Представьте в виде аналитической таблицы ролевую структуру личности с точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн)

ПСИХОЛОГИЯ

Практическое занятие № 7

Тема: социальные роли И УСТАНОВКИ ЛИЧНОСТИ

Разведите понятия «Роль» и «Статус», в чем основные отличия? Приведите пример конвенциональных и психологических ролей.

Статус – положение личности в обществе, устанавливаемое в терминах прав, обязанностей, привилегий и свобод, которые она получает благодаря своему положению. Действия большинства людей направлены на сохранение или повышение своего личного статуса.

Роль – это модель поведения личности, направленная на выполнение прав и обязанностей, соответствующих принятым нормам и обусловленная статусом (ожидаемое поведение, обусловленное социальным статусом).

       Два социальных термина взаимосвязаны, но суть у каждого из них своя. Отличие статуса от роли заключается в том, что под первым понятием подразумевается определенное состояние или некий уровень, а под вторым – действия, поведение. Иными словами, роль можно считать динамичной стороной статуса.

       Конвенциональные роли – возникшие по договорённости. Это роль, которая определяется правом, моралью, традицией для любого носителя данной роли. Пример – роль матери, отца, мужа, ребёнка и пр. Деятельность человека в этих ролях определяется и защищается законом. Такие роли поддерживаются также моралью, правом, традицией и религией.

Каким образом выполнение социальных ролей влияет на развитие и функционирование личности? Приведите примеры.

       Процесс развития личности включает в себя освоение социальных ролей и навыков коммуникации (создания, поддержания и развития качественных отношений). Именно через различные социальные роли проявляется и развивается личность. Освоение новой роли может кардинально изменить жизнь. Успешная реализация основных для человека социальных ролей создаёт ощущение счастья и благополучия. Чем больше социальных ролей человек способен воспроизвести, тем лучше он приспособлен к жизни, тем более он успешен. Ведь счастливые люди имеют хорошую семью, успешно справляются со своими профессиональными обязанностями. Принимают активное и сознательное участие в жизни общества. Дружеские компании, увлечения и хобби значительно обогащают жизнь человека, но не могут компенсировать неудачи в реализации значимых для него социальных ролей.

3. Гендерные роли как социальные конструкты:

· различие понятий «пол» и «гендер»;

Пол описывает биологические различия между людьми, определяемые генетическими особенностями строения клеток, анатомо-физиологическими характеристиками и детородными функциями.

Гендер — социально-психологическая характеристика личности, пол с социальной точки зрения.

Разница между полом и гендером состоит в том, что пол является биологическим, гендер же – психологическим, а, следовательно, культурным феноменом.

 

· приведите примеры мускульных, фемининных, андрогинных форм поведения.

Мускулинные -в античные времена наряду с физической силой и мощным волевым началом обязательными считались знание и любовь к поэзии, философии, творчеству. А в Средневековье качествами настоящего мужчины являлись беспощадность, властность, жесткость и даже враждебность.

Феменинная - В период матриархата женщины выполняли жреческие функции и играли ведущую роль в жизни общества.

Анрогинная - женщина может быть строгим начальником на работе и нежным партнером в постели. А сильный, решительный, работящий мужчина может с удовольствием заниматься воспитанием детей, играть с ними. Спортивная женщина с аналитическим мышлением, техническим складом ума может быть очень нежной, грациозной, покладистой, когда это нужно.

· соберите пословицы и поговорки и проанализируйте, как в них представлены роли мужчин и женщин.

В человеческой культуре статус женщины двойствен: либо по отношению к ней проявляется крайнее отрицание и обесценивание («Курица не птица, баба – не человек»), либо – возвеличивание до недосягаемой высоты («Чего хочет женщина, того хочет бог»).

Представьте в виде аналитической таблицы ролевую структуру личности с точки зрения трансактного анализа (Эрик Берн)

Позиция Язык тела Речь Типичные выражения Поведение
Руководитель-критик Руки скрещены, ноги широко расставлены или корпус откинут назад, лоб нахмурен, рот сжат, отчужденное выражение лица, возможно указующее движение рук Громкая или тихая, твердая, с нажимом, высокомерная, насмешливая, повелительная «Это следует сделать», «Так нельзя!», «Я знаю, что говорю», «Сколько можно!» Оценивает, указывает, ищет виновных, обвиняет, наказывает
Руководитель-опекун Открытые руки, корпус наклонен к партнеру, похлопывание по плечу или поглаживание руки; заботливое, ободряющее выражение лица Теплая, сочувствующая, успокаивающая, подбадривающая «С кем не бывает», «Это не страшно», «Я вам помогу», «Хорошо, молодец!» Утешает, подбадривает, советует, помогает, сочувствует, заботится, покровительствует
Взрослый Корпус прямой, слегка наклонен к партнеру, жесты подкрепляют мысли, выражение лица меняется, но остается заинтересованным, взгляд открытый. Спокойная, уверенная, без страстей и эмоций. Высказывания по предмету. Допускает возможность обсуждения: «Возможно...», «Если сравнить...», «Я думаю...» Заинтересованное, внимательное, объективное, поиск вариантов.
Ребенок-бунтарь Поза напряженная, угрожающая, голова опущена, выражение лица упрямое или угрюмо отсутствующее. Гневная, громкая, упрямая, угрюмая. «Не буду!», «Не хочу!», «Почему я?», «А вы сами что!» Протест, агрессивность.
Ребенок забитый Поза слуги, плечи опущены, склоненная голова, кусает губы, выражение лица потерянное, с оглядкой на других, тактичное. Нерешительная, подобострастная, покорная, нудная. «Я хотел бы...», «Я попробую...», «Я правильно сделал...», «Что же мне делать?», «Я, наверное, не смогу» Неуверенное, обиженное, нуждающееся в поддержке, подавленное.
Ребенок свободный Позы свободные, жесты экспрессивные, выражение лица воодушевленное, блеск в глазах, любопытство, слезы. Громкая, быстрая и горячая, эмоциональная, непринужденная. «Я хочу!», «Здорово!», «Прекрасно!», «Великолепно!», «Ужасно!» Спонтанное, игривое, раскованное, веселое, забавное, эгоистичное, мечтательное, естественное, творческое.

5.

Эго-состояние Характеристика Примеры функционирования
Состояние - Родитель Контролирующий -  для этого состояния характерно наличие запретов, ограничений, указаний. Есть здесь и система наказаний за проступки. Заботливый -находясь в таком состоянии, человек расслабляется, отдыхает, заботится о других. -
Состояние-Взрослый Человек не настолько эмоциональный, как дети, но при этом и не подчиняется установкам и ограничениям родительских образов. -
Состояние-Ребенок В отличие от «родителя», для которого характерны указания и запреты, для «ребенка» характерны чувства, эмоции, удовлетворение потребностей. Сюда же относятся мечты, желания, фобии. -

 

Дайте характеристику видов трансакций с учетом ролевых позиций по Э. Берну, возникающих в процессе взаимодействия между людьми

 




double arrow
Сейчас читают про: