Тема:Психическое развитие в дошкольном возрасте

                                                 Задание 3

 Кризис – это переломная точка на кривой детского развития, отделяющая один возраст от другого. Кризис представляет цепь внутренних изменений ребёнка при относительно незначительных внешних изменениях. Кризис 7 лет может проходить в 6-6, 5-7-7,5 лет и зависит от индивидуального развития ребёнка. Сущностью всякого кризиса является перестройка внутреннего переживания, перестройка, которая коренится в изменении основного момента, определяющего отношение ребенка к среде, именно в изменении потребностей и побуждений, движущих поведением ребёнка. То, что для ребёнка было существенно важным, направляющим, становится относительным и неважным на следующей ступени. Иное начинает интересовать ребёнка, иная деятельность возникает у него, и перестраивается сознание ребёнка, если сознание понимать как отношение ребёнка к среде.

Внутреннее развитие совершается всегда так, что мы имеем здесь единство личностных и средовых моментов, т. е. всякий новый шаг в развитии непосредственно определяется предшествующим шагом, всем тем, что уже сложилось и возникло в развитии на предшествующей стадии. Семилетний возраст – поворотный пункт в развитии, т. е. внутренний ход детского развития завершил какой-то цикл и переход к следующему циклу будет обязательно переломным. Один возраст как-то перестраивается, чтобы дать начало новому этапу в развитии. Очень резко меняется и становится более трудным в воспитательном отношении, чем прежде.

Основная симптоматика кризиса: 1) Потеря непосредственности. Ребёнка 7 лет отличает прежде всего утрата детской непосредственности и наивности; в поведении, в отношениях с окружающими он становится не таким понятным во всех проявлениях, каким был до этого. Между желанием и действием вклинивается переживание того, какое значение это действие будет иметь для самого ребенка. 2) Манерничанье. Ребенок что-то из себя строит, что-то скрывает (уже душа закрыта). Ребёнок начинает манерничать, капризничать, ходить не так, как ходил раньше. В поведении появляется что-то нарочитое, нелепое и искусственное, какая-то вертлявость, поясничанье, клоунада; ребёнок строит из себя шута. 3) Симптом "горькой конфеты". Ребенку плохо, но он старается этого не показать. Возникают трудности воспитания, ребенок начинает замыкаться и становится неуправляемым. Самой существенной чертой кризиса семи лет можно было бы назвать начало дифференциации внутренней и внешней стороны личности ребёнка. Утеря непосредственности означает привнесение в наши поступки интеллектуального момента, который вклинивается между переживанием и непосредственным поступком, что является прямой противоположностью наивному и непосредственному действию, свойственному ребёнку. Восприятие не происходит отдельно от наглядного мышления. Процесс наглядного мышления совершается в единстве со смысловым обозначение вещей – восприятием их как представителей определенного класса вещей, т. е. их обобщение. Существенная черта восприятия - структурность, т.е. восприятие представляет собой образ, внутри которого существуют различные части. Мы воспринимаем не только соседство предметов или смежность их, но и всю действительность со смысловыми связями и отношениями.

В 7-летнем возрасте возникает такая структура переживаний, когда у ребёнка возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, т. е. семилетка открывает сам факт своих переживаний. Благодаря этому выступают некоторые особенности, характеризующие кризис семи лет.

1. Переживания приобретают смысл (сердящийся ребенок понимает, что он сердит), благодаря этому у ребенка возникают новые отношения к себе. 2. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение, логика чувств. У ребёнка возникает обобщение чувств, т.е., если с ним много раз случалась какая-то ситуация, у него возникает аффективное образование, характер которого так же относится к единичному переживанию или аффекту, как понятие относится к единичному восприятию или воспоминанию. Уровень наших запросов к самим себе, к нашему успеху, к нашему положению возникает именно в связи с кризисом семи лет.

Такие новообразования, как 1.самолюбие, 2.самооценка, остаются, а симптомы кризиса (манерничанье, кривляние) переходящие. Возникает острая борьба переживаний. Внутренняя борьба (противоречия переживаний и выбор собственных переживаний) становится возможна только теперь. Главное психическое новообразование, к которому приводит кризис семи лет - способность и потребность в социальном функционировании. Ребенок стремиться получить определенную социальную позицию – позицию школьника. В кризисе семи лет дошкольные переживания изменяются на школьные, - значит возникло новое единство средовых и личностных моментов, т. е. делают возможным новый этап развития – школьный возраст. Взрослые недостаточно изучают внутреннее отношение ребёнка к окружающим людям, взрослые не рассматривают его как активного участника социальной ситуации. Раньше всего надо изучить, что среда означает для ребёнка, каково отношение ребёнка к отдельным сторонам этой среды. Среда становится с точки зрения развития совершенно иной с той минуты, когда ребёнок перешёл от одного возраста к другому. Существенна не сама по себе ситуация, взятая в её абсолютных показателях, а то, как ребёнок переживает  эту ситуацию. В переживании ребёнка сказывается то, в какой мере все его свойства, как они сложились в ходе развития, участвуют здесь в определенную минуту.

Советы родителям: 1. Учите ребенка управлять своими эмоциями, на своем собственном примере. 2. Проявляйте внимание к ребенку, показывайте ему 7свою любовь, поощряйте хорошее поведение, интересуйтесь его дружескими отношениями, давайте советы, спрашивайте у него (общайтесь с ним на равных). 3. Проверьте уровень знаний ребенка, как ребенок готов к школьному обучению, на сколько он психологически, интеллектуально и морально готов к школе. 4. Подготовьте ребенка к смене образа жизни и к новой для него роли, роли - школьника.

                                                            Задание 6

Возникновение личного сознания. Д. Б. Эльконин (1989) в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольного возраста выделял возникновение личного сознания, т. е. появление своего ограниченного места в системе отношений со взрослыми, стремление к осуществлению общественно значимой и общественно оцениваемой деятельности (Л. В. Финькевич, 1987). Если спросить ребенка трех лет: «Ты какой?», он ответит: «Я большой». Если же спросить ребенка семи лет: «Ты какой?», он ответит: «Я маленький».

У дошкольника возникает осознание возможностей своих действий, он начинает понимать, что не все может (начало самооценки). Говоря о самосознании, часто имеют ввиду осознание ребенком своих личных качеств (хороший, добрый, злой и т. п.). В данном случае речь идет об осознании своего места в системе общественных отношений.

                                                        Задание 9.

 О каком новообразовании дошкольного возраста идет речь в данном примере?

Д.Б. Эльконин приводит в своих исследованиях историю одного хромого мальчика, который в дошкольном возрасте любил играть с ребятами в футбол. Естественно неудачи и насмешки сверстников огорчали его, но несмотря на это, он каждый раз при первой возможности устремлялся во двор и присоединялся к играющим ребятам. Несмотря на то, что занятие для него было малоуспешным, чувство своей неполноценности у него не было. И вот в 7 лет он впервые отказался от игры в футбол, осознав свою несостоятельность в этом деле.

В семь лет возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях: ребёнок открывает сам факт их существования. К кризису семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или "логика чувств".

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, уровень запросов к своему успеху возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и обобщение своих переживаний. Эти образования начинают опосредовать действия и поступки ребёнка. В этом возрасте значительно расширяется жизненный мир ребёнка.

                                                          Задание 12.

 Прочитайте описания. Чем отличаются эти две ситуации? Определите возраст каждой девочки. Какой ключевой признак помогает определить возраст? 1.Девочка качает куклу. «Ты кто?»- спрашивает воспитатель. «Света»- отвечает девочка. 2.Девочка качает куклу. «Ты кто?»- спрашивает воспитатель. «Я мама Света, а это моя дочка - Катя» - отвечает девочка.

Решение: Девочка качает куклу - это ключевой признак, определяющий возраст обеих. Обе девочки совсем еще дети. Уже в 1 - 1,5 года девочки начинают качать в руках куклу. Можно предположить, что в первом случае девочке от 1 до 2-х. Во втором же случае девочке более 2-х лет.

Девочка считает себя мамой куклы Кати, значит, она играет в ролевую игру «Дочки-матери». В основном дети только к двум годам начинают играть в ролевые игры. 2 возраст девочки в первой ситуации 3-5 (в детском садике) во 2 ситуации человек взрослый.

1 в первой ситуации воспитательница обращается к девочке а во в 2 к маме девочки

2 возраст девочки в первой ситуации 3-5 (в детском садике) во 2 ситуации человек взрослый

3 ответ на " Ты кто " "" я мама, а это дочь Катя """ " Света *

 

                                Задания 15                                                                                                                           Для этого надо включить детей в деятельность, активизирующую как сознание, так и чувства.                                                                                                                               Разнообразны конкретные методы и используемые средства: совместное чтение интересных книг, обращение при ребенке к семейной библиотеке в поисках решения возникшей проблемы, просмотр фильмов о школе, рассказы родителей о своих учителях, показ фотографий, связанных со школой, знакомство с пословицами, в которых славится ум, подчеркивается значение учения и т. д.Причина из-за того что она не смогла привыкнуть в школу потому что там она встретила новых друзей и нового учителя и в школе учиться не так легко как в детском саду. Когда Таня училась в детском саду она училась хорошо и ее родители не обращали на нее внимания только они хвастывались ее рисунками которых она нарисовала. И ещё наверное её родители давили на неё не давали времени ей делать домашние задания и они сами не занимались с ней считая что она умничка. И после этого она не смогла привыкнуть к новому обучению. Чтобы Таня хорошо училась в дальнейшем её нужно направить к учёбе с помощью их родителей с помощью учителя и с помощью одноклассников. В первую очередь родители должны ей дать свободное время чтобы она делала домашнее задание и нужно ей уделять по больше времени. Нужно посоветоваться с её учителем как там она учится какая у неё успеваемость чем она занимается во время перемены с кем она дружит. И после этого ей должны помочь ещё и друзья и учителя. И главное она сама должна хотеть этого чтоб у неё был интерес к учёбе. Если у неё нету интереса к учебе то все эти старания могут быть бес толку.            


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: