Основные направления психологической науки

Основные направления развития психологии в XX в.:

 

• бихевиоризм;

 

• психоанализ, или фрейдизм;

 

• гештальтпсихология;

 

• гуманистическая психология

 

• генетическая психология

 

• индивидуальная психология

бихевиоризм — это наука о поведении и способах влияния на него. Толмен

Бихевиористы считали, что сознания не существует, а разнообразные психические явления невозможно изучить, т.е. подвергнуть объективным методам исследования, так как либо нельзя доказать, что данные явления действительно есть, либо данные явления просто не доступны для изучения.

Психоанализ

 

Ни одно психологическое направление не приобрело столь широкую известность за пределами этой науки, как фрейдизм.

3. Фрейд назвал свое учение психоанализом — по имени метода, разработанного им для диагностики и лечения неврозов.

Второе название — глубинная психология — это направление получило название по своему предмету исследования, т.к. концентрировало свое внимание на изучении глубинных структур психики.

Гешталътпсихология – одно из крупнейших направлений зарубежной психологии, возникшее в Германии в первой половине XX в. и выдвинувшее программу изучения психики с точки зрения ее организации и динамики в виде особых неделимых образов – «гештальтов». Предметом изучения стали закономерности формирования, структурирования и трансформации психического образа. Первые экспериментальные исследования гештальтпсихологии были посвящены анализу восприятия и позволили в дальнейшем выделить ряд феноменов в этой области (например, соотношение фигуры и фона1. Главные представители этого направления – М. Вертгеймер, В. Келлер, К. Коффка.

 

Гуманистическая психология – направление зарубежной психологии, в последнее время бурно развивающееся и в России. Главным предметом гуманистической психологии является личность как уникальная целостная система, которая представляет собой не нечто заранее заданное, а «открытую возможность» самоактуализации, присущую только человеку. В рамках гуманистической психологии заметное место занимает теория личности, разработанная американским психологом А. Маслоу (1908–1970). Согласно его теории все потребности выстраиваются в своеобразную «пирамиду», в основании которой лежат низшие, а на вершине – высшие потребности человека (рис. 11. Ведущие представители этого направления: Г. Олпорт, К. Роджерс, Ф. Бэррон, Р. Мэй.

 

Генетическая психология – учение, разработанное Женевской психологической школой Ж. Пиаже (1896–1980) и его последователями. Предмет изучения – происхождение и развитие интеллекта у ребенка, главная задача – исследование механизмов познавательной деятельности ребенка. Интеллект исследуется как показатель индивидуального развития и как предмет действия, на основе которого возникает мыслительная деятельность.

Индивидуальная психология – одно из направлений психологии, разработанное А. Адлером (1870–1937) и исходящее из концепции наличия у индивида комплекса неполноценности и стремления к его преодолению как главного источника мотивации поведения личности.



Понятие о методологии. Методологические основания психологической науки.

Методология (от греч. methodos - «путь исследования» или «путь познания», logos - «учение» или «наука») - система принципов и способов организации и построения теоретической и прак­тической деятельности, а также учение об этой системе.

Психологическая наука при решении своих задач как теоретического, так и практического характера основывается на методологии. Методология опреде­ляет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия и др.

Психологическая наука при решении своих задач как теоретического, так и практического характера основывается на методологии. Методология опреде­ляет исходные принципы исследования, нормы и требования к использованию методов, правила оказания воздействия и др. Методология носит всеобщий характер, но она конкретизируется применительно к различным сферам практической и теоретической деятельности. В психологии такой сферой является психика, исследование которой предполагает разработку соответствующих методов. Без познания сути методологических основ научных исследований невоз­можно изучить проблему на высоком уровне обобщения, что и отличает научное знание от житейского.

Принципы психологии –основополагающие идеи, базисы психологической науки, определяющие способы познания психики и сознания.

 

Уровень частной методологии, или совокупность методов и методик психологии, содержание которых определяется более высокими уровнями методологии (общей и специальной)

 

В качестве общей методологии психологической науки выступает диалектико-материалистический подход к пониманию окружающего мира, роли и места психики в нем.

 

Отечественная психологическая наука исходит из того, что:

1. Окружающий нас реальный мир материален.

2. Материя первична, сознание вторично.

3. Материя находится в непрерывном движении, развитии.

4. Окружающий мир и психика прошли длительный путь эволюции




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: