным факторам и инфекционным заболеваниям, способствуют обезвреживанию и выведению токсических веществ и т.д.

  Вывод: В основе стабильной жизнедеятельности и работоспособности любого организма лежат химические реакции, именуемые в совокупности обменом веществ. Для того чтобы существовать, человеку обязательно надо потреблять питательные вещества, органической и неорганической природы. Микроэлементы называют жизненно необходимыми, если при их отсутствии или недостатке нарушается нормальная жизнедеятельность организма.

Домашнее задание: Повторить материал, подготовится к тесту по пройденной теме.

 

Конспект №2

 

Тема: Плавание

Цель занятия: формирование систематизированных знаний в области теории и методики плавания.

Формируемая компетенция: освоение системы знаний,познание приемов и методов

Учебные вопросы: овладение теоретическими основами плавания; овладение техникой основных способов спортивного плавания, а также техникой прикладного плавания.

Форма занятия: лекция

Временное планирование занятия: Введение – 10 мин

1 учебный вопрос – 30 мин

2 учебный вопрос – 30 мин

Заключительная часть – 10 мин

Ход занятия

Введение

Плавание – это олимпийский водный вид спорта, который заключается в преодолении различных дистанций вплавь и за наименьшее время. Независимо от вида плавания, под водой пловцу разрешается проплыть не более 15 метров (на старте или после поворота).

Повсеместные находки археологов говорят о том, что плавать люди научили очень давно. Скорее обучение плаванию было инициировано поиском пищи и военным делом.

В 1515 году в Венеции прошли первые соревнования пловцов. В 1869 в Англии была открыта первая любительская школа по плаванию («Ассоциация любителей спортивного плавания Англии»). Чуть позже подобные школы появились в Швеции, Германии, Венгрии, Франции, Нидерландах, США, Новой Зеландии, России, Италии и Австрии.

С 1896 года и до сегодняшнего дня плавание входит в программу Олимпийских игр. В 1899 был проведен крупный чемпионат среди стран Европы, который получил название «первенство Европы». В 1908 году Международной федерацией плавания (ФИНА) были разработаны и зафиксированы основные дистанции для проведения соревнований, а также порядок проведения заплывов.

Вопрос

Для правильного понимания основ плавания, а точнее, гидродинамики и биомеханики, необходимо знать физические свойства воды.

Физические свойства характеризуют физическое состояние материала или вещества, а также его способность реагировать на внешние факторы, не влияющие на химический состав.

Вода - прозрачная жидкость без цвета и запаха, при +100°С (и давлении 1013кПа) - кипит, при 0°С - замерзает.

К физическим свойствам воды относят плотность, вязкость, текучесть, теплопроводность, теплоемкость.

Плотность - важное физическое свойство, влияющее на плавучесть, а соответственно, на технику плавания и на обучение.

Плотность характеризуется количеством массы вещества, приходящейся на единицу объема, и вычисляется по следующей формуле:

р = m/V,

Все тела при нагревании расширяются, при охлаждении сжимаются. Все, кроме воды. В интервале температур от 0 до +4°С вода при охлаждении расширяется, а при нагревании сжимается. При +4°С вода имеет наибольшую плотность, равную 1000 кг/м. При более низкой и более высокой температуре плотность воды несколько меньше. Благодаря этому осенью и зимой в глубоких водоемах конвекция происходит своеобразно.

Плотность тела человека сопоставима с плотностью воды, что создает условия для его возможности беспрепятственно держаться на поверхности. В процессе дыхания плотность (так же, как, соответственно, и другой схожий, но несущий другое смысловое и физическое значение параметр - удельный вес) тела изменяется. В среднем это от 0,976 кг/м при вдохе (уменьшается) и до 1038 кг/м при выдохе (увеличивается). Это связано с тем, что воздух, вдыхаемый через легкие, обладает малой плотностью, (примерно в 816 раз меньше воды) и поэтому лишь увеличивает объем (по принципу надувного шарика), но не добавляет массы (веса), и наоборот. При вдохе легче держаться на поверхности воды, при выдохе легче нырять, погружаться.

Согласно закону движения, существует 2 варианта плавания: статическое и динамическое.

Статическое плавание - физическое тело (тело человека) находится в покое на поверхности воды, т. е. без движения. Вариантами такого плавания могут быть также задания на учебных занятиях по демонстрации и удержанию фигур «звездочка», «поплавок» и др.

При статическом плавании действуют две противоположные силы: сила тяжести, которая направлена вниз, и выталкивающая (поддерживающая) сила, которая направлена вверх.

Динамическое плавание - плавание с помощью разнообразных двигательных действий (с помощью энергии движения). При динамическом плавании к существующим силам тяжести и выталкивающей добавляются сила тяги и противополжно направленная ей сила сопротивления. Сила тяги, как правило, направлена по ходу движения и складывается из нескольких составляющих (работа рук, ног). Сила сопротивления всегда направлена против движения и состоит из нескольких видов сопротивлений.

Существенное значение при плавании имеет равновесие в воде. Рассмотрим равновесие тел при статическом плавании. Чтобы его (равновесие) получить, необходимо, чтобы действующая со стороны жидкости выталкивающая сила, приложенная в центре тяжести вытесненной жидкости (центр давления), была не только равна топящей силе (силе тяжести), но и чтобы центр давления был на одной вертикали с центром тяжести.

Вопрос

Основных стилей плавания существует четыре: это кроль, брасс, баттерфляй и плавание на спине.

Кроль – самый быстрый вид.

Алгоритм движений:

Руки по очереди делают гребки: рука зацепляет воду и делает гребок к телу, доходит до бедра, затем проносится через верх и снова вкладывается в воду.

Ноги также по очереди совершают махи.

Голова опущена в воду. Выдох делается в воду носом и при необходимости ртом, для вдоха во время гребка тело вместе с головой поворачивается вбок, чтобы вдохнуть ртом, как показано на этом фото:

Также можно отметить, что кроль является самым быстрым из всех стилей. Его также называют “вольным стилем” – и именно по этой причине: “вольный стиль” на соревнованиях означает, что пловец может выбрать любой способ передвижения – и все спортсмены в таких заплывах выбирают именно кроль по причине его высокой скорости.

Брасс – самый энергоэффективный способ.

Алгоритм движений:

Руки одновременно делают гребок – подтягиваются к себе, затем снова выбрасываются вперед.

В момент подтягивания рук (и благодаря ему) голова и плечи поднимаются над водой, чтобы сделать вдох. Затем лицо опускается в воду для выдоха.

По ходу гребка колени подтягиваются, затем в момент выброса рук ступни и голени разводятся в стороны (колени при этом не разводятся) и делается толчок ногами. В конечной точке толчка ступни сводятся вместе (смысл движений ступ – они как бы отталкиваются от воды, делают гребок).

Брасс считается самым энергоэффективным способом плавания, то есть требующим меньших затрат энергии. Если вы устали, то, плывя этим способом, вы можете после каждого гребка длительное время скользить, экономя силы.

С другой стороны, многие называют брасс самым тяжелым для освоения стилем.

Считается, что научиться правильной технике брасса сложнее, чем кролю:

Очень важно, чтобы подтягивание ног и толчок делались в нужный момент, требуется точная синхронизация действий всего тела;

сложной для освоения является правильная техника ног (в отличие от простых махов в кроле);

важно не только правильно делать гребок обеими руками, но и правильно выбрасывать их вперед – чтобы было продвижение и скольжение, а не торможение тела.

Техника баттерфляя

Баттерфляй (он же – “дельфин”) по праву считается самым зрелищным стилем.

Алгоритм движений:

 

Основная особенность техники – волнообразные движения, совершаемые телом.

Руки одновременно совершают гребок, но, в отличие от брасса, не выбрасываются сразу же обратно, а идут до бедра, затем выбрасываются обратно через верх. Движения рук идут синхронно с волнообразными движениями тела.

Ноги работают как единый “хвост”, совершающий удары синхронно с идущей по телу волной.

Для вдохов голова и плечи поднимаются во время гребка, затем лицо опускается в воду для выдоха.

Тем не менее, обратной стороной этой красоты являются большие затраты энергии: это самый выматывающий способ плавания, требующий как хорошей выносливости, так и сильных мышц спины, поясницы, пресса, плеч.

Он однозначно не подходит для начинающих – его обычно осваивают после кроля и брасса.

На спине

Под плаванием на спине как правило понимается кроль на спине (хотя бывает и брасс на спине):

 В целом алгоритм движений аналогичен кролю на груди, только специфика состоит в том, что пловец перевернут к верху: руки по очереди совершают гребки, ноги делают махи.

Как правильно плавать под водой

Отдельного внимания заслуживает подводное плавание. Считается, что для перемещения под водой лучше всего использовать модифицированные версии баттерфляя или брасса:

 

В подводном баттерфляе руки вытянуты вперед стрелочкой, продвижение под водой идет за счет волнообразных движений тела и ног.

