Жизнь рыцаря после посвящения в мирное время

В мирное время после посвящения молодые рыцари как правило не оставались праздными: верные клятве вспомоществовать утесненным и уничтожать вредные обычаи, они странствовали по долам и горам, отыскивая приключения и везде справляясь, соблюдаются ли добрые обычаи. Кроме беспрестанных случаев участвовать на турнирах и в войне, странствующим рыцарям приходилось иногда, в местах уединенных, наказывать злодеяния, обуздывать насилие и быть полезными; таким образом осуществляли они те чувства справедливости и великодушия, которые им были внушены. 

Они изучали также церемониальные обычаи и этикеты каждого двора. Желание отличиться храбростью, талантами и знанием приличий побуждало их знакомиться с знаменитейшими принцами и принцессами, рыцарями и дамами; они старались узнать их историю и заучивали их лучшие деяния, чтоб по возвращении на родину передать все в поучительных, занимательных и приятных рассказах.

Часто несколько рыцарей, собравшихся при каком-нибудь дворе, при котором их пожаловали рыцарским званием или при котором они просто присутствовали на торжественных празднествах, соединялись и целым обществом задумывали странствия, называвшиеся поисками (quetes), или для отыскания какого-нибудь исчезнувшего рыцаря или дамы, попавшей в руки врагов, или для другого более высокого предприятия.

Во время таких благодетельных странствий рыцарь отдыхал в чужих замках, где его радушно принимали. На воротах и башенных шпилях подобных замков ставились золотые шлемы - условные знаки гостеприимства и пристанища, готового для странствующих рыцарей.

Год и один день - обыкновенный их срок для окончания предприятия. По данной ими клятве они обязаны были, возвратись домой или в сборное место, откровенно рассказать о своих похождениях, промахах и бедствиях.

Часто бывало так, что в своих странствиях рыцари не находили достаточно приключений, и поэтому по возвращении из странствий, да и во время странствий они придумывали их сами: они обнародовали, что в назначенном месте и в известное время они будут биться с каждым при таких и таких-то условиях для поддержания достоинства своего народа, чести своего короля и славы оружия. Это предложение называлось предприятием (emprise), а его исполнение - военным подвигом, поединком, потому что обыкновенно оно состояло в том, что защищали проход или на мосту, или дороге, или даже и на площади.

Во время поединков ломание копья возобновлялось ежедневно; ежедневно за битвами следовали танцы, концерты, игры и пиры. Эти поединки в мирное время были повсеместны.

Из странствий рыцарь возвращался в замок. Либо в замок патрона, либо в замок родителей, либо, если его родители были богаты, а сам он был знатным принцем, даже в собственный.

Жизнь рыцаря в замке

Жили рыцари в замках. Замок был главным оплотом рыцаря и его владений. Это был и дом, и крепость, и военный опорный пункт от посягательств врагов. Население замка — очень большое, так как дети вассалов воспитывались в доме сюзерена. Замки состояли обыкновенно из широких круглых или четырехугольных башен с зубчатыми платформами; иногда к башням приставлялись огромные камни, поддерживавшие бельведеры. Замки воздвигали на трудном природном месте. Сначала строили главную башню, обносили ее высокой стеной, по углам которой строили другие башни. Стена, ров и тын — главные элементы замка. Среди башен замка была одна главная – донжон, в ней жил владелец замка и его семья, донжон же еще и играл важное оборонительное значение – это была самая большая и прочная из башен. На первом этаже донжона как правило хранили припасы, на втором обычно размещался гарнизон, в зале, который находился этажом выше принимали пищу, а иногда и спали. Семья сеньора занимала самый верхний этаж.

Занятия рыцарей.

Жизнь рыцаря в замке протекала довольно скучно, рыцарь как можно чаще стремился покинуть его, будь это приглашение на турнир, выезд на охоту, либо просто в поле. Основными занятиями рыцарей в мирное время были: воспитание пажей и оруженосцев, пиры, устраиваемые в честь какого-то события, охота, турниры, игра в шахматы и триктрак. Начало лета — сезон развлечений: посвящение в рыцари. Свадьбы и турниры происходили весной — в Пасху, Троицын день. Тогда прерывалось монотонное течение жизни в замке. Всякий визит воспринимался с радостью — паломника, жонглера, менестреля, рассказывающего о подвигах короля Артура.

Рыцари любили закатывать пиры. Делалось это либо в честь какого-нибудь праздника, либо, когда замок посещал какой-нибудь гость: будь это странствующий рыцарь, паломник, жонглер, менестрель.   

Любимое занятие рыцарей — охота. Уже юные рыцари привлекались к участию в охоте. Она устраивалась во всякое время года. Охота была не только страстью, но и необходимостью. Ведь дичь к столу поставлялась за счет охоты, которая была регламентирована. Но цель охоты не только поиски мяса. Иногда речь шла о том, чтобы уничтожить свирепых диких животных (волков, медведей), угрожающих птичникам, или даже самим крестьянам.

Огромной была роль соколиной охоты, введенной в Западной Европе в XI в. Это трудное дело, которому рыцарь посвящал долгие часы. Нужно было уметь поймать птицу, вскормить ее, научить слушаться жестам и свисткам, узнавать добычу. Сокол — любимое развлечение рыцаря. Это очень благородная птица. Купить сокола дорого, подарить сокола — большая роскошь. Смерть сокола — большая потеря для хозяина.

Другое развлечение феодала — игра в шахматы. Шахматы были огромных размеров, делались из дерева или металла. Вначале они были монохромными, чаще всего белыми. В шахматы часто разыгрывали судьбу армии, пленника. Это был любимый спорт средневековых рыцарей.

Настоящим праздником для рыцарей были турниры. Многие рыцарские романы повествуют о турнирах. Для рыцаря турнир — предлог покинуть свой замок, сменить однообразное течение жизни. Несмотря на запреты церкви, мода на турниры была велика. «Божьи миры» ограничивали турнирную деятельность. В XI-XIII веках церковь особенно резко выступала против турниров. Во время турниров часто возникали злые ссоры, а рыцари, участвуя в турнирах, отвлекались от главного своего дела — борьбы против неверных в Святой Земле. Турниры устраивались для возбуждения у рыцарей воинственного духа и уважения к даме. Турниры происходили у одинокой крепости, на границе двух фьефов или княжеств. Турнир состоял из трех частей: вначале конные ристания, цель которых — выбить противника из седла, затем — битва мечами, затем метание копий и стрел. Победителем считался тот, кто, сломив три копья, наносил противнику опасный удар. Затем следовала осада деревянных замков. Необходимо было соблюдать правила турнира: нельзя сражаться вне очереди, бить врага иначе, чем в лицо и грудь, продолжать бой после того, как противник открыл забрало. Приговор произносили коронованные особы — старейшины и особо избранные судьи. Иногда это поручалось прекрасной даме, она же вручала награду достойнейшему. Победитель турнира отбирал у противника лошадь и оружие, брал его в плен или требовал выкуп. После вручения награды победителя вели во дворец, где дамы его разоружали и устраивали пир. 

В идее турниров содержалось высокое этическое начало. Лишь рыцари с незапятнанной репутацией могли участвовать в турнире. Рыцарь на турнире выступал со значком, полученным из рук своей дамы, если значок падал или доставался противнику, то дама бросала новый. Последний удар наносился в честь Дамы.

Рыцарь на войне

Воевали рыцари очень храбро, очень мужественно, очень отважно, рвались в бой сломя голову, бились всегда до последнего, предпочитали умереть на поле боя, но не отступить перед врагом. Страшнейшим обвинением для рыцаря было обвинение в недостатке храбрости. Отступить для рыцаря означало уронить честь, поэтому они почти никогда в бою не отступали, а если и отступали, то для этого были очень серьезные причины. В бою рыцари старались вести себя достойно, как предписывала им рыцарская мораль, но так получалось не всегда особенно в пылу битвы. Так, рыцари и нападали сзади, и убивали безоружного противника, и добивали раненного.

Рыцарская честь понималась весьма своеобразно. Устав тамплиеров, например, разрешал рыцарю нападать на противника спереди и сзади, справа и слева, везде где можно нанести ему урон. Но если противнику удавалось заставить отступить хоть нескольких рыцарей, их соратники, заметив это, как правило, ударялись в паническое бегство, которое не в силах был остановить ни один полководец.

В сражениях помимо рыцарей участвовала также и пехота – каждый рыцарь приводил с собой слуг, вооруженных копьями и топорами, да и крупные владетели нанимали большие отряды лучников и арбалетчиков. Но до XIV в. исход сражения всегда определяли немногие господа-рыцари, многочисленные же слуги-пехотинцы были для господ хоть и необходимым, но лишь подспорьем. Рыцари их в расчет вообще не принимали. Горя нетерпением сразиться с достойным противником, то есть рыцарем же, они топтали конями мешающих им своих же пеших воинов. С таким же равнодушием рыцари относились и к всадникам без доспехов, лишь с мечами и легкими копьями. В одной из битв, когда на группу рыцарей налетел отряд легких всадников, они даже не сдвинулись с места, а просто перекололи своими длинными копьями лошадей противника и только тогда поскакали на достойного врага: рыцарей. Вот тут-то и происходил настоящий бой: два закованных в железо всадника закрытых щитами, выставив вперед длинные копья, сшибались с налета. Если же доспехи выдерживали, а копья ломались, начиналась рубка на мечах. Вот ради такого боя и жили рыцари. В такой бой они кидались очертя голову, забыв об осторожности, об элементарном строе, нарушая приказы командующих. При малейшем признаке победы рыцарь кидался грабить лагерь врага, забывая обо всем, - и ради этого тоже жили рыцари. Недаром некоторые короли, запрещая бойцам ломать боевой порядок при наступлении и ход битвы из-за грабежа строили перед боем виселицы для несдержанных вассалов. Бой мог быть довольно долгим. Ведь он распадался обычно на нескончаемое количество поединков, когда противники гонялись друг за другом.

Таково было храброе, яростное, настойчивое, упорное и безудержное поведение рыцаря в бою.

Во второй половине XV в. начался закат рыцарской идеологии и рыцарства. Тогда же стали активно применять порох. Сначала он применялся лишь для того, чтобы взрывать стены крепостей. В результате могучие рыцарские замки перестали быть неуязвимыми. Затем применение пороха привело и к изменению методов войны, и к снижению роли конницы. Рыцарство перестает играть важную роль в жизни общества. Тогда же приходит в упадок и рыцарская идеология.

Однако в течение многих столетий рыцарство было важным жизненным идеалом средневекового общества, а рыцарский образ жизни и стиль поведения был важнейшим моральным эталоном средневековой аристократии. Рыцарство, как и прочие сословия, было необходимым элементом средневекового общества, обеспечивая стабильность социальной структуры, в которой «воюющие» были так же важны, как и «молящиеся» или «работающие». [9, c.30]

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: