ПСИХОЛОГИЯ
Практическое занятие № 7
Тема: социальные роли И УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ
Разведите понятия «Роль» и «Статус», в чем основные отличия? Приведите пример конвенциональных и психологических ролей.
Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.
Роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).
Два социальных термина взаимосвязаны, но суть у каждого из них своя. Отличие статуса от роли заключается в том, что под первым понятием подразумевается определенное состояние или некий уровень, а под вторым – действия, поведение. Иными словами, роль можно считать динамичной стороной статуса.
Конвенциональные роли – возникшие по договорённости. Это роль, которая определяется правом, моралью, традицией для любого носителя данной роли. Пример – роль матери, отца, мужа, ребёнка и пр. Деятельность человека в этих ролях определяется и защищается законом. Такие роли поддерживаются также моралью, правом, традицией и религией.
Каким образом выполнение социальных ролей влияет на развитие и функционирование личности? Приведите примеры.
Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений). Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.
3. Гендерные роли как социальные конструкты:
· различие понятий «пол» и «гендер»;
Пол описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.
Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.
Разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, гендер же – психологическим, а, следовательно, культурным феноменом.
· приведите примеры мускульных, фемининных, андрогинных форм поведения.
Мускулинные -в античные времена наряду с физической силой и мощным волевым началом обязательными считались знание и любовь к поэзии, философии, творчеству. А в Средневековье качествами настоящего мужчины являлись беспощадность, властность, жесткость и даже враждебность.
Феменинная - В период матриархата женщины выполняли жреческие функции и играли ведущую роль в жизни общества.
Анрогинная - женщина может быть строгим начальником на работе и нежным партнером в постели. А сильный, решительный, работящий мужчина может с удовольствием заниматься воспитанием детей, играть с ними. Спортивная женщина с аналитическим мышлением, техническим складом ума может быть очень нежной, грациозной, покладистой, когда это нужно.
· соберите пословицы и поговорки и проанализируйте, как в них представлены роли мужчин и женщин.
В человеческой культуре статус женщины двойствен: либо по отношению к ней проявляется крайнее отрицание и обесценивание («Курица не птица, баба – не человек»), либо – возвеличивание до недосягаемой высоты («Чего хочет женщина, того хочет бог»).
Представьте в виде аналитической таблицы ролевую структуру личности с точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн)
| Позиция | Язык тела | Речь | Типичные выражения | Поведение |
| Руководитель-критик | Руки скрещены, ноги широко расставлены или корпус откинут назад, лоб нахмурен, рот сжат, отчужденное выражение лица, возможно указующее движение рук | Громкая или тихая, твердая, с нажимом, высокомерная, насмешливая, повелительная | «Это следует сделать», «Так нельзя!», «Я знаю, что говорю», «Сколько можно!» | Оценивает, указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает |
| Руководитель-опекун | Открытые руки, корпус наклонен к партнеру, похлопывание по плечу или поглаживание руки; заботливое, ободряющее выражение лица | Теплая, сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая | «С кем не бывает», «Это не страшно», «Я вам помогу», «Хорошо, молодец!» | Утешает, подбадривает, советует, помогает, сочувствует, заботится, покровительствует |
| Взрослый | Корпус прямой, слегка наклонен к партнеру, жесты подкрепляют мысли, выражение лица меняется, но остается заинтересованным, взгляд открытый. | Спокойная, уверенная, без страстей и эмоций. | Высказывания по предмету. Допускает возможность обсуждения: «Возможно...», «Если сравнить...», «Я думаю...» | Заинтересованное, внимательное, объективное, поиск вариантов. |
| Ребенок-бунтарь | Поза напряженная, угрожающая, голова опущена, выражение лица упрямое или угрюмо отсутствующее. | Гневная, громкая, упрямая, угрюмая. | «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «А вы сами что!» | Протест, агрессивность. |
| Ребенок забитый | Поза слуги, плечи опущены, склоненная голова, кусает губы, выражение лица потерянное, с оглядкой на других, тактичное. | Нерешительная, подобострастная, покорная, нудная. | «Я хотел бы...», «Я попробую...», «Я правильно сделал...», «Что же мне делать?», «Я, наверное, не смогу» | Неуверенное, обиженное, нуждающееся в поддержке, подавленное. |
| Ребенок свободный | Позы свободные, жесты экспрессивные, выражение лица воодушевленное, блеск в глазах, любопытство, слезы. | Громкая, быстрая и горячая, эмоциональная, непринужденная. | «Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ужасно!» | Спонтанное, игривое, раскованное, веселое, забавное, эгоистичное, мечтательное, естественное, творческое. |
5.
| Эго-состояние | Характеристика | Примеры функционирования |
| Состояние - Родитель | Контролирующий - для этого состояния характерно наличие запретов, ограничений, указаний. Есть здесь и система наказаний за проступки. Заботливый -находясь в таком состоянии, человек расслабляется, отдыхает, заботится о других. | - |
| Состояние-Взрослый | Человек не настолько эмоциональный, как дети, но при этом и не подчиняется установкам и ограничениям родительских образов. | - |
| Состояние-Ребенок | В отличие от «родителя», для которого характерны указания и запреты, для «ребенка» характерны чувства, эмоции, удовлетворение потребностей. Сюда же относятся мечты, желания, фобии. | - |
Дайте характеристику видов трансакций с учетом ролевых позиций по Э. Берну, возникающих в процессе взаимодействия между людьми