В подводном брассе руки после гребка не выкидываются вперед, а кладутся вдоль бедер, затем во время удара ногами плавно выносятся вперед для последующего скольжения.

Вывод: Плавание – это уникальный вид спорта, полезные свойства которого с трудом поместятся в объемную книгу. Его практикуют с древнейших времен, считается, что такая нагрузка, наряду с бегом, является естественной для человека. К основным способам плавания в бассейне относят: кроль на груди, брасс, кроль на спине и баттерфляй.

Домашнее задание: Повторить материал, подготовится к тесту по пройденной теме.

 

 

Конспект №3

Тема: Лыжный спорт и методика преподавания

Цель занятия: обучение лыжному спорту в соответствии с образовательной программой

Формируемая компетенция: планирование, ответственность, анализирование

Учебные вопросы: История лыжного спорта; методы и техника лыжного спорта; техника безопасности

Форма занятия: лекция

Временное планирование занятия:

Вводная часть - 5 мин.

1-й учебный вопрос - 10 мин.

2-й учебный вопрос -30 мин.

3-й учебный вопрос- 15 мин.

Заключительная часть -10мин

 

Ход урока

Введение

 

Лыжный спорт пользуется большой популярностью. Все, кто им занимается, ставят перед собой разные цели: один стремится к титулу чемпиона, другой хочет развить выносливость и силу, третий намерен сбросить лишний вес, а четвертый — укрепить силу воли. И каждый может достичь того, к чему стремится. Главное — регулярные и упорные тренировки.

Вопрос

Лыжи появились повсеместно, где жил человек в условиях снежной зимы. Первые лыжи были ступающие. Одна из последних находок (А.М.Микляев, 1982г.) обнаружена на территории Псковской области. По заключению специалистов, эта лыжа является одной из самых древних - сделана около 4300 лет назад.

Первые письменные документы о применении скользящих лыж относятся к VI-VII в.в. н. э. Готский монах Жорданес в 552г., греческие историки Иордан в VI в., Авел Диакон в 770г. описывают использование лапландцами и финнами лыж в быту и на охоте. В конце VIIв. ИсторикВерефрид дал подробное описание лыж и их использование народами Севера на охоте за зверем. Король Норвегии Олаф Тругвассон по записям 925г. представлен хорошим лыжником. В 960г. лыжи упоминаются как принадлежность для обучения придворных норвежских сановников.

Первое употребление слова «лыжи» на Руси относится к XIIв. Митрополит Никифор в письме к киевскому князю Владимиру Мономаху употребляет слово «лыжи».

Народный эпос северных стран часто представлял богов на лыжах, что считалось одним из главных достоинств, например, норвежский бог лыж и охоты Улл.

Вынужденная потребность первобытного человека в изобретении и применении лыж зимой для добычи пищи в дальнейшем явилось основой для их широкого развития.

Кроме бытовых нужд и охоты лыжи стали использовать как средство связи и в военном деле.

В Никоновской летописи за 1444г. описывается успешный поход московской лыжной рати на защиту Рязани от татарского царевича Мустафы из Золотой Орды.

Лыжи использовались в армиях Петра I и Екатерины II. В седую древность веков уходят корни народных потех, забав, игрищ, развлечений на лыжах, в том числе с элементами соревнований.

Впервые интерес к лыжам как к спорту проявили норвежцы.

В 1733г. Ганс Эмахузен издал первое наставление по лыжной подготовке войск с явно спортивным уклоном. В 1767г. были проведены первые соревнования по всем видам лыжного спорта (по современным понятиям): биатлону, слалому, скоростному спуску и гонкам.

Первая в мире выставка различных типов лыж и лыжного инвентаря была открыта в Тронхейме, в 1862-1863г.г. В 1877г. в Норвегии организовано первое лыжное спортивное общество, вскоре в Финляндии открыли спортивный клуб. Затем лыжные клубы начали функционировать и в других странах Европы, Азии и Америки.

Росла популярность лыжных праздников в Норвегии - Холменколленские игры (с 1883 г.), Финляндии - Лахтинские игры (с 1922 г.), Швеции - массовая лыжная гонка «Васалоппет» (с 1922 г).

