Глава 2. Социальная поддержка ветеранов Великой Отечественной войны

Категория граждан пользующаяся наибольшим объёмом льгот, социальных гарантий – это ветераны Великой Отечественной войны. 

Звание «ВетеранВеликой Отечественной войны» присуждается лицам, участвовавшим в боевых действиях в период 1941 1945 гг. против фашистской Германии на территории Советского Союза и сопредельных государств. [5]Законодатель дополнительно приравнивает к ветеранам Великой Отечественной войны наряду с непосредственными участниками событий, некоторых иных лиц.

В Федеральном законе от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" устанавливаются и отображаются права названных категорий граждан. Объясняется специальное регулирование прав ветеранов несоизмеримым вкладом, внесенным ими в историю современной России.

при разработке Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" был избран единый принцип, по которому происходит деление ветеранов на категории. Такая дифференциация применяется в Российской Федерации при проведении и предоставлении мер социальной поддержки. 

 

 

Различие в границах данного принципа применяется в РФ при предоставлении мер социальной поддержки. Законодательство устанавливает следующие группы ветеранов: к первой группе отнесены участники Великой Отечественной войны;

 ко второй группе - лица, которые в ходе войны были задействованы для нужд обороны или осуществляли свою деятельность на военных объектах;

 к третьей группе - лица, награжденные знаком "Жителю блокадного Ленинграда";

 и к четвертой - труженики тыла (см. приложение 2).

Деление на группы было необходимо для оптимального определения необходимых нужд и мер социальной государственной поддержки и их индивидуализации в каждом конкретном случае. 

[6]Ветераны Великой Отечественной войны могут получать сразу две пенсии. Участники Великой Отечественной войны имеют право на одновременное получение двух пенсий. Здесь законодатель называет пенсию по инвалидности - статья 16 названного ФЗ и страховой пенсии по старости.

Пенсия за выслугу лет участникам Великой Отечественной войны охватывает следующие категории граждан и назначается: офицерам, прапорщикам, мичманам, военнослужащим сверхсрочной службы и проходившим военную службу по контракту солдатам, матросам, сержантам и старшинам, лицам рядового и начальствующего состава. В выслугу лет для назначения пенсий после увольнения со службы засчитываются время пребывания военнослужащих (в том числе проходивших службу по призыву) в плену, окружении и на спецпроверке, если пленение не было добровольным и военнослужащий, находясь в плену, не совершил преступления против Родины, а также время нахождения при соблюдении указанного условия лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы в фашистских концлагерях или других местах принудительного содержания в период Великой Отечественной войны.

Статья 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах". Участникам Великой Отечественной войны из числа лиц, указанных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляются следующие меры социальной поддержки:

[7]жилищная субсидия при приобретении недвижимости или при не соответствии жилищных условий официальным нормам соответствия. - обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем участников Великой Отечественной войны, нуждающихся в улучшении жилищных условий. Участники Великой Отечественной войны имеют право на получение мер социальной поддержки по обеспечению жильем один раз, при этом обеспечение жильем осуществляется независимо от их имущественного положения;

 оплата (компенсация) расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг в размере 50 процентов платы от первоначальной величины. В неё входят:

 платы за наем и (или) платы за содержание жилого помещения, включающей в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой соответственно нанимателями либо собственниками общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим;

 взноса на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, но не более 50 процентов указанного взноса, рассчитанного исходя из минимального размера взноса на капитальный ремонт на один квадратный метр общей площади жилого помещения в месяц, установленного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, и занимаемой общей площади жилых помещений (в коммунальных квартирах - занимаемой жилой площади), в том числе членам семей участников Великой Отечественной войны, совместно с ними проживающим;

 платы за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, потребляемые при содержании общего имущества в многоквартирном доме, а также за отведение сточных вод в целях содержания общего имущества в многоквартирном доме;

 платы за коммунальные услуги, рассчитанной исходя из объема потребляемых коммунальных услуг, определенного по показаниям приборов учета, но не более нормативов потребления, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке. При отсутствии указанных приборов учета плата за коммунальные услуги рассчитывается исходя из нормативов потребления коммунальных услуг, утверждаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

 Для лиц, проживающих в домах, не имеющих центрального отопления – оплата стоимости топлива, приобретаемого в пределах норм, установленных для продажи населению, и транспортных услуг для доставки этого топлива. Обеспечение топливом участников Великой Отечественной войны производится в первоочередном порядке;

 внеочередная установка квартирного телефона;

преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан - в том числе обязательный взнос на проведение ремонтных работ объекта недвижимости.

Медицинское обслуживание ветеранов Второй мировой войны относится к социальной программе федерального значения и включает в себя следующие меры:

 сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в медицинских организациях (в том числе в госпиталях ветеранов войн), подведомственных федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в медицинских организациях, подведомственных исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации, - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;

 внеочередное обеспечение протезами (исключением являются зубные протезы) и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В случае, если участник Великой Отечественной войны приобрел за собственный счет протез (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическое изделие, обеспечение которыми предусмотрено в установленном порядке, ему выплачивается компенсация в том же размере, что и [8]размер компенсации.

 использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году;

преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта, внеочередное обслуживание предприятиями розничной торговли и бытового обслуживания, санаторно-курортное лечение. Такая процедура предоставляется в том числе со скидкой или бесплатно:

Федеральный уровень. На основании ст. 6.1. и ст.6.7. ФЗ №178-ФЗ от 17.07.1999 г. «О государственной социальной помощи»;

Региональный уровень. Финансирование помощи поступает из бюджета субъекта РФ на основании нормативного акта именно субъекта. Например, в Москве путевки могут получить (закон г. Москвы №70 от 03.11.2004 г.).

На ведомственном уровне: Министерство Обороны, МВД, ФНС и другие отнесенные к полномочным органы государства при наличии документарного подтверждения статуса льготника.

 внеочередной прием в организации социального обслуживания, предоставляющие социальные услуги в стационарной форме, в полустационарной форме, внеочередное обслуживание организациями социального обслуживания, предоставляющими социальные услуги в форме социального обслуживания на дому.

Меры социальной поддержки по оплате жилых помещений и коммунальных услуг предоставляются лицам, проживающим в жилых помещениях независимо от вида жилищного фонда, и не распространяются на установленные Правительством Российской Федерации случаи применения повышающих коэффициентов к нормативам потребления коммунальных услуг;

Также законодателем реализуются выплаты к памятным датам - в связи с проведением торжественных мероприятий, посвященных празднованию очередной годовщины Победы в Великой Отечественной войне, назначается единовременная материальная помощь. В апреле-мае 2020 года единовременную выплату ко Дню Победы получат ветераны Великой Отечественной войны и труженики тыла. Ежегодно к 9 мая ветеранам выплачивали по 10000 рублей, но в связи с 75-летием Победы суммы существенно увеличатся, список получателей выплат расширится:

Указ Президента РФ «О единовременной выплате некоторым категориям граждан РФ в связи с 75-ой годовщиной Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 годов» от 7 февраля 2020 года № 100 трактует, что в 2020 году будут осуществлены выплаты в повышенном размере (75 и 50 тыс. руб.). Выплаты получат следующие категории граждан:

  • По 75 тыс. рублей:
    • инвалиды Великой Отечественной войны;
    • ветераны Великой Отечественной войны, перечисленные пп. 1–3 п. 1 ст. 2 ФЗ № 5-ФЗ «О ветеранах» (в том числе блокадники);
    • вдовы и вдовцы участников, инвалидов ВОВ, военнослужащих, погибших в период Великой Отечественной войны, войны с Японией, Финляндией;
    • бывшие несовершеннолетние узники концлагерей.
  • По 50 тыс. рублей:
    • труженики тыла;
    • совершеннолетние узники концлагерей.

Выплату к 9 мая получат только граждане РФ. При это они должны постоянно проживать на территории РФ, либо в странах Прибалтики (Литовской, Эстонской и Латвийской Республиках). Как сообщили в Совете Федерации, всего выплаты получат 1 148 441 человек, из них 537 057 по 75 тыс. руб, а 611 384 — по 50 тыс.

В соответствии с п. 2, 15 статьи участникам Великой Отечественной войны, ставшим инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья или других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий), предоставляются меры социальной поддержки инвалидов войны в соответствии с установленной группой инвалидности без дополнительного экспертного медицинского освидетельствования. Таким образом, законодателем предусмотрена упрощенная процедура приобретения оснований для получения мер социальной поддержки указанной категории граждан. Следовательно, независимо от причин возникновения инвалидности (за исключением случаев совершения самим лицом противоправных действий), участники ВОВ пользуются правами и льготами наравне с инвалидами ВОВ.

Законодатель чётко определяет и признаёт особые заслуги перед государством и народом Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы из числа участников Великой Отечественной войны, законодателем устанавливается особый их статус и предоставляются соответствующие права и льготы, предусмотренные Законом РФ от 15 января 1993 года N 4301-1 "О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы".

Льготы по пенсионному обеспечению предоставленные статьей 17 связаны в первую очередь с льготным исчислением страхового стажа, требуемого для приобретения права на трудовую пенсию. Прохождение военной службы в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев является основанием для льготного исчисления страхового стажа из расчета 1 месяц службы за 3 месяца.

Необходимо также отметить, что в связи с изменениями в Федеральный закон от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" 21 декабря 2009 года лица, указанные в 17 статье, вправе претендовать на обеспечение их жилыми помещениями вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Право на получение жилого помещения может быть использовано лицами, указанными в комментируемой статье, один раз в жизни.

В остальной части содержание оказываемых ветеранам из числа рассматриваемой категории мер социальной поддержки идентично соответствующим гарантиям и компенсациям, предоставляемым иным участникам Великой Отечественной войны:

- первоочередное обслуживание в амбулаторно- поликлинических учреждениях всех типов и видов; внеочередную госпитализацию, лечение в стационарах, госпиталях, больницах; первоочередное обеспечение лекарствами, приобретаемыми по рецептам выписанным врачами, доставка лекарств на дом; получение путевки в санаторий, профилакторий или дом отдыха один раз в год; внеочередное пользование всеми видами услуг связи; установка домашних стационарных телефонов; оборудование жилья средствами вневедомственной охранной сигнализации; внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта; бесплатное захоронение с воинскими почестями усопшего и иные указанные в законе «О статусе Героев Советского Союза, Героев РФ и полных кавалеров ордена Славы".

Стоит отметить, что меры социальной поддержки участников Великой Отечественной войны из числа лиц, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее 6 месяцев, военнослужащих, награжденных орденами или медалями СССР за службу в этот период, в значительной степени отличаются от объема социальной помощи иным участникам Великой Отечественной войны.

Со стороны ветеранов предпринимались попытки оспорить такое положение вещей в высших судебных органах.

Так, например, в своей жалобе в Конституционный Суд Российской Федерации граждане И.З. Бачурин, И.Я. Иваночкин, И.П. Кобляков, П.М. Кулемин, В.И. Лобанов, В.М. Лучин и В.Г. Терехов просят предоставить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", права и льготы участников Великой Отечественной войны, перечисленных в подпунктах "а" - "ж" и "и" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 названного Федерального закона; исключить из данного Федерального закона статью 17; выплатить участникам Великой Отечественной войны из числа военнослужащих, указанных в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", единовременное денежное пособие, а также привлечь к ответственности лиц, виновных в разграничении участников Великой Отечественной войны на отдельные категории.

По мнению заявителей, отсутствие для всех участников Великой Отечественной войны единого статуса, предоставление участникам Великой Отечественной войны, указанным в подпункте "з" подпункта 1 пункта 1 статьи 2 Федерального закона "О ветеранах", меньшего объема мер социальной поддержки, чем это установлено статьей 15 данного Федерального закона, подпунктом "а" пункта 1 Указа Президента Российской Федерации от 30 марта 2005 года N 363 "О мерах по улучшению материального положения некоторых категорий граждан Российской Федерации в связи с 60-летием победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" и другими нормативными правовыми актами для всех других категорий участников Великой Отечественной войны, противоречит Конституции Российской Федерации.

Законодателем установлены различные меры социальной защиты участников Великой Отечественной войны - это свидетельствует об особой государственной поддержке фронтовиков, принимавших участие в боевых действиях, а также лиц, награжденных медалью "За оборону Ленинграда", и инвалидов с детства вследствие ранения, контузии или увечья, связанных с боевыми действиями в период Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов, и основано на объективных критериях.

Принятие же решения о предоставлении всем без исключения участникам Великой Отечественной войны мер социальной защиты (прав и льгот) в одинаковом объеме, исключении статьи 17 из Федерального закона "О ветеранах", а также об установлении единовременных денежных пособий отдельным категориям граждан относится к исключительной компетенции законодателя и в полномочия Конституционного Суда Российской Федерации, как они определены в статье 125 Конституции Российской Федерации и статье 3 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", не входит.

Исходя из изложенного и руководствуясь частью второй статьи 40, пунктом 1 части первой статьи 43, частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации определил:

 Отказать в принятии к рассмотрению жалобы граждан Бачурина Ивана Захаровича, Иваночкина Ивана Яковлевича, Коблякова Ивана Петровича, Кулемина Петра Михайловича, Лобанова Владимира Ивановича, Лучина Виктора Михайловича и Терехова Василия Григорьевича, поскольку разрешение поставленных в ней вопросов Конституционному Суду Российской Федерации неподведомственно.

Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данной жалобе окончательно и обжалованию не подлежит.

Меры социальной поддержки, предоставляемые лицам, награжденным знаком "Жителю блокадного Ленинграда" и лицам, работавшим в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, в большинстве своем дублируют набор прав и льгот, предоставляемых иным участникам Великой Отечественной войны.

Одной из данностей законодательства является то, что с 4 января 2010 года в связи со вступлением в силу Федерального закона от 21 декабря 2009 года N 327-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О ветеранах" один раз в течение жизни лица, указанные в 19 статье, вправе претендовать на получение жилого помещения за счет средств федерального бюджета вне зависимости от срока постановки их на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий).

Меры социальной поддержки лиц, проработавших в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденных орденами или медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны.

Из текста 20 статьи Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах" следует, что объем мер оказываемой социальной поддержки указанных в статье лиц отдан на усмотрение органов власти субъектов Федерации.

Исходя из упомянутого выше материала, органы власти и управления субъектов Федерации вправе самостоятельно определять содержание, объем и условия оказания ветеранам из числа рассматриваемой категории социальной помощи.

Так, например, в соответствии с Законом Астраханской области от 27 декабря 2004 года N 68/2004-ОЗ "О социальной поддержке отдельных категорий граждан" (в ред. Законов Астраханской области от 13.04.2011 N 19/2011-ОЗ, от 10.04.2012 N 11/2012-ОЗ, от 26.12.2012 N 90/2012-ОЗ, от 08.05.2014 N 19/2014-ОЗ, от 10.11.2014 N 67/2014-ОЗ) гражданам, проработавшим в тылу в период с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года не менее шести месяцев, исключая период работы на временно оккупированных территориях СССР, либо награжденные орденами и медалями СССР за самоотверженный труд в период Великой Отечественной войны, гарантируется:

бесплатное получение земельных участков для индивидуального жилищного строительства в размерах, определяемых законом Астраханской области и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления;

сохранение права на получение медицинской помощи в медицинских организациях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в государственных медицинских организациях Астраханской области в порядке, установленном Правительством Астраханской области;

преимущество при приеме в дома-интернаты для престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, внеочередной прием на обслуживание отделениями социальной помощи на дому;

оплата в размере 50 процентов стоимости лекарственных препаратов, приобретаемых по рецептам врачей в порядке и по нормам, определенным Правительством Астраханской области;

бесплатное изготовление и ремонт зубных протезов (кроме расходов на оплату стоимости драгоценных металлов и металлокерамики) в медицинских организациях государственной системы здравоохранения или муниципальной системы здравоохранения, а также бесплатное обеспечение другими протезами и протезно-ортопедическими изделиями в порядке, определенном Правительством Астраханской области;

выплата ежемесячной денежной компенсации расходов на проезд всеми видами городского и пригородного пассажирского транспорта;

выплата ежемесячной адресной денежной компенсации расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг, при условии получения пенсии, размер которой ниже прожиточного минимума, установленного для пенсионеров в Астраханской области.

 


 

Глава 3. Социальная поддержка других категорий ветеранов

§ 1. Социальная поддержка ветеранов боевых действий

ветеран социальный поддержка

Обилие разных возможностей социальной поддержки и помощи различен законодателем в связи с тем, к какой из групп ветеранов выбранной категории относится претендующее на права и льготы лицо.

Ветеранам боевых действий предоставляются следующие возможности социальной помощи.

Льготы по пенсионному обеспечению в связи с законодательством.

В точности с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" пенсия за выслугу лет, пенсия по инвалидности военнослужащим назначаются в порядке, предусмотренном [9]Законом РФ от 12 февраля 1993 года. В выслугу лет для назначения пенсии входит служба:

1. Военная;

2. На должностях рядового и начальствующего состава в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе;

3. В органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

4. В учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;

5. В советских партизанских отрядах и соединениях;

Период рабочей деятельности в органах государственной власти и управления, гражданских министерствах, ведомствах и организациях с оставлением на военной службе или в кадрах Министерства внутренних дел РФ, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных препаратов, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы и пр.

В выслугу лет для назначения пенсии уволенным со службы офицерам и лицам начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ может засчитываться также время их учебы до определения на службу (но не более 5 лет) из расчета 1 год учебы за 6 месяцев службы.

В выслугу лет для назначения пенсий уволенным со службы военнослужащим, лицам рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы засчитываются на льготных условиях:

 1 месяц службы за 3 месяца:

- в составе 64-го истребительного авиационного корпуса, принимавшего участие в боевых действиях, в период с ноября 1950 года по июль 1953 года;

- в воинских частях, штабах и учреждениях, находившихся на территории Венгрии в период боевых действий в этой стране, - с 24 октября по 10 ноября 1956 года, а при получении в указанный период ранения, контузии или увечья - и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях;

- в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам летного состава независимо от их участия в боевых действиях в период с 1 января 1961 года по 31 декабря 1982 года;

на территории Республики Афганистан, а также в других странах, где велись боевые действия, если военнослужащие (в том числе проходившие службу по призыву), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы принимали участие в этих действиях, - с 1 декабря 1979 года и время непрерывного нахождения на излечении в лечебных учреждениях вследствие ранений, контузий, увечий или заболеваний, полученных в указанных странах, и пр.;

 1 месяц службы за 2 месяца в странах, армии которых вели боевые действия или оказывали военную помощь другим государствам, - командированным в эти страны военным специалистам (кроме летного состава) независимо от их участия в боевых действиях в период с 1 января 1961 года по 31 декабря 1982 года и пр.;

 1 месяц службы за 1,5 месяца в воинских частях, штабах и воинских учреждениях на территории бывшей Чечено-Ингушской Республики в период с 1 февраля 1992 года.

[10]Обеспечение за счет средств федерального бюджета жильем ветеранов боевых действий, нуждающихся в улучшении жилищных условий, вставших на учет до 1 января 2005 года. Ветераны боевых действий, вставшие на учет после 1 января 2005 года, обеспечиваются жильем в соответствии с жилищным законодательством Российской Федерации.

На практике вопрос о предоставлении жилья ветеранам боевых действий стоит очень остро в связи с нехваткой финансирования. Реализация прав ветеранов на получение жилья, как правило, осуществляется путем предоставления субсидий из бюджета. Вместе с тем расчетный размер предоставляемых субсидий редко соответствует рыночной стоимости жилплощади или рассчитан из крайне небольших площадей.

Первоочередная установка квартирного телефона. Порядок установки квартирного телефона регламентирован Постановлением Правительства РФ от 26 сентября 1997 года N 1235 "Об утверждении Правил оказания услуг телефонной связи" и является одной из разновидностей оказываемых услуг. Договор об оказании таких услуг заключается в порядке очередности подачи заявлений, при наличии технической возможности по зоне действия телефонной станции. Договор оформляется путем заполнения типовой формы в двух экземплярах и подписывается сторонами. Решения о внеочередном заключении договора об оказании услуг телефонной связи принимаются в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в данной области.

Преимущество при вступлении в жилищные, жилищно-строительные, гаражные кооперативы, садоводческие, огороднические и дачные некоммерческие объединения граждан.

Сохранение обслуживания в поликлиниках и других медицинских учреждениях, к которым указанные лица были прикреплены в период работы до выхода на пенсию, а также внеочередное оказание медицинской помощи по программам государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи в федеральных учреждениях здравоохранения (в том числе в госпиталях ветеранов войн) в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, а в поликлиниках и других медицинских учреждениях субъектов Российской Федерации - законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

[11]Государство гарантирует обеспечение ветеранов рассматриваемой категории протезно-ортопедическими изделиями. На основании названного Постановления обеспечение ветеранов техническими средствами и изделиями осуществляется, в частности, путем предоставления соответствующего технического средства (изделия). Заявление о предоставлении технического средства (изделия) подается ветераном в территориальный орган Фонда социального страхования по месту жительства.

Использование ежегодного отпуска в удобное для них время и предоставление отпуска без сохранения заработной платы сроком до 35 календарных дней в году. Данное положение налагает на работодателей дополнительные обязанности, в частности запрещено отказывать ветерану в предоставлении отпуска без сохранения заработной платы в пределах установленного размера; также работодатель обязан предоставить очередной оплачиваемый отпуск в любое удобное ветерану время.

Преимущественное пользование всеми видами услуг учреждений связи, культурно-просветительных и спортивно-оздоровительных учреждений, внеочередное приобретение билетов на все виды транспорта. Комментируемое положение предполагает обслуживание ветеранов в организациях и учреждениях без очереди.

Обучение по месту работы на курсах переподготовки и повышения квалификации за счет средств работодателя.

Прием вне конкурса в государственные образовательные учреждения высшего и среднего профессионального образования, на курсы обучения соответствующим профессиям. Соответствующие положения, как правило, включены в Правила приема учебных заведений.

Выплата специальных стипендий, устанавливаемых Правительством Российской Федерации, студентам из числа ветеранов боевых действий, обучающимся в указанных образовательных учреждениях.

[12]Выплата указанных стипендий производится также студентам, обучающимся в государственных образовательных учреждениях профессионального образования.

Ветеранам боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 5 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", предоставляется несколько меньший по сравнению с названной выше группой объем мер социальной поддержки.

Ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подп. 6 п. 1 ст. 3 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ "О ветеранах", вправе претендовать на еще меньший перечень мер оказываемой социальной поддержки.

Налоговые льготы ветеранам боевых действий предоставляются в форме:

освобождения от уплаты налога на имущество в соответствии со ст. 4 закона РФ от 09.12.1991 № 2003-1;

получения стандартного налогового вычета в размере 500 рублей за каждый месяц налогового периода при начислении НДФЛ согласно подп. 2 п. 1 ст. 218 НК РФ (если гражданин получил инвалидность, то размер вычета увеличивается до 3000 рублей);

уменьшения налоговой базы по земельному налогу на необлагаемую налогом сумму в размере 10000 рублей, согласно п. 5 ст. 391 НК РФ;

льгот по транспортному налогу, которые могут устанавливаться региональным законодательством.

 


§ 2.  Социальная поддержка ветеранов труда, военной и государственной службы

 

Ветеранами труда являются лица награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.

Ветеранами военной службы являются военнослужащие Вооруженных Сил СССР, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, в которых законодательством Российской Федерации предусмотрена военная служба, Объединенных Вооруженных Сил государств - участников Содружества Независимых Государств, созданных в соответствии с Уставом Содружества Независимых Государств, награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия, при условии, что общая продолжительность военной службы указанных военнослужащих составляет 20 лет и более, а также военнослужащие, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии, увечья или заболевания, полученных в связи с исполнением обязанностей военной службы. Указанные требования распространяются на военнослужащих, уволенных с военной службы в запас (отставку).

Согласно статьи 22 Федерального закона «О ветеранах», ветеранами государственной службы являются лица, в том числе уволенные с государственной службы в запас (отставку), награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия и имеющие стаж или выслугу лет, необходимые для назначения пенсии по старости, за выслугу лет или иных видов пенсионного обеспечения, пожизненного содержания за работу (службу) на государственных должностях Российской Федерации, государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Феде


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: