Отряд «Жулики»
Возраст 6-10 лет
1. 10:30-10:45 Зарядка
2. 11:00-13:00 КТД «По лесной тропе»
Цели:
1)развитие туристических навыков у детей:
-простейшие методы ориентирования на местности,
-умение вязать туристические узлы,
-владение элементарными знаниями оказания первой медицинской помощи,
2) умение распознавать различные виды растений, семян, грибов,
3) воспитание интереса и любви к природе,
2) развитие спортивных навыков, выносливости и воли к победе. Место проведения: территория школы, близлежащего леса и берега реки.
Возраст участников: от 7 до 12 лет.
Предварительная подготовка: изготовление ромбиков и символики, придумывание названия команде, разучивание песни, речевки, изучение лекарственных растений, проведение выставки коллекций семян, цветов, грибов, чтение рассказов о природе.
Оформление игровой площадки: пять игровых пунктов на расстоянии 200 – 300 м друг от друга: «Цветник», «Роща», «Грибница», «Больничка», «Родничок».
Ход игры.
I. Открытие.
Линейка. Построение команд. Смотр командной песни. Представление отличительных нагрудных знаков своей команды. Постановка цели игры: Преодолеть специально разработанный маршрут в окрестностях близлежащего леса.
|
|
II. Дорога на игровую площадку в лес. Командиры получают маршрутные листы. Каждой команде предстоит выполнить пять заданий.
• Вступительное слово: «Ребята, вам предстоит сегодня найти «живую воду»,
которая поможет вам утолить жажду в лесу. Но найти ее не легко. Нужно пройти несколько препятствий, которые расположены недалеко друг от друга. Сначала вы попадете на поляну, где растут цветы, и выполните несколько заданий. Каждая следующая остановка примет только тех ребят, кто побывал на предыдущих. Если вы не сможете сами найти следующий пункт, то спросите у Лесовичков. Но они указывают дорогу лишь тем, кто ответит на их вопросы. Самая трудная – последняя остановка «Родничок». Только на ее территории можно отыскать «живую воду» по зашифрованной карте, которую даст вам Хозяин леса, если вы правильно ответите на его вопросы. Все ребята, участвующие в игре, должны выполнять некоторые правила: быть дисциплинированными, точно выполнять указания и приказы командиров, в тяжелую минуту быстро прийти на помощь товарищу, проявлять изобретательность, находчивость, смекалку и инициативу, бережно относиться к лесу. Участвуйте и побеждайте. Наш девиз: Не унывать! Все пройти и все узнать! В конце вас ждут концерт у костра, чай с лесными дарами и призы. На поляне остаются костровые, которые разжигают костер, готовят чай.
III. Игра.
(На каждом пункте находятся старшие ребята или взрослые, которые играют роли хозяев, разрешающих продвижение к следующему пункту).
|
|
На красочных листах бумаги изображены герои из любимых сказок. Назвать сказочных героев, которые так или иначе были связаны с лесом. Команда получает эмблему, с которой ее примут на первой поляне.
1. «Цветник». Узнай как можно больше цветов на открытках.
2. «Роща».
• "Будь внимательным"
- На этой ветке разве бывают такие детки? Давайте найдем, с какой ветки эти детки. Проводится игра “С какой ветки детки”. На кусту навешаны плоды разных деревьев и кустарников. Детям предлагается найти, с какого куста или дерева эти “детки”. Или: Вдоль тропинки около 100 метров длиной, обозначенной шнурами, выставляют "правильные" и "неправильные" природные объекты (например, под дуб кладут орехи, листья с одного дерева - под другое дерево, желуди под березу и т.д.).
• Узнай листья деревьев и назови дерево.
Все играющие получают по листку с деревьев, растущих там, где проходит игра. Нужно найти дерево, с которого этот лист.
• За правильный ответ получают шишку.
Ею нужно попасть в мишень, которая висит на дереве. За меткое попадание получают эмблему с изображением дерева, которая даст им возможность продолжить маршрут.
3. «Грибница».
Отгадай загадку, назови гриб, найди его на фотографии. Получи эмблему.
• Я в красной шапочке расту
Среди корней осиновых.
Меня увидишь за версту -
Зовусь я -... (подосиновик)
Не спорю - не белый,
Я, братцы, попроще.
Расту я обычно
В берёзовой роще. (подберезовик)
• Что за ребятки на пеньках
Столпились тесной кучкой?
И держат зонтики в руках,
Застигнутые тучкой. (опята)
Золотистые... – (лисички)
Очень дружные сестрички.
Ходят в рыженьких беретах,
Осень в лес приносят летом.
• На полянке растут грибы необыкновенной красоты. А вот и корзинки для грибов. Нужно собрать в корзинки только съедобные грибы. (Фотографии грибов разбросаны по полянке).
4. «Больничка».
«Доктор Айболит» задает ребятам вопрос:
- Какие лекарственные растения можно найти в лесу? Можешь ли ты найти их здесь? Назови их лечебные свойства.
2. Плоды и листья земляники лесной улучшают пищеварение, возбуждают аппетит, обладают мочегонным, противовоспалительным, обезболивающим, бактерицидным и кровоостанавливающим действием.
• Проводится игра “Найди меня”: дети находят
лекарственные травы по описанию определенных признаков, например: у какого растения лист с одной стороны холодный, а с другой теплый и т.п.
• Санитару найти лист подорожника и сделать перевязку на руке.
• Задание остальным: собрать немного брусничного и малинового листа для заварки.
5. «Родничок».
Встречает «Хозяин леса».
• Лучшей умственной зарядки
Нет для взрослых и детей:
Кто играет с нами в прятки.
Тот становится умней.
- Знаете ли вы, что животные пишут стихи? Только имя свое они прячут внутри строчек, между слов. Кто написал каждое из стихотворений?
- Была гроза. Я целый час
Не открывал от страха глаз.
- Я захожу во все заливы,
Ищу какой-нибудь поживы.
• Сделай туристический узел
IV. Общий сбор на поляне.
V. Объявление победителей.
3. 13:00-14:00 Обед
4. 14:30-16:00 Огонёк «Моя забытая игрушка». У каждого из нас в детстве была любимая игрушка. Мы выросли и перестали с ней играть, забыли ее, а игрушка до сих пор помнит нас, вспоминает, как вы играли вместе, и как было весело. Что бы сейчас рассказала эта игрушка? Представьте, что игрушка вдруг заговорила и поведала нам о своем хозяине. «Я большой плюшевый мишка. Я живу в шкафу. Меня подарили хозяину, когда ему было два года…».
5. 16:00-16:30 Свечка, подведение итогов дня.