В конце XIX в. соревнования по лыжному спорту стали проводиться во всех странах мира. Лыжная специализация в разных странах была различной. В Норвегии большое развитие получили гонки на пересеченной местности, прыжки и двоеборье. В Швеции - гонки на пересеченной местности. В Финляндии и России - гонки по равнинной местности. В США развитию лыжного спорта способствовали скандинавские переселенцы. В Японии лыжный спорт под влиянием австрийских тренеров получил горнолыжное направление.

В 1910 г. в Осло состоялся международный лыжный конгресс с участием 10 стран. На нем была создана Международная лыжная комиссия, реорганизованная в 1924 г. в Международную лыжную Федерацию.

Во второй половине XIX столетия в России начало развиваться организованное спортивное движение. 29 декабря 1895 г. в Москве на территории нынешнего стадиона Юных пионеров состоялось торжественное открытие первой в стране руководящей развитием лыж организации - Московский клуб лыжников. Эту официальную дату и принято считать днем рождения лыжного спорта в нашей стране. Кроме Московского клуба лыжников в 1901 г. было создано Общество любителей лыжного спорта, а в 1910 г. - Сокольнический кружок лыжников. По аналогии с московским в 1897г. создается клуб лыжников «Полярная звезда» в Петербурге. В те годы лыжный спорт в Москве культивировался в зимнее время еще в 11 клубах, в Петербурге в 8 клубах по другим видам спорта. В 1910 г. лыжные клубы г.Москвы объединились в Московскую лигу лыжебежцев. Лига осуществляла общественное руководство лыжным спортом не только в Москве, но и в других городах России. В течение лыжного сезона 1909-1910 гг. в Москве было проведено рекордное количество соревнований - восемнадцать, в которых выступало 100 участников.

7 февраля 1910 г. 12 лыжников от Москвы и от Петербурга разыграли первый личный чемпионат страны в лыжной гонке на 30 км. Звание первого лыжебежца России было присвоено Павлу Бычкову. Первое первенство страны среди женщин было разыграно в 1921 году, на дистанции 3 км победила Наталья Кузнецова.

На международных соревнованиях сильнейшие российские лыжники, чемпионы страны Павел Бычков и Александр Немухин впервые участвовали в 1913г. в Швеции на «Северных играх». Лыжебежцы соревновались на трех дистанциях - 30, 60 и 90км. Выступили неудачно, но извлекли много полезных уроков по технике передвижения на лыжах, смазке лыж, конструкции инвентаря.

Вопрос

Обучение поворотам

Прежде чем приступить к разучиванию отдельных способов передвижения на лыжах, необходимо определить последовательность в их разучивании. Нижеуказанная последовательность не является обязательной. В зависимости от снежных и температурных условий она может быть изменена.

 

Одновременный бесшажный ход

Одновременный бесшажный ход не требует подводящих упражнений. Можно ограничиться только одним упражнением: из основной стойки наклон туловища вперед с одновременным перенесением палок назад до полного выпрямления рук; после этого следуют выпрямление туловища и вынос палок вперед. Это упражнение выполняется в следующей последовательности: принять исходное положение после толчка; на счет «pa-аз» (который подается протяжно), выпрямляясь, вынести палки; на счет «два» (который произносится резко), сгибаясь, выполнить толчок.

 

Попеременный двухшажный ход

Попеременный двухшажный ход — основной в современных гонках. Требует наибольшего внимания в отработке скольжения и отталкивания (палками и лыжами). Для овладения отталкиванием палками используют навыки, приобретенные при изучении одновременного бесшажного хода (нажим на палки наклоном туловища, выдвижение стоп при скольжении вперед, предупреждение амортизации в суставах). Затем следует отработать попеременные движения рук с палками.

 

Одновременный одношажный ход

Одновременный одношажный ход не представляет такой трудности в обучении, как попеременный двухшажный ход. Необходимо усвоить вынос палок до начала скользящего шага и постановку их на снег одновременно с шагом, отталкивание палками при скольжении на одной лыже и окончание толчка ими с приставлением толчковой ноги.

 

Одновременный двухшажный ход

Одновременный двухшажный ход довольно легко освоить после одношажного хода. В качестве подводящего упражнения можно использовать начальный сильный скользящий шаг-выпад с одновременным выносом палок. При этом особое внимание следует обращать на сгибание выдвинутой вперед ноги и отталкивание ногой, находящейся сзади.

 

Попеременный четырехшажный ход

Попеременный четырехшажный ход сложен по своему ритму, согласованию движений рук и ног, но все основные элементы скользящего шага — свободное скольжение, отталкивание палками и лыжами — уже освоены при изучении двухшажного попеременного хода. Поэтому здесь необходимо только соединить их в новом ритме. Если занимающимся после показа не удается сразу уловить этот ритм, то применяют подводящие’ упражнения, облегчающие обучение.

 

Переход с одного на другой лыжеый ход

Обучение подъемам

Обучение подъемам попеременным ходом по лыжне (скользящим, беговым, ступающим) и подъемам вне лыжни неодинаково по сложности. Последние способы подъемов не сложны, и изучение их не создает методических затруднений.

 

Обучение спускам

Обучение спускам проводится на пологих длинных склонах с ровной поверхностью и одинаковым снежным покровом. По мере овладения учебным материалом надо увеличивать крутизну склона, использовать его неровности и переменный снежный покров. В конечном итоге все спуски надо уметь выполнять на крутых закрытых склонах с неровной поверхностью и на различном снегу, применяя различные стойки и изменяя их (переходить из одной в другую) во время самого спуска.

 

Торможение плугом

Торможение плугом дает возможность регулировать скорость спуска: путем увеличения или уменьшения угла разведения лыж или угла их постановки на ребра увеличивается или уменьшается сопротивление снега. Надо добиться такого торможения плугом, чтобы можно было из свободного спуска легко перейти в плуг и из плуга в свободный спуск, а также замедлить движение или остановиться в намеченном месте спуска. Лыжник должен уметь, не прекращая движения, переходить то в широкий, то в узкий плуг, регулируя скорости спуска.

 

Торможение упором

Торможение упором изучают при спуске в косом направлении. Этот способ надо изучать, спускаясь вправо и влево, тормозя верхней и нижней лыжей. Необходимо добиться, чтобы лыжник умел из свободного косого спуска переходить в упор,- спускаться с торможением, увеличивать и уменьшать его, сохраняя прямолинейность движения. Обучение торможению упором считается законченным, когда лыжник может произвольно то увеличивать, то уменьшать скорость, переходя; из верхнего упора з нижний и обратно, на склонах различной крутизны с различным состоянием снега.

 

Торможение боковым соскальзыванием

Торможение боковым соскальзыванием осуществляется лыжником при косом спуске путем перевода лыж в более плоское положение и большей загрузки пяток лыж. При обучении необходимо объяснить способ изменения положения лыж на снегу (плашмя и кантуя движения лыж в голеностопных суставах).

Вопрос

В лыжном спорте очень важно следовать основным рекомендациям, чтобы не допустить травму и переохлаждение участников.

Техника безопасности на уроках лыжной подготовки:

Лыжные палки должны быть снабжены защитным наконечником, кольцом и иметь удобную рукоять с кожаным регулируемым ремешком на запястье.

Длина беговой лыжной базы должна соответствовать формуле: рост спортсмена плюс 20 см.

Установка и эксплуатация крепления должна быть построена под катающегося, чтобы лыжник смог надеть и снять снегоступы самостоятельно.

Следует приобрести легкую и свободную экипировку, которая хорошо защищает от ветра и не стесняет движения лыжника.

Необходимо, чтобы обувь спортсмена соответствовала размеру его ноги, тогда вероятность травм и повреждений стоп снижается.

Кататься по горизонтальной траектории следует на расстоянии друг от друга не менее трех метров, во время спуска — 30 метров.

При скатывании с горы не выбрасывайте перед собой лыжные палки.

Если чувствуете, что теряете баланс, то следует слегка присесть на корточки и завалиться набок. Чтобы избежать травмы, палки должны быть направлены назад.

Избегайте перехода лыжни у возвышающегося склона, по которой спускаются спортсмены.

Без специальной подготовки и снаряжения запрещается прыгать с трамплина.

Если почувствовали признаки обморожения, то необходимо сухой рукой растереть замершую область до появления теплоты. Рекомендуется прекратить дальнейшее движение, сойти с дистанции, как можно скорее попасть в теплое помещение.

До начала лыжного занятия следует снять утяжеляющую одежку, помните, что при катании температурный режим сбивается, и лыжнику становится жарко. Нельзя снимать или расстегивать одежду на ходу, это приведет к простудным заболеваниям.

После окончания заезда рекомендуется снять лыжную базу у входа в помещение, стряхнув с нее весь снежный груз.

Не рекомендуется пить прохладную воду в первые 20-30 минут после пробежки во избежание заболевания ангиной.

Комфортные погодные условия для занятий физкультурой на улице со школьниками и дошкольниками должны входить в температурные рамки от -5 до -12 градусов, при отсутствии сильного ветреного потока.

Запрещен обгон во время быстрой езды по узким тропам, при спуске с горы.

Нельзя делать незапланированные остановки на лыжне.

При падении ребенка, особенно при спуске, следует незамедлительно уйти, отползти с траектории движения. Палки при этом должны быть отброшены вбок, чтобы очередной лыжник не наткнулся на них.

Если новичок чувствует неизбежное падение, то сделать это необходимо согнув немного колени, заваливаясь на один бок.

При ходьбе на лыжах не раскидывайте сильно палки в стороны, это может препятствовать движению других лыжников.

Экипировка должна соответствовать температуре воздуха.

При побледнении участков кожи на лице необходимо накрыть их тканью, шарфом. Легкими движениями обнаженных рук растереть пораженные места до появления легкого румяна.

При онемении пальцев ног тренировку для пострадавшего немедленно прекратить и отправить его в теплое помещение.

Вывод: Лыжи — одно из самых древних изобретений первобытного человека. Появление лыж было обусловлено потребностью человека добывать на охоте пищу зимой и передвигаться по местности, занесенной снегом.

 

Конспект №4

Тема: Липиды

Цель занятия: Овладение основными понятиями темы, структурно-функциональный разбор материала

Формируемая компетенция: учебно-познавательная, коммуникативная

Учебные вопросы: Классификация липидов, функции липидов, принципы нормирования липидов в питании, переваривание и всасывание липидов

Форма занятия: Лекция

Временное планирование занятия:

Введение – 10 мин

1 учебный вопрос – 15 мин

2 учебный вопрос 15 мин

3 учебный вопрос 15 мин

Заключительная часть 5 мин

Ход занятия

Введение

Липиды - это разнообразная по строению группа органических веществ, которые объединены общим свойством - растворимостью в неполярных растворителях.

учебный вопрос - Классификация липидов

Липиды по способности к гидролизу в щелочной среде с образованием мыл делят на омыляемые (содержат в составе жирные кислоты) и неомыляемые (однокомпонентные).

Омыляемые липиды содержат в своем составе в основном спирты глицерин (глицеролипиды) или сфингозин (сфинголипиды), по количеству компонентов они делятся на простые (состоят из 2 классов соединений) и сложные (состоят из 3 и более классов).

К простым липидам относятся:

1) воска (сложный эфир высшего одноатомного спирта и жирной кислоты);

2) триацилглицериды, диацилглицериды, моноацилглицериды (сложный эфир глицерина и жирных кислот). У человека весом в 70 кг ТГ около 10 кг.

3) церамиды (сложный эфир сфингозина и жирной кислоты С18-26) – лежат в основе сфинголипидов;

К сложным липидам относятся:

1) фосфолипиды (содержат фосфорную кислоту):

а) фосфолипиды (сложный эфир глицерина и 2 жирных кислот, содержит фосфорную кислоту и аминоспирт)- фосфатидилсерин, фосфатидилэтаноламин, фосфатидилхолин, фосфатидилинозитол, фосфатидилглицерол;

б) кардиолипины (2 фосфатидные кислоты, соединенные через глицерин);

в) плазмалогены (сложный эфир глицерина и жирной кислоты, содержит ненасыщенный одноатомный высший спирт, фосфорную кислоту и аминоспирт) – фосфатидальэтаноламины, фосфатидальсерины, фосфатидальхолины;

г) сфингомиелины (сложный эфир сфингозина и жирной кислоты С18-26, содержит фосфорную кислоту и аминоспирт - холин);

2) гликолипиды (содержат углевод):

а) цереброзиды (сложный эфир сфингозина и жирной кислоты С18-26, содержит гексозу: глюкозу или галактозу);

б) сульфатиды (сложный эфир сфингозина и жирной кислоты С18-26, содержит гексозу (глюкозу или галактозу) к которой присоединена в 3 положение серная кислота). Много в белом веществе;

в) ганглиозиды (сложный эфир сфингозина и жирной кислоты С18-26, содержит олигосахарид из гексоз и сиаловых кислот). Находятся в ганглиозных клетках;

К неомыляемым липидам относят стероиды, жирные кислоты (структурный компонент омыляемых липидов), витамины А, Д, Е, К и терпены (углеводороды, спирты, альдегиды и кетоны с несколькими звеньями изопрена).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